Пароход "Крильон"
Модератор: yan
Пароход "Крильон"
Пассажирский пароход
Дальневосточного государственного морского
пароходства «Крильон»
Железнодорожный паром «Preussen»
3 апреля 1909 года на верфи «Stettiner Maschinebau AG "Vulcan"» в Штеттине был спущен на воду второй паром однотипный железнодорожному парому «DEUTSCHLAND», получивший наименование «PREUSSEN» (строительный № 293). Он строился по заказу германской компании «Königlich Preußische. Eisenbahndirektion» из Засница. Судно водоизмещением 4200 т (2849 брт), длиной 113,80 м, шириной 16,26 м и осадкой 4,90 м принимало на борт 18 железнодорожных вагонов и 975 пассажиров. Две паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 5400 л.с. обеспечивали парому скорость хода 16,5 узла. Непотопляемость судна обеспечивали восемь водонепроницаемых переборок. Район плавания неограниченный, дальность 2000 миль. В июне 1909 года паром вошел в строй и с 7 июля начал эксплуатироваться на линии Засниц-Треллеборг.
В начале первой мировой войны 5 августа 1914 года «PREUSSEN» был мобилизован и предполагался к переоборудованию во вспомогательный минный заградитель. Однако 15 августа это решение было отменено. Паром снова стал обслуживать морские железнодорожные переправы из Засница. 15 октября 1915 года «PREUSSEN» в Балтийском море (54° 30' N и 13° 43' О) столкнулся с германским миноносцем «Т 100». В результате тяжелых повреждений миноносец затонул. После окончания первой мировой войны в 1918-1919 годах паром был отремонтирован и 1 апреля 1920 года передан в распоряжение германских государственных железных дорог (Deutsche Reichseisenbahnen).
29 апреля 1926 года паром находился в плавучем доке на верфи «AG "Vulcan"» в Штеттине. Пароход HAPAG «COBRA», возвращаясь на завод из пробного рейса, столкнулся с доком. Паром от сильного удара лег на бок, получив серьезные повреждения борта и надстроек. В конце января 1929 года «PREUSSEN», пробиваясь в тяжелых льдах, потерял оба винта. С 1933 по 1938 годы паром совершал также рейсы на линии, связывающей страну с Восточной Пруссией.
Авария парома «Preussen» в доке Штеттина 29 апреля 1926 года
Полузатопленный паром «Preussen» на камнях у Teufelsgrund 10 декабря 1937 года
Так в 1936 году он ходил туда 13 раз. 10 декабря 1937 года во время очередного рейса в районе острова Рюген паром в условиях снежной бури наскочил на мель. Приняв через пробоины в днище более 1500 т морской воды, паром затонул. Подошедшие к месту аварии спасательные буксиры «SEETEUFEL» и «SEEADLER» не смогли сдернуть паром с камней. Начавшийся 17 декабря 7-8 балльный шторм задержал проведение спасательных работ. После нескольких неудачных попыток подъема судна, 31 декабря «PREUSSEN» был поднят и отбуксирован на рейд Засница. 5 января 1938 года его на буксире отправили на ремонт в Штеттин на верфь «Oderwerke AG».
Вспомогательный минный заградитель «Preussen», 194? г
Пароход «Крильон»
Во время второй мировой войны паром периодически использовался как вспомогательный минный заградитель. Так 29 апреля 1940 года он принимал участие в постановке минного заграждения в проливе Скагеррак у Большой Рыбачьей банки (линия «Вествалль»). Около 23 часов в условиях густого тумана «PREUSSEN» протаранил и потопил миноносец сопровождения «LEOPARD». В сентябре 1944 года регулярное паромное сообщение с Треллеборгом было прекращено. «PREUSSEN», оставшийся без работы, был передан ВМФ. Предполагалось переоборудовать его в минный заградитель. Однако от этой идеи отказались, и 6 ноября 1944 года паром был отправлен в Штеттин. Там фирма «Schenker & Co CmbH» переоборудовала пароход в транспорт для перевозки из Кенигсберга, Пиллау и Данцига раненых. 10 ноября «PREUSSEN» направили в Пиллау.
Пароход «Крильон» на Сахалине, 1950 год
Пароход «Крильон» прибыл после модернизации во Владивосток, 1959 год
14 декабря на транспорте было установлено одно 37 мм и десять 20 мм орудий. В январе 1945 года «PREUSSEN» ходил в Виндаву и Либаву, вывезя из окружения на запад 16250 солдат и беженцев.
6 марта за несколько часов до массированного авиационного налета на Засниц «PREUSSEN» ушел в Свинемюнде, где получил приказ следовать в Данию. К востоку от острова Моен 15 марта транспорт намотал на винты тросы сетей заграждения. На следующий день два буксира повели судно в Копенгаген, где с 20 по 21 марта «PREUSSEN» в доке был отремонтирован.
Санитарный транспорт «Крильон», 1961 год
Пароход «Крильон» во Владивостоке
В мае 1945 года в датском порту Калиндборг судно было захвачено союзниками и уведено в Травемюнде. Вскоре его передали германской дирекции «Reichsbahndirektion» из Гамбурга Альтоны. Портом приписки транспорта стал Любек. До 20 марта 1946 года судно использовалось для перевозки бывших военнослужащих и репатриантов на линии Травемюнде – Треллеборг, а также Любек – Гдыня. 21 марта 1946 года «PREUSSEN» в счет репарации был в Любеке передан Советскому Союзу. В 12 часов дня в присутствии представителей Великобритании на пароходе был поднят советский флаг, а судно получило наименование «КРИЛЬОН». Вскоре бывший паром «PREUSSEN» ушел на ремонт в Одессу для подготовки к сложному переходу на Дальний Восток. Как товаропассажирский пароход, принимающий на борт 90 пассажиров, «КРИЛЬОН» был включен в состав Сахалинского государственного морского пароходства. В 1947 году он отправился с Черного моря во Владивосток. Судно было поставлено на грузопассажирскую линию Владивосток - Холмск. С 1950 года пароход числился в составе ДВМП. В конце 1951 года судно было передано для модернизации на завод «Совкитсудстрой» в Дальнем (КНР). Там по проекту ЦПКБ-7 (строительный № 885) началась работа по перестройке старого парома. Из Дальнего «КРИЛЬОН» в 1959 году вернулся во Владивосток современным комфортабельным лайнером. Он имел теперь вместимость 5034 брт, длину 116,32 м., ширину 15,56 м и осадку 5,98 м. Пассажирский пароход мог принимать на борт в каютах люкс четырех пассажиров, в каютах 1-го класса-58 человек, в каютах 2-го класса-76 человек, в каютах 3-го класса-386 человек и в каютах мать и дитя 14-14 пассажиров. Всего-552 человека. Экипаж-91чел, обслуживающий персонал-31 чел. Благодаря капитальному ремонту паровых машин и переводу котлов на жидкое топливо, общая мощность энергетической установки увеличилась до 5834 л. с.
«Крильон» в порту Восточный
После возвращения во Владивосток, лайнер начал эксплуатироваться на Корсаковской экспрессной линии. В 1955 году «КРИЛЬОН» успешно завершил пятилетний план. С 1960 года судно выполняло также разовые рейсы в Японию по вывозу оттуда корейских репатриантов в Корейскую народно-демократическую республику. Прослужив почти 66 лет, пароход «КРИЛЬОН» в 1975 году был исключен из состава флота. Судно стало использоваться как плавучая гостиница под наименованием «МОРСКАЯ I». В это время в бухте Врангеля началось строительство нового порта Восточный. Для временного размещения строителей туда перевели бывший «КРИЛЬОН». 3 июля 1975 года его окончательно вывели из эксплуатации и стали использовать также в качестве плавучей котельной для нужд порта. В 1985 году он все еще продолжал использоваться в качестве плавучей гостиницы
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Дальневосточного государственного морского
пароходства «Крильон»
Железнодорожный паром «Preussen»
3 апреля 1909 года на верфи «Stettiner Maschinebau AG "Vulcan"» в Штеттине был спущен на воду второй паром однотипный железнодорожному парому «DEUTSCHLAND», получивший наименование «PREUSSEN» (строительный № 293). Он строился по заказу германской компании «Königlich Preußische. Eisenbahndirektion» из Засница. Судно водоизмещением 4200 т (2849 брт), длиной 113,80 м, шириной 16,26 м и осадкой 4,90 м принимало на борт 18 железнодорожных вагонов и 975 пассажиров. Две паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 5400 л.с. обеспечивали парому скорость хода 16,5 узла. Непотопляемость судна обеспечивали восемь водонепроницаемых переборок. Район плавания неограниченный, дальность 2000 миль. В июне 1909 года паром вошел в строй и с 7 июля начал эксплуатироваться на линии Засниц-Треллеборг.
В начале первой мировой войны 5 августа 1914 года «PREUSSEN» был мобилизован и предполагался к переоборудованию во вспомогательный минный заградитель. Однако 15 августа это решение было отменено. Паром снова стал обслуживать морские железнодорожные переправы из Засница. 15 октября 1915 года «PREUSSEN» в Балтийском море (54° 30' N и 13° 43' О) столкнулся с германским миноносцем «Т 100». В результате тяжелых повреждений миноносец затонул. После окончания первой мировой войны в 1918-1919 годах паром был отремонтирован и 1 апреля 1920 года передан в распоряжение германских государственных железных дорог (Deutsche Reichseisenbahnen).
29 апреля 1926 года паром находился в плавучем доке на верфи «AG "Vulcan"» в Штеттине. Пароход HAPAG «COBRA», возвращаясь на завод из пробного рейса, столкнулся с доком. Паром от сильного удара лег на бок, получив серьезные повреждения борта и надстроек. В конце января 1929 года «PREUSSEN», пробиваясь в тяжелых льдах, потерял оба винта. С 1933 по 1938 годы паром совершал также рейсы на линии, связывающей страну с Восточной Пруссией.
Авария парома «Preussen» в доке Штеттина 29 апреля 1926 года
Полузатопленный паром «Preussen» на камнях у Teufelsgrund 10 декабря 1937 года
Так в 1936 году он ходил туда 13 раз. 10 декабря 1937 года во время очередного рейса в районе острова Рюген паром в условиях снежной бури наскочил на мель. Приняв через пробоины в днище более 1500 т морской воды, паром затонул. Подошедшие к месту аварии спасательные буксиры «SEETEUFEL» и «SEEADLER» не смогли сдернуть паром с камней. Начавшийся 17 декабря 7-8 балльный шторм задержал проведение спасательных работ. После нескольких неудачных попыток подъема судна, 31 декабря «PREUSSEN» был поднят и отбуксирован на рейд Засница. 5 января 1938 года его на буксире отправили на ремонт в Штеттин на верфь «Oderwerke AG».
Вспомогательный минный заградитель «Preussen», 194? г
Пароход «Крильон»
Во время второй мировой войны паром периодически использовался как вспомогательный минный заградитель. Так 29 апреля 1940 года он принимал участие в постановке минного заграждения в проливе Скагеррак у Большой Рыбачьей банки (линия «Вествалль»). Около 23 часов в условиях густого тумана «PREUSSEN» протаранил и потопил миноносец сопровождения «LEOPARD». В сентябре 1944 года регулярное паромное сообщение с Треллеборгом было прекращено. «PREUSSEN», оставшийся без работы, был передан ВМФ. Предполагалось переоборудовать его в минный заградитель. Однако от этой идеи отказались, и 6 ноября 1944 года паром был отправлен в Штеттин. Там фирма «Schenker & Co CmbH» переоборудовала пароход в транспорт для перевозки из Кенигсберга, Пиллау и Данцига раненых. 10 ноября «PREUSSEN» направили в Пиллау.
Пароход «Крильон» на Сахалине, 1950 год
Пароход «Крильон» прибыл после модернизации во Владивосток, 1959 год
14 декабря на транспорте было установлено одно 37 мм и десять 20 мм орудий. В январе 1945 года «PREUSSEN» ходил в Виндаву и Либаву, вывезя из окружения на запад 16250 солдат и беженцев.
6 марта за несколько часов до массированного авиационного налета на Засниц «PREUSSEN» ушел в Свинемюнде, где получил приказ следовать в Данию. К востоку от острова Моен 15 марта транспорт намотал на винты тросы сетей заграждения. На следующий день два буксира повели судно в Копенгаген, где с 20 по 21 марта «PREUSSEN» в доке был отремонтирован.
Санитарный транспорт «Крильон», 1961 год
Пароход «Крильон» во Владивостоке
В мае 1945 года в датском порту Калиндборг судно было захвачено союзниками и уведено в Травемюнде. Вскоре его передали германской дирекции «Reichsbahndirektion» из Гамбурга Альтоны. Портом приписки транспорта стал Любек. До 20 марта 1946 года судно использовалось для перевозки бывших военнослужащих и репатриантов на линии Травемюнде – Треллеборг, а также Любек – Гдыня. 21 марта 1946 года «PREUSSEN» в счет репарации был в Любеке передан Советскому Союзу. В 12 часов дня в присутствии представителей Великобритании на пароходе был поднят советский флаг, а судно получило наименование «КРИЛЬОН». Вскоре бывший паром «PREUSSEN» ушел на ремонт в Одессу для подготовки к сложному переходу на Дальний Восток. Как товаропассажирский пароход, принимающий на борт 90 пассажиров, «КРИЛЬОН» был включен в состав Сахалинского государственного морского пароходства. В 1947 году он отправился с Черного моря во Владивосток. Судно было поставлено на грузопассажирскую линию Владивосток - Холмск. С 1950 года пароход числился в составе ДВМП. В конце 1951 года судно было передано для модернизации на завод «Совкитсудстрой» в Дальнем (КНР). Там по проекту ЦПКБ-7 (строительный № 885) началась работа по перестройке старого парома. Из Дальнего «КРИЛЬОН» в 1959 году вернулся во Владивосток современным комфортабельным лайнером. Он имел теперь вместимость 5034 брт, длину 116,32 м., ширину 15,56 м и осадку 5,98 м. Пассажирский пароход мог принимать на борт в каютах люкс четырех пассажиров, в каютах 1-го класса-58 человек, в каютах 2-го класса-76 человек, в каютах 3-го класса-386 человек и в каютах мать и дитя 14-14 пассажиров. Всего-552 человека. Экипаж-91чел, обслуживающий персонал-31 чел. Благодаря капитальному ремонту паровых машин и переводу котлов на жидкое топливо, общая мощность энергетической установки увеличилась до 5834 л. с.
«Крильон» в порту Восточный
После возвращения во Владивосток, лайнер начал эксплуатироваться на Корсаковской экспрессной линии. В 1955 году «КРИЛЬОН» успешно завершил пятилетний план. С 1960 года судно выполняло также разовые рейсы в Японию по вывозу оттуда корейских репатриантов в Корейскую народно-демократическую республику. Прослужив почти 66 лет, пароход «КРИЛЬОН» в 1975 году был исключен из состава флота. Судно стало использоваться как плавучая гостиница под наименованием «МОРСКАЯ I». В это время в бухте Врангеля началось строительство нового порта Восточный. Для временного размещения строителей туда перевели бывший «КРИЛЬОН». 3 июля 1975 года его окончательно вывели из эксплуатации и стали использовать также в качестве плавучей котельной для нужд порта. В 1985 году он все еще продолжал использоваться в качестве плавучей гостиницы
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Пароход "Крильон"
Схема палуб парохода "Крильон", присланная Юрием Трифоновым, автором вышеопубликованной статьи об истории этого судна
Re: Пароход "Крильон"
Юрий, благодарю Вас за интересную отличную статью об историческом Дальневосточном пассажирском пароходе "Клильон", которой Вы поделились с нашим Форумом, предложили её к публикации ! Спасибо огромное !!!
Re: Пароход "Крильон"
Для взаимосвязи тем об однотипных судах "Анива" и "Крильон"
- тема о пароходе "Анива" (бывш. паром "Deutschland"), 1909 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=887
- тема о пароходе "Крильон" (бывш. паром "Preussen"), 1909 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=894
- тема о пароходе "Анива" (бывш. паром "Deutschland"), 1909 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=887
- тема о пароходе "Крильон" (бывш. паром "Preussen"), 1909 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=894
Re: Пароход "Крильон"
У меня возникли такие вопросы по биографии парохода "Крильон"
1). Самый главный вопрос - как завершилась судьба судна, существует ли оно ещё, в настоящий момент, дожило ли до наших дней ?
2). Когда "Крильону" в СССР был сделан первый ремонт, по перестройке его из парома в пассажирское судно, я так понимаю, что где-то в конце 1940-ых годов ? Известно ли, когда и где делался этот ремонт ?
3). Сохранялась ли в самое первое время Советского периода биографии судна его паромная инфраструктура, или пароход полностью был перестроен в чисто-пассажирское судно ?
4). В одном из Английских литературных источников прошлых десятилетий сообщается, что в СССР судно поначалу принадлежало компании "Железнодорожное Морское Пароходство". Так ли это ?
5). Как-то доводилось слышать о том, что "Крильон" якобы поначалу был даже приписан к Одессе, и должен был там оставаться, или это не так ? Может ли кто-нибудь этот тезис подтвердить или опровергнуть ?
Заранее большое спасибо !
1). Самый главный вопрос - как завершилась судьба судна, существует ли оно ещё, в настоящий момент, дожило ли до наших дней ?
2). Когда "Крильону" в СССР был сделан первый ремонт, по перестройке его из парома в пассажирское судно, я так понимаю, что где-то в конце 1940-ых годов ? Известно ли, когда и где делался этот ремонт ?
3). Сохранялась ли в самое первое время Советского периода биографии судна его паромная инфраструктура, или пароход полностью был перестроен в чисто-пассажирское судно ?
4). В одном из Английских литературных источников прошлых десятилетий сообщается, что в СССР судно поначалу принадлежало компании "Железнодорожное Морское Пароходство". Так ли это ?
5). Как-то доводилось слышать о том, что "Крильон" якобы поначалу был даже приписан к Одессе, и должен был там оставаться, или это не так ? Может ли кто-нибудь этот тезис подтвердить или опровергнуть ?
Заранее большое спасибо !
Пароход "Крильон"
Из личного письма от Анатолия Борисенко, ( sekan ), 10.04.2012 11:27:01 :
...
С большим удовольствием прочитал статьи о Крильоне и Аниве.
Могу добавть только то, что первое время после прибытия во Владивосток оба парома примерно год были в отстое, и на них жили курсанты Владивостокского высшего мореходного училища. Анива была в худшем техническом состоянии, чем Крильон, поэтому на ней просто зашили досками рельсы, и так эксплуатировали. По моим данным, Анива получила повреждения в результате навигационной ошибки в районе Сахалина, и после этого некоторое время использовалась в Находке.
Когда Крильон возил репатриированных корейцев из Японии в КНДР, у него на бортах нарисовали большие красные кресты. (См. одно из фото). Т.е. Крильон не был санитарным судном. Жаль корейцев: они ехали с вещами, некоторые с автомобилями, а у них всё сразу отбирали и на перевоспитание в деревню.
И ещё Крильон совершил большую пакость для России: на нём в 1917 году в Россию из Германии через Швецию и Финляндию вернулся Владимир Ленин.
Существует не подтверждённая версия, что на Дальний Восток Союза паромы пригнали, чтобы обслуживать паромную переправу между Советской Гаванью (рядом с портом Ванино) и Магаданом. В Магадане к 50-му году было построено около 100 км железной дороги, и планировалось протянуть её до Якутска, но потом стройку закрыли.
....
Пароход «Крильон». Коллекция Анатолия Борисенко
...
С большим удовольствием прочитал статьи о Крильоне и Аниве.
Могу добавть только то, что первое время после прибытия во Владивосток оба парома примерно год были в отстое, и на них жили курсанты Владивостокского высшего мореходного училища. Анива была в худшем техническом состоянии, чем Крильон, поэтому на ней просто зашили досками рельсы, и так эксплуатировали. По моим данным, Анива получила повреждения в результате навигационной ошибки в районе Сахалина, и после этого некоторое время использовалась в Находке.
Когда Крильон возил репатриированных корейцев из Японии в КНДР, у него на бортах нарисовали большие красные кресты. (См. одно из фото). Т.е. Крильон не был санитарным судном. Жаль корейцев: они ехали с вещами, некоторые с автомобилями, а у них всё сразу отбирали и на перевоспитание в деревню.
И ещё Крильон совершил большую пакость для России: на нём в 1917 году в Россию из Германии через Швецию и Финляндию вернулся Владимир Ленин.
Существует не подтверждённая версия, что на Дальний Восток Союза паромы пригнали, чтобы обслуживать паромную переправу между Советской Гаванью (рядом с портом Ванино) и Магаданом. В Магадане к 50-му году было построено около 100 км железной дороги, и планировалось протянуть её до Якутска, но потом стройку закрыли.
....
Пароход «Крильон». Коллекция Анатолия Борисенко
Re: Пароход "Крильон"
Анатолий, огромное Вам спасибо за интересные дополнения и фотографии, за добрые слова, за своевременный отклик на мою просьбу !
Re: Пароход "Крильон"
Есть много вопрос по тексту статьи (в немецкой части), что по "Аниве", что по "Крильону".
Как я понимаю, ее основой (в немецкой части) стало второе издание (середины 80-х) книги братьев Крамеров о судах "Королевской линии".
Сразу режет глаз - "Около 23 часов в условиях густого тумана «PREUSSEN» протаранил и потопил миноносец сопровождения «LEOPARD»."
Это не тот "Пройссен" - этот был 1926 года постройки и использовался на восточно-прусской линии. Погиб вместе систер-шипом "Ганзештад Данциг" 9.7.1941 на шведских минах между Готландом и Эландом. Поняты в 1953-53 годах и разобраны.
Как я понимаю, ее основой (в немецкой части) стало второе издание (середины 80-х) книги братьев Крамеров о судах "Королевской линии".
Сразу режет глаз - "Около 23 часов в условиях густого тумана «PREUSSEN» протаранил и потопил миноносец сопровождения «LEOPARD»."
Это не тот "Пройссен" - этот был 1926 года постройки и использовался на восточно-прусской линии. Погиб вместе систер-шипом "Ганзештад Данциг" 9.7.1941 на шведских минах между Готландом и Эландом. Поняты в 1953-53 годах и разобраны.
Re: Пароход "Крильон"
Ну вот и уважаемый Сумрак отписался. Надеюсь, он, как автор крайней публикации об этих пароходах, сумеет закрыть некоторые неувязки.
Re: Пароход "Крильон"
Сумрак
Спасибо Вам большое за регистрацию на нашем Форуме и за интересные данные !
Оставайтесь с нами !
Спасибо Вам большое за регистрацию на нашем Форуме и за интересные данные !
Оставайтесь с нами !