Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Модератор: yan
Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Товаропассажирский теплоход
Азовского государственного морского пароходства
«Антон Чехов»
Теплоход «Дельфин»
Наряду с проектированием теплоходов типа «АБХАЗИЯ» для Крымско-Кавказской линии, в Центральном бюро морского судостроения по заказу Совторгфлота в 1925-26 годах спроектировали сравнительно мелкосидящие (3,94 м) товаропассажирские теплоходы для Азовско-Черноморской линии. Их проектное водоизмещение составляло 2400 тонн (2121 брт), дедвейт 742 т, длину 79,9 м, ширину 12,00 м. и осадку 3,60 м. Они должны были размещать на борту 24 человека в 1-м классе, 76 человек во 2-м классе, 245 человек в 3-м, а также 50 палубных пассажиров. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Двухвальная силовая установка, состоящая из двух главных двигателей-дизелей марки 4S47 (2х715 л.с.), построенных на паровозостроительном заводе по системе Зульцера в Харькове, обеспечивала судам скорость в 11 узлов.
Заказ на постройку был передан на Севастопольский морской завод, где 1 августа 1928 года были заложены два теплохода по указанному выше проекту. Головное судно «ДЕЛЬФИН» (строительный № 81) водоизмещением 2400 тонн, длиной 75,99 м, шириной 11,92 м. и осадкой в полном грузу 3,94 м. 25 января 1929 году было спущено на воду и 27 июля 1931 года сдано заказчику. Судно имело 342 каютных места и могло дополнительно принимать до 155 туристов на палубы. Экипаж 94 человека. Второй теплоход «ЧАЙКА» был сдан заказчику 2 декабря 1931 года.
В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ДЕЛЬФИН» получил высший класс регистра СССР. В 1934 году он был включен в состав Азовского пароходства, портом его приписки стал Ростов на Дону. В 1936 году теплоход «ДЕЛЬФИН» был переименован, получив новое имя – «АНТОН ЧЕХОВ». С начала эксплуатации теплоход был поставлен на экспрессную грузопассажирскую линию и совместно с однотипным теплоходом «ЧАЙКА» начал совершать регулярные рейсы между Ростовом на Дону и Батуми с заходом в промежуточные порты. В его каютах и на палубе чаще всего можно было встретить курортников, любителей увлекательных путешествий в теплых водах Черного моря. В 1936 году судно принимало на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 76 в каютах 2-го класса, 242 в помещениях 3-го класса, а также 50 палубных пассажира.
24 июня 1936 года в рейсе Ростов-Батуми на переходе Мариуполь-Бердянск, в результате слабой подготовки машинной команды, на теплоходе произошла авария левого дизеля. Несмотря на это, судно не прервало рейс и на одном двигателе дошло до Новороссийска, где аварийная машина была быстро отремонтирована
Теплоход «Антон Чехов»
После начала войны теплоход мобилизовали. С 12 августа 1941 года он стал санитарным транспортом – плавучим госпиталем. Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. На нем развертывалась операционная и два перевязочных отделения. Медицинский персонал -5 врачей, 12 медсестер и 17 санитаров. «АНТОН ЧЕХОВ» доставлял в Одессу медикаменты и продовольствие, вывозил из осажденного города раненых бойцов, эвакуированное население. Вместо обычной нормы – 500 пассажиров – теплоход брал в рейс 1000 и более человек. Судно вооружили, установив на нем 4 зенитные пушки и 2 крупнокалиберных пулемета.
С октября 1941 года теплоход совершал рейсы в Севастополь, откуда перевозил раненых в Новороссийск и Батуми. Затем в начале 1942 года под бомбежками плавал в Керчь и Камыш-Бурун. Всего судно выполнило 39 эвакорейсов. Из Одессы 9 (2038 чел.), из Севастополя 19 (5753 чел.) и с Керченского полуострова 11 (5041 чел.). 14 апреля 1942 года теплоход очередным рейсом шел из Туапсе в Камыш-Бурун с пополнением и боеприпасами. На подходе в одной миле от порта он подорвался на мине. Взрывом оторвало полубак и «АНТОН ЧЕХОВ» сел на грунт. Погибло более 230 человек, в том числе 30 человек команды, до последней минуты боровшихся за живучесть судна. Впоследствии на незатопленной части судна был развернут наблюдательный пост, который постоянно подвергался авиационным налетам и обстрелам артиллерии противника.
Теплоход «Антон Чехов» затопленный у Керчи. Снимок сделан в мае 1942 года с германского разведывательного самолета. (45º14´N-36°27´E)
В 1961 году кормовая часть судна была поднята и в 1962 году сдана на металлолом. До 1965 года были подняты все оставшиеся под водой металлоконструкции погибшего теплохода.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Азовского государственного морского пароходства
«Антон Чехов»
Теплоход «Дельфин»
Наряду с проектированием теплоходов типа «АБХАЗИЯ» для Крымско-Кавказской линии, в Центральном бюро морского судостроения по заказу Совторгфлота в 1925-26 годах спроектировали сравнительно мелкосидящие (3,94 м) товаропассажирские теплоходы для Азовско-Черноморской линии. Их проектное водоизмещение составляло 2400 тонн (2121 брт), дедвейт 742 т, длину 79,9 м, ширину 12,00 м. и осадку 3,60 м. Они должны были размещать на борту 24 человека в 1-м классе, 76 человек во 2-м классе, 245 человек в 3-м, а также 50 палубных пассажиров. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Двухвальная силовая установка, состоящая из двух главных двигателей-дизелей марки 4S47 (2х715 л.с.), построенных на паровозостроительном заводе по системе Зульцера в Харькове, обеспечивала судам скорость в 11 узлов.
Заказ на постройку был передан на Севастопольский морской завод, где 1 августа 1928 года были заложены два теплохода по указанному выше проекту. Головное судно «ДЕЛЬФИН» (строительный № 81) водоизмещением 2400 тонн, длиной 75,99 м, шириной 11,92 м. и осадкой в полном грузу 3,94 м. 25 января 1929 году было спущено на воду и 27 июля 1931 года сдано заказчику. Судно имело 342 каютных места и могло дополнительно принимать до 155 туристов на палубы. Экипаж 94 человека. Второй теплоход «ЧАЙКА» был сдан заказчику 2 декабря 1931 года.
В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ДЕЛЬФИН» получил высший класс регистра СССР. В 1934 году он был включен в состав Азовского пароходства, портом его приписки стал Ростов на Дону. В 1936 году теплоход «ДЕЛЬФИН» был переименован, получив новое имя – «АНТОН ЧЕХОВ». С начала эксплуатации теплоход был поставлен на экспрессную грузопассажирскую линию и совместно с однотипным теплоходом «ЧАЙКА» начал совершать регулярные рейсы между Ростовом на Дону и Батуми с заходом в промежуточные порты. В его каютах и на палубе чаще всего можно было встретить курортников, любителей увлекательных путешествий в теплых водах Черного моря. В 1936 году судно принимало на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 76 в каютах 2-го класса, 242 в помещениях 3-го класса, а также 50 палубных пассажира.
24 июня 1936 года в рейсе Ростов-Батуми на переходе Мариуполь-Бердянск, в результате слабой подготовки машинной команды, на теплоходе произошла авария левого дизеля. Несмотря на это, судно не прервало рейс и на одном двигателе дошло до Новороссийска, где аварийная машина была быстро отремонтирована
Теплоход «Антон Чехов»
После начала войны теплоход мобилизовали. С 12 августа 1941 года он стал санитарным транспортом – плавучим госпиталем. Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. На нем развертывалась операционная и два перевязочных отделения. Медицинский персонал -5 врачей, 12 медсестер и 17 санитаров. «АНТОН ЧЕХОВ» доставлял в Одессу медикаменты и продовольствие, вывозил из осажденного города раненых бойцов, эвакуированное население. Вместо обычной нормы – 500 пассажиров – теплоход брал в рейс 1000 и более человек. Судно вооружили, установив на нем 4 зенитные пушки и 2 крупнокалиберных пулемета.
С октября 1941 года теплоход совершал рейсы в Севастополь, откуда перевозил раненых в Новороссийск и Батуми. Затем в начале 1942 года под бомбежками плавал в Керчь и Камыш-Бурун. Всего судно выполнило 39 эвакорейсов. Из Одессы 9 (2038 чел.), из Севастополя 19 (5753 чел.) и с Керченского полуострова 11 (5041 чел.). 14 апреля 1942 года теплоход очередным рейсом шел из Туапсе в Камыш-Бурун с пополнением и боеприпасами. На подходе в одной миле от порта он подорвался на мине. Взрывом оторвало полубак и «АНТОН ЧЕХОВ» сел на грунт. Погибло более 230 человек, в том числе 30 человек команды, до последней минуты боровшихся за живучесть судна. Впоследствии на незатопленной части судна был развернут наблюдательный пост, который постоянно подвергался авиационным налетам и обстрелам артиллерии противника.
Теплоход «Антон Чехов» затопленный у Керчи. Снимок сделан в мае 1942 года с германского разведывательного самолета. (45º14´N-36°27´E)
В 1961 году кормовая часть судна была поднята и в 1962 году сдана на металлолом. До 1965 года были подняты все оставшиеся под водой металлоконструкции погибшего теплохода.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Юрий Трифонов
Юрий, огромное Вам спасибо за интересную и познавательную статью, за редкие исторические данные и фотографии теплохода "А.Чехов", и конечно же за предложение и разрешение опубликовать Вашу статью на нашем Форуме !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Юрий, огромное Вам спасибо за интересную и познавательную статью, за редкие исторические данные и фотографии теплохода "А.Чехов", и конечно же за предложение и разрешение опубликовать Вашу статью на нашем Форуме !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Здравствуйте Ян! Спасибо Вам за возможность размещать на сайте исторические справки по давно забытым героическим судам Советского Союза времен ВОВ. Надеюсь, что найдутся люди, обладающие более полной информацией по "Антону Чехову" и дополнят или поправят нашу справку.
С уважением ЮНТ
С уважением ЮНТ
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Юрий Трифонов
И Вам большое спасибо !
С уважением и дружеским приветом
Ян
И Вам большое спасибо !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Ещё два интересных уточнения, полученных от Юрия Трифонова, за которые я ему очень благодарен.
Первый мой вопрос касался того, действительно ли в качестве санитарного транспорта – плавучего госпиталя, теплоход "Антон Чехов" ("А.Чехов") предназначался для транспортировки 100 человек, а второй вопрос был о том, как в действительности называлось это судно с 1936 года - "Антон Чехов" или "А.Чехов".
Вот что сообщил Юрий Трифонов:
Согласно справочника по госпитальным судам ВОВ штатом предусматривалось именно 100 коечных мест для раненых. Однако в жизни это естественно не соблюдалось. При эвакуации принимали на борт, столько людей, сколько возьмет капитан.
Судно официально в регистрах называлось "Антон Чехов", а в списках "А Чехов". Наверное лучше придерживаться официальной версии?
Первый мой вопрос касался того, действительно ли в качестве санитарного транспорта – плавучего госпиталя, теплоход "Антон Чехов" ("А.Чехов") предназначался для транспортировки 100 человек, а второй вопрос был о том, как в действительности называлось это судно с 1936 года - "Антон Чехов" или "А.Чехов".
Вот что сообщил Юрий Трифонов:
Согласно справочника по госпитальным судам ВОВ штатом предусматривалось именно 100 коечных мест для раненых. Однако в жизни это естественно не соблюдалось. При эвакуации принимали на борт, столько людей, сколько возьмет капитан.
Судно официально в регистрах называлось "Антон Чехов", а в списках "А Чехов". Наверное лучше придерживаться официальной версии?
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Здравствуйте, Юрий !
Из немногочисленных данных об этом судне, имеющихся у меня, почти все совпадают с Вашими.
У меня нет данных о том, когда судно было переименовано в "А.Чехов", но такое название оно действительно носило. Но есть данные о том, что в 1941 году теплоход "А.Чехов" получил новое название - "Антон Чехов".
С уважением и дружеским приветом
Ян
Из немногочисленных данных об этом судне, имеющихся у меня, почти все совпадают с Вашими.
У меня нет данных о том, когда судно было переименовано в "А.Чехов", но такое название оно действительно носило. Но есть данные о том, что в 1941 году теплоход "А.Чехов" получил новое название - "Антон Чехов".
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Для связи тем. Тема об однотипном теплоходе "Николай Островский": viewtopic.php?f=13&t=760
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Здравствуйте Ян ! В 1936 году в соответствии со справочником по эксплуатационно-техническим элементам транспортных морских судов Союза ССР на 1936-37 гг наименование теплохода было "А ЧЕХОВ".Видимо такое наименование он получил при смене названия. однако в Регистре морских судов на 1938-39 гг теплоход уже именовался как "АНТОН ЧЕХОВ".Тоже в списке судов по состоянию на 1 января 1939 года. Других данных у меня нет.
С уважением ЮН
С уважением ЮН
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Юрий
Большое спасибо за разьяснения, ответы на мои вопросы, интересную информацию и знания, за внимание !
Большое спасибо за разьяснения, ответы на мои вопросы, интересную информацию и знания, за внимание !
-
- Новый человек на судне
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 12 мар 2015, 11:27
Re: Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
На санитарном транспорте "Чехов" в 1942 году погиб мой дед Касаткин Василий Иванович,призвали с города Кемерово,матрос.Похоронка есть,но никаких данных в Мемориале или списках погибших я не смогла найти.Спасибо за информацию.Даже руки дрожат от волнения.Вечная СЛАВА ГЕРОЯМ!!!