Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение yan »

Vitalis Merta писал(а): Ян, добрый день !
У меня такое предложение: все, что касается деревянного судостроения в исторической Карелии давайте оставим под заголовком "Вяйнемейнен..." Общекарельские записки перенесем в тему КАРЕЛИЯ - KARJALA. Я давно хочу начать эту тему, но вот все времени не хватает. Когда-то мечтал на пенсии заняться карельским краеведением, но приходится работать, а работоспособность уже не та...
Про Карелию у меня ОЧЕНЬ много материала: собирал с юных лет. Планирую в ближайшее время закончить с архивом по "Водному транспорту" и "Морскому флоту". Закончу с ЛЭШ, выставлю интересные статьи по пассажирскому флоту и параллельно буду выставлять карельские записки.
Виталис, спасибо большое за позволение !

Тогда назовём тему Карелия - Karjala (обычной нотификацией - только заглавные буквы будут большими ?) и может быть Вы напишите короткое вводное сообщение, и, таким образом, откроете тему сами, а я затем постепенно продублирую туда методом цитирования уже имеющеся сообщения, сохраняя их оригинал в теме Вяйнемейнен строит лодку ?

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Карельское Беломорье.

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Железный дорожник »

Никакого эпоса - в июне 1941 года Вяйнемейнен и Ильмаринен неоднократно обстреливали базу на Ханко. К советско-финской войне 1939 - 1940 годов это уже не имело никакого отношения, так как она завершилась подписанием мирного договора 1940 года. То есть получается, что мирный договор был подписан. А тут просто два капитана просто пострелять решили? Да в любой стране этих двух олухов по возвращении в базу поставили бы к стенке и шлепнули без разговоров.
Так что в 1941-м финны сами нарушили мирный договор. А в 44-м - решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Иначе уже в 45-м Красная армия была бы не в Выборге, а в Хельсинки.
Кстати - не будем забывать, что если бы не революция 1917 года, то государства Финляндия и в помине бы не было.

Виталис, ссылки на разные оппозиционные издания, которые вы публикуете в своей ленте на фейсбуке я читаю. Ибо правда всегда где-то по середине. Хотя с каждым разом убеждаюсь, что это излишняя трата времени. Почему? Да все просто - позиция нашей оппозиции - как в старом советском мульфильме "А баба Яга против". Не хочу углубляться в данную ветвь обсуждений. У меня есть своя позиция на этот счет. Да, она изменилась по сравнению с тем, когда начинался майдан. Но она не совпадает ни с официальной, ни с оппозиционной. По разным причинам. Но еще раз - обсуждать это не имею никакого желания. И очень прошу Вас - давайте будем общаться здесь с минимум эмоций. Как показывает практика - ни к чему хорошему это не приводит.
Кстати - про бандеровцев я ни слова тут не говорил.
Орда не дремлет! Орда зла!

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Не хочу углубляться в данную ветвь обсуждений.

Вот и я не хочу. Ордынские завывания о "не было бы Финляндии" мне глубоко отвратительны. Даже до варвара Сталина дошло, чем грозит присоединение Финляндии к государству, отставшему от маленькой страны во всех социальных вопросах на полвека и более. И доныне - так и плетущегося по колдобинам среди разрухи провинции и имперской неадекватности "народных" избранников типа Жириновского. А у Украины все будет хорошо. Как у финнов. Не все сразу.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение yan »

Дорогой Пётр ! Дорогой Виталис !
Ценю и уважаю вас обоих !

Мультфильм про "А Баба-Яга против" я, конечно же, смотрел. Но я не отношусь к тем, кто считает, что мнение тех кто слаб и малочисленен - это "Баба-Яга против", и я никогда не был склонен считать, и не считаю сейчас, что мнение групп и людей, являются тем больше "Бабай-Ягой против", чем они слабее и малочисленнее. Даже если они и слильно часто действуют на нервы тем, кто силён и многочисленен.

Что касается Финляндии, то опускаться по времени ниже 1939 года я не стану. Не потому что у меня нет аргументов в дискуссии - просто так можно опускаться по времени бесконечно, аж до первобытнообщинного строя и пытаться разбираться, кому - какое дерево, а кому - какая пещера принадлежала. Не вижу в этом продуктивного смысла.

А вот 1939 год - время недавнее. И Финляндия на 1939 год, а точнее - на 23.08.1939 (день подписания т.н. Пакта Молотова-Риббентроппа) была абсолютно суверенным, общепризнанным, целостным в своих границах и независимым государством. Но по выше упомянутому двухстороннему пакту она должна была стать частью СССР. То есть должна была быть аннексированна СССР, с помощью "вежливых зелёных человечков"-референдумов, типа того как были аннексированы, например тогда - Литва, Латвия и Эстония в 1940 году. Но Финляндия, очевидно, такому сценарию не поддалась. Она оказалась и морально и фигурально - крепким государством. И - начались войны.

Сначала - Первая Советско-Финляндская война (1939-1940), которая теперь часто у вас в России назавается Зимней войной.
Затем - Вторая Советско-Финляндская война (25.06.1941-12.1944). Эта война, видимо, началась с авиабомбардировки Хельсинки 25.06.1941. На что ответом могли стать тогда контрудары Финской армии по Ханко.

Что в реальности происходило во Второй Советско-Финляндской войне - нам известно было не много. В ней победил СССР, у которого всегда был принцип в отношении тех, кто слаб и малочисленен, что это - "Баба-Яга против". Вторая Советско-Финляндская война была объявлена в официальной советской истории - частью Великой Отечественной войны 1941-1945, и по-отдельности - не рассматривалась. А к достоверности того, что напали первыми фины - у меня доверия уже нет. Как и нет доверия к источникам официальной истории СССР обо всём, что было в те годы связано с Польшей, Чехословакией, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Это всё - конечно же, моё личное мнение, мой личный взгляд на те, как оказалось, не так уж и далёкие от нас во времени события.

С удовольствием и сам завершил бы все историко-политические обсуждения на форуме и решительно призвал бы к этому и вас всех. Но, видимо, все и всё вокруг постепенно захватываются этим водоворотом событий вокруг, вызванным тем, что нас снова на каком-то витке истории возвратили в эпоху 1938 - 1940 годов.

Поэтому, всё о чём я могу вас попросить - давайте оставаться друг-к-другу благожелательными, поддерживать атмосферу доброты и партнёрства на форуме, стараться, насколько это теперь конечно, возможно, не вдаваться в политические споры.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Спасибо, Ян !
Десять лет жизни в Эстонии и найденные родственники в Суоми помогли мне взглянуть на проблемы малых народов в объятиях империи без розовых очков. Это было много лет назад. С тех пор я все больше и больше убеждаюсь в том, что малый народ, почувствовавший необходимость иметь собственную государственность достоин всяческого уважения. А империя есть государственное устройство вчерашнего дня, не дающее шансов малому народу сохранить свою самобытность.
Про Суоми я знаю теперь очень много. Из книг, изданных там. Из бесед с простыми финнами. Это прекрасная страна с гордым умным народом. Честным, работящим и очень дорожащим своей свободой. Карелы -соплеменники финнов - пример для жителей страны Суоми в плане того, как исчезают в империи малые народы, их язык и культура. Финны всегда помнят этот пример.
В теме КАРЕЛИЯ я смогу осветить события недавней истории в рамках отношения к Суоми восточного соседа. С точки зрения финляндских историков и простых жителей.
А в этой теме давайте уберем все не относящиеся к деревянному судостроению посты. Мне нравится Ваш форум за пресечение на нем любого хамства и упертой дремучести, с чем столкнулся на форуме речных путешественников.( Почему и не участвую ныне в его темах.)

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Карельский писатель-этнограф Виктор Пулькин о заонежских корабелах - потомках вольных граждан Новгородской республики.

Изображение

http://katera.ru/files/magazines/207/142-144.pdf

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Юрий Петрович Лежнев из карельского Беломорска - продолжает дело отца-строителя поморских карбасов.

Изображение

Вяйнемейнен строит лодку. Работа художника Г. Судуева.

Виталис, " " Вяйнемейнен строит лодку " большая интересная работа .достойная отдельного издания. Перед одним из праздников ветеранам порта дарили подарки. Моему отцу, известному лодочному мастеру, подарили картину написанную выжиганием по дереву "Вяйнемейнен строит лодку". Она и теперь на стене отчего дома. Последний карбас он построил в возрасте 82 лет. На нем мы с братьями ходили в море 20 лет. И вот в 2014 году я построил новый карбас. на начальном этапе помогал брат. Это не первый мой опыт, был и "первый блин" . Может быть когда нибудь напишу о малом деревянном судостроении на "прохоровской "верфи.
До связи . Ю.П.Лежнев.


Изображение

Карбас Ю.П.Лежнева в Беломорске.

Изображение

В море под парусом. Фото Ю.П.Лежнева. Беломорск.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Поморский летний рыбацкий карбас.

Изображение

Фото Николая Авенировича ШАБУНИНА.

1906 год.


"....Во всех этих плаваниях поморы ходят по вере по старым приметам, замеченным или самими, или переданным от отцов или бывалых людей, Большею частью лодьи держатся бережья, вблизи берегов, и в крайнем случае, при необходимости пускаться вглубь моря руководствуются компасиками — по-их матками, — покупаемыми обыкновенно за четвертак, полтинник на архангельском рынке. У некоторых хозяев, более толковых и сметливых, встречаются на случай порчи одного два и три запасных. У некоторых ведутся также записные книжки о времени перевалов (поворотах курса), о коргах и опасных мелях, о более удобных и безопасных становищах. Но и в этом случае все поморы руководствуются памятью, поразительно замечательною сметкою и толком и почти всегда верными приметами....

Там же, откуда выходят в Поморье лучшие лодеиные мастера, то есть в кемской деревушке Подужемье строятся и самые употребительные, самые важные для ближних прибрежных плаваний, мелкие беломорские суда — карбасы. Шьются карбасы (крупные суда «строятся» точно таким же образом, как шняки, но меньше последних (длиною 18-25 футов и шириною менее ¼ длины); в воде сидят на фут. На карбасах этих обыкновенно от 4 до 10 одноручных весел и два шпринтовные паруса; шпангоут карбасный зовется опругой. На веслах карбасы легки на ходу и, лавируя весьма недурно, в то же время заметно валки; пустозерские карбасы, с прямою кормою, пускаются в море с грузом, которого они поднимают до 200 пудов. Тот же карбас, только несколько пошире и покороче описанных, употребляется для промысла тюленей на льду и, в таком случае, принимает новое название весновального. Этот род карбасов, как уже сказано, приспособляется к тому, чтобы быть удобно влачимым по льду, а для этого вдоль киля приделываются два полоза, называемые креньями..."

Сергей Васильевич МАКСИМОВ "Год на Севере".

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Mitrii Andreev. ПОМОРЫ.

Интересная статья , если учесть ,что победа эта была не первая , и что поморы это и есть собственно карелы , то достаточно грамотно получилось.

Поморы – победители Швеции

Известный факт, что первая морская победа России над Швецией была одержана под Архангельском, в знаменитом бою у стен Новодвинской крепости. Решающую роль в этой яркой победе сыграли не царские стрельцы, не профессиональные военные или присланные наёмники-казаки, а коренные жители российского Севера – поморы

Как ни странно, о роли поморов в становлении сильной, обновлённой России историки и политики вспоминают редко. Видимо, потому, что сами-то они, в основном, не поморы и задержались на Севере случайно. На одном из состоявшихся недавно в Архангельске заседании по истории и культуре областной депутат с казачьими корнями неожиданно заявил, что никакого отношения к Новодвинской крепости поморы якобы вообще не имеют, а победили шведов казаки-гайдуки и петровские стрельцы.

Такое пренебрежительное отношение большинства депутатов к коренному населению, к поморской истории и культуре возможно только по причине полного исторического невежества. Современным «казачьим атаманам» в органах законодательной власти следует напомнить, что всё же не царские войска и не казаки-гайдуки обеспечили Петру его победу у Новодвинской крепости. Вся реальная тяжесть обороны Поморья и России от шведов легла на плечи поморского народа.

Иногда от историков можно слышать «толерантную» фразу, что, мол, «весь русский народ воевал со шведами». Нет, не весь! Не надо передёргивать исторические факты. Первая морская победа России над шведами была одержана именно поморами, населением конкретного региона – Поморья. И тому есть неопровержимые исторические доказательства.


С каждого двора – по рублю!

Для начала давайте зададимся вопросом, на чьи средства была построена Новодвинская крепость? Может быть, царь Пётр вынул деньги из казны и дал её Архангельску? Как бы ни так! Новодвинская крепость строилась на средства, собранные с жителей Поморья.

У Петра в казне в то время денег для строительства новой крепости не было, поэтому нужно было взять эти деньги у населения. Увы, у крепостных российских крестьян денег не имелось, они жили натуральным хозяйством, платили помещикам оброк урожаем. И при всём желании собрать деньги с крестьянского населения центральной и южной России Пётр не мог. Единственный регион, где не было крепостного права и поэтому уже сформировалось раннебуржуазное общество, было Поморье.

Поморы свободно владели землёй, имели право продавать и перепродавать, закладывать землю, оставлять её в наследство, как и прочее имущество. Но главное, что у населения были денежные сбережения. Позже «прогрессивный» царь Пётр своими указами лишит поморов всех перечисленных прав и свобод, разрушит экономическую самостоятельность Поморья, закроет Архангельский порт. Но именно благодаря экономической свободе в Поморье развивался мощный денежный оборот среди населения, и Петру оставалось лишь вынуть этот ресурс из региональной экономики и собрать с поморов сумму, необходимую для строительства Новодвинской крепости. С каждого двора жителей Поморья на возведение Новодвинской крепости было собрано по рублю! Таким образом, каждый коренной архангельский помор сегодня может с гордостью сказать, что в стены Новодвинской крепости вложены камни, купленные на деньги его предков.


Союз северных городов

Конечно, одному Архангельску было бы не потянуть столь масштабное строительство. Поэтому помимо столицы Поморья в возведении Новодвинской крепости участвовали ещё семь «поморских городов»: Архангельск, Мезень, Сольвычегодск, Кеврола (Пинега), Великий Устюг, Чаронда, Вятка и Тотьма. Все эти города официально назывались «поморскими» в государственных документах.

Дело в том, что в то время понятия Русский Север в России не существовало, а весь большой северный край назывался Поморьем. Выдающийся северный историк, профессор, ректор Поморского госуниверситета Владимир БУЛАТОВ однажды даже отметил, что в архангельском Поморье допетровского периода фактически создались условия для мощного экономического прорыва, благодаря чему Архангельск мог стать одной из мировых северных столиц. Но Пётр увёл этот ресурс на строительство Петербурга. Поморье представляло собой регион, где, по мнению историка, фактически сформировались условия для возникновения новой североевропейской нации, где в отличие от феодальной и отсталой России не было помещиков и уже зародилась первая национальная буржуазия. Академик Дмитрий ЛИХАЧЁВ также отмечал, что роль Поморья и поморов в истории военных побед Петра огромна. Поморы были очень опытными моряками и кораблестроителями. Все морские победы Петра на всех морях были одержаны благодаря тому, что корабельные команды набирались почти исключительно из поморов. Российские же крепостные крестьяне, стрельцы и казаки-гайдуки, не знавшие морского дела, никогда не вывели бы Россию на уровень великой морской державы.


Историческая роль поморов

Глядя на Петербург, не надо забывать, что его также строили в основном поморы. Даже символ Петербурга – Александрийский столп – был вытесан бригадой поморских камнетёсов во главе с зодчим Самсоном СУХАНОВЫМ, выдающимся поморским мастером из пинежской деревни Завотежица. Достоверно известно, что этот пинежский помор, как и большинство его земляков, в молодости ходил на морские промыслы на Грумант (Шпицберген).

Фактически, если говорить объективно, Пётр цинично вычерпал из Поморья все региональные материальные и человеческие ресурсы и сознательно уничтожил экономику Архангельского края. Сегодня многие говорят, что без этой жертвы не было бы Великой России. Но зачем делать вид, что этой жертвы не было?

Зачем приписывать победы Петра казакам и стрельцам? Почему Петру сегодня в Архангельске воздаются почести, а роль поморского народа, обеспечившего ему все его победы, сегодня сведена к нулю?


Новодвинская крепость

Главными строителями Новодвинской крепости были более двух тысяч строителей-поморов – каменщиков, плотников, поставщиков строительных материалов, транспортников. Практически вся экономика «поморских городов» была ориентирована на морские промыслы в северных морях и морскую международную торговлю через первый российский город-порт Архангельск. Канцелярия, собиравшая деньги с поморских городов, называлась «Семиградская изба».

Функцию разведки за границей также играли поморские торговцы. Они донесли Петру о том, что в шведском Готтенбурге снаряжается вооруженная пушками флотилия, которая скоро отправится на Север якобы для боя китов в Гренландии. В Архангельск были срочно присланы полки стрельцов и гайдуков (украинцев-казаков). Однако основная роль в обороне северных рубежей возлагалась на жителей Поморья. Всем двинским поморам были выданы ружья и иное оружие и предписано ходить дозором по берегу Белого моря, высматривая вражеские корабли.

В ночь на 24 июня к Мудьюгу подошли два фрегата и яхта под голландским и английским флагами. Это были шведы, которые притворялись мирными купцами. Незадолго до этого они захватили в плен архангельского переводчика Дмитрия БОРИСОВА и ягринского помора, служку Николо-Корельского монастыря, лодейного кормщика Ивана СЕДУНОВА (РЯБОВА). 16 царских стрельцов отправились досматривать корабли и были сразу же захвачены в плен. Это само по себе говорит о невысоком уровне военного профессионализма присланных в Поморье царёвых слуг.


Первая морская победа

Совершенно очевидно, что не стрельцы и не казаки-гайдуки обеспечили победу в решающем бою у стен Новодвинской крепости, а поморы Иван Седунов и Дмитрий Борисов. Именно они, рискуя своими жизнями, посадили на мель шведские корабли и поставили их под прямой обстрел крепостных орудий.

Боем у Новодвинской крепости фактически руководил не воевода, а местный стольник, помор ИЕВЛЕВ. Воевода же, как свидетельствуют исторические документы, попросту струсил и сбежал в Архангельск, едва началась стрельба из пушек. Лишь когда бой был закончен, воевода прибыл в крепость и стал бранить Иевлева, согласно документам: «бранить матерно, для чего ты не в своё воинское дело вступаешься». Вот вам и роль профессиональных военных в обороне Новодвинской крепости!

Кстати, позорно захваченных в плен царских стрельцов убежавшие в море на оставшихся кораблях шведы высадили на берег у о. Сосновец, откуда те с мытарствами добрались до деревни Пялицы. Там они встретили поморов, которые помогли им вернуться в Архангельск. Славный подвиг царских слуг, нечего и сказать…

Вот вам, уважаемые читатели, и ответ на вопрос, кто на самом деле одержал первую морскую победу России в бою у Новодвинской крепости. Это и есть боевой подвиг коренных поморов.


Даниил САМОВАРОВ

Ответить