город Тотьма

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Ответить
Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

город Тотьма

Сообщение Железный дорожник »

год основания - 1137
река - место слияния рек Сухона и Пёсья Деньга
районный центр Тотьменского района Вологодской области

Первое упоминание о Тотьме относится к 1137 году. Согласно грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, Тотьма должна платить сорок куньих мехов новгородскому епископу Нифонту в казну Софийского собора.
Город отражал набеги казанских татар, собирал рать на войну с поляками, видел опричнину и крестьянские бунты.
В 1780 году Тотьма стала уездным городом Вологодской губернии.
Собственно говоря город требует отдельного посещения. В Тотьме я оказался по служебной надобоности - до города 60 км, но именно в Тотьме находится ближайший банкомат Сбербанка да и точки продаж сотовой связи.
за домом виден купол церкви Рождества Христова
Изображение

Входо-Иерусалимская церковь, в настоящее время здесь размещен музей мореходства
Изображение

кто хорошо помнит многосерийный телефильм "Россия молодая" - если помните в одной из серий архиепископ Афанасий и Ивлеев говорят о стрельцах, которые идут от Москвы к Архангельску - В Тотьме выпьют, в Устюге опохмеляться.
Смысл в том, что до Тотьмы струги волоком с Волги тащили, далее по воде по Сухоне и Северной Двине в Архангельск...
Тотьма была перекрестием многих торговых путей и потому центр города имеет характерную купеческую застройку
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

центральная площадь города
Изображение

памятник мореходам российским
Изображение

зимний закат в Тотьме, тут в кадр и наша служебная многострадальная Нива попала :)
Изображение

вид на Рождественскую и Входо-Иерусалимсую церкви
Изображение

река Пёсья Деньга
Пёсья Деньга — протекает в Тотемском районе Вологодской области. Устье реки находится в 277 км по левому берегу реки Сухона в черте города Тотьма. Длина реки составляет 26 км.
Исток находится в болотах в 16 км к северо-западу от Тотьмы. Пёсья Деньга течёт на юго-восток. В верхнем и среднем течении населённых пунктов на реке нет, в нижнем течении река протекает через находящиеся неподалёку от Тотьмы деревни Лунево, Останинская, Ивойлово, Молоково, Притыкино, Чоботово (Муниципальное образование «Пятовское»). Впадает в Сухону в южной части города Тотьма.

PS Вот мы нередко жалуемся на короткие стоянки теплоходов в городах. А как быть, когда из получаса в городе 25 минут потрачено на служебные дела :)...
Орда не дремлет! Орда зла!

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: город Тотьма

Сообщение yan »

Пётр, привет !
Спасибо за рассказ об интересном малоизвестном городе.

Кстати, архитектура церкви на твоих фотогрфиях в этот раз похожа на архитектуру церквей во Франконских городах Аугсбурге и Вюрцбурге. Особенно похоже на какие-то места именно в Аугсбурге (Южная Франкония) - вот такое необычное сравнение.

Как складывалась история этого небольшого города в исторический период после декабря 1237 года ?

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: город Тотьма

Сообщение Железный дорожник »

Ян, каменные церкви для северо-запада России стали типичны только в 17-18 веке. Основной стройматериал здесь всегда было дерево. Что же касается со сходством с германскими храмами - вполне возможно. Не будем забывать что с приходом к власти династии Романовых немецкое и вообще иностранное влияние на русскую культуру весьма усилилось. Кроме того, когда конфликт со Швецией (окончательно шведский вопрос будет фактически решен только после Полтавской баталии) стал усиливаться, Новгородцы массово стали уходить на северные земли. По сути Архангельск, Холмогоры, Мудьюг, Вологда и т.п стали новым местом жительства новгородцев. Не мало повлияла и реформа патриарха Никона. Так что все эти факторы + давние торговые связи с германцами могли оказать подобное влияние на архитектуру поздней допетровской и постпетровской эпох.
Кстати искусствоведы тотьменские соборы выделют в отдельный стиль "тотьменского барокко". Что это - точно пока сказать не могу - надо поизучать литературу.
Орда не дремлет! Орда зла!

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: город Тотьма

Сообщение Железный дорожник »

...на излете второй месяц моей деревенской жизни в Вологодской области :)
В силу служебной надобности регулярно бываю в Тотьме, поэтому некоторые фотодобавления
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

памятник Ф. М. Вахрушову
Изображение

Тотьма - город речников и мореходов. Один из жилых домов. Видимо строился на деньги Сухонского пароходства
Изображение

в Тотьме как минимум два музея - музей мореходства и дом-музей Ивана Кускова - русского мореплавателя, основателя города Форт Росс в Северной Калифорнии, самого южного русского поселения в Северной Америке. Увы, как и в музей мореходства не попал - оба музея работают только по будням
памятник И. Кускову
Изображение

кусты шиповника у дома - невольно вспомнился романс Кончиты из "Юноны и Авось"...
Изображение

дом-музей Ивана Кускова
Изображение

деревянный склад - такие в крупных городах все же редкость
Изображение

на заднем плане - музей мореходства
Изображение
Орда не дремлет! Орда зла!

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: город Тотьма

Сообщение yan »

Пётр, спасибо большое за красивое и интересное продолжение фоторассказа о необычном городе !

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

снимаем Тотьма сцена 1 дубль 2 - Внимание, МОТОР!

Сообщение Железный дорожник »

"Лирическое отступление Толика №раз" или вместо предисловия.

Сегодня я невольно чуствовал себя в шкуре героя песни В. Высоцкого
...Уж если я чего решил,
Так выпью обязательно.
Но к этим шуткам
Отношуся я очень отрицательно...
Ситуация вот в чем - героицский поселок Юбилейный находится в 4 км от трассы Р7. Причем пройти их, совершив приятную прогулку нереальной - на пути цеха компрессорной станции, охранная зона нефте и газопровода, две базы строителей, сварочная площадка, где варят плети из труб и еще черт знает что. Не говоря о двух фермах. Ну и небольшой речки Тиксна. Она конечно курице по щиколотку (межень), но идти то приятней по мосту.
Вообщем пересекать все это "великолепие" надо по убитой бетонке, которая после недавних дождей превратилась в "минное поле" - проезжающие мимо многотонные Татры, КАМАЗы, Уралы и всякая мелочь россыпью так и норовит обдать из всех вые... выбоин водой, причем весьма долекой от кристальной чистоты.
Но выяснилось - вроде как есть маршрутка, ходит по утрам до Тотьмы. И чуть ли не каждый день. Выяснилось, что ходит то она как ... В общем нерегулярно.
Но "...если я чего решил...", поэтому в Тотьму любой ценой. В край - можно даже на такси. Этот вариант оставил как НЗ. И на этой самой мелочи россыпью добрался до тотемского автовокзала. Обратно же дернул на устюгском автобусе (Великий Устюг - Вологда, садился на трассе), ну а от поворота проехался на нашей машине.

После зимы давно была мысль боле менее основательно походить по центральной части города. Поэтому часть снимков могут повторяться (естественно в летнем варианте).
Основной целью в этот раз были Краеведческий музей, музей мореходства, поиски пристани. И несколько хозяйственно-бытовых задач.
Белоусовская улица - одна из центральных улиц Тотьмы. Дома тут в массе своей основательные, каменные.
Изображение

здесь расположен хозотдел местного отдела образования. В этот раз я также постарался уделить внимание так сказать рядовой застройки Тотьмы
Изображение

теперь краеведческий музей - музей был основан Вологодским Обществом Изучения Истории Северного Края в 1915 году.
Изображение
в настоящее время музей делит здание бывшего духовного училища (построено в 1888 году) со средней школой №3.

Экспозиция музея по тематике стандртная. Посвящена она истории Тотемского района Вологодской области.
макет дощаника - несамоходного деревянного судна.
Изображение
Такие суда сплавлялись вниз по течению. Так же их тягали ярыжники или ярыги - так на Сухоне, Юге и Северной Двине называли бурлаков.
Но в отличии от волжских бурлаков они не только тянули суда - также они работали гребцами, грузчиками. Ярыжники разделялись на судовых (о которых собственно и идет речь), ямских - грузчики и погонщики на ямских подводах и земских - обычно это были люди, выполнявшие в приказах и полиции ченую работу, работу посыльных. Так же в последствии в русском языке утвердились весьма нелицеприятные толкования ярыжника - пьяница, беспутный человек, развратник, голь кабацкая или бойкий, изворотливый.

это уже из экспозиции, посвященной Великой Отечественной Войне
кинопроектор, динамик, диск от циркулярной пилы, электропила и ручная пила
Изображение
Кроме кинопроектора и динамика - основной инструмент лесозаготовителей. В годы войны потребление леса резко выросло - дерево нередко заменяло в производстве сталь и пластмассы - кабины советских грузовиков в годы войны изготавливались из дерева.
Инженерам нередко приходилось банально "выкручиваться" - металла просто не хватало. Запорожская производственная база оказалась в руках врага. Хорошо известен такой случай - в 1943 году Горьковский автозавод подвергся разрушительной бомбардировке авиацией противника. Но остановить завод не удалось. В числе фатальных разрушений оказался цех, изготавливавший эбонитовые рулевые колеса. За сутки главный конструктор ГАЗа Андрей Алексеевич Липгарт вместе с инженерами и технологами подготовили и запустили в производство деревянные рули. Нетривиальность задачи заключалась в том, что технология должна была обеспечивать массовый выпуск деревянных "баранок" - только за годы войны ГАЗ выпустил более 176 тысяч автомобилей. Это не считая другой продукции.

Изображение

зал, посвященный тотемцам - участникам войн в Афганистане и Чечне
Изображение

зал быта тотемцев в XIX - ХХ веках
Изображение

план Тотьмы с указанием памятников - теперь знаю куда "двигать" в следующий раз
Изображение

экспозиция, посвященная животному миру района
лось с дитенышем
Изображение
лосей в местных лесах немало. Причем нередко они не боятся цивилизации - привыкли. Когда на днях мы ехали из Приводино, лось как ни в чем не бывало стоял на обочине и пощипывал траву, абсолютно наплевательски относясь к достаточно большому потоку машин

а здесь товарищи хищники
Изображение
волков в живую не видел, но в конце февраля и начале марта весьма отчетливо слышал их вой.... жутковато. На этот же стенд попали и чучела глухарей - этих красавцев видел в живую по весне (уже ближе к Соколу)

полуземляное жилище древнего человека, макет
Изображение

после музея я отправился в сторону Сухоны. В сквере им. Борцов за Свободу стоит памятник тотемцам, погибшим в годы войны
Изображение

по дороге снимаю дома
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Я помню райвоенкомат
В десант не годен, так то брат.
Таким как ты там не впротык и дальше смех...
Здание районного военкомата
Изображение

Изображение

здание центра культуры.... мда...
Изображение

Изображение

Изображение

городская баня
Изображение

памятный знак "60-я параллель"
Изображение
60-я параллель проходит чуть в стороне от этого места. Но, думаю, это не так уж и страшно. Тем более, что Тотьма - город весьма немалый по территории.

корпус Политехнического коледжа
Изображение

Изображение

Изображение

мы дошли до музея церковной старины - все го тут три церковных сооружения: церковь Успения, колокольня и церковь Воскресения. Воскресенская церковь не сохранила куполов, в ней сейчас музейно-выставочный центр.
Успенская церковь и колокольня
Изображение

р. Сухона
Изображение
виден автодорожный мост на трассе Р7. Если быть точным - то трасса Р7 у Тотьмы сворачивает вправо и берет курс на Никольск, а к Нюксинеце направляется Сухонский тракт, который заканчивается Т-образным перекрестком с автодогой Р157 Урень - Шарья - Котласс в 10 км от Великого Устюга.

мост им. Тахманишвили
Изображение

Изображение

Изображение

в овраге, по дну которого течет Дмитриевский ручей, находится база речных путейцев - она же место базирования обстановочного теплохода "Соловей"
Изображение
по странному стечению обстоятельств практически теплоходы проекта 391 получили птичьи имена

зверь
Изображение

так же как и в Вологде, памятник Н. Рубцову стоит рядом с речным вокзалом
Изображение

к месту, где когда-то стояла пристань идет булыжная мостовая, а чуть левее - бетонная лестница
Изображение

от речного вокзала остался только вот этот столбик, да стальной трос, намертво вросший в землю
Изображение

берег Сухоны
Изображение

здание речпорта
Изображение

продолжаем осмотр застройки
Изображение

Петровская ремеслянная школа, сейчас здесь общеобразовательная школа №1
Изображение
Изображение

элементы декора
Изображение

поворачиваю обратно потихоньку - пора, как говориться. и честь знать
Изображение

Изображение

Изображение

памятник В. И. Ленину
Изображение

опять выхожу в центр города
Изображение

памятник мореходам и землепроходцам, 2005 год
Изображение

музыкальная школа
Изображение

еще корпус политехнического коледжа
Изображение

Рождественская церковь - сейчас это единственная действующая церковь в Тотьме
Изображение

Входоиерусалимский собор - на первом этаже находится музей мореходства
Изображение

макеты кораблей и судовой инвентарь из экспозиции музея
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

единственный не морской экспонат - станок для укупорки бутылок. С 1947 по 1955 годы в здании собора размещался винзавод
Изображение

Изображение
Все, пора сматывать удочки в Юбилейный.
Орда не дремлет! Орда зла!

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: город Тотьма

Сообщение yan »

Пётр, спасибо тебе большое за красивые фотогеафии, очень интересно было увидеть город Тотьма и зимой и летом )

Меня особенно впечатлило большое количество деревянных домов, кажется, что кроме церквей там почти все дома деревянные. Но выглядит очень лирично..

Этот кот, который на твоей фотографии "зверь" - он просто чей-то и на прогулке в "увольнительном", или там водятся такие дикие животные ?

Я так понял из твоего рассказа, что Речного Вокзала там больше нет - следовательно, никаких пассажирских водных перевозок там больше не осуществляется ?

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: город Тотьма

Сообщение Железный дорожник »

Ян,кошки - животные вольные. Особенно когда живут в небольших деревянных домах. Может он и чей-то - но бродил сам по себе. Интересно то, что направлялся он к РОВД.
Орда не дремлет! Орда зла!

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: город Тотьма

Сообщение yan »

Пётр, в этих краях когда-то, по всей видимости, процветало речное пассажирское судоходство ? Здесь ведь, кажется, проходит ещё один путь из Балтийского моря в Волгу, ставший после открытия системы каналов несколько десятилетий тому назад, как бы, "запасным". Раньше, наверно, здесь была оживлённая речная судоходная артерия ?

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: город Тотьма

Сообщение Железный дорожник »

Все же в Белое. Основная речная работа шла по проводке плотов, так же по северному завозу. Пассажирские перевозки, насколько мне известно, были достаточно развиты. По сути современный маршрут трасса М8 - Р7 - Сухонский тракт - Р157, соединяющий Вологду, Сокол, Тотьму, Нюксеницу, Великий Устюг, Котлас, Сольвычегодск и далее на Архангельск проходит вдоль главной речной артерии севера России - Сухоны и Северной Двины. Он соединяет два областных центра с районами Вологодской (Сокольский, Тотемский, Тарногский, Нюксенский, Великоустюгский) и Архангельской (Котласский, Красноборский, Приморский) областей. Причем здесь автодорогу построили относительно недавно, железнодорожное сообщение развито достаточно слабо. Поэтому зачастую только река оставалась главным путем перевозки грузов. В административном здании Юбилейного ЛПУ даже есть фотография баржи, перевозящей трубы для строительство первой нитки газопровода - в 70-е годы началась разработка месторождения в Вуктыле и вуктыльский газ пошел через Ухту (республика Коми) в европейскую часть СССР и на экспорт в страны западной европы.
Немаловажную роль играл и т.н. Северный Завоз (скажем от Приводино и далее регионы считаются северными и там идут соответствующие доплаты и льготы - эта система во многом сохранилась до сих пор) - доставка сюда продукции сельского хозяйства, промтоваров и нефтепродуктов. За лето сюда перебрасывались из южных регионов та продукция, которая тут или не производилась вообще, или производилась в крайне малых количествах. То же самое было с продукцией сельского хозяйства.
Собственно крушение страны и последовавший за ним развал механизма "северного завоза" и подкосил судоходство на реках - здесь навигационный период намного короче. Например в первых числах апреля на Сухоне и Вологде лед даже и не намекал на таяние, а на Волге (например в районе Самары) русло уже было чистое. У нас в конце мая половодье уже начинает идти на спад (изменение это графика обусловлено лишь наличием ГЭС), здесь же был самый пик. ТАк же сказывается как раз и естественность русла северных рек - отсутствие гидротехнических сооружений, регулирующих сток приводит к тому, что естественные ходы уровня воды (что хорошо вроде бы как для природы) пагубны для судоходства. Сейчас, в межень, на Сухоне есть места, где ее спокойно можно перейти в брод.
Уже сейчас можно говорить, что освоение северных запасов полезных ископаемых так же повлияло не в лучшую сторону - тот же Юбилейный и компрессорная станция стоит на бывшем болоте (судя по тому, что я читал - площадь болота составляла чуть ли не несколько десятков квадратных километров). Для постройки станции и поселка явно болото было осушено. И как это повлияло на окличество воды в реках - трудно сказать. Данный механизм еще плохо изучен.
Все эти причины в купе при отсутствии госфинансирования привели к тому, что во многом судоходство на северных реках в настоящий момент, увы, отсутствует.
Еще одна причина, по которой сейчас судоходство тут развито крайне слабо (особенно в пассажирской части) по моему мнению обусловлено невыгодностью с точки зрения туроператоров организации здесь туристических рейсов. Пассажирские рейсы тут будут убыточны в силу малой плотности населения (тем более что количество людей тут катастрофически уменьшается - кто не связан с "трубой" при первой же возможности нередко уезжают в более южные и населенные регионы). Что же касается туристических рейсов - местные не поедут (нет денег у людей), а основной турпоток, который в большинстве случаев формируют волжские города, Москва и Санкт-Петербург - сюда не направить. Зачем ехать куда-то, если есть своя река под боком. ТАк же сказывается отсутствие туристической инфраструктуры.
Есть и проблема техническая. Суда здесь относительно небольшие. Крупные теплоходы проекта 305 ходили из Архангельска как я понял не далее Котласа и Великого Устюга. Здесь же судоходство осуществлялось теплоходами проекта 331 и скеговыми теплоходами типа Заря, Луч и Зарница.
кстати на фото 1988 года их носы видны у дебаркадера, на фото - пристань Тотьма
Изображение
источник[/img]
Все перечисленные суда (за исключением 331-ых) имели низкую топливную эффективность и на них нет спальных мест.
Теплоходы же 331 проекта имеют спальные места (каюты), но у них крайне малая пассажировместимость и относительно низкий комфорт.
Сейчас нижегородская компания ГАМА начала строительство заднеколесных судов с движителем Фальмонова (построен только один теплоход пока). Но "Сура" - пилотный проект, построенныый для обкатки технических решений. А вот будут строится ли более крупные теплоходы типа "Золотое Кольцо" - пока неясно. Есть только декларация о намерениях. Но будут ли они работать только на Волге и Оке, или однотипные суда попадлут и на другие реки - пока только вопросы. Государство несмотря на заверения в поддержке судостроения и судоходства практически ничего не предпринимает. А здесь без господдержки на первом этапе не обойтись. Вообщем пока все грустно. Посмотрим - может что-то изменится к лучшему.
Орда не дремлет! Орда зла!

Ответить