Теплоход "Кооперация"
Модератор: yan
Теплоход "Кооперация"
Алексей Сёмин
НА ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ...
Серп в обрамлении жемчужин
Неяркий свет в ночи бросал,
И пароходу-тихоходу
Дорожку бледно освещал.
А штевнем судно разрезало
С журчаньем бледный перламутр,
На гребнях волн в тиши играло —
Нептун, уставший, прикорнул
После окончания гражданской войны советский торговый флот представлял собой жалкое и неприглядное зрелище. Большая часть флота еще во время войны была уведена за границу, оставшиеся же старые, до крайней степени изношенные пароходы — наследие еще царской России — в условиях все возраставших грузо- и пассажироперевозок обеспечивали всего лишь 7 процентов общей грузоподъемности. Учитывая создавшееся положение, 18 марта 1925 года Совет труда и обороны выпускает постановление о первой в истории Советской России программе судостроения на пятилетний срок.
Уже 1 мая в торжественной обстановке на Северной верфи в Ленинграде закладывается первая серия из двух рефрижераторных грузопассажирских теплоходов: «Алексей Рыков» (впоследствии «Андрей Жданов») и «Ян Рудзутак» (впоследствии «Мария Ульянова»). Вскоре верфь получила заказ от Совторгфлота на строительство еще четырех таких же теплоходов, оснащенных мощными холодильными установками. Головное судно второй серии было названо «Феликс Дзержинский» (впоследствии «Урал»), последующие — «Смольный» и «Кооперация» (которая сошла со стапеля 14 июля 1928 года), и теплоход третьей серии — «Сибирь».
Грузопассажирские теплоходы типа "Алексей Рыков" были спроектированы в 1924 году по заказу Совторгфлота. Создание и проектирование было выполнено в КБ Балтийского Завода и на Северной верфи в Ленинграде. Ретроспективно анализируя советскую школу проектирования и строительства пассажирского флота, можно определенно сказать, что суда типа "Алексей Рыков", в дальнейшем, стали основоположниками концепции судовой архитектуры грузопассажирских судов советской постройки, которая в большей или меньшей степени нашла свое отображение в последующих сериях судов типа «Абхазия», «Дагестан», «Молдавия», «Чехов», и частично – в послевоенных сериях типа «Михаил Калинин» и «Киргизстан».
Все теплоходы этого типа были одновинтовые, двухпалубные, со средней надстройкой, полуютом и полубаком. Имелись две мачты. Корпус судна отвечал требованиям Английского Регистра Ллойда и Регистра СССР и имел усиленное крепление носовой части, руля и винта на случай плавания во льдах. Суда второй и третьей серий, по своим техническим характеристикам и размерениям, несколько отличались от первых двух судов. Основные данные: водоизмещение 5670 т, валовая регистровая вместимость 3767 брт, длина 104 м, ширина 14.6 м, осадка в грузу 5.70 м. Энергетическая установка — один дизельный двигатель завода «Русский дизель» мощностью 2400 л. с. — обеспечивал скорость хода около 13 узлов. Корма "Кооперации" была крейсерского типа, в отличие от двух судов первой серии, которые имели клиперские обводы кормы. После ввода в строй судов первой серии, обводы кормы были изменены в проекте и все последующие суда строились с крейсерской кормой. Пассажировместимость изначально составляла 300 чел., хотя на протяжении всей жизни судов она неоднократно изменялась, экипаж - 45 чел.
Дважды "Кооперции" производили замену двигателей. В первый раз - двигатель з-да "Русский дизель" заменили в 1931 году на два немецких MAN мощностью 2х1400 лс, во второй - на один дизель "Шкода" в 1966 году.
«Кооперация» (строительный номер 307) была введена в эксплуатацию в 1929 году. Судно было зачислено на баланс Балтийского морского пароходства и поставлено на регулярную грузопассажирскую линию Ленинград — Гавр — Лондон. С наступлением зимы одни суда этой серии поднимались на север, до Мурманска, и продолжали совершать рейсы в порты Европы; другие спускались вниз, на юг, и выполняли перевозки между портами Черного и Средиземного морей. В 1935 году на борту «Кооперации» из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался всемирно известный писатель Алексей Толстой. Об этой поездке Толстой в свое время опубликовал несколько статей в газете «Известия». В 1936 и 1937 годах, во время гражданской войны в Испании, судно занималось перевозками добровольцев, военных специалистов, продовольствия и медикаментов, в обратную сторону — из франкистской Испании перевозили детей республиканцев. В 1937 году на борту «Кооперации» из США в СССР был доставлен самолет Ант-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный полюс.
Начало Второй мировой войны застало «Кооперацию» в норвежском порту Берген, откуда по указанию пароходства ее направили в Мурманск. В 1940 году судно официально переводится в Мурманское морское пароходство, где предусматривалось выполнение рейсов из Мурманска в Дудинку. После начала Великой Отечественной войны теплоход был мобилизован, и в июле 1941 года был переоборудован в плавбазу для подводных лодок. Судну изменили название — теперь оно стало называться «Ветер» и поставили в Оленью губу, где под прикрытием зенитных орудий экипажи подводных лодок после изнурительных походов имели возможность отдохнуть и пополнить запасы.
Было все: и боевые раны, и пожары, и затопления. День Победы встретили всего лишь три судна из шести этой серии, и среди них – «Кооперация». Сразу после войны судно вернули Балтийскому пароходству, где оно несколько лет совершает регулярные рейсы Ленинград — Щецин.
С ноября 1950 года по 20 сентября 1952 "Кооперация" прошла модернизационный ремонт на судоверфи "VEB Mathias-Thesen-Werft" в Висмаре, в тогдашней ГДР. На судне был выполнен большой объем перестроечных работ: перестроен ходовой мостик; по моде 50-х гг. в надстройке обустроены застекленные веранды по обоим бортам и изменена конфигурация дымовой трубы; окна заменены на новые, имеюшие большую площадь, что отвечало тогдашней моде в области пассажирского судостроения; заменено оборудование пассажирских кают и помещений. В итоге, судно приобрело вид, который хорошо всем известен по фильмам и многочисленным фотографиям.
После завершения модернизации судно возвратилось в Ленинград. Но в 1954 году «Кооперация» вновь переходит в Мурманское морское пароходство. Принимает судно заслуженный моряк, впоследствии известный путешественник и мастер спорта СССР — капитан А. С. Янцелевич. Под командованием Янцелевича «Кооперация» открывает первую в истории арктическую пассажирскую линию Архангельск — Тикси — Певек, а затем, с 1956 года, совершает рейсы к берегам Антарктиды, доставляя специалистов и грузы для строительства широко известного в советское время антарктического поселка «Мирный», а затем и участников первых антарктических экспедиций.
Судно доставляет в «Мирный» американского ученого Гордона Картрайта, который дал высокую оценку экипажу и судну. В 1957-58 годах на борту «Кооперации» в составе третьей антарктической экспедиции, к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель и поэт Юхан Смуул, написавший впоследствии свою «Ледовую книгу», которая стала настоящим литературным памятником теплоходу.
В 1958 году "Кооперация" снова проходит капитальный ремонт, после чего теплоход продолжил работу на арктической пассажирской линии Мурманск – Тикси – Певек, совершая переходы по трассе Северного морского пути на всем его протяжении. С 1965 года судно работает преимущественно в качестве грузового и экспедиционного. Пассажирская инфраструктура на судне была сохранена, и при необходимости, «Кооперация» по спецзаданиям занимается перевозками научных специалистов и других организованных групп людей. За Полярным кругом судно проработало в общей сложности около 10 лет. 40 лет для судна — это старость, надо менять климат и условия жизни. И «Кооперация» уже в который раз меняет «место жительства».
Судно передается на баланс Черноморского морского пароходства и приписывается к Одесскому порту. Ему устанавливают ограничения по району плавания. Однако, перед этим, теплоход совершил ещё один спецрейс в Антарктиду, уже из Одессы. С 1969 по 1979 год теплоход обслуживает пассажирскую ближневосточную линию Одесса — Латакия — Бейрут — Александрия — Одесса. Моряки-ветераны наверняка хорошо помнят эти тревожные рейсы в Бейрут, в середине 70-х, когда в Ливане резко обострились разногласия между христианами, мусульманами и палестинскими беженцами. Об одном из таких «огненных рейсов» «Кооперации» рассказано в документальной повести Б. А. Ременя «В чужом порту, вдали от дома», опубликованной в 1979 году в журнале «Морской флот». Периодически, в это же время, до 1975 года "Кооперация" совершала рейсы по Чёрному морю с заходом в болгарский порт Варна.
На Черном море "Кооперация" была не популярным, но, тем не менее, известным судном. Она неоднократно запечатлена в художественных кинолентах, а в 1959 году в СССР была выпущена серия почтовых марок по тематике морского пассажирского флота, и одна из них посвящена теплоходу "Кооперация" с изображением самого судна, работавшего на регулярной грузопассажирской линии Мурманск – Тикси – Певек. В 1979 году в Одесском дворце культуры моряков, на Приморском бульваре, состоялся праздничный вечер, где чествовали «Кооперацию», которой исполнилось уже 50 лет. Новые суда, гораздо более совершенные, стали бороздить моря и океаны.
В конце 70-х создается совместное международное судоходное предприятие «Интерлихтер», и в устье Дуная оборудуется база для обработки лихтеровозов — впоследствии порт Усть-Дунайск. И вот, проложен новый курс судна — Жебриянская бухта. В нем размещается управление порта и обустраиваются служебно-бытовые помещения. Экипажи лихтеровозного флота Советского Дунайского пароходства и члены их семей еще помнят этот белый со ржавыми потеками силуэт, на фоне камыша, осоки и темно-зеленой морской воды, недвижимо простоявший на одном и том же месте почти 10 лет.
Однако старость, неумолимая старость всегда берет свое: протекают клепаные швы, ржавеют и гниют неухоженные надстройки и палубы, да и разросшийся штат Усть-Дунайского порта уже не помещается в ставшие тесными помещения «Кооперации». В 1987 году ей на смену пришел другой ветеран пассажирского флота, — «М. Урицкий» (бывш. «Моисей Урицкий»), а для «Кооперации» под новым транзитным названием «Дельта», проложили последний курс — на судоразделочную верфь "Detel Gemi Sokum Ticaret A.S." турецкой Алиаги. И в один из пасмурных осенних дней того же 1987 года, старое судно, обвязав канатами, с трудом оторвал от берега чужой океанский буксир, и ведомая своим поводырем, «Кооперация», медленно и плавно скрылась за горизонтом...
Литературные источники:
1). Ю.Г. Барановский, А.М.Прорешный, Л.В.Сварник, С.М.Ситкин, Г.С.Лобанова "Морские пассажирские и грузо-пассажирские суда. Справочник. Министерство Морского Флота СССР".
Издательство: "Транспорт", Ленинград.
Год издания: 1969.
Применённые страницы: 57 – 59.
2). В.В.Дмитриев и редакционная коллегия "Морской энциклопедический словарь. Том второй. К - П".
Издательство: "Судостроение", Санкт-Петербург.
Год издания: 1993.
Применённая страница: 107.
3). E.A.Wilson "Soviet Passenger Ships 1917 - 1977".
Издательство: "World Ship Society".
Год издания: 1978.
Применённая страница: 24.
4). Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 69 – 70.
5). Журнал "Морской Флот СССР" из подписки издания 1979 года.
6). Юхан Смуул «Ледовая книга».
Фотографии и открытки из коллекции Алексея Сёмина
Статья была написана в Измаиле и впервые опубликована в декабре 2004 года, дополнена и доработана в октябре 2012 года в Киеве и Измаиле
НА ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ...
Серп в обрамлении жемчужин
Неяркий свет в ночи бросал,
И пароходу-тихоходу
Дорожку бледно освещал.
А штевнем судно разрезало
С журчаньем бледный перламутр,
На гребнях волн в тиши играло —
Нептун, уставший, прикорнул
После окончания гражданской войны советский торговый флот представлял собой жалкое и неприглядное зрелище. Большая часть флота еще во время войны была уведена за границу, оставшиеся же старые, до крайней степени изношенные пароходы — наследие еще царской России — в условиях все возраставших грузо- и пассажироперевозок обеспечивали всего лишь 7 процентов общей грузоподъемности. Учитывая создавшееся положение, 18 марта 1925 года Совет труда и обороны выпускает постановление о первой в истории Советской России программе судостроения на пятилетний срок.
Уже 1 мая в торжественной обстановке на Северной верфи в Ленинграде закладывается первая серия из двух рефрижераторных грузопассажирских теплоходов: «Алексей Рыков» (впоследствии «Андрей Жданов») и «Ян Рудзутак» (впоследствии «Мария Ульянова»). Вскоре верфь получила заказ от Совторгфлота на строительство еще четырех таких же теплоходов, оснащенных мощными холодильными установками. Головное судно второй серии было названо «Феликс Дзержинский» (впоследствии «Урал»), последующие — «Смольный» и «Кооперация» (которая сошла со стапеля 14 июля 1928 года), и теплоход третьей серии — «Сибирь».
Грузопассажирские теплоходы типа "Алексей Рыков" были спроектированы в 1924 году по заказу Совторгфлота. Создание и проектирование было выполнено в КБ Балтийского Завода и на Северной верфи в Ленинграде. Ретроспективно анализируя советскую школу проектирования и строительства пассажирского флота, можно определенно сказать, что суда типа "Алексей Рыков", в дальнейшем, стали основоположниками концепции судовой архитектуры грузопассажирских судов советской постройки, которая в большей или меньшей степени нашла свое отображение в последующих сериях судов типа «Абхазия», «Дагестан», «Молдавия», «Чехов», и частично – в послевоенных сериях типа «Михаил Калинин» и «Киргизстан».
Все теплоходы этого типа были одновинтовые, двухпалубные, со средней надстройкой, полуютом и полубаком. Имелись две мачты. Корпус судна отвечал требованиям Английского Регистра Ллойда и Регистра СССР и имел усиленное крепление носовой части, руля и винта на случай плавания во льдах. Суда второй и третьей серий, по своим техническим характеристикам и размерениям, несколько отличались от первых двух судов. Основные данные: водоизмещение 5670 т, валовая регистровая вместимость 3767 брт, длина 104 м, ширина 14.6 м, осадка в грузу 5.70 м. Энергетическая установка — один дизельный двигатель завода «Русский дизель» мощностью 2400 л. с. — обеспечивал скорость хода около 13 узлов. Корма "Кооперации" была крейсерского типа, в отличие от двух судов первой серии, которые имели клиперские обводы кормы. После ввода в строй судов первой серии, обводы кормы были изменены в проекте и все последующие суда строились с крейсерской кормой. Пассажировместимость изначально составляла 300 чел., хотя на протяжении всей жизни судов она неоднократно изменялась, экипаж - 45 чел.
Дважды "Кооперции" производили замену двигателей. В первый раз - двигатель з-да "Русский дизель" заменили в 1931 году на два немецких MAN мощностью 2х1400 лс, во второй - на один дизель "Шкода" в 1966 году.
«Кооперация» (строительный номер 307) была введена в эксплуатацию в 1929 году. Судно было зачислено на баланс Балтийского морского пароходства и поставлено на регулярную грузопассажирскую линию Ленинград — Гавр — Лондон. С наступлением зимы одни суда этой серии поднимались на север, до Мурманска, и продолжали совершать рейсы в порты Европы; другие спускались вниз, на юг, и выполняли перевозки между портами Черного и Средиземного морей. В 1935 году на борту «Кооперации» из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался всемирно известный писатель Алексей Толстой. Об этой поездке Толстой в свое время опубликовал несколько статей в газете «Известия». В 1936 и 1937 годах, во время гражданской войны в Испании, судно занималось перевозками добровольцев, военных специалистов, продовольствия и медикаментов, в обратную сторону — из франкистской Испании перевозили детей республиканцев. В 1937 году на борту «Кооперации» из США в СССР был доставлен самолет Ант-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный полюс.
Начало Второй мировой войны застало «Кооперацию» в норвежском порту Берген, откуда по указанию пароходства ее направили в Мурманск. В 1940 году судно официально переводится в Мурманское морское пароходство, где предусматривалось выполнение рейсов из Мурманска в Дудинку. После начала Великой Отечественной войны теплоход был мобилизован, и в июле 1941 года был переоборудован в плавбазу для подводных лодок. Судну изменили название — теперь оно стало называться «Ветер» и поставили в Оленью губу, где под прикрытием зенитных орудий экипажи подводных лодок после изнурительных походов имели возможность отдохнуть и пополнить запасы.
Было все: и боевые раны, и пожары, и затопления. День Победы встретили всего лишь три судна из шести этой серии, и среди них – «Кооперация». Сразу после войны судно вернули Балтийскому пароходству, где оно несколько лет совершает регулярные рейсы Ленинград — Щецин.
С ноября 1950 года по 20 сентября 1952 "Кооперация" прошла модернизационный ремонт на судоверфи "VEB Mathias-Thesen-Werft" в Висмаре, в тогдашней ГДР. На судне был выполнен большой объем перестроечных работ: перестроен ходовой мостик; по моде 50-х гг. в надстройке обустроены застекленные веранды по обоим бортам и изменена конфигурация дымовой трубы; окна заменены на новые, имеюшие большую площадь, что отвечало тогдашней моде в области пассажирского судостроения; заменено оборудование пассажирских кают и помещений. В итоге, судно приобрело вид, который хорошо всем известен по фильмам и многочисленным фотографиям.
После завершения модернизации судно возвратилось в Ленинград. Но в 1954 году «Кооперация» вновь переходит в Мурманское морское пароходство. Принимает судно заслуженный моряк, впоследствии известный путешественник и мастер спорта СССР — капитан А. С. Янцелевич. Под командованием Янцелевича «Кооперация» открывает первую в истории арктическую пассажирскую линию Архангельск — Тикси — Певек, а затем, с 1956 года, совершает рейсы к берегам Антарктиды, доставляя специалистов и грузы для строительства широко известного в советское время антарктического поселка «Мирный», а затем и участников первых антарктических экспедиций.
Судно доставляет в «Мирный» американского ученого Гордона Картрайта, который дал высокую оценку экипажу и судну. В 1957-58 годах на борту «Кооперации» в составе третьей антарктической экспедиции, к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель и поэт Юхан Смуул, написавший впоследствии свою «Ледовую книгу», которая стала настоящим литературным памятником теплоходу.
В 1958 году "Кооперация" снова проходит капитальный ремонт, после чего теплоход продолжил работу на арктической пассажирской линии Мурманск – Тикси – Певек, совершая переходы по трассе Северного морского пути на всем его протяжении. С 1965 года судно работает преимущественно в качестве грузового и экспедиционного. Пассажирская инфраструктура на судне была сохранена, и при необходимости, «Кооперация» по спецзаданиям занимается перевозками научных специалистов и других организованных групп людей. За Полярным кругом судно проработало в общей сложности около 10 лет. 40 лет для судна — это старость, надо менять климат и условия жизни. И «Кооперация» уже в который раз меняет «место жительства».
Судно передается на баланс Черноморского морского пароходства и приписывается к Одесскому порту. Ему устанавливают ограничения по району плавания. Однако, перед этим, теплоход совершил ещё один спецрейс в Антарктиду, уже из Одессы. С 1969 по 1979 год теплоход обслуживает пассажирскую ближневосточную линию Одесса — Латакия — Бейрут — Александрия — Одесса. Моряки-ветераны наверняка хорошо помнят эти тревожные рейсы в Бейрут, в середине 70-х, когда в Ливане резко обострились разногласия между христианами, мусульманами и палестинскими беженцами. Об одном из таких «огненных рейсов» «Кооперации» рассказано в документальной повести Б. А. Ременя «В чужом порту, вдали от дома», опубликованной в 1979 году в журнале «Морской флот». Периодически, в это же время, до 1975 года "Кооперация" совершала рейсы по Чёрному морю с заходом в болгарский порт Варна.
На Черном море "Кооперация" была не популярным, но, тем не менее, известным судном. Она неоднократно запечатлена в художественных кинолентах, а в 1959 году в СССР была выпущена серия почтовых марок по тематике морского пассажирского флота, и одна из них посвящена теплоходу "Кооперация" с изображением самого судна, работавшего на регулярной грузопассажирской линии Мурманск – Тикси – Певек. В 1979 году в Одесском дворце культуры моряков, на Приморском бульваре, состоялся праздничный вечер, где чествовали «Кооперацию», которой исполнилось уже 50 лет. Новые суда, гораздо более совершенные, стали бороздить моря и океаны.
В конце 70-х создается совместное международное судоходное предприятие «Интерлихтер», и в устье Дуная оборудуется база для обработки лихтеровозов — впоследствии порт Усть-Дунайск. И вот, проложен новый курс судна — Жебриянская бухта. В нем размещается управление порта и обустраиваются служебно-бытовые помещения. Экипажи лихтеровозного флота Советского Дунайского пароходства и члены их семей еще помнят этот белый со ржавыми потеками силуэт, на фоне камыша, осоки и темно-зеленой морской воды, недвижимо простоявший на одном и том же месте почти 10 лет.
Однако старость, неумолимая старость всегда берет свое: протекают клепаные швы, ржавеют и гниют неухоженные надстройки и палубы, да и разросшийся штат Усть-Дунайского порта уже не помещается в ставшие тесными помещения «Кооперации». В 1987 году ей на смену пришел другой ветеран пассажирского флота, — «М. Урицкий» (бывш. «Моисей Урицкий»), а для «Кооперации» под новым транзитным названием «Дельта», проложили последний курс — на судоразделочную верфь "Detel Gemi Sokum Ticaret A.S." турецкой Алиаги. И в один из пасмурных осенних дней того же 1987 года, старое судно, обвязав канатами, с трудом оторвал от берега чужой океанский буксир, и ведомая своим поводырем, «Кооперация», медленно и плавно скрылась за горизонтом...
Литературные источники:
1). Ю.Г. Барановский, А.М.Прорешный, Л.В.Сварник, С.М.Ситкин, Г.С.Лобанова "Морские пассажирские и грузо-пассажирские суда. Справочник. Министерство Морского Флота СССР".
Издательство: "Транспорт", Ленинград.
Год издания: 1969.
Применённые страницы: 57 – 59.
2). В.В.Дмитриев и редакционная коллегия "Морской энциклопедический словарь. Том второй. К - П".
Издательство: "Судостроение", Санкт-Петербург.
Год издания: 1993.
Применённая страница: 107.
3). E.A.Wilson "Soviet Passenger Ships 1917 - 1977".
Издательство: "World Ship Society".
Год издания: 1978.
Применённая страница: 24.
4). Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 69 – 70.
5). Журнал "Морской Флот СССР" из подписки издания 1979 года.
6). Юхан Смуул «Ледовая книга».
Фотографии и открытки из коллекции Алексея Сёмина
Статья была написана в Измаиле и впервые опубликована в декабре 2004 года, дополнена и доработана в октябре 2012 года в Киеве и Измаиле
Теплоход "Кооперация"
Схема палуб теплохода "Кооперация", присланная Алексеем Сёминым, автором вышеопубликованной статьи об истории этого судна
Re: Теплоход "Кооперация"
Алексей, огромное тебе спасибо за твою интересную статью об историческом судне, за то что мы стали первыми, с кем ты поделился только что завершённой модернизированной и дополненной её версией !
Re: Теплоход "Кооперация"
Vitalis Merta, 13 апр 2011, 20:56 писал(а):
Фото из журнала "Морской флот" №8- 1979 год. Снимок не совсем четкий, но так он выглядит и в журнале. Был такой полиграфический грех у ведомственного журнала моряков. На фото - Лихтеровоз "Юлиус Фучик", точнее - его часть, на акватории базы в устье Дуная. Фото Г.Сергеева.
В качестве базы - легендарная "Кооперация". В номере пятом за 1979 год журнал "Морской флот" опубликовал фотографию теплохода "Кооперация" и текстовый материал с пафосным, но недостоверным заголовком "На вечную стоянку"...
Re: Теплоход "Кооперация"
Виталис, большое Вам спасибо за эту интересную публикацию в тему "Лихтеровозы Минморфлота СССР", когда ещё не было темы о теплоходе "Кооперация" ! Скопировал её сюда в виде ссылки, оригинал оставил в той теме.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Теплоход "Кооперация"
Пожалуйста, Ян !yan писал(а):Виталис, большое Вам спасибо за эту интересную публикацию в тему "Лихтеровозы Минморфлота СССР", когда ещё не было темы о теплоходе "Кооперация" ! Скопировал её сюда в виде ссылки, оригинал оставил в той теме.
Сегодня, наконец добрался до архива: выбрал весь материал про лихтеровозы. Очень много интересного. К сожалению, завтра уезжаю и опять продолжение темы затянется...
Re: Теплоход "Кооперация"
Для взаимосвязи тем о двух однотипных грузопассажирских судах "Смольный" и "Кооперация"
- тема о теплоходе "Смольный": viewtopic.php?f=13&t=946
- тема о теплоходе "Кооперация": viewtopic.php?f=13&t=962
- тема о теплоходе "Смольный": viewtopic.php?f=13&t=946
- тема о теплоходе "Кооперация": viewtopic.php?f=13&t=962
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Теплоход "Кооперация"
Теплоход "Кооперация в Антарктиде". Снимок из журнала "Морской флот" № 12-1972.
Re: Теплоход "Кооперация"
Виталис, спасибо большое за фотографию !
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Теплоход "Кооперация"
http://antarctic.su/books/item/f00/s00/ ... t114.shtml
Ссылка на полный текст "Ледовой книги" эстонского писателя Юхана Смуула. Рейс на теплоходе "Кооперация" в Антарктиду, 1958 год.
Ссылка на полный текст "Ледовой книги" эстонского писателя Юхана Смуула. Рейс на теплоходе "Кооперация" в Антарктиду, 1958 год.