Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Карельский берег Беломорья. Гридино.

Карелы жили по всему южному берегу Белого моря. О прежних жителях ныне напоминают лишь названия рек, озер да некоторых малых населенных пунктов. Вообще в юном, только что зародившимся Новгороде все племена, проживавшие к востоку от Онежского озера назывались чудью. По данным финских историков, в 1143 году от чуди отделяются собственно карелы и центром их становится нынешний Приозерск- прежний Кякисалми- Кексгольм. Но кроме карел ладожских можно говорить и о карелах беломорских, тех, кого чаще называли и до сих пор называют чудью.. И ныне далеко на восток от современной Карелии встречаем реки и деревни Пинега, Покшеньга, Веркола. Северная Двина и ныне по-фински звучит как Vienajoki, где слово joki переводится как "река"
Карельским берегом Белого моря сейчас называют западное побережье Кандалакшского и Онежского заливов от острова Великий на севере до Нюхчи на юге. Кстати, деревня Нюхча еще в 1990-е годы была неким оазисом, сохранившим во многом историческую поморскую самобытность. Помнится, был я то ли в 1993-м, то ли в 1994-м году в Петрозаводске на курсах повышения квалификации и жил в скромном ведомственном общежитии в комнате вместе с совершенствующимся на тех же курсах директором Нюхотской средней школы. К сожалению, записал тогда его адрес, но записал как-то неудачно, впоследствии так и не нашел, имя забыл, фамилию тоже. А ведь приглашал тогда человек к себе в гости в ту самую древнюю Нюхчу, что на самом берегу Белого моря, куда на автомобиле только зимой добраться можно. А летом - либо морем, либо поездом до станции, а затем - до деревни пешком... Но зато в Нюхче сохранилась добрая северная традиция - жить без замков. И язык поморский сохранился. Очень своеобразный. Сказал мне тогда коллега на том языке целое предложения и ни одного слова я не понял. Не карельский язык. И не русский. Местный.Сейчас такой слэнгом называют. И еще рассказал мне нюхотский житель, что издревле в их деревне лодки - карбасы строили. Как и во многих других местах на Карельском берегу. Как и по всему побережью беломорскому. На Летнем Берегу. И на Зимнем. На Терском Берегу и на Мезенском. Много интересного услышал я тогда про маленькую деревушку Нюхчу, некогда большую и богатую рыбным промыслом, известную вместе с Кемью и Сумским Посадом отважными северными мореходами.
Кстати, посмотрел после подготовки этого материала, что можно прочесть про Нюхчу в Интернете. Нюхча получила связь через автодорогу с соседними городками. Не стала меньше. Есть несколько фотографий обнадеживающих. Жива Нюхча !. Не удалось лишь узнать, строят ли там, как встарь, мореходные морские карбасы...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:28, всего редактировалось 4 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Карельский берег в районе Кеми.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:30, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


Дома поморов хранят просторную надежность северного жилья. Это при том, что классическое индивидуальное домостроение на берегах Белого моря ныне в упадке.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:33, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Река Нюхча.Карельский берег Белого моря.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:35, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Мост через реку Нюхча на Карельском берегу Белого моря.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:37, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Ученый и литератор Борис Иванович КОШЕЧКИН, много путешествовавший по Европейскому Северу, написал несколько книг о жителях побережья полярных морей, рыбаках и мореходах. Северному читателю известны книги Б.И.Кошечкина "Тундра хранит след" ( 1979), "Имена на скале" (1981), "Открытие Лапландии" (1983), "Притяжение полюсов" (1987). В 1992 году в Петрозаводске вышла его книга о кемских полярных мореходах "Боже,дай нам ветра". Автор рассказывает о роли старинных сел Карельского Поморья: Кеми, Шуи, Сумского Посада - в становлении и развитии полярного мореплавания.
Борис Иванович Кошечкин пишет: "Источники свидетельствуют, что в распоряжении новгородцев, впервые достигших Беломорского побережья, морских судов не было. По рекам и волокам Онежско-Беломорского водораздела шли на ушкуях - вместительных беспалубных плоскодонных лодках, непригодных для плавания в открытом море. В трудах многих исследователей истории освоения Севера переход от использования речных судов к технике морского судостроения рисуется как некий внезапный и плохо объяснимый скачок. Такое представление, в частности, развивал П.Богославский, утверждавший в 1859 году, что беломорское судостроение существовало издавна и что "новгородцы были первыми,положившими этому начало на берегах Белого моря." В действительности же, оказавшись на морских берегах и имея лишь ограниченный опыт речного и озерного судостроения, новгородцы оказались в среде аборигенного карельского населения, уже обладавшего опытом и традициями морского судостроения с древних времен, и получили возможность этот опыт воспринять. Руны "Калевалы" рассказывают об отдаленных временах, когда карельские боевые корабли совершали плавания в обширных заливах Балтики. Эти суда уже имели палубу - специальные деревянные помосты, на которых размещались воины"...
Хочется добавить, что древние новгородцы все же не были, выражаясь современным языком, "речниками". И озеро Ильмень, и бурная огромная Ладога, и известный новгородцам выход в Балтику через Неву,- есть подтверждение: с древних времен обитатели земли новгородской строили и ходили по северным бурным водам на достаточно мореходных судах.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:42, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Карельский берег Белого моря.Современный Беломорский район Российской Карелии.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:41, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Лодья карельская.
Этот тип судна получил распространение по всему побережью Белого моря. Именно коренному карельскому населению принадлежит честь быть авторами древнего проекта сравнительно большого мореходного судна, именуемого карельской лодьей. По версии Бориса Кошечкина и ряда других исследователей судостроения на Белом море, центром строительства этого типа судов была деревня Подужемье, находившаяся в 18 километрах выше устья реки Кемь. Карелы - судостроители были опытны в плотницком деле, добросовестны и трудолюбивы. Постепенно их умение строить мореходные торговые и промысловые суда стали образцом во всем Поморье.
По свидетельству "Летописца Соловецкого" за 1440 год, другим древним центром местного судостроения стал Сумский Посад. Именно там приобретали для монастыря суда соловецкие монахи. Напомню, что Соловецкий монастырь на одноименных островах, ныне административно относящихся к Архангельской области, был основан в 1430-х годах, когда на Большом Соловецком острове основали скит уроженец города Тотьмы ГЕРМАН и монах ЗОСИМА из старинного карельского села Толвуя, что на берегу Онежского озера, в Заонежье.
Сумский Посад многие публицисты и краеведы в советские времена называли "родиной капитанов", хотя именно в советское время и завершилась, сошла на нет капитанская слава Сумпосада. Морские парусные суда и гребные карбасы в Сумском Посаде строили, вероятно, со времен героев Калевалы. Сюда, в центр Карельского Поморья с незапамятных времен сходились торговые пути Севера. Кстати, в древних летописных источниках часто встречается название Великие Сумы.Именно так называли в период максимального расцвета это ныне позабытое, расположенное "на задворках империи" старинное село.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:46, всего редактировалось 4 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Село Сумский Посад в 19 веке.

Новгород Великий на удивление быстро осваивал Беломорье и особенно заметно это было в период его независимости от отброшенной в развитии назад Москвы. Впрочем, и московские государи быстро осознали важность северных территорий. Колонизация Севера шла для того времени быстро. Поморы, численность коих увеличена была заметно новгородцами, с берегов Белого моря уходили все дальше на север и восток. Для дальних странствий требовались суда не только мореходные, но и способные выживать во льдах.
В то же время не дремали и западные соседи - "свейские немцы", воинственные предки ныне мирных шведов. В 1576 году Кемь и Сумпосад были впервые разорены в результате шведского набега. Набег повторился в 1590 году. Не оставались в долгу и уже подчинившие себе в этот период состоявший в Союзе Ганзейских городов вольный Новгород Великий, московиты. По приказу царя Федора в 1591 году князья Волконские ходили с отрядом из Кеми до "самой Каяны" ( ныне финляндский Каяни, от Кеми находящийся на расстоянии около 500 километров.) Крестьяне Карельского берега к этому времени, помимо монастырских обязанностей, должны были нести еще и повинность воинскую.
В том же 1591 году Соловецкий монастырь воздвиг в Сумском Посаде острог. 130 стрельцам, обязанным оборонять Карельский берег, было предписано летом служить в монастыре, а зимой - в Сумском остроге.
Попытки шведов подчинить себе Беломорье продолжались вплоть до эпохи Петра Великого, который сумел ценой невероятных усилий одолеть могучего соседа. Закат шведского могущества стал расцветом империи Российской. Впрочем, Беломорское Поморье богатело и до становления империи. Напротив, эпоха Петра была для поморов временем трудным. Судостроение как промысел развивалось в Поморье наряду с рыболовством, охотой на морского зверя, солеварением.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 00:58, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Поморская лодья 16 века. Рисунок из книги Де Фера "Морской дневник".1598 г.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 01:03, всего редактировалось 2 раза.

Ответить