Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Финляндский галеот в заливе Импилахти на Ладоге.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 ноя 2015, 22:29, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Финляндия. В лодке через пороги.

Коли речь зашла об Элиасе Леннроте, приведу еще один отрывок из его книги. Действие происходит несколько западнее Ладожского озера, в провинции Саво. В тех местах, где находится городок Савонлинна со своей знаменитой на весь мир крепостью. В старинной крепости ежегодно проводятся Дни Оперы. Оперные певцы со всей Европы демонстрируют зрителям волшебное мастерство пения . "Путешествия" Элиаса Леннрота - одна из самых любимых моих книг. Красочная картина жизни народа Карелии в первой половине 19 века позволяет понять, почему единая географически территория стала столь неодинаковой к началу 21 века. Почему ухожена, благоустроена, бережно хранима жителями Карелия финляндская и почему столь отстала в развитии российская часть этой прекрасной земли...

Элиас Леннрот ( 1831 год): "По окончании богослужения я пообедал и отправился в путь на лодке. Это была необыкновенно длинная, но не широкая семивесельная лодка. В нее село около пятидесяти человек - количество, вполне достаточное для нашего судна, но явно избыточное при таком сильном ветре. Одновременно с нами выехало еще десяток лодок. В целом это напоминало небольшую эскадру. Между гребцами начались состязания, чья лодка быстрее, и тут девушкам и парням пришлось попотеть. Мне жаль было бедных девушек, многие из них гребли не сменяясь почти весь путь, когда как мужчины гребли поочередно. Я тоже предложил свои услуги, но то, чтобы магистр сел на весла, посчитали вопиющим нарушением установленных порядков. "Удивится всяк холоп, коль на весла сядет поп", - гласит пословица. И мне, таким образом, пришлось сидеть сложа руки. Несколько замедлили продвижение два порога на нашем пути. Первый, TYURINKOSKI, длиной чуть более версты, но менее бурный, чем второй - NOKINEN. Мы преодолевали пороги с помощью шестов, упираясь ими в дно и проталкивая лодку вперед. На одних веслах тут далеко не уедешь. Красивое и одновременно жуткое зрелище представляли порог и лодки, идущие впереди. Лодки с трудом поднимались по порогу, и порой казалось, что они вот-вот сорвутся и устремятся на нас. На этих каменистых порогах должен быть очень опытный кормчий. Если лодка наскочит на камень, с него трудно сняться. Но еще большая опасность подстерегает людей при спуске."
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 ноя 2015, 22:36, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Шхеры северной Ладоги. Лето 2011 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 21 фев 2019, 00:45, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Как и много веков назад, весельные деревянные лодки используются сейчас рыбаками в прибрежном лове.

О Ладоге можно рассказывать бесконечно. В наше время на озере все больше современных яхт, стремительных моторных катеров. Как положительный фактор можно отметить уход с берегов Карельского моря военных. Оставив захламленные острова и загаженные радиацией заливы, люди в погонах покинули крупнейший пресноводный водоем Европы географической. А ведь в 1950-е годы на Ладоге даже радиоактивное оружие испытывали. До 1990-х годов на одном из островов озера лежал тральщик, служивший объектом испытаний небольшой силы ядерного взрыва. Только после обширной статьи в журнале "Север" этот излучающий радиацию кораблик увели с Ладоги куда-то на многострадальную Новую Землю..Впрочем к тому времени местные жители успели взять с "радиоактивного "Кита" немало трофеев ... И фонили трофеи эти в крестьянских избах не один десяток лет...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 ноя 2015, 22:42, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Современные маломерные суда, посещающие Ладогу, построены либо в Петербурге, либо в других крупных городах России и Зарубежья. Пародоксально, но на берегах огромного озера нет на одного населенного пункта, равного хотя бы Петрозаводску на Онежском озере. Райцентры: Сортавала, Лахденпохья, Приозерск, Питкяранта - типичные, дышащие на ладан провинциальные городки. Им не до судостроения. Юха Таскинен в своей фотокниге "Семь морей Ладоги" еще в начале 2000-х мудро заметил: " На границе стрелки часов переводили на час вперед, но во времени мы возвращались на десятки лет назад... Почему карельские пейзажи так разительно отличаются от финляндских ? Различие рождается от неухоженности лесов и серости деревень... от неопрятных городков.."
За десять лет двухтысячных так ничего на берегах Ладоги и не изменилось..Разве что островной Валаамский монастырь бурно развивается, строит неприлично роскошную резиденцию патриарха. На фоне обшей бедности ладожских берегов.

И осталось мне рассказать о деревянном судостроении на Онежском озере и малых озерах Карелии.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 ноя 2015, 22:46, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Сортанлахти на Ладоге. Брошенные военными суда.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 ноя 2015, 22:54, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

"..Плещет, плещет море Онего..."

Изображение

"Площадь Онежского озера - почти десять тысяч квадратных километров. Если мысленно развернуть Онего в ленту чуть более километра шириной, длина этой ленты получится от Финляндии до Тихого океана.
Более полутора тысяч островов в Онего. Деревни на островах особенно живописны. Жаль, прекрасные эти селения стремительно исчезают. На онежских островах уравновешивается душа. Поэтому лодка в Петрозаводске равноценна автомобилю.." (Станислав Панкратов. Онего )
Онего - это столица российской Карелии Петрозаводск, ровесник Санкт-Петербурга. Это известные во всем мире Кижи. Это былинное Заонежье. Это начало печально известного Беломорско-Балтийского канала. Онего - родные воды для некогда крупнейшей судоходной компании северо-запада страны - Беломорско- Онежского пароходства - гордости Карелии Советской.
Онего - широкая и серьезная вода. Автор книги - фотоальбома "Онего" Станислав Панкратов приводит грустный пример. Один из многих: " В Пиньгубе, неподалеку от Петрозаводска, остановились москвичи, байдарочники. Ветер на озере был свежий, но большой волны не было - лето. Местные жители, которые тут случились, дружно предупреждали гостей: не ходите в озеро. Погода, внешне, ничего катастрофического не предвещала, но много ли нужно байдарке ? Москвичи ссылались на конец отпуска, намекали на многолетний опыт плаваний и, несмотря на уговоры, - взяли курс на Кижи. Их было шестеро, на трех байдарках.
Было - потому что через две недели удалось найти весло, гитару и банку с документами... Большая вода не прощает глупого гонора..."


Исходя из почтительного отношения к Большой воде строили на Онего испокон веку жители лодки для Озера.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 ноя 2015, 23:07, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Полвека назад острова древнего Онего украшали такие дома. И почти в каждом был умелец - строитель лодок - кижанок.

Изображение


В далеком 1969-м на славном обстановочном пароходе ИВАН БЕРИНГ Управления ББК я побывал во многих уголках древнего прекрасного карельского моря Онего.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 04 сен 2018, 00:18, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Лодка ручной работы - классика .

Не будет преувеличением сказать, что основным типом лодки на Онего была и доныне остается знаменитая КИЖАНКА.
Этот тип легкой и мореходной одновременно лодки совершенствовался на протяжении долгого времени. Настоящая кижанка впечатляет.
В отличие от Ладоги, где на большей части побережья население сменилось, на Онего по-прежнему живут потомки древних умельцев-судостроителей.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 04 сен 2018, 00:16, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Материал музея - заповедника Кижи о деревянном судостроении в Российской Карелии.


Изображение


Без таланта и желания лодку не построить.


Характерной особенностью жизнедеятельности населения деревень, расположенных на берегах Белого моря, Онежского, Ладожского и других многочисленных малых и средних озёр Карелии, является приоритет водного транспорта над другими видами. Музей «Кижи» ведет постоянную работу по изучению истории народного судостроения исторической территории Кижской волости и других центров традиционного судоходства республики.

Кроме этнографической и исторической ценности народного судостроения и работе музеев по его изучению и сохранению для будущих поколений очень важно то, что сейчас много людей желают иметь деревянную лодку, как более удобную для рыбалки и безопасную для транспорта. Основой формирования заказов на лодки является активность местного населения и приезжающих горожан. В результате многолетней работы по изучению истории и современного состояния народного судостроения в нескольких районах республики, можно сказать, что почти во всех исторических центрах народного судоходства сохранились мастера, которые продолжают местную традицию строительства лодок.

Как ни странно, этому способствовал общий кризис переходного периода 90-х годов XX столетия и деревенское безденежье. Купить лодку в городе и доставить её в деревню на грузовом автомобиле деревенскому жителю невозможно и до сих пор. Поэтому продолжали и продолжают строить лодки для себя и иногда на заказ старые мастера, многим из которых уже за 70 лет. За это время выросло и новое поколение мастеров – «молодые» (60-ти лет) пенсионеры и талантливая «молодежь» 30 – 40 лет, которые с малых лет присматривались и помогали старым лодочникам или учились самостоятельно, разбирая старые лодки и применяя собственный житейский опыт, знания и навыки. Без таланта и желания лодку не построить, поэтому все лодочники – золотой фонд современной деревни.

Как и в старые времена, потребность в традиционных карбасах особенно велика на богатом рыбой и морепродуктами, но суровом Белом море. Строят карбасы и в Кеми (Белый Тимофей шьет хорошие карбасы и катера) и в Беломорске, в Нюхче, Сумском Посаде, и на соседнем, Терском берегу - в Умбе.

Больше всего карбасов, пожалуй, построила за прошедшие 15 – 20 лет семейная артель братьев Лёгких из известного центра поморского судостроения – старинного рыбацкого села Колежма. Под руководством старшего брата, Анатолия Степановича (1958 г.р.), который и старые секреты освоил и применил новые технологии в своей работе, его сыновья – Андрей (1982 г.р.) и Евгений (1981 г.р.), которые помогали ему с детства и братья – близнецы Сергей и Василий (1962 г.р.), за эти годы построили не один десяток добрых лодок для своих односельчан и по заказам из всей Карелии, Москвы и даже с Волги. Самое большое судно – яхта с рубкой, длиной 9,20 м, остальные карбасы длиной от 6 до 8 м, а самая маленькая лодочка – 2,5 м. Сергей Лёгкий переехал в Петрозаводск и, вместе с напарником Игорем Шороковым, строят карбасы уже в столице республики.

На соседнем небольшом Сумозере всегда строили свои лодки, а не заказывали их в поморских сёлах. В посёлке Хвойном строит традиционные лодки Титов Владимир Васильевич (1945г.р.) родом из д. Сумостров. Механизатор и Герой Социалистического труда, депутат двух созывов Верховного совета СССР, выйдя на пенсию, освоил много ремёсел по дереву, в том числе и традиционное для родного озера судостроение. С большим уважением относятся люди к таким известным в округе лодочникам – без лодки, как без ног!

Несколько мастеров строят в с. Куганаволок на оз. Водлозеро традиционные лодки - «водлозерки» – А.А. Бояринов, В.Н. Данилин, В.И. Данилин, П.Н. Анухин. С прошлого года поддержку традиционному судостроению оказывает Национальный парк. Местный житель, лодочник Сухов Николай Викторович (1954 г.р.) стал работать в Национальном парке по строительству лодок и обучению этому ремеслу молодёжи. Уже начинает помогать ему сын – победитель районного конкурса за модель водлозерской лодки. Строят традиционные лодки и в соседнем Кенозерском Национальном парке. На оз. Лекшмозеро в дер. Марщихинская, зам директора Парка Попов Николай Иванович за 15 лет уже построил 13 лодок, шьет и сейчас. Шьют себе и понемножку на заказ К.А. Боголепов, А.Н. Горбатюк Анатолий, а в д. Орлово - Макаров Юрий Васильевич, 1940 г.р.

В районах Северной Карелии на оз. Куйто, так же есть лодочники сохраняющие традиции национального карельского судостроения. В районном центре Калевала. до последнего времени шьют лодки Л.П. Контконен, П.А. Лесонен, И.И. Петушков, а в пос. Юшкозеро Т.В. Малинен, Э.А. Карельский и К.А. Данильев. В Южной Карелии шьют лодки «пряжинки», а на оз. Сямозеро, откуда родом эта известная в республике и за её пределами лодка, так же остались мастера – лодочники сохранившие местную лодку – А.С. Алёккин и П.И. Тергоев. Лодки своей конструкции шьёт А.Д. Жарков, родом из заонежской деревни Вырозеро.

Шьют лодки и на Ладожском озере и на других озёрах Карелии, но вернёмся в Заонежье – традиционный центр судостроения на Онежском озере. Мастер О.М. Конжезеров, родом из Повенца, учился у своего отца, а строит лодки в г. Петрозаводске. Его опыт и интерес к народному судостроению позволил построить даже традициную норвежскую лодку и участвовать на ней в «Кижской регате - 2007», а на Х регату он придёт на своей новой «кижанке».

Южнее Повенца в с. Шуньга еще шьет лодки мастер-самоучка В.А. Андрианов (1936 г.р.), а в Кажме – И.Т. Кузнецов. В самом центре Заонежья на оз. Путкозеро в д. Фоймогуба. мастер Шадров В.Д. (1947 г.р) делает себе и по заказу древние долблёнки – «ушкуи». Начал строить он в 1990-е годы, когда в деревнях ни у кого не стало денег. Ушкуи делает по древней технологии – одним топором из ствола осины. Музей «Кижи» приобрел в 2005 году в экспозицию один ушкуй его работы, теперь эта лодка торжественно открывает «Кижскую регату».

Село Толвуя – известный центр судостроения в Заонежье, еще в 1970-х годах здесь работала совхозная мастерская, в которой построены сотни лодок своей особой конструкции – «толвуянок» для открытого озера с широким транцем под мощный подвесной мотор, отличных от традиционных «кижанок». Сейчас остались старые мастера и появились новые – жизнь заставляет, и спасибо, есть у кого учиться. А.П. Амбаров (1936 г.р.), в начале 2000-х годов менял лодки каждый год, чтобы ремесло не забыть. А.Е. Проказов (1934 г.р.) – работает в Карелэненрго и строит для себя, хорошо работают В.М. Соколов (1939 г.р.) и В.А. Сёмкин (1934 г.р.). Есть мастера, которые могут сшить лодку и в Великой Губе – П.П. Трегубов и А.В. Шильников. Но в Заонежье говорили и говорят, что «все лодки – с Кижей, все мастера - с Волкострова».

Самый известный центр народного судостроения на Онежском озере в ХХ веке был на о. Волкостров, который сейчас находится в охранной зоне музея «Кижи». Около двух сотен лодок в год строилось на колхозной судоверфи (в 1932 – 1963 гг.) и в окрестных деревнях. В настоящее время строительством лодок еще занимаются братья Судьины. И.В. Судьин (1930 г.р.) вместе с сыном Андреем сшил лодку-кижанку для выставки в музее-заповеднике «Кижи». Его младший брат Н.В. Судьин (1932 г.р.) после выхода на пенсию в 1992 г. каждое лето шьет по одной-две лодке. Их сосед по Волкострову В.Н.Бурков (1930 г.р.) шил много лодок на заказ. Одна его лодка-кижанка украшает коллекцию музея «Кижи». Сейчас еще продолжает шить лодки Ф.Е. Лисицын (1945 г.р).

Для сохранения традиционного судостроения и судоходства, музей-заповедник «Кижи» при поддержке местного сообщества исторической территории Кижской волости и ряда партнеров и спонсоров ежегодно проводит на о. Кижи фестиваль традиционных лодок и народной гребли - «Кижская регата». Всего за 9 лет более 300 человек из заонежских деревень и нескольких городов России и соседней Финляндии участвовало в стартах на о. Кижи. В день старта Кижской регаты на остров Кижи приезжает много гостей из окрестных деревень, г. Петрозаводска, других районов Карелии и регионов России. За эти годы праздник благодаря работе карельских и российских СМИ получил широкую известность и привлек внимание на Северо–Западе России.

В 2007 году Кижская регата вошла в Соглашение о сотрудничестве между Республикой Карелия и г. Санкт-Петербургом и стала межрегиональным мероприятием. С 2008 года народная гонка проходит при поддержке правительства Республики Карелия.

С целью сохранения и развития в Карелии традиций деревянного судостроения и народного яхтинга музей-заповедник «Кижи» в Программе подготовки к Х юбилейной Кижской регате объявил I Карельский открытый конкурс мастеров деревянного судостроения «Народная лодка».

С января по март 2008 года в Плотницком центре музея «Кижи» шла работа по созданию новой лодки-кижанки. Сотрудники центра - потомственный житель д. Кургеницы Сергей Николаевич Филин (1950 г.р.), сохранивший мастерство строительства лодок, переданное ему отцом и Александр Кузнецов, который учился шить у своего деда в заонежской деревне Чеболакша, по старым заонежским традициям построили кижанку, которая стала первой, заявленной на участие в конкурсе «Народная лодка»!


Юрий НАУМОВ, ст. н. с. отдела истории и этнографии.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 04 сен 2018, 00:11, всего редактировалось 2 раза.

Ответить