Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Товаропассажирский теплоход
для Крымско-Кавказской линии
«АРМЕНИЯ»



Изображение

Центральное бюро морского судостроения в 1926 году разработало проект первого скоростного комфортабельного советского лайнера. Теплоход водоизмещением 5770 т (4727 брт), длиной 107,72 м, шириной 15,55 м и осадкой 5,95 м мог брать на борт 60 человек в каютах 1-го класса, 192 – в каютах 2-го класса, 266 – в каютах 3-го класса и 462 палубных пассажиров. Клепаный корпус подразделялся на 9 главных отсеков. Для размещения 1000 тонн груза имелось шесть трюмов и два твиндека. Двухвальная энергетическая установка из двух двигателей завода «Русский дизель» мощностью по 2000 л.с. обеспечивала судну скорость 12,6 узла.

По этому проекту на Ленинградском Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе в октябре 1926 года были заложены, а в декабре 1927 года спущены на воду первые два теплохода «крымчака» «АБХАЗИЯ» и «АДЖАРИСТАН». На освободившихся стапелях началась постройка однотипных теплоходов «АРМЕНИЯ» (строительный № 186) и «УКРАИНА». В начале ноября 1928 года «АРМЕНИЯ» была спущена на воду и в январе 1931 года была сдана Черноморской Главной конторе Совторгфлота. С 1931 года теплоход включился в работу по перевозке пассажиров и грузов на экспрессной линии Одесса – Батуми- Одесса. С 15 марта 1934 года он вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства НКВТ. В 1940 году судно прошло ремонт на Одесском судоремонтном заводе.

В первые дни войны «крымчаки» были мобилизованы. В короткий срок их переоборудовали в военные транспорты, установили по три 45 мм зенитных орудия и пулеметы. «АРМЕНИЯ» с 8 августа 1941 года стала санитарным транспортом.

Изображение

Экипаж состоял из 96 человек. Медицинский персонал - 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Судно даже не успели перекрасить. С нанесенными на палубе и бортах огромными ярко-красными крестами, теплоход начал перевозить в Одессу и Севастополь воинские подразделения, боеприпасы и вооружение, а в обратном направлении раненых и мирное население. До начала ноября «АРМЕНИЯ» успела совершить 15 эвакорейсов и доставила на Кавказ более 15000 человек (в среднем 1000 человек за рейс). Судно провело на ходу 820 часов, а в ремонтах 144 часа. После 73-х дневной обороны Одессы главной проблемой стала оборона Севастополя, так как 26 октября 1941 года немецкие части прорвали оборону наших войск у Перекопа и начали быстро продвигаться вглубь полуострова Крым. Потребовалось срочное пополнение людьми и вооружением обороняющих Главную базу флота частей.

Изображение

В 5 часов 40 минут 4 ноября 1941 года теплоход, с несколькими маршевыми батальонами (4500 человек) с вооружением и боеприпасами, вышел из Туапсе в охранении эсминца «СПОСОБНЫЙ» и тральщика «ГРУЗ». Из-за неисправности машины в 11 часов «АРМЕНИЯ» вернулась в Туапсе. После краткого ремонта транспорт вновь покинул Туапсе и в охранении эсминца «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» последовал в сторону Крыма. Командир «АРМЕНИИ» по предписанию должен был привести судно в Ялту. Однако на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и приказали повернуть транспорт в Севастополь. 5 ноября 1941 года «АРМЕНИЯ» прибыла в Севастополь и начала выгрузку войск в районе угольной пристани.

После выгрузки судно перевели в Корабельную бухту к причалу артиллерийских мастерских, где на теплоход 6 ноября с большой поспешностью погрузили весь личный состав Севастопольского военно-морского госпиталя, Второго военно-морского и Николаевского базовых госпиталей, поликлиники, санитарно - эпидемической службы, медицинских санитарных отрядов и ряда гражданских лечебных учреждений города.

В ночь на 7 ноября «АРМЕНИЯ» отчалила и, выйдя из Севастопольской бухты, взяла курс на Кавказское побережье. Ее сопровождали два сторожевых катера. Однако по пути судну было приказано зайти в Балаклавскую бухту и принять на борт с баркасов и катеров работников НКВД, а затем следовать в Ялту, где в местном военном госпитале скопилось много раненых. В два часа ночи «АРМЕНИЯ» ошвартовалась в Ялтинском порту. В три часа ночи порт покинули эскадренные миноносцы «БОЙКИЙ» и «БЕЗУПРЕЧНЫЙ» с войсками на борту.

Изображение

Изображение

В Ялте началась паника. Количество желающих попасть на борт «АРМЕНИИ» стало стремительно возрастать с каждой минутой стоянки теплохода в порту. В результате корабль был буквально забит людьми. Закончив погрузку медперсонала и раненых местного госпиталя и лазаретов, а также сотрудников партийного руководства области и курортной зоны, «АРМЕНИЯ» около 8 часов утра 7 ноября, нарушив запрет на выход из порта в дневное время, отвалила от причала и пошла в открытое море навстречу своей гибели.

По всей вероятности, в это время передовые подразделения немецко-фашистских войск находились уже в области дальних посёлков ялтинского региона, и беспрепятственно с обеих сторон по побережью продвигались к городу, в котором, тем временем, уже как минимум сутки практически во всех районах кроме портового царили безвластие и хаос. Но германские войска войдут в Ялту, очевидно, лишь к утру следующего дня, 8 ноября 1941 года.

В 11 часов 29 минут на пути в Туапсе в районе Гурзуфа «АРМЕНИЯ» была торпедирована с воздуха самолетом противника и через четыре минуты затонула в районе примерно 44.17N-34.10E. Гибель «АРМЕНИИ» стала крупнейшей в истории Великой отечественной войны морской катастрофой, в которой погибло более 7 тысяч человек раненых, медперсонала, эвакуируемых и экипажа. Спаслось лишь 8 человек.


Москва, 2002 год
Дополнения: Москва, 2011 год
Последний раз редактировалось yan 10 ноя 2016, 23:59, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Внесение дополнения

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan »

К сожалению, гибель теплохода "Армения" таит в себе много таин, но также много - и неразрывно связанная с ней история последних дней Ялты перед занятием города германскими войсками, ориентировочно утром, 8 ноября 1941 года. Что было в эти последние дни ? В какой день и момент было прекращено централизованное управление городом со стороны администрации СССР ? Что толком происходило в Ялте и ближних окрестностях в течение этих, видимо, нескольких дней, когда власть СССР в городе прекратилась и сосредоточилась лишь на военной охране нескольких разрозненных военно-значимых объектов, преимущественно в припортовой зоне, до прихода германских войск ? Что происходило в городе ? Почему советская власть в последующем "вымазала" этот период из истореописания, заменив его стандартными общеизвестными предложениями ? Что значит хотя бы то, что на военно-транспортном судне думали, что Ялта 5.07.1941 уже занята германскими войсками, а оказалось что нет ? - Это ещё одно потверждение тому, что центральной власти в городе уже не было как-минимум по состоянию на 5 ноября.

Где бы теперь найти настоящую правду о том событии ? Достоверную, целостно-достоверную правду. Вопрос философский...

Помянём ещё раз всех погибших на судне. И помянём отдельно Одесский экипаж судна под командованием капитана Владимира Яковлевича Плаушевского, совершивший в любом случае геройство - мужественно, профессионально и в своих возможностях по-человечески достойно выполняя такой рискованный и страшный в каждом своём мгновении рейс.


Изображение
Теплоход "Армения". Художественная открытка выпуска 1930-х гг

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan »

Светлой памяти всех погибших вместе с теплоходом "Армения" - страшной трагедии, происшедшей 77 лет тому назад вблизи Ялты, незадолго перед полуднем, 7 ноября 1941 года, в ходе Германско-Советской войны 1941 - 1945 гг, и унёсшей жизни нескольких (возможно - многих) тысяч человек - пассажиров и членов экипажа судна, ставшего тогда военно-транспортным.

Корабль, к сожалению, до сих пор не найден на дне Чёрного моря.


7 ноября 2018 года

Аватара пользователя
Коч
Staff
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 06 июл 2007, 15:43

Re: Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение Коч »

Теплоход "Армения" обнаружен

https://www.rgo.ru/ru/article/strashnee ... d-armeniya


yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan »

Коч

Спасибо Вам большое за информацию ! Я об этом ничего не знал.

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan »

Посмотрел несколько разных видеоклипов в Интернете по данной новости.

За прошедшие несколько десятилетий в Мире были найдены несколько погибших и затонувших на больших глубинах или в труднодоступных местах значимых пассажирских судов, равно как и были осуществлены экспедиции к ним. Начиная с 1985 года это были "Титаник", "Британник", "Лузитания", паром "Эстония" и даже в Чёрном море у берегов Крымского полуострова погибший в 1941 году пароход "Ленин".

Во всех этих случаях была соблюдена одна и та же процедура проведения первичного подтверждения достоверности находки и её идентификации. Публиковалось достаточное количество эпизодов видеосьёмки и фотоснимков, из разных сюжетов которых в каждом из них присутствовало практически неопровержимое ощущение их существенности и достоверности - были запечатлены такие детали конкретного затонувшего судна и в достаточном количестве, что это не оставляло сомнений, что найденный корабль - именно тот самый, о котором сообщалось. Кроме того, публиковались (или сатновились относительно доступными - в таком случае становилось достоверно известно об их возможной доступности) точные координаты нахождения на глубине остова судна.

В случае с послденей новостью на видеороликах присутвует большое количество известной документальной кинохроники или сюжетов тогдашнего кино, запечатлевших "Армению" до начала Германско-Советской войны 1941-1945 гг, присутствует один небольшой сюжет подводной съёмки, по которому однозначных выводов сделать невозможно, и ещё присутствует хорошо отрепетированная речь достаточно уверенного в себе молодого человека. Всё это, на мой взгляд, пока никак не относится к тому, что необходимо в таких случаях для подтверждения нахождения на морском дне конкретного судна - погибшего теплохода "Армения" (санитарного транспорта), 1931 год постройки.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение
7 t ·
"О каком историческом событии напоминает дата – 7 ноября 1941 года?
Поисковики интернета обычно все назовут военный парад на Красной площади, с которого полковые колонны уходили на близкий фронт.
Но очень трудно обнаружить заметку о трагическом эпизоде Великой Отечественной войны, о крупнейшей морской катастрофе, случившейся в этот же день далеко от Москвы, на Черном море вблизи южного берега Крыма.
7 ноября 1941 года немецкий бомбардировщик «Хейнкель -111» одной торпедой потопил теплоход «Армения», который был настолько перегружен людьми, что число погибших на нем насчитывают от 5 000 до 7 000 человек. Спаслось только 8 человек. Таковы, увы, советский учёт и статистика, усугубленные бездарностью командования, паникой и неразберихой во время бегства из Крыма большого начальства.
Эту, крупнейшую по количеству жертв в СССР, морскую катастрофу было приказано забыть.
Даже в изданной в 1983 году Министерством обороны на основе архивов Главного штаба ВМФ СССР «Боевой летописи советского Военно-морского флота в 1941—1942 гг.» о самой крупной морской трагедии той войны — ни слова. Вот что историки установили, Дело № 19, касающееся этой трагедии, было изъято из Центрального Военно-Морского Архива и… уничтожено еще в 1949 году. Кем, почему – вопросы, на которые до сих пор нет ответа.
«Армению» и ее сестёр: «Грузию», «Украину» и «Аджарию» и в плавучие госпитали превращали рабочие одесского судоремонтного завода. Под бомбами немецкой авиации в спешке ломали перегородки первоклассных кают, чтобы развернуть операционную и 4 перевязочных на 11 столов каждая. Считалось, что на борт придется брать максимум по 400 раненных.
10 августа 41-го «Армению» приготовили к войне. До своей гибели санитарный транспорт успел вывезти из Одессы и Севастополя на Большую землю 15 тысяч человек. И последний поход начался в Туапсе ранним утром 4 ноября 1941 года.
Еще 12 сентября передовые части 11-й немецкой армии под командой генерал-полковника Манштейна подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю. Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу. А в начале ноября 1941 года фронт Великой Отечественной войны был не только в десятке километрах от Москвы, но немецкие войска уже заняли всю Украину и степной Крым и начиналась битва за Севастополь.
Вечером 6 ноября теплоход «Армения» вышел из порта Севастополя, эвакуируя персонал нескольких военных госпиталей и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.
На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя!), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число неизвестно.
Навстречу гибели теплоход «Армения» отправился в 17 часов вечера. Почти сразу вдогонку пришел приказ штаба флота: сделать еще одну остановку на рейде Балаклавы и принять с берега некий груз. Кто, что — в короткой радиограмме не сообщалось. Застопорив ход у Балаклавы, Плаушевский тут же понял почему. К борту транспорта подошли катера с работниками НКВД. С них перетащили на палубу деревянные ящики. Как считают некоторые исследователи, это были ценные экспонаты музеев Крыма.
Как бы там ни было, еще несколько драгоценных часов было потеряно. В результате в Ялту транспорт зашел только в 2 часа ночи 7 ноября. Что ждало его у причала? Об этом вспоминает один из тех, кто очень хотел попасть на палубу «Армении», но так и не сумел этого сделать. Как оказалось, - к его счастью. Иначе бы мы не прочитали этого свидетельства. Слово — Е.С. Никулину: «С вечера мы о теплоходе „Армения“ еще ничего не знали. Ночью, часа в два, нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины.
Погода была ненастная, часто шел дождь. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город».
Не попала на «Армению» и семья Веры Чистовой, которой в ту пору было 9 лет. Она вспоминает: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе „Армения“. Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на „Армению“ мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».
Разве можно было в такой давке сосчитать, сколько народу в кромешной тьме все же еще набилось на теплоход? Скорее всего, никто и не пытался этого сделать. Так что всего на транспорте оказалось, судя по всему, не менее 7000 человек.
Впоследствии в своих дневниках адмирал Октябрьский записал, что командир «Армении» нарушил его приказ дожидаться в Ялте ночи на 8 ноября, чтобы обезопасить судно от удара с воздуха. Но опытный капитан Плаушевский не был самоубийцей. Он и без командующего прекрасно знал, чем грозит ему утренний поход. Однако в Ялте царила паника, власти не было, передовые части гитлеровцев беспрепятственно катили к городу от Алушты, оккупированной еще 4 ноября. Кроме того, выполнять приказ командующего Черноморским флотом означало целый день простоять в порту, противовоздушной обороны которого никогда не было.
Авиации немцев никто бы не помешал разбомбить огромную неподвижную цель прямо у причала.
Словом, Плаушевский решил не дожидаться, пока «Армению» утопят прямо в Ялте. И отдал швартовы в 8 часов утра 7 ноября. В 11 часов 25 минут на траверзе Гурзуфа судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28.
Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула, в точке с координатами 44°15′ с. ш. 34°17′ в. д. (координаты приблизительные).
Это случилось аккурат в 24-ю годовщину Октябрьской революции. В Москве на Красной площади только что завершился исторический военный парад. Только отзвучали слова Сталина:"Немецкие захватчики напрягают последние силы. Нет сомнения, что Германия не может выдержать долго такого напряжения. Еще несколько месяцев, еще полгода, может быть, годик — и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений".
Уже позднее, по официальным данным, в советское время было признано, что погибли около 5 тыс. человек. В начале XXI века оценки увеличены до 7—10 тысяч человек, так как на борт брали большое число "неучтенных" беженцев. Спасти удалось только восемь человек.
Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.
Транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, однако, по мнению некоторых военных историков, «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. Кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД. Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью.
Нельзя не отметить, что об этой катастрофе нельзя было ни вспоминать, ни говорить. "Страх был настолько силен, что даже в наших семьях погибших медиков было принято хранить молчание. Дежурный ответ нашей бабушки был таков "Это было давно, это вас не касается". (Tina Vassiliev-Kern, SBS , Australia).
=====
Поскольку главной опасностью считалась предполагаемая атака пикирующих бомбардировщиков, истребители патрулировали на высоте около трёх тысяч метров и не заметили низко идущий торпедоносец. Сторожевые катера держались впереди транспорта и тоже "прозевали" атаку.
-------
Официальная советская историография сделала все, чтобы утаить подробности страшной трагедии. Концы в воду спрятаны так, что предпринятые в последние годы попытки даже с помощью американских батискафов и гидроакустической аппаратуры отыскать одну из самых крупных в мире подводных братских могил ни к чему не привели. Обнаружить остов огромной «Армении» удалось совсем недавно, в 2017 году в 15 морских милях от Ялты на глубине в 1,5 километра."


Александр Рубинин

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan »

Vitalis Merta

Спасибо Вам большое, Виталис, что вспомнили о судне в годовщину дня его гибели.
Vitalis Merta писал(а):
07 ноя 2020, 18:24
-------
Официальная советская историография сделала все, чтобы утаить подробности страшной трагедии. Концы в воду спрятаны так, что предпринятые в последние годы попытки даже с помощью американских батискафов и гидроакустической аппаратуры отыскать одну из самых крупных в мире подводных братских могил ни к чему не привели. Обнаружить остов огромной «Армении» удалось совсем недавно, в 2017 году в 15 морских милях от Ялты на глубине в 1,5 километра."

Александр Рубинин
Тем не менее, никаких достоверных доказательств этого, якобы обнаружения, погибшей 79 лет тому назад "Армении", представлено и по сей день по-прежнему не было.

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение Юрий »

51ba50b5-b979-4e95-9c8d-7136a63b37f2.jpg
51ba50b5-b979-4e95-9c8d-7136a63b37f2.jpg (204.59 КБ) 5040 просмотров
d0ae1443-33ef-4b5a-b945-32b530175f28.jpg
d0ae1443-33ef-4b5a-b945-32b530175f28.jpg (292.75 КБ) 5040 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Армения"(1931) и его гибель

Сообщение yan »

Юрий

Здравствуйте !

Меня, к сожалению, ничем не впечатляет эта статья, ни в какой её плоскости. Принципиально нового в ней не сказано ничего. Требуемых в подобных случаях ДОСТОВЕРНЫХ МНОЖЕСТВЕННЫХ доказательств имевшего места, якобы, недавнего обнаружения теплохода "Армения" на дне моря не приводится никаких. Лишь максимально грубая риторика по прошествии 80 лет, говорящая сама за себя в контексте всех обстоятельств дня сегодняшнего о том, что статья эта, толком - вовсе не о теплоходе "Армения", не о его гибели, не о погибших, и уж точно - не о сочувствии и переживании по ними.

При попытке первой Вашей публикации я удалил сообщение с объявлением об этой статье, но поскольку Вы настойчивы в желании опубликовать здесь именно эту статью, то и я, в свою очередь, позволил себе прокомментировать опубликованное.


С Уважением
Ян

Ответить