Статья о теплоходе "Львов"
Модератор: yan
Статья о теплоходе "Львов"
Товаропассажирский теплоход
Черноморского государственного морского пароходства
«Львов»
Теплоход «Ciudad de Tarragona»
В августе 1933 года по заказу испанской средиземноморской компании «Cia Trasmediterranea» на верфи «Union Naval de Levante SA» в Валенсии (Испания) под строительным № 21 был построен товаропассажирский теплоход «Ciudad de Tarragona» водоизмещением 2470 тонн, дедвейтом 536 тонн, длиной 75,9 м, шириной 11,14 м и осадкой 5,2 метра. Два дизеля Круппа общей мощностью 1500 л с обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла (10,7 узла экономического хода). После ввода в эксплуатацию «Ciudad de Tarragona» совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым рейсом 229 пассажиров и 264 тонны грузов.
В июле 1938 года во время гражданской войны в Испании теплоход прибыл в Одессу с детьми, вывезенными из порта Картахена. В Одессе он встал на ремонт. После конфискации судна Советским Союзом предполагалось перевести его на Дальний Восток, как «Транспорт № 3». Но из-за сложной международной обстановки рейс был отменен, и 30 октября 1939 года после включения в состав ЧГМП НКМФ, «Транспорт № 3» с новым названием «Львов» был поставлен на Крымско-Кавказскую линию. В свой последний предвоенный рейс «Львов» вышел из Одессы 20 июня 1941 года. В Керчи рейс прервался в связи с началом войны, и теплоход поставили на переоборудование в плавбазу подводных лодок. С 11 июля 1941 года «Львов», перешедший в Балаклаву, обеспечивал базирование подводных лодок типа «М» XII серии 7-го дивизиона ПЛ ЧФ. Теплоход окрасили в шаровой цвет и вооружили, установив в корме одно 76,2 мм орудие, в носу два 45 мм орудия и на мостике пулемет ДШК. В конце октября вражеские войска подошли к Севастополю и 3 ноября подводные лодки ушли из Балаклавы на Кавказ. На следующий день «Львов», погрузив на борт демонтированное оборудование береговой базы, перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали. Функции плавбазы теплоход исполнял до 17 декабря 1941 года.
Плавбаза подводных лодок «Львов»
Санитарный транспорт «Львов»
23 декабря 1941 года «Львов» передали медицинской службе Черноморского флота и переклассифицировали в санитарный транспорт. На нем была развернута операционная и три перевязочных. Медицинский персонал состоял из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров.
На транспорте дополнительно установили два 45 мм и два 20 мм зенитных орудия, а также четыре 7,62 мм зенитных пулемета. Экипаж насчитывал 108 человек. Судно выполнило 35 эвакорейсов – в 1941 году 3, в 1942 году 24, в 1943 году 8. Основные из них – из Севастополя 12 (2582 чел.), с Керченского полуострова 10 (3844 чел.), между портами Кавказского побережья 13 (6005 чел.).
Транспорт «Львов» в Балаклаве, 1945 год
Теплоход «Львов»
«Львов», действуя в прифронтовой полосе, доставил к линии фронта тысячи бойцов и командиров, большое количество боеприпасов и продовольствия. 15 августа 1942 года в Сухуми во время погрузки на борт снарядов и мин в транспорт попали две бомбы. Они разрушили кормовую надстройку, вызвали сильный пожар. 9 моряков было убито, 15 ранено. Экипаж, отражая атаки самолетов, справился с огнем и теплоход на буксире БТЩ «Защитник» 16 августа был уведен на ремонт в Поти.
25 сентября 1942 года у Хосты на теплоход было сброшено более 100 бомб. Судно получило много повреждений и стало тонуть. Посадив его на мель, экипаж заделал пробоины и вечером 26 сентября, сдернутое с мели спасателем «Меркурий», было отбуксировано на ремонт в Поти, а затем в Батуми. Ремонт был закончен к 27 января 1943 года. 18 февраля 1943 года на переходе из Сухуми в Геленджик «Львов» был атакован вражескими торпедными катерами. Он уклонился от 10 торпед и вместе с кораблями охранения отогнал противника. В мае 1944 года за свой ратный подвиг теплоход был награжден орденом «Красного Знамени». В этом же году, как санитарный транспорт, он был расформирован.
Теплоход «Львов» в Херсоне, 1966 год
После окончания войны израненное судно, в 1946 году возвращенное ЧГМП, поставили на капитальный ремонт. После его завершения теплоход «Львов» в 1947 году вышел в свой первый послевоенный рейс по маршруту Одесса – Батуми. В 1950 теплоход прошел очередной ремонт. 12 мая 1952 года теплоход в Одессе был передан в состав Азовского государственного морского пароходства. С этого времени он начал обслуживать пассажирскую линию Жданов – Сочи, а с 1955 года Одесса – Жданов – Сочи.
В 1964 году было принято решение о выводе судна из эксплуатации. 11 октября 1964 года «Львов» ушел в свой последний рейс по местам боевой славы судна. После этого теплоход был поставлен на отстой. Позже «Львов» на долгие годы стал рестораном и гостиницей в Херсоне, а затем был передан херсонским школьникам для изучения морского дела. В 80-х годах ржавый корпус судна, брошенный у причала ОСВОДа в районе гидропарка города Херсона, затонул и после подъема службой АСПТР ЧМП передан на слом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Черноморского государственного морского пароходства
«Львов»
Теплоход «Ciudad de Tarragona»
В августе 1933 года по заказу испанской средиземноморской компании «Cia Trasmediterranea» на верфи «Union Naval de Levante SA» в Валенсии (Испания) под строительным № 21 был построен товаропассажирский теплоход «Ciudad de Tarragona» водоизмещением 2470 тонн, дедвейтом 536 тонн, длиной 75,9 м, шириной 11,14 м и осадкой 5,2 метра. Два дизеля Круппа общей мощностью 1500 л с обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла (10,7 узла экономического хода). После ввода в эксплуатацию «Ciudad de Tarragona» совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым рейсом 229 пассажиров и 264 тонны грузов.
В июле 1938 года во время гражданской войны в Испании теплоход прибыл в Одессу с детьми, вывезенными из порта Картахена. В Одессе он встал на ремонт. После конфискации судна Советским Союзом предполагалось перевести его на Дальний Восток, как «Транспорт № 3». Но из-за сложной международной обстановки рейс был отменен, и 30 октября 1939 года после включения в состав ЧГМП НКМФ, «Транспорт № 3» с новым названием «Львов» был поставлен на Крымско-Кавказскую линию. В свой последний предвоенный рейс «Львов» вышел из Одессы 20 июня 1941 года. В Керчи рейс прервался в связи с началом войны, и теплоход поставили на переоборудование в плавбазу подводных лодок. С 11 июля 1941 года «Львов», перешедший в Балаклаву, обеспечивал базирование подводных лодок типа «М» XII серии 7-го дивизиона ПЛ ЧФ. Теплоход окрасили в шаровой цвет и вооружили, установив в корме одно 76,2 мм орудие, в носу два 45 мм орудия и на мостике пулемет ДШК. В конце октября вражеские войска подошли к Севастополю и 3 ноября подводные лодки ушли из Балаклавы на Кавказ. На следующий день «Львов», погрузив на борт демонтированное оборудование береговой базы, перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали. Функции плавбазы теплоход исполнял до 17 декабря 1941 года.
Плавбаза подводных лодок «Львов»
Санитарный транспорт «Львов»
23 декабря 1941 года «Львов» передали медицинской службе Черноморского флота и переклассифицировали в санитарный транспорт. На нем была развернута операционная и три перевязочных. Медицинский персонал состоял из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров.
На транспорте дополнительно установили два 45 мм и два 20 мм зенитных орудия, а также четыре 7,62 мм зенитных пулемета. Экипаж насчитывал 108 человек. Судно выполнило 35 эвакорейсов – в 1941 году 3, в 1942 году 24, в 1943 году 8. Основные из них – из Севастополя 12 (2582 чел.), с Керченского полуострова 10 (3844 чел.), между портами Кавказского побережья 13 (6005 чел.).
Транспорт «Львов» в Балаклаве, 1945 год
Теплоход «Львов»
«Львов», действуя в прифронтовой полосе, доставил к линии фронта тысячи бойцов и командиров, большое количество боеприпасов и продовольствия. 15 августа 1942 года в Сухуми во время погрузки на борт снарядов и мин в транспорт попали две бомбы. Они разрушили кормовую надстройку, вызвали сильный пожар. 9 моряков было убито, 15 ранено. Экипаж, отражая атаки самолетов, справился с огнем и теплоход на буксире БТЩ «Защитник» 16 августа был уведен на ремонт в Поти.
25 сентября 1942 года у Хосты на теплоход было сброшено более 100 бомб. Судно получило много повреждений и стало тонуть. Посадив его на мель, экипаж заделал пробоины и вечером 26 сентября, сдернутое с мели спасателем «Меркурий», было отбуксировано на ремонт в Поти, а затем в Батуми. Ремонт был закончен к 27 января 1943 года. 18 февраля 1943 года на переходе из Сухуми в Геленджик «Львов» был атакован вражескими торпедными катерами. Он уклонился от 10 торпед и вместе с кораблями охранения отогнал противника. В мае 1944 года за свой ратный подвиг теплоход был награжден орденом «Красного Знамени». В этом же году, как санитарный транспорт, он был расформирован.
Теплоход «Львов» в Херсоне, 1966 год
После окончания войны израненное судно, в 1946 году возвращенное ЧГМП, поставили на капитальный ремонт. После его завершения теплоход «Львов» в 1947 году вышел в свой первый послевоенный рейс по маршруту Одесса – Батуми. В 1950 теплоход прошел очередной ремонт. 12 мая 1952 года теплоход в Одессе был передан в состав Азовского государственного морского пароходства. С этого времени он начал обслуживать пассажирскую линию Жданов – Сочи, а с 1955 года Одесса – Жданов – Сочи.
В 1964 году было принято решение о выводе судна из эксплуатации. 11 октября 1964 года «Львов» ушел в свой последний рейс по местам боевой славы судна. После этого теплоход был поставлен на отстой. Позже «Львов» на долгие годы стал рестораном и гостиницей в Херсоне, а затем был передан херсонским школьникам для изучения морского дела. В 80-х годах ржавый корпус судна, брошенный у причала ОСВОДа в районе гидропарка города Херсона, затонул и после подъема службой АСПТР ЧМП передан на слом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Юрий, большое Вам спасибо за прекрасную статью, интересные исторические данные и фотографии легендарного исторического теплохода "Львов", и за предложение опубликовать Вашу статью на нашем Форуме !
С уважением и дружеским приветом
Ян
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Уважаемые Форумчане. Всех Вас поздравляю с Новым 2011 годом. Здоровья Вам, счастья, успехов и удачи в делах. Когда то давно в журнале ??? видел фото брошенного в Херсоне "Львова". После найти не смог. Может быть у товарищей из Херсона найдутся какие либо его фото как ресторана, развалюхи и т.д. И неплохо бы узнать где же и когда его разделали окончательно? Если есть замечания и дополнения по тексту был бы рад их увидеть здесь на форуме. Приношу огромную благодарность Яну за возможность размещения справочки. С уважением Ю.Н.
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Здравствуйте, Юрий !
Ещё раз большое спасибо за Вашу интересную статью и за участие !
Где-то начиная с середины 1980-х годов возле Музея Морского Флота СССР в Одессе был установлен металлическиий блок (величиной примерно 2 на 2 метра) - фрагмент обшивки боковой части корпуса теплохода "Львов". Помню, что там рядом была пояснительная табличка, где писалось, что само судно разделывалось на металлолом, но для увековечивания его героических военных заслуг было принято решение вырезать часть обшивки его корпуса и установить в качестве монумента. Несколько лет это металлический блок ещё простоял таким образом, потом, кажется, куда-то исчез.
Но из всего этого следует, что во второй половине 1980-х годов теплохода "Львов" уже не было.
С уважением и дружеским приветом
Ян
Ещё раз большое спасибо за Вашу интересную статью и за участие !
Где-то начиная с середины 1980-х годов возле Музея Морского Флота СССР в Одессе был установлен металлическиий блок (величиной примерно 2 на 2 метра) - фрагмент обшивки боковой части корпуса теплохода "Львов". Помню, что там рядом была пояснительная табличка, где писалось, что само судно разделывалось на металлолом, но для увековечивания его героических военных заслуг было принято решение вырезать часть обшивки его корпуса и установить в качестве монумента. Несколько лет это металлический блок ещё простоял таким образом, потом, кажется, куда-то исчез.
Но из всего этого следует, что во второй половине 1980-х годов теплохода "Львов" уже не было.
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Здравствуйте Ян! Ваше сообщение подтверждает разделку "Львова" в середине 80-х годов, а вот где конкретно вопрос остается. Но видимо где то у нас, если сумели передать часть корпуса музею. Может быть в Николаеве? Будем ждать подсказки моряков старожилов
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Когда-то увидел такую фотографию "Львова", датируемую 1967 г. По-моему это Одесский яхт-клуб. Какие-то есть мнения? Н.В.
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Информация о теплоходе "Львов"
Из книги "Флагманы океанов" авторов Г.Каймашников, Р.Короткий, М.Нейдинг
Издательство "Маяк", Одесса, 1986 год
Раздел "Под флагом Родины", глава "Так воевали теплоходы", страницы 106, 107
Исходя из вышеизложенного, учитывая год выпуска книги и, возможно, некоторое время, разделявшее подготовку рукописи и её публикацию, можно сделать косвенный вывод о том, что теплоход "Львов", вероятно, в 1983 году ещё существовал.
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Юрий
Здравствуйте, Юрий !
Кроме опубликованной мной выдержки из книги, у меня есть информация о теплоходе "Львов" ещё в трёх источниках. В прошедшие несколько дней я все их пересмотрел - в Вашей статье об этом судне приведено больше сведений.
С уважением и дружеским приветом
Ян
farmacevt
Здравствуйте, Николай !
Большое Вам спасибо за интересное дополнение и фотографию ! Я думаю, что скорее всего - да. Для точности посмотрю ещё раз фильм "Валерка, Ремка, + ..." Одесской киностудии, 1970 год. Там есть съёмки в Отраде в районе яхт-клуба, и, действительно стоит какое-то судно. Другое - ещё не "Экватор". Когда-то у меня были различные варианты предположений о том, какое возможно это было судно. Одним из таких предположений было и то, что это теплоход "Львов". Теперь нужно посмотреть снова этот эпизод в фильме именно на предмет того, или это судно - теплоход "Львов" Этот эпизод был, кажется, где-то в самом конце этого фильма.
С уважением и дружеским приветом
Ян
Здравствуйте, Юрий !
Кроме опубликованной мной выдержки из книги, у меня есть информация о теплоходе "Львов" ещё в трёх источниках. В прошедшие несколько дней я все их пересмотрел - в Вашей статье об этом судне приведено больше сведений.
С уважением и дружеским приветом
Ян
farmacevt
Здравствуйте, Николай !
Большое Вам спасибо за интересное дополнение и фотографию ! Я думаю, что скорее всего - да. Для точности посмотрю ещё раз фильм "Валерка, Ремка, + ..." Одесской киностудии, 1970 год. Там есть съёмки в Отраде в районе яхт-клуба, и, действительно стоит какое-то судно. Другое - ещё не "Экватор". Когда-то у меня были различные варианты предположений о том, какое возможно это было судно. Одним из таких предположений было и то, что это теплоход "Львов". Теперь нужно посмотреть снова этот эпизод в фильме именно на предмет того, или это судно - теплоход "Львов" Этот эпизод был, кажется, где-то в самом конце этого фильма.
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Теплоход "Львов". Открытка, 1955 года выпуска
Вчера я ещё раз просмотрел сюжет съёмок в Отраде из кинофильма "Валерка, Ремка + ..." (Одесская киностудия, 1970). Стоящее там судно - не теплоход "Львов", не "Экватор" и не речной теплоход "Онега". Я пока, к сожалению, так и не смог опознать это судно, но это - в любом случае, не "Львов". Что касается того что за судно всё же запечатлено там в яхт-клубе в Отраде во время съёмок фильма, то это какое-то небольшое грузопассажирское судно с преобладанием грузовой функции.
Re: Статья о теплоходе "Львов"
Юрий
Здравствуйте, Юрий !
У меня к Вам вопрос по той фотографии из Вашей статьи, на которой теплоход "Львов" запечатлён в Херсоне в 1966 году. Пейзаж сзади судна очень сильно напоминает тот вид, который открывается на северную часть Одесского залива именно в Отраде. Точно ли известно о том, что это фото сделано именно в Херсоне ?
С уважением и дружеским приветом
Ян
Здравствуйте, Юрий !
У меня к Вам вопрос по той фотографии из Вашей статьи, на которой теплоход "Львов" запечатлён в Херсоне в 1966 году. Пейзаж сзади судна очень сильно напоминает тот вид, который открывается на северную часть Одесского залива именно в Отраде. Точно ли известно о том, что это фото сделано именно в Херсоне ?
С уважением и дружеским приветом
Ян