Пароход "Анива" (1909)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

Товаропассажирский пароход
Дальневосточного государственного морского пароходства
«Анива»


Изображение

Железнодорожный морской паром «Deutschland», 1909год

17 февраля 1909 года на верфи «Stettiner Maschinebau AG "Vulcan"» в Штеттине-Бредов по заказу германской компании «Königlich - Preußische Eisenbahn-direktion (Deutsche Reichsbahn)» из Засница был спущен на воду морской железнодорожный паром «Deutschland» (строительный № 292). Судно водоизмещением 4200 т (2882 брт), длиной 113,8 м, шириной 16,26 м и осадкой 4,9 м. имело две паровые машины тройного расширения мощностью по 2850 л.с, обеспечивающих парому скорость хода в 16,5 узла. Паром мог принимать на борт 16-18 железнодорожных вагонов и 975 пассажиров. 15 июня 1909 года готовое судно было передано заказчику. Портом его приписки стал Засниц. С 7 июля этого же года паром стал ходить между Засницем и Треллеборгом.
В начале первой мировой войны 4 августа 1914 года паром был мобилизован и переоборудован во вспомогательный минный заградитель ВМС Германии. Вооруженный четырьмя 88-мм и двумя 50 мм орудиями, он принимал на борт 420 мин. «Deutschland» после переоборудования был отправлен на Балтийское море, где принимал активное участие в постановке минных заграждений. 17 августа 1914 года он скрытно выставил минное заграждение из 200 мин севернее острова Оденсхольм. На нем вскоре подорвались следующие из Ревеля голландские пароходы «Алисон» и «Гоферин», выходившие из Финского залива. При тралении этого заграждения 27 августа 1914 года погиб тральщик «Проводник» Балтийского флота, а 22 сентября на этом же заграждении подорвались и затонули российские тральщики № 7 и № 8. В начале декабря 1914 года «Deutschland» проник в Ботнический залив и выставил мины у портов. Пори и Раумо. В этот же день там подорвались 2 шведских парохода. 15 апреля 1915 года заградитель выставил у острова Даго 180 мин. В июне он совместно с другими заградителями выставил в Ирбенском проливе 580 мин. Летом 1915 года «Deutschland» также доставлял в порты Прибалтики, занятые германскими войсками, локомотивы и вагоны для переделанных под европейскую колею железнодорожных линий. По окончании войны 16 ноября 1919 года «Deutschland» был разоружен и снова переоборудован в морской железнодорожный паром компании «Eisenbahn Direktion», Sassnitz.
С 11 июля 1920 года «Deutschland» в паре с однотипным паромом «Preussen» открыл паромную линию между Штеттином и Пиллау. С 1923 года он числился в компании «Reichseisenbahndirektion», Sassnitz, а с 1926 года в компании «Deutsche Reichsbahn Ges. - Reichsbahndirektion Stettin, Sassnit. «Deutschland» снова стал ходить между Засницем и Треллеборгом.

Изображение

Минный заградитель «Deutschland», 1915 год

Изображение

Железнодорожный паром «Deutschland» в Заснице, май 1925 год

18 января 1929 года следуя очередным рейсом в Треллеборг, паром в условиях снежной бури в 6,5 милях от порта назначения попал на мель. На следующий день он был снят с мели шведским спасателем «Diana». С тяжелыми повреждениями днища «Deutschland» был отбуксирован на верфь «Deutschen Werke AG» в Киль. Там во время ремонта парома пассажирские помещения 3-го класса были перестроены под туристский класс. С 1933 года «Deutschland» эксплуатировался на линии Киль - Свинемюнде - Пиллау. После начала второй мировой войны в августе 1940 года «Deutschland» был мобилизован и 23 августа переименован в «Stralsund». Его переоборудовали в качестве минного заградителя и транспорта вторжения для операции «Seelöwe» (десант в Англию).
25 сентября 1940 года в районе Гавра (Франция) «Stralsund» был поврежден союзной авиацией. После разоружения и ремонта в Штеттине транспорт, возвращенный прежним владельцам, был 7 ноября 1940 года вновь переименован в «Deutschland» и начал эксплуатироваться как паром на линии Засниц - Треллеборг.

Изображение

Морской железнодорожный паром «Deutschland», 1938 год

Изображение

Транспорт вторжения «Stralsund», 1940 год

Следуя очередным рейсом в Швецию, 19 октября 1942 года близ Треллеборга судно было торпедировано советской подводной лодкой «Д-2». Кормовая часть парома, винты и руль были разрушены. «Deutschland» на буксире был уведен на шведскую верфь «Actiebolag Kockums Mekaniske Verkstad AB» в Мальме для ремонта. Во время его проведения на судне установили новые котлы. 14 марта 1943 года «Deutschland» снова вошел в строй. В ноябре 1944 года паром вывез из Норвегии шесть локомотивов с тендерами и 9 декабря вернулся в Засниц. 12 декабря судно было передано под контроль ВМФ. С 18 января по 16 апреля 1945 года «Deutschland» использовался для эвакуации немецких войск и беженцев из портов Восточной Пруссии, Либавы и Хелы.
1 мая 1945 года паром покинул Засниц и взял курс на датский порт Зондерборг. Вскоре судно было занято британскими подразделениями, передавшими его германской дирекции «Reichsbahndirektion» из Гамбурга Альтоны. Портом приписки парома стал Любек. С мая 1945 года по март 1946 года судно вывезло из Норвегии и Швеции в Травемюнде 18165 человек, в основном бывших немецких солдат, а также репатриированных польских граждан из Любека в Гдыню.

Изображение

Пароход «Анива» 1951 год

В марте 1946 года «Deutschland» по репарации подлежал передаче Советскому Союзу. Поэтому по возвращении судна в Любек 12 марта 1946 года на «Deutschland» прибыла советская репарационная комиссия. В присутствии британских представителей в 8,00 утра 13 марта на бывшем пароме «Deutschland» был поднят советский флаг. На борту судна появилось новое название парохода – «Анива». 19 марта последние 13 человек из германской команды парома покинули борт судна, и пароход ушел на ремонт в Одессу для подготовки к сложному переходу на Дальний Восток. Как товаропассажирский пароход, принимающий на борт 90 пассажиров, «Анива» была включена в состав Сахалинского государственного морского пароходства. В конце 1946 года она отправилась из Одессы на Дальний Восток. При переходе на ее борту находилось несколько советских ученых, которые после прохода Суэцкого канала вели регулярные метеорологические и актинометрические наблюдения в деятельном слое Индийского океана до глубин 500 м. Они собрали весьма ценный материал малоисследованной северной части океана.
В июле 1950 года «Анива» была переведена в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. Там судно стало перевозить до 1000 пассажиров за рейс. В 1959 году «Анива» пришла на ремонт в Находкинский судоремонтный завод. Из-за халатности вахтенной службы судно затонуло в акватории завода. «Анива» под водой легла на левый борт с креном до 40°. Отряду судоподъема и подводно-технических работ (АСПТР) пароходства пришлось сначала выровнять судно на дне, затем поднять и удерживать его на плаву. В мае 1960 года работы были успешно завершены. Больше судно в море не выходило, а использовалось для хозяйственных нужд Находкинского судоремонтного завода. В 1963 году пароход был списан на металлолом.


Использованы фотографии из коллекций Бориса Лемачко, А. А. Михайлова (Владивосток), Юрия Трифонова и из Интернета


© Трифонов Ю.Н. 2002 г.

yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

Юрий, огромное Вам спасибо за интересную статью об историческом Дальневосточном пассажирском пароходе "Анива", за то что поделились Вашей статьёй с Форумом !

yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

Для взаимосвязи тем об однотипных судах "Анива" и "Крильон"

- тема о пароходе "Анива" (бывш. паром "Deutschland"), 1909 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=887

- тема о пароходе "Крильон" (бывш. паром "Preussen"), 1909 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=894

yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

В ряде Английских и Германских литературных источников прошлых десятилетий утверждется о том, что в самое первое время нахождения в СССР "Анива" называлась "Орион". Полагаю что это ошибочное мнение, путанница возникла, вероятно на уровне описки в одном из предисточников, из-за того, что в СССР название "Орион" носило и другое пассажирское судно, тоже полученное по репарации после окончания II Мировой войны, и в период своей довоенной биографии также носившее название "Deutschland". Вот статья Юрия Трифонова о пароходе "Орион", бывшая "Deutschland" 1925 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=682

yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

У меня возникли такие вопросы по биографии парохода "Анива"

1). Сохранилась ли в Советский период биографии судна его паромная инфраструктура, или пароход полностью был перестроен в чисто-пассажирское судно ?

2). В одном из Английских литературных источников прошлых десятилетий сообщается, что в СССР судно поначалу принадлежало компании "Железнодорожное Морское Пароходство". Так ли это ?

3). Известно ли что-нибудь подробнее об его затоплении в последние годы его жизненного пути, о котором написано в статье ?

Заранее большое спасибо !

yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

Из личного письма от Анатолия Борисенко, ( sekan ), 10.04.2012 11:27:01 :

...
С большим удовольствием прочитал статьи о Крильоне и Аниве.

Могу добавть только то, что первое время после прибытия во Владивосток оба парома примерно год были в отстое, и на них жили курсанты Владивостокского высшего мореходного училища. Анива была в худшем техническом состоянии, чем Крильон, поэтому на ней просто зашили досками рельсы, и так эксплуатировали. По моим данным, Анива получила повреждения в результате навигационной ошибки в районе Сахалина, и после этого некоторое время использовалась в Находке.

Когда Крильон возил репатриированных корейцев из Японии в КНДР, у него на бортах нарисовали большие красные кресты. (См. одно из фото). Т.е. Крильон не был санитарным судном. Жаль корейцев: они ехали с вещами, некоторые с автомобилями, а у них всё сразу отбирали и на перевоспитание в деревню.

И ещё Крильон совершил большую пакость для России: на нём в 1917 году в Россию из Германии через Швецию и Финляндию вернулся Владимир Ленин.

Существует не подтверждённая версия, что на Дальний Восток Союза паромы пригнали, чтобы обслуживать паромную переправу между Советской Гаванью (рядом с портом Ванино) и Магаданом. В Магадане к 50-му году было построено около 100 км железной дороги, и планировалось протянуть её до Якутска, но потом стройку закрыли.
....


Изображение
Морской паром «Deutschland» (будущ. "Анива"). 1930-е годы. Коллекция Анатолия Борисенко

yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

Анатолий, огромное Вам спасибо за интересные дополнения и фотографии, за добрые слова, за своевременный отклик на мою просьбу !

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение Igor62 »

Добрый день
специально искал в интернете информацию про паром "Анива"
с большим интересом прочитал статью ,очень обширная и детальная информация
а начался мой интерес парому"Анива" с двух фотографий затонувшего парома в Находкинском судоремонном заводе
хочу представить их Вашему вниманию ,думаю ,что они будут дополнением к рассказу о судьбе это замечательного судна
Вложения
IMG_0001_316.jpg
IMG_0001_316.jpg (112.2 КБ) 19207 просмотров

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение Igor62 »

в продолжение ,ещё одно фото
IMG_0001_318.jpg
IMG_0001_318.jpg (106.86 КБ) 19205 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 5011
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Анива" (1909)

Сообщение yan »

Igor62

Здравствуйте ! Огромное спасибо за регистрацию на форуме, за редкие исторические фотографии, за участие !

Оставайтесь с нами !

Ответить