Лихтеровозы Минморфлота СССР
Модератор: yan
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Лихтеровозы Минморфлота СССР
Долго раздумывал, стоит ли открывать новую тему про лихтеровозы советского морского флота. Но почти каждый день при просмотре старых изданий встречаю материалы про ЛЭШ и СиБи. А сегодня подвернулось очень старое письмо из журнала "Морской флот", где известный многим морякам главный редактор очень популярного некогда издания А. Клементьев утверждает, что за лихтеровозами - большое будущее.... И поэтому, начну помаленечку. Тема интересная и материалов в толстых папках - много...
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
http://www.seaships.ru/lighter.htm
В сети про лихтеровозы рассказано достаточно подробно. Я не ставлю целью повторять уже выложенное в интернете. В связи с тем, что просматриваю и систематизирую материалы газеты "Водный транспорт" и журнала "Морской флот" за 1970-1980-е годы, именно на базе этих изданий и планирую рассказать о том, как развивались перевозки море - река посредством лихтеровозных систем. Известно, что самым большим лихтеровозом в СССР был "Севморпуть" - судно с ядерной энергетической установкой. Об этом судне много писала советская пресса и ведомственная особенно. Посмотрел, как ныне поживает этот могучий баржевоз. Увы, он без работы и возможно будет перестроен в судно для нужд нефтедобывающей промышленности. Помню хорошо, как много шума ( и дел тоже) было вокруг создания производств по строительству лихтеров. Я был свидетелем того, как в Эстонии в 1980-е годы ударными темпами строился достаточно крупный комплекс в городке Локса на базе судоремонтного завода Эстонского морского пароходства. Под комплекс строили жилье, социальную сферу, привлекали рабочую силу из-за пределов Эстонии. Поинтересовался ныне, как поживает сейчас построенный все же к моменту получения Эстонией независимости лихтеростроительный комплекс. Оказалось - никак. Лихтера в Локса давно уже не строят, а завод - на грани закрытия. Такое ощущение, что при всех разрекламированных когда-то преимуществах систем ЛЭШ и СиБи, они на территории бывшего СССР не прижились..
Комплекс по строительству лихтеров в городке Локса, Эстония.
В сети про лихтеровозы рассказано достаточно подробно. Я не ставлю целью повторять уже выложенное в интернете. В связи с тем, что просматриваю и систематизирую материалы газеты "Водный транспорт" и журнала "Морской флот" за 1970-1980-е годы, именно на базе этих изданий и планирую рассказать о том, как развивались перевозки море - река посредством лихтеровозных систем. Известно, что самым большим лихтеровозом в СССР был "Севморпуть" - судно с ядерной энергетической установкой. Об этом судне много писала советская пресса и ведомственная особенно. Посмотрел, как ныне поживает этот могучий баржевоз. Увы, он без работы и возможно будет перестроен в судно для нужд нефтедобывающей промышленности. Помню хорошо, как много шума ( и дел тоже) было вокруг создания производств по строительству лихтеров. Я был свидетелем того, как в Эстонии в 1980-е годы ударными темпами строился достаточно крупный комплекс в городке Локса на базе судоремонтного завода Эстонского морского пароходства. Под комплекс строили жилье, социальную сферу, привлекали рабочую силу из-за пределов Эстонии. Поинтересовался ныне, как поживает сейчас построенный все же к моменту получения Эстонией независимости лихтеростроительный комплекс. Оказалось - никак. Лихтера в Локса давно уже не строят, а завод - на грани закрытия. Такое ощущение, что при всех разрекламированных когда-то преимуществах систем ЛЭШ и СиБи, они на территории бывшего СССР не прижились..
Комплекс по строительству лихтеров в городке Локса, Эстония.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 06 мар 2011, 10:20, всего редактировалось 1 раз.
-
- Пассажир 2-го класса
- Сообщения: 117
- Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
Некоторое уточнение.
Самым большим лихтеровозом был атомный несерийный лихтеровоз "Севморпуть".
Лихтеровоз "Алексей Косыгин" был головным судном серии лихтеровозов типа ЛЭШ, но не ядерным, а с обычной дизельной ЭУ.
Самым большим лихтеровозом был атомный несерийный лихтеровоз "Севморпуть".
Лихтеровоз "Алексей Косыгин" был головным судном серии лихтеровозов типа ЛЭШ, но не ядерным, а с обычной дизельной ЭУ.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
Спасибо за уточнение. Ведь и сам в курсе, а написал такую глупость. Конечно же, "Севморпуть"...Алексей Сёмин писал(а):Некоторое уточнение.
Самым большим лихтеровозом был атомный несерийный лихтеровоз "Севморпуть".
Лихтеровоз "Алексей Косыгин" был головным судном серии лихтеровозов типа ЛЭШ, но не ядерным, а с обычной дизельной ЭУ.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
В журнале "Морской флот" за август 1975 года о лихтеровозах для Советского Союза говорится как о свершившемся факте...
-
- Пассажир 2-го класса
- Сообщения: 117
- Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
Пишите сооьщения чаще. Потом я дополню своей информацией и наверное здесь то и будет самая полная история лихтеровозных перевозок СССР.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
Я не возражаю, если Вы будете дополнять тему. Только, пожалуйста, будем стараться выкладывать материал возможно хронологически последовательно. Я рад бы участвовать почаще, увы времени свободного все же не хватает...
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
Газета "Водный транспорт" от 4 февраля 1978 года. Первый лихтерный состав на Дунае.
Нынешний год для Советского Дунайского пароходства станет точкой отсчета во внедрении лихтеровозной системы. На днях из Измаила в экспериментальный рейс вышел первый караван. Восемь лихтеров вверх по Дунаю повел экипаж коммунистического труда теплохода "Грозный". В этом рейсе моряки опробуют на практике разработанные Черноморским ЦПКБ оптимальные варианты организации перевозок на речном участке.
А.БОНДАРЕВА.
Газета "Водный транспорт" от 7 сентября 1978 года. Измаил.
Продолжаются экспериментальные рейсы, которые проводятся в целях всесторонней подготовки к лихтерным перевозкам на Дунае. Они начнутся в конце этого года. Недавно теплоход "Нина Соснина" Советского Дунайского пароходства успешно провел из Измаила до австрийского порта Линц караван из 12 лихтеров.
(ТАСС)
теплоход "Нина Соснина" СДП.
Нынешний год для Советского Дунайского пароходства станет точкой отсчета во внедрении лихтеровозной системы. На днях из Измаила в экспериментальный рейс вышел первый караван. Восемь лихтеров вверх по Дунаю повел экипаж коммунистического труда теплохода "Грозный". В этом рейсе моряки опробуют на практике разработанные Черноморским ЦПКБ оптимальные варианты организации перевозок на речном участке.
А.БОНДАРЕВА.
Газета "Водный транспорт" от 7 сентября 1978 года. Измаил.
Продолжаются экспериментальные рейсы, которые проводятся в целях всесторонней подготовки к лихтерным перевозкам на Дунае. Они начнутся в конце этого года. Недавно теплоход "Нина Соснина" Советского Дунайского пароходства успешно провел из Измаила до австрийского порта Линц караван из 12 лихтеров.
(ТАСС)
теплоход "Нина Соснина" СДП.
-
- Пассажир 2-го класса
- Сообщения: 117
- Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15
Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР
Статья моего авторства из "Энциклопедии речного флота", которая в данный момент готовится к изданию в Москве:
«ИНТЕРЛИХТЕР»
Международное хозяйственное судоходное предприятие, созданное в 1978 году четырьмя странами – СССР, Болгарией, Венгрией и Чехословакией для осуществления грузоперевозок между портами р. Дунай и стран юго-восточной Азии (Индия, Пакистан, Малайзия, Вьетнам, Кампучия) на базе лихтеровозного флота СДП. Участниками предприятия стали дунайские пароходства – СДП (СССР), БРП (Болгария), МАХАРТ (Венгрия), ЧСПД (Чехословакия).
С точки зрения технологии перевозок преимущество лихтеровозной системы состояло, во-первых, в том, что она могла успешно работать не только между хорошо механизированными портами, но и между слаборазвитыми устьевыми портами, откуда лихтеры могут буксироваться в речные порты их выгрузки и погрузки. Во-вторых, спуск и подъем лихтеров с борта и на борт лихтеровоза производится автономно, без использования портовых грузоподъемных механизмов, при этом по сравнению с обычными судами резко сокращается время стоянок судна в портах.
В распоряжении «Интерлихтера» находились на условиях тайм-чартера два морских лихтеровоза СДП – «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли», вместимостью по 26 лихтеров типа «ДМ» каждый, 200 лихтеров грузоподъемностью 1050-1070 тонн каждый и 1600 20-ти футовых контейнеров международного стандарта. Базовым портом дихтеровозов был п. Усть-Дунайск. МХСП «Интерлихтер» обслуживал две линии: Дунай – Индия – Пакистан и Дунай – Малайзия – Вьетнам – Кампучия.
Руководящим органом «Интерлихтера» был Совет директоров входивших в него пароходств, текущей работой предприятия руководили генеральный директор, три его заместителя и восемь директоров отделов, по два от каждой страны. Штат основных (делегированных) работников состоял из 36 человек – по 9 от каждой страны. На первых этапах генеральным директором был представитель СДП В.П.Ушаков, работавший до этого начальником Главфлота ММФ, первым заместителем гендиректора по эксплуатации – Ганусек от чехословацкого пароходства ЧСПД, заместителем по финансовой работе – Пошваи от венгерского пароходства МАХАРТ, заместителем по техническим вопросам – Маринков от болгарского пароходства БРП. Штаб квартира «Интерлихтера» находилась в Будапеште.
Инициатором создания единой лихтеровозной системы выступило Министерство морского флота СССР. Как одно из направлений развития лихтеровозной системы было решено использовать транзит грузов идущих по Дунаю в Египет и страны Ближнего Востока, однако чехословацкое и венгерское пароходства категорически возражали, так как это, по их мнению, составляло бы конкуренцию морским судам этих пароходств, работавшим на порты Средиземного моря. Кроме того, при работе на порты Средиземного моря лихтеровозы имели бы короткую продолжительность рейсооборота, в течение которого невозможно было бы подготовить с Дуная комплект из 26 лихтеров. В результате этого, после проведения ряда переговоров с грузовладельцами и экспедиторами придунайских стран определилось новое направление для первого лихтеровоза: Дунай – Бомбей (Мумбай) – Карачи. В первый рейс «Юлиус Фучик» снялся в начале декабря 1978 года без задержек с загрузкой в 16 лихтеров, в последующих рейсах загрузка уже была полной. К приходу в апреле 1980 года второго лихтеровоза «Тибор Самуэли» была подготовлена вторая линия: Дунай – Пенанг – Сайгон – Пномпень на р.Меконг.
По единому мнению внешнеторговых организаций стран-участниц предприятия, выбор районов обслуживания системой «Интерлихтер» был оптимальным и полностью соответствовал интересам фрахтователей и грузовладельцев этих стран.
Прежде чем построить лихтеровозы для СССР, Министерству морского флота потребовалось приложить определенные усилия, чтобы получить разрешение от Администрации США и, в частности, Пентагона (автора идеи лихтерных перевозок), так как суда выполняли роль стратегического перевозчика военных грузов на Вьетнам. Кроме этого, для подобных перевозок специалистами Советского Дунайского пароходства был изобретен совершенно новый тип лихтера «ДМ» («Дунай-море»), по своим размерениям и характеристикам специально приспособленного для перевозок грузов по Дунаю в составе толкаемых и буксируемых составов и не нарушающего принципы унификации дунайского несамоходного флота, а также способного работать в морских условиях. Весной 1977 года новый международный стандарт лихтера для реки Дунай был с успехом защищен в Международном институте стандартизации делегацией Минсудпрома. Рабочую документацию на строительство лихтеров типа «ДМ» разрабатывало Черноморское центральное проектно-конструкторское бюро в г. Одесса. Специалисты пароходства и Килийского СРЗ принимали непосредственное участие в разработке ряда его узлов, о чем свидетельствует выданное группе разработчиков (В.А.Кириченко, В.А.Домбровскому, В.Т.Стеценко) Госкомитетом при СМ СССР по делам изобретений и открытий «Свидетельства на промышленный образец лихтера». На Килийском судоремонтно-судостроительном заводе была смонтирована, закупленная в Финляндии линия по поточному производству лихтеров данного типа. Для стоянки лихтеровозов и смены комплекта лихтеров в Жебриянской бухте в месте впадения Дуная в Черное море был обустроен порт Усть-Дунайск.
За организацию и успешное освоение лихтеровозной системы «Дунай – море» в 1985 году Советскому Дунайскому пароходству был присужден Диплом І степени Главного комитета ВДНХ СССР, начальник СДП В.В.Пилипенко награжден Золотой медалью ВДНХ СССР. Группа специалистов пароходства и прочих организаций задействованных в разработке и становлении лихтеровозной системы стала лауреатами премии ММФ за внедрение передовых технологий с вручением специальной медали.
А. Сёмин
«ИНТЕРЛИХТЕР»
Международное хозяйственное судоходное предприятие, созданное в 1978 году четырьмя странами – СССР, Болгарией, Венгрией и Чехословакией для осуществления грузоперевозок между портами р. Дунай и стран юго-восточной Азии (Индия, Пакистан, Малайзия, Вьетнам, Кампучия) на базе лихтеровозного флота СДП. Участниками предприятия стали дунайские пароходства – СДП (СССР), БРП (Болгария), МАХАРТ (Венгрия), ЧСПД (Чехословакия).
С точки зрения технологии перевозок преимущество лихтеровозной системы состояло, во-первых, в том, что она могла успешно работать не только между хорошо механизированными портами, но и между слаборазвитыми устьевыми портами, откуда лихтеры могут буксироваться в речные порты их выгрузки и погрузки. Во-вторых, спуск и подъем лихтеров с борта и на борт лихтеровоза производится автономно, без использования портовых грузоподъемных механизмов, при этом по сравнению с обычными судами резко сокращается время стоянок судна в портах.
В распоряжении «Интерлихтера» находились на условиях тайм-чартера два морских лихтеровоза СДП – «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли», вместимостью по 26 лихтеров типа «ДМ» каждый, 200 лихтеров грузоподъемностью 1050-1070 тонн каждый и 1600 20-ти футовых контейнеров международного стандарта. Базовым портом дихтеровозов был п. Усть-Дунайск. МХСП «Интерлихтер» обслуживал две линии: Дунай – Индия – Пакистан и Дунай – Малайзия – Вьетнам – Кампучия.
Руководящим органом «Интерлихтера» был Совет директоров входивших в него пароходств, текущей работой предприятия руководили генеральный директор, три его заместителя и восемь директоров отделов, по два от каждой страны. Штат основных (делегированных) работников состоял из 36 человек – по 9 от каждой страны. На первых этапах генеральным директором был представитель СДП В.П.Ушаков, работавший до этого начальником Главфлота ММФ, первым заместителем гендиректора по эксплуатации – Ганусек от чехословацкого пароходства ЧСПД, заместителем по финансовой работе – Пошваи от венгерского пароходства МАХАРТ, заместителем по техническим вопросам – Маринков от болгарского пароходства БРП. Штаб квартира «Интерлихтера» находилась в Будапеште.
Инициатором создания единой лихтеровозной системы выступило Министерство морского флота СССР. Как одно из направлений развития лихтеровозной системы было решено использовать транзит грузов идущих по Дунаю в Египет и страны Ближнего Востока, однако чехословацкое и венгерское пароходства категорически возражали, так как это, по их мнению, составляло бы конкуренцию морским судам этих пароходств, работавшим на порты Средиземного моря. Кроме того, при работе на порты Средиземного моря лихтеровозы имели бы короткую продолжительность рейсооборота, в течение которого невозможно было бы подготовить с Дуная комплект из 26 лихтеров. В результате этого, после проведения ряда переговоров с грузовладельцами и экспедиторами придунайских стран определилось новое направление для первого лихтеровоза: Дунай – Бомбей (Мумбай) – Карачи. В первый рейс «Юлиус Фучик» снялся в начале декабря 1978 года без задержек с загрузкой в 16 лихтеров, в последующих рейсах загрузка уже была полной. К приходу в апреле 1980 года второго лихтеровоза «Тибор Самуэли» была подготовлена вторая линия: Дунай – Пенанг – Сайгон – Пномпень на р.Меконг.
По единому мнению внешнеторговых организаций стран-участниц предприятия, выбор районов обслуживания системой «Интерлихтер» был оптимальным и полностью соответствовал интересам фрахтователей и грузовладельцев этих стран.
Прежде чем построить лихтеровозы для СССР, Министерству морского флота потребовалось приложить определенные усилия, чтобы получить разрешение от Администрации США и, в частности, Пентагона (автора идеи лихтерных перевозок), так как суда выполняли роль стратегического перевозчика военных грузов на Вьетнам. Кроме этого, для подобных перевозок специалистами Советского Дунайского пароходства был изобретен совершенно новый тип лихтера «ДМ» («Дунай-море»), по своим размерениям и характеристикам специально приспособленного для перевозок грузов по Дунаю в составе толкаемых и буксируемых составов и не нарушающего принципы унификации дунайского несамоходного флота, а также способного работать в морских условиях. Весной 1977 года новый международный стандарт лихтера для реки Дунай был с успехом защищен в Международном институте стандартизации делегацией Минсудпрома. Рабочую документацию на строительство лихтеров типа «ДМ» разрабатывало Черноморское центральное проектно-конструкторское бюро в г. Одесса. Специалисты пароходства и Килийского СРЗ принимали непосредственное участие в разработке ряда его узлов, о чем свидетельствует выданное группе разработчиков (В.А.Кириченко, В.А.Домбровскому, В.Т.Стеценко) Госкомитетом при СМ СССР по делам изобретений и открытий «Свидетельства на промышленный образец лихтера». На Килийском судоремонтно-судостроительном заводе была смонтирована, закупленная в Финляндии линия по поточному производству лихтеров данного типа. Для стоянки лихтеровозов и смены комплекта лихтеров в Жебриянской бухте в месте впадения Дуная в Черное море был обустроен порт Усть-Дунайск.
За организацию и успешное освоение лихтеровозной системы «Дунай – море» в 1985 году Советскому Дунайскому пароходству был присужден Диплом І степени Главного комитета ВДНХ СССР, начальник СДП В.В.Пилипенко награжден Золотой медалью ВДНХ СССР. Группа специалистов пароходства и прочих организаций задействованных в разработке и становлении лихтеровозной системы стала лауреатами премии ММФ за внедрение передовых технологий с вручением специальной медали.
А. Сёмин