Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Современная верфь деревянного судостроения.


Лодейные мастера не имели ни чертежей, ни планов судов. Только опыт и мастерство позволяли карельским поморам, как и поморам терским, мезенским, двинским, поморам Летнего берега и поморам Зимнего берега, строить суда остойчивые, способные перевозить груз в условиях полярных вод. Началом постройки был рисунок контуров судна на прибрежном песке. Ширина лодьи должна была составлять треть ее длины плюс пять вершков. Высота трюма составляла половину ширины корпуса. Размечались шпангоуты. После этого уже из подготовленного для постройки материала изготовляли поддон. Так называлось основание судна, которое обшивалось снаружи и внутри досками. Беломорские лодьи строились с двумя мачтами, те, что предназначались для дальних плаваний, оснащались с тремя мачтами. Парусное вооружение - прямые паруса на фок- и грот - мачте, на бизань- мачте ставили косой парус с гиком и гафелем.
Лодья имела каюту, которую отапливали печью, на палубе стоял бочонок с пресной водой и небольшой бот, который на местном наречии называли "павозок".
Судно строилось из соснового леса. Доски обшивки крепились деревянными гвоздями или мягкими древесными корнями - вицами. ( карельское, финское vitsa) Строительство судна велось зимой и весной его спускали на воду. Грузоподъемность лодьи составляла 10-12 тысяч пудов, т.е. 160-190 тонн в современном измерении. Длина лодьи достигала 23 метров максимально, были лодьи длиною 10-11 метров.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 01:05, всего редактировалось 4 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Мост через реку Нюхча в одноименном беломорском селе.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 авг 2018, 22:13, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Белое море.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 авг 2018, 22:19, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Старинное поморское село Сумский Посад.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 авг 2018, 22:23, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Лодью "Святитель Николай", как еще несколько старинных парусников, построили в Петрозаводске в 1991 году. Это почти точная копия поморской купеческой лодьи. Спроектировано и создано уникальное судно участниками клуба "Полярный Одиссей". В том же году лодья прошла по "Скандинавскому кольцу", побывав в нескольких портах Балтики и Северного моря и участвовала в фестивалях деревянных парусных судов в Норвегии. В 1993, 1995 и 1997 году побывала в Великобритании. Длина судна 17 метров, площадь парусов - 160 кв.метров, экипаж - 6 человек.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 04 ноя 2015, 20:14, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Поморская лодья - особый, северный тип судна. Некоторые авторы не придают значения, как пишется это слово по -русски. Но еще в бытность мою практикантом на беломорском морском буксире, во время ночных вахт, рассказывал мне помощник Юра Марков, как важно не путать лАдью и лОдью. Разные это суда. И потом не раз и читал и слышал от знатоков: прав был штурманец беломорский Юра. Лодья - особый тип судна. Если речные ладьи были беспалубными, у поморов лодья обязательно имела палубу.
Уже в наше время в Петрозаводске нашлись люди, сумевшие воссоздать основные типы поморских старинных судов. В 1986 году петрозаводчане Валерий ДМИТРИЕВ, Владимир НАУМОВ и Александр СКВОРЦОВ создали морской клуб "ПОЛЯРНЫЙ ОДИССЕЙ". Этим и было положено начало деревянному судостроению в столице российской Карелии. При том, что строили в Петрозаводске не просто суда из древесины, а суда по воссозданным старинным чертежам: поморские лодьи, кочи и даже небольшие фрегаты. Если придерживаться хронологии, содержащейся на сайте "Полярного Одиссея", то в 1990 году была учреждена научно-производственная компания "Карелия-ТАМП" ( творческая ассоциация международных программ ). В 1994 году в Петрозаводске основан Морской историко-культурный центр. Петрозаводчане построили достаточно много деревянных судов. Это были и копии старинных парусников, и современные лодки и яхты. Я еще не раз упомяну о "Полярном Одиссее". Настораживает лишь, что еще несколько лет назад СМИ российской Карелии, в том числе и сайты интернета, рассказывающие о "крае непуганых птиц", были полны информации и о "Полярном Одиссее", и о маршрутах старинных судов - новоделов из Петрозаводска. Ныне новостей на эту тему нет..
.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 01:09, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Носовая часть поморской лодьи.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 авг 2018, 22:33, всего редактировалось 2 раза.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение yan »

Виталис, большое Вам спасибо за Ваши интересные материалы, за то что знакомите нас с историей освоения и покорения водного пространства Карелии - древнего и красивейшего Европейского края !

С дружеским приветом
Ян

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


Макет поморской лодьи.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 авг 2018, 22:36, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Старинное поморское село Сумский Посад. Зима.

В молодости на речных и морских судах довелось побывать во многих уголках Беломорья. Уже тогда, в 1960-е-1970-е был заметен контраст между старинными поморскими селениями и советским новостроем времен "вождя всех народов". Надо отдать должное, в брежневские времена делались попытки цивилизованного развития севера. В Беломорье строилось благоустроенное жилье, дороги, создавалась некоторая инфраструктура. Но уже тогда было ясно: самобытный и самодостаточный край отстал в своем развитии безнадежно. А времена дикого капитализма и вовсе отбросили российский север в какое-то другое измерение. Мерзость запустения везде. Прочел недавно впечатления корреспондента питерской газеты "Невское время" о районном городке Беломорске. И в пору моей молодости городок этот не блистал ухоженностью и благоустройством. Но тогда там работал морской порт и база государственного лова, велась деревообработка . Ныне - безработица, трущобы, отсутствие отопления в каменных коробках зимой...
Но продолжу про времена, когда север карельский уверенно развивался. Из книги Бориса Кошечкина "Боже,дай нам ветра".:" Некоторые лодьи, говорилось в старинном "Описании Архангельской губернии", - ходят весьма легко с попутным ветром, верст по 12 в час, но редкие из них могут лавировать, а потому плавают около берегов и при противном ветре заходят в становища, в которых при отливе остаются на осушке".
Несмотря на простоту постройки, лодья обладала неплохими мореходными качествами, и именно этот тип судна чаще всего использовался для летнего промысла в Ледовитом океане и дальних плаваний Мангазейским ходом" в Сибирь. О лодьях упоминается в "Сибирских летописях" : "С устья великой реки Оби морем-океяном мимо Пустозерской острог к городу Архангельску езды карельскою лодиею месяц своею силою, сиречь греблею, парусом же полторы недели". В том же источнике имеется и другое указание на использование этого типа судов в пределах Мангазейского хода: "Морем-океяном езды лодьями карельскими мимо Пустозерска до города Архангельского три недели".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 01:13, всего редактировалось 4 раза.

Ответить