Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

На одном из рыбацких форумов севера встретил вот такой снимок. И грустные комментарии рыбаков о том, что прибрежный промысел на малых судах в Белом и Баренцевом море пришел в упадок. А крупные суда под российским флагом предпочитают сдавать рыбопродукты в Норвегии. Ведь все обещания из кремлевского поднебесья так и остаются обещаниями: по-прежнему сдать улов в Мурманске стоит немалых усилий...И денег...

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение yan »

Виталис, спасибо за интересную информацию в последних постингах. Я не знал многого этого

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Виталис, спасибо за интересную информацию в последних постингах. Я не знал многого этого
Спасибо, Ян за внимание к теме. В планах - сделать отдельную тему о Карелии. Правда, сейчас устроился на работу, связанную с поездками и посему времени зимой больше не будет. Тем не менее буду присутствовать на Вашем Форуме, ибо Форум РП разочаровал окончательно. Там все больше неадекватных людей. Посмотрите тему о Велико-устюгском судостроительном заводе и все станет ясно... Общаться с подобными людьми - себя не уважать.
Всего доброго.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


Братья Камкины – карабельные люди
Своенравно Онего. Морю подобно. Вздыбится взводнем – не взвидишь света. В гуле шторма не услышишь скрипа парусника. Можжевеловым корешком, березовой вичкой сшит
корпус озерного кораблика. Положен-ные внахлест «набои» бортов – сосновые тесины – надежно и многократно просмолены. Пазы перед тем усердно проконопачены витой, туго просмоленной или пропитанной дегтем паклей из самолучшей конопляной кудели.Гибка соемка, вынослива. Формы ее испытаны веками, оттого обладают красотой совершенства. По сути, это просто большая, вместительная лодка-«кижанка», состоящая из тех же деталей.
Только удалой этот кораблик ходил под двумя, а есть сведения, что и под тремя, мачтами, как «заморская» лодия на Ледовитом океане. На гиблой онежской волне, крутой и короткой, сойма – как рыба в глубях: в своей стихии.
Стихнет ветер. Сникнут паруса. «Падет бела тишина!" -скажут онежане.
Надвинется парной морок, непроглядный туман. Тревожен "шкипарь", "кормщик". Справа -клык каменистый, отмели-корги. Слева, откуда ни возьмись -камень-отпрядыш. Молись, браты...


Но прочен вырубленный из корня ели форштевень – мощная кокора. Фальшкиль под матикой примет удар о луду, нанесенный течением песок. Корпус соймы – от восьми до десяти сажен
в длину. Ширина от борта до борта – до трех сажен. А в сажени – чуть больше двух метров! Заонежская сойма – острокилевое озерное судно, ходящее под парусом и на веслах. Мачты съемные. Фок впереди, грот в середине несут широкие шпринтованные паруса. Старики говорят, на больших соймах на грот-мачту поднимали еще и прямой «летучий» марсель.
Как видим, рядом со старинной русской мореходной лексикой жили среди здешних корабелов и мореходов и слова международной навигационной терминологии.
В добрую поветерь – при попутном ветре! – пронижет волну сойма. Стечет вода по зени – палубе в шпигаты за борт. Нa малой же соемке и зени нет, только каюта на корме да рундучок у
форштевня. По крыше каюты постукивает прави́ло – румпель.
Возили на соймах что придется. Постоянный груз кургеницких, например, корабелов, что живут близ знамени-тых Кижей, за проливом, – шпат и барий, известь из горных разработок
на Оленьем острове. Из заонежской Вегоруксы плавили в Петрозаводск уголь древесный, деготь, скипидар. Из Великой Губы – скотину, кожевенный товар, ивовую кору для дубильного
производства. Памятен заонежанам трагический случай: вспыхнула у Василисина острова соемка, груженная бочками с керосином. Сгорела дотла вместе с гребцами среди воды. О том
жила песня, слова ее заказали прохожему грамотею.
Строили сойму на потребу всей общины – нескольких деревень, на общий кошт. Отсюда, возможно, неслучайное созвучие ее названия со словами, древними, как мир: «суем», «сейм». Ведь они значат – общее собрание, «вече», людское сообщество!
Известны были и соймы купеческие, позже – колхозные. Знаемы эти удалые кораблики в Заонежье и на Ладоге. Помнят их и на старой Мариинке – на нынешнем Волго-Балте. Сойма, говорят, и поныне в ходу у ильменских рыбаков на Новгородчине: там это промысловое судно, большая лодка. У нас же я сойму «живьем» уже не застал, зато беседовал всласть с корабелами, в молодости участвовавшими в постройке соймы, и со «шкипарями», водившими эти парусники по Онего-озеру.
Побывала сойма и в морских, и в океанских плаваниях. В XI в. началось освоение Балтики новгородскими мореходами. Через пятьсот лет царское правительство собрало сведения о состоянии морской торговли в этом регионе. К этому времени – в 1576 г. – караваны русских купеческих судов шли по вешней «распольной» воде Волхова, Луги и Западной Двины к
морю, а потом и «за свейский рубеж».Рядом с карбасами, полукарбасами, новгородскими и тихвинскими насадами «бежали» и соймы гостей торговых из нашего Обонежья – и они
упоминаются в документах времен Ивана Грозного. Поныне латыши называют гостиницы «весницами»: купцы из России, «гости торговые», слыли «весниками», «весенними», стало
быть, гостями, прибывавшими, когда вскрываются и становятся полноводными реки.
В рижском Музее мореходства я разглядывал средневековые гравюры с изображением рейдов ганзейских городов. И с радостью узнавал среди стоящих судов характерный абрис
онежских сойм.
В краеведческой литературе ХIХ в. Сойма – белые паруса
Кто на море не бывал, тот от сердца Богу не маливался.
Поговорка


Встречаются сведения о беспримерном походе заонежан на сойме... в Северную Америку! В 1834 г. наш кораблик дважды пересек океан, благополучно вернувшись на Онего.
Заонежская белопарусная лодейка – сойма – оказала неоценимую услугу фольклористике. «Шкипарь» ее уговорил Павла Николаевича Рыбникова пойти с ним в Кижи, навстречу гряду-
щему открытию «Исландии русского эпоса». Здешние корабелы и мореходы, ведомые на Руси плотники оказались еще и носителями традиций русского героического эпоса. Здесь записаны тексты, ставшие хрестоматийными.
А хозяин соймы, привезшей П. Н. Рыбникова в былинный край, еще через несколько лет срубит высокий дом, украсит его узорочьем «прибасенок» – домовой резьбы. В реставра-
ции этого дома, первым привезенного в кижскую архитектурную коллекцию, принимал участие мой старый друг Михаил Кузьмич Мышев. Тот, кто к ремеслу древодельца приобщился
еще мальцом в родной деревеньке близ Толвуи, на стапеле строящейся соймы.
Звенышко за звенышком издалека тянется прочная цепь традиций корабель-ной, плотницкой, песенной культуры нашего края. Казалось, в далеком прошлом остались паруса, компасы-
«матки», песочные часы былой море-ходной страды. Уже мало кто помнит, что и история православия в нашем крае связана с водными торговыми путями.
Так, например, некогда известный Клименецкий монастырь близ Кижей основал сын купеческий, «прибежавший» с товарами на острокилевой сойме из Новгорода. При вхождении в Кижские шхеры он потерпел крушение и чудом спасся там, у Гарницкого маяка, пятьсот лет тому назад. Он в благодарность за чудесное спасение принял монашеский постриг и был прославлен Церковью под именем Святого Преподобного Ионы Клименецкого.
Стоило только начать расспрашивать о «старобытном» кораблике – сойме, как всюду в Заонежье – в Кижах, Толвуе, Ламбасручье и Шуньге – воспряли из забвения имена былых строителей-корабелов, шкиперов и гребцов. Забелели по всему окоему Онего легендарные паруса...



Об авторе. Виктор Иванович ПУЛЬКИН:
Известный знаток и исследователь северного фольклора, автор многих книг, этнографических очерков и статей о носителях высоких традиций народного искусства, мастерах-кора-
белах, моряках-поморах. Родился в 1941 г. в карельском селе Спасская губа, учился в Ленинградском педагогическом художественном училище и на историко-филологическом факультете Петрозаводского университета. Работал учителем рисования, художником-дизайнером, журналистом, много лет заведовал отделом народного искусства
и этнографии музея «Кижи». Участник и организатор экспедиций по Русскому Северу, Уралу, Сибири, Поволжью.
Печатается с 1964 г. В Союз писателей принят в 1977 г. Награжден медалью «За гуманизм и служение России».
По «Литературной
энциклопедии»,
Москва, 2000 г .


НАШЕ ДОСЬЕ
Вегорукшане горячи – якоря побросали!
Присловье.
Мы, здешние, и сроду мореходы.
Наше Онего в лоциях слывет морем.
Волна в голымяни – на открытом
месте – живет высокая, короткая, опасная: дыбом стоит. Недаром нас, заонежан, Великий Петр жаловал: в матросы верстал. Еще на моей памяти ходили
по Онегу, синю морюшку, страховитому, гневливому плоскодонные деревянные суда под прямыми парусами, назывались «каюки». Еще попадались
острокилевые домодельные соймы. Эти вроде больших лодок-кижанок. Только под двумя мачтами, шпринтованными парусами, перехлестнутыми райно. И с косым кливером.


Петрозаводск величается: город, его Петр построил! А без нашего Заонежья тамошним мастеровым не жить. В деревне, почитай, вся родня: ее дождем не
смочить, столь велика. Зимний санный путь долог и опасен. Дышит озеро через черные промоины-салмы, дымные на лютом морозе полыньи. А под парусом ли, на веслах – свычно.


НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ
В «КИЯ», ПОСВЯЩЕННЫЕ
СЕВЕРНЫМ НАРОДНЫМ ЛОДКАМ


Шнитников Е. Д. Карбас помора, No 90.
Белиенко В., Брызгалов В. Карбас, No 148.
Федосеев А. Как строят карбаса, No 172.
Давыдов С. Кижанку строят школьники. No 174.
Давыдов С. Кижанка на рубеже XXI века, No 175.
Наймарк Марк. Шитые лодки Севера, No 178.
Наймарк Марк. Поморская шняка, шитая вицей, No 191.
Даняев Алексей. Кижи – хранилище традиций, No 198.
Наймарк Марк. Поморская шняка в открытом море, No 203.

¤
¤
Пpo то в Петрозаводске и песня жила: Скоро, скоро лед растает, путь-дороженька пройдет!
Заонежские наедут – и весельице пойдет...
Веселье-то, конешно, со всячинкой. Иной раз и с разбитой губой возвернешься: навешают заводские.
Хорошо, нижнюю губу разнесет, будто заспесивился, дома скажут: «Экий Францыль Венециан!». Хуже, как верхнюю раздует. Мамонька руками сплеснет: «Зашавел пайшук! Прямой дурачок Митраша!» А без хорошей потыки нам, корабельным людям, скушно.
Когда у нас, в старинном заонежском селе Вегоруксе, организовали колхоз «Работник», мужики на суёме-правлении в один голос порешили: наперво в хозяйстве нужна сойма! Это ведь и при единоличном бывании сообща – суёмом! – прожиточные крестьяне строили корабль. Оттого, может, он и звался соймой. На нем артельно и на рыбную ловлю выедешь, и на ярманку, и на престольный праздник, и в добры люди – в Питер, а то и в самую Ригу, за море.
Сойма дешева, своей, деревенской, работы. Судьины в Волкострове coймы шили, Тимофей Беканин, братья Степановы. Живо-живо срубили соемку.
Все бы хорошо, да мужики сомнева-ются: «Якоря шибко дороги. Портно на паруса бабы соткут. Плотники корпус сработают – хоть не смоли. А без настоящих якорей не обойтись. Оно,
конешно, можно по-старобытному – каменище можжевеловыми корнями оплести, приспособить. Да ведь будто и дико – при советской-то власти старобытной снастью чертей полохать.
На Онежском славном заводе сыновья, кумовья работу ломят – неужто обидят ценой? Побежали на новенькой соемке в скорое время ... аккурат после сенокоса.
Озером, конешно, шли галсами: ветер дул переменчивый. То трубищем с Вытегры, то вдруг – рывком с Шального побережья. То взашей вон погонит – этот с
Кижей оттуда, от Ионы Клименецкого. Нужен, известно, маневр, чтобы наполнить парус. Но вегорукшане подступались умеючи. Иной раз отцы под четырехугольным шприн-
тованным парусом чуть не против ветра бегут, как под косым! А погода разгулялась – спаси и помилуй, Никола-Угодник! Волны бьют и топят соемку со всех сторон – сувоем, сильным круговоротом вод шалит Онего.
Ну, прибежали наши старичонки в Петрозаводск, ничего. Домодельное грузило – дикое каменище – на радостях впотай кинули в кустышки в Осударевом саду, что у онежского приплеска
цветет: «У нас литые чугунные якоря будут в скорое время». Покряхтели, правда, немного, но выложили кровные колхозные денежки: купили три здоровенных якоря с приваренными
широкими лапами. На своем хребте приволокли на пристань. Сойма большая, тяжелая – колхозная! Надо для надежности и с кормы, и с форпика, и с борта якоря стравить. Ладно. Дело
сделано – на душе полегчало. Гуляют мореходы. На набережной у нас – торговые ряды. Тут чего и не укупишь. Аккурат на праздник Преображения Господня было. Рыба морская – треска, семга и палтус. Рядом – сладкая онежская ряпушка: ялгубские привозили, продавали в
берестяных туясах, в осиновых бурачках. А что ягод, грибов! Калачей, баранок, пряников! Гармошки заливаются, катается народ, православны христиане, на резных конях, оленях по карусельному кругу. Наши степенны вегорукшане керосину взяли, девам – ленты, ребятишкам – суропных пряников-гороховиков. К при-чалу пришкандыбали – и ручища врозь:
флаг на башне, штормовое предупреждение. Нельзя в Онего выходить.
– А нам дак и все нипочем! Али мы не мореходы!
– Отдай чалку!
Вышли в кураже. За Ивановскими островами побежали по волнам белые барашки, дальше – пуще. Ветер такой, што воду-землю рвет. Затопотали бородачи по тесовой палубе босыми
пятками: «Еремеюшко! – кормщику-шкипарю вопят во всю голову. – Што велишь?» – «Молись Николе-Угоднику, рони паруса!» «Тащщыт!» – «Руби мачтовое дерево!» – «Все едино тащщыт!»
Волочит их, жадобушек, баженых наших родителев, прямехонько в голымянное Большое Онего. А там и берегов не узришь, там взводень лют. Волны коровищами ревут: «Агаа-а!» «Укрепляйся, браты, – перекрестился Еремей Казистый, корабельный вож. – Цепляйся за грунт – трави за борт якоря!»
Вот они от страху, морской ужасти, и кинулись. Ухнули за бортовой порубень и один, и другой, и третий новенькие литые якоря доброй заводской работы.
Толку нет – утянуло сойму «летним» – южным – ветром, спасибо, на берег выплеснуло их там, у Ватнаволока.
Вce над ними смеялись потом разные приозерные народы – вепсы, пудожане да кореляне. «Вегорукшане, вы горячи! Якоря без цепей в воду побросали, ах-ха-ха!» Гулевые головы, горевые мореходы. Было, видно, у них на Спасов день в петрозаводском городу попито, поедено, похожено в кабак (красных девушек полюблено за деньги и за так!).


«КиЯ» 3 (207) 2007
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 26 авг 2018, 04:21, всего редактировалось 4 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Знаменитое в прошлом карельское село Сумпосад - "Родина полярных капитанов". Фото 1978 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 26 авг 2018, 04:22, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Поморский коч. Рисунок Е.Войшвилло . Журнал "Морской флот" № 5-90.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 26 авг 2018, 04:22, всего редактировалось 1 раз.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение yan »

Виталис, здравствуйте !

Я снова просмотрел Вашу тему, все её интересные и познавательные материалы, и хочу предложить Вам изменить название, или говоря проще - повысить его ранг, и присвоить теме новое и гордое название - Карелия. Это, думаю было бы правильно в собирательно-обобщающем информативном плане - тема с таким названием была бы заметнее, такое название более правильно отражало бы всю ширину её смысла.

Всегда рад Вашим новым историческим и краеведческим публикациям о Карелии, всегда интересны любые сообщения и дискуссии о ней.

Поэтому прошу Вашего разрешения на изменение названия темы, а название Вяйнемейнен строит лодку я поставлю в качестве пояснительного, второго названия темы, и оставлю его на всех постингах кроме самого первого в теме и всех последующих, начиная с сегодняшнего.

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Железный дорожник »

Совпадение или нет, но именно броненосец береговой обороны ВМС Финляндии "Вяйнемейнен" в соединении с "Ильмаринененом" нарушили мирный договор 1940 года, начав обстрел базы на полуострове Ханко. В последствии в сентябре 1941 года "Ильмаринен" был потоплен. По договору раздела флота Финской республики в 1947 году "Вяйнемейнен" вошел в состав ВМФ СССР и был переименован в "Выборг". Корабль был разобран на металл в 1966 году.
"Вяйнемейнен" стал первым в мире боевым кораблем с дизель-электрической силовой установкой.
Орда не дремлет! Орда зла!

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Виталис, здравствуйте !

Я снова просмотрел Вашу тему, все её интересные и познавательные материалы, и хочу предложить Вам изменить название, или говоря проще - повысить его ранг, и присвоить теме новое и гордое название - Карелия. Это, думаю было бы правильно в собирательно-обобщающем информативном плане - тема с таким названием была бы заметнее, такое название более правильно отражало бы всю ширину её смысла.

Всегда рад Вашим новым историческим и краеведческим публикациям о Карелии, всегда интересны любые сообщения и дискуссии о ней.

Поэтому прошу Вашего разрешения на изменение названия темы, а название Вяйнемейнен строит лодку я поставлю в качестве пояснительного, второго названия темы, и оставлю его на всех постингах кроме самого первого в теме и всех последующих, начиная с сегодняшнего.


Ян, добрый день !
У меня такое предложение: все, что касается деревянного судостроения в исторической Карелии давайте оставим под заголовком "Вяйнемейнен..." Общекарельские записки перенесем в тему КАРЕЛИЯ - KARJALA. Я давно хочу начать эту тему, но вот все времени не хватает. Когда-то мечтал на пенсии заняться карельским краеведением, но приходится работать, а работоспособность уже не та...
Про Карелию у меня ОЧЕНЬ много материала: собирал с юных лет. Планирую в ближайшее время закончить с архивом по "Водному транспорту" и "Морскому флоту". Закончу с ЛЭШ, выставлю интересные статьи по пассажирскому флоту и параллельно буду выставлять карельские записки.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Железный дорожник писал(а):Совпадение или нет, но именно броненосец береговой обороны ВМС Финляндии "Вяйнемейнен" в соединении с "Ильмаринененом" нарушили мирный договор 1940 года, начав обстрел базы на полуострове Ханко. В последствии в сентябре 1941 года "Ильмаринен" был потоплен. По договору раздела флота Финской республики в 1947 году "Вяйнемейнен" вошел в состав ВМФ СССР и был переименован в "Выборг". Корабль был разобран на металл в 1966 году.
"Вяйнемейнен" стал первым в мире боевым кораблем с дизель-электрической силовой установкой.
Эпос об агрессивных финнах, первых начавших Зимнюю войну и далее регулярно нападавших на сталинскую Орду - из той же оперы, что исполняют ныне российские СМИ касательно "бЕндеровцев" и пострадавшего от них честнейшего президента Януковича.

Ответить