Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Модератор: yan
Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Дорогие друзья !
Начинаю новую и интересную тему - о городских катерах, пригородном флоте и местных морских и речных линиях Санкт-Петербурга (Ленинграда). Это очень важная и нужная тема, её востребованность давно ощущалась, и вот - статья Юрия Трифонова о Ленинградском историческом катере "Маршал Жуков" (позже - "Буревестник") линии Ленинград - Кронштадт стала долгожданным хорошим поводом для открытия новой ветви информации и дискуссий.
В добрый час !
Начинаю новую и интересную тему - о городских катерах, пригородном флоте и местных морских и речных линиях Санкт-Петербурга (Ленинграда). Это очень важная и нужная тема, её востребованность давно ощущалась, и вот - статья Юрия Трифонова о Ленинградском историческом катере "Маршал Жуков" (позже - "Буревестник") линии Ленинград - Кронштадт стала долгожданным хорошим поводом для открытия новой ветви информации и дискуссий.
В добрый час !
Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Пассажирский теплоход
Северо-Западного речного пароходства
«Маршал Жуков»
Пароход «J.L. Runeberg»
По заказу судоходной финской компании «Borgå Ångfartygs Ab» из Бьернеборга (Порвоо) на судостроительной верфи «Eriksbergs Mekaniske Verkstad» в Гетеборге (Швеция) в 1914 году был построен стальной трехпалубный двухвинтовой пассажирский пароход под названием «J.L. RUNEBERG». Судно валовой вместимостью 288 брт, длиной 37,12 м, шириной 6,88 м и осадкой 2,70 м могло принимать на борт 172 классных пассажиров. Две паровые машины мощностью по 219 л.с. обеспечивали пароходу скорость хода в 12,25 узла. С 1914 по 1916 год судно эксплуатировалось на пассажирской линии Гельсингфорс - Бьернеборг
Во время первой мировой войны 10 апреля 1916 года пароход был призван по военно–судовой повинности. После переоборудования его с 23 мая 1916 года зачислили в состав Балтийского флота в качестве гидрографического судна под названием «ГОРИЗОНТ». После Октябрьской революции 25 октября 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. 11 марта 1918 года «ГОРИЗОНТ» передали в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики (ФСРР). Однако 12 апреля 1918 года он был захвачен в Гельсингфорсе немецкими войсками. Судно было возвращено прежним владельцам, которые вернули ему первоначальное название «J.L. RUNEBERG». Он стал работать в районе Хельсинки – Суурсаари – Барезунд. Позже начал делать круизы из Хельсинки на крупные острова и Barösund.
В 1937 году пароход был продан другой финской компании «Ålandsbolaget» из Аланда. Там судно эксплуатировалось под наименованием «PORTHAN» (3). Он выполнял рейсы Turku - Taalintehdas - Hanko - Tammisaari - Хельсинки, или Хельсинки - Hanko – Хельсинки, затем Turku – Maarianhamina. Зимой его ремонтировали. Во время второй мировой войны судно числилось у того же хозяина и к военным действиям не привлекалось.
Пароход «PORTHAN»
Пароход «Маршал Жуков» на Неве
В 1945 году он по репарации был передан Советскому Союзу, где в честь выдающегося маршала Советского Союза, героя Отечественной войны, трижды героя Советского Союза Георгия Константиновича Жукова пароход переименовали, назвав «МАРШАЛ ЖУКОВ». Порт приписки Ленинград. Он совершал рейсы на линии Ленинград – Кронштадт.
Пароход «Маршал Жуков» в Ленинграде
Теплоход «Маршал Жуков»
Позже пароход в Ленинграде был перестроен в пассажирский теплоход. В 1957 году после освобождения Георгия Константиновича Жукова с поста министра обороны СССР, теплоход был переименован в «БУРЕВЕСТНИК».
Теплоход «Буревестник»
Позже он был переведен на пассажирские линии Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП).
© ЮН Трифонов 2002 г
Северо-Западного речного пароходства
«Маршал Жуков»
Пароход «J.L. Runeberg»
По заказу судоходной финской компании «Borgå Ångfartygs Ab» из Бьернеборга (Порвоо) на судостроительной верфи «Eriksbergs Mekaniske Verkstad» в Гетеборге (Швеция) в 1914 году был построен стальной трехпалубный двухвинтовой пассажирский пароход под названием «J.L. RUNEBERG». Судно валовой вместимостью 288 брт, длиной 37,12 м, шириной 6,88 м и осадкой 2,70 м могло принимать на борт 172 классных пассажиров. Две паровые машины мощностью по 219 л.с. обеспечивали пароходу скорость хода в 12,25 узла. С 1914 по 1916 год судно эксплуатировалось на пассажирской линии Гельсингфорс - Бьернеборг
Во время первой мировой войны 10 апреля 1916 года пароход был призван по военно–судовой повинности. После переоборудования его с 23 мая 1916 года зачислили в состав Балтийского флота в качестве гидрографического судна под названием «ГОРИЗОНТ». После Октябрьской революции 25 октября 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. 11 марта 1918 года «ГОРИЗОНТ» передали в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики (ФСРР). Однако 12 апреля 1918 года он был захвачен в Гельсингфорсе немецкими войсками. Судно было возвращено прежним владельцам, которые вернули ему первоначальное название «J.L. RUNEBERG». Он стал работать в районе Хельсинки – Суурсаари – Барезунд. Позже начал делать круизы из Хельсинки на крупные острова и Barösund.
В 1937 году пароход был продан другой финской компании «Ålandsbolaget» из Аланда. Там судно эксплуатировалось под наименованием «PORTHAN» (3). Он выполнял рейсы Turku - Taalintehdas - Hanko - Tammisaari - Хельсинки, или Хельсинки - Hanko – Хельсинки, затем Turku – Maarianhamina. Зимой его ремонтировали. Во время второй мировой войны судно числилось у того же хозяина и к военным действиям не привлекалось.
Пароход «PORTHAN»
Пароход «Маршал Жуков» на Неве
В 1945 году он по репарации был передан Советскому Союзу, где в честь выдающегося маршала Советского Союза, героя Отечественной войны, трижды героя Советского Союза Георгия Константиновича Жукова пароход переименовали, назвав «МАРШАЛ ЖУКОВ». Порт приписки Ленинград. Он совершал рейсы на линии Ленинград – Кронштадт.
Пароход «Маршал Жуков» в Ленинграде
Теплоход «Маршал Жуков»
Позже пароход в Ленинграде был перестроен в пассажирский теплоход. В 1957 году после освобождения Георгия Константиновича Жукова с поста министра обороны СССР, теплоход был переименован в «БУРЕВЕСТНИК».
Теплоход «Буревестник»
Позже он был переведен на пассажирские линии Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП).
© ЮН Трифонов 2002 г
Re: Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
И снова огромное спасибо Юрию Трифонову за интересную статью об историческом Ленинградском катере, предоставленную нам для публикации !
Знает ли кто-нибудь, как сложилась судьба исторического катера "Буревестник" (бывш. "Маршал Жуков") после оставления им работы на линии Ленинград - Кронштадт: в каких водоёмах эксплуатировался, где был его порт-приписки, сохранилось ли судно до наших дней ?
В каком году катер "Буревестник" (бывш. "Маршал Жуков") оставил работу на линии Ленинград - Кронштадт ?
Знает ли кто-нибудь, как сложилась судьба исторического катера "Буревестник" (бывш. "Маршал Жуков") после оставления им работы на линии Ленинград - Кронштадт: в каких водоёмах эксплуатировался, где был его порт-приписки, сохранилось ли судно до наших дней ?
В каком году катер "Буревестник" (бывш. "Маршал Жуков") оставил работу на линии Ленинград - Кронштадт ?
Re: Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Ссылка на интересную статью об истории пассажирского морского и речного транспорта (как дальнего так и пригородного), связывавшего Санкт-Петербург / Ленинград с другими городами а также населёнными пунктами в Ленинградской области и сами эти пункты между собой. Много информации, фактов, фотографий:
http://lenobltrans.narod.ru/vod.html
Ссылка уже однажды публиковалась на нашем форуе в 2008 году, в другой теме.
http://lenobltrans.narod.ru/vod.html
Ссылка уже однажды публиковалась на нашем форуе в 2008 году, в другой теме.
Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Пассажирский пароход
Северо-Западного речного пароходства
«ТУРГЕНЕВ»
Пароход «OLYMPIA», 1939 г, Хельсинки
В 1932 году для финского владельца на заводе в Гельсингфорсе был построен железный с клепаным корпусом одновинтовой малый пассажирский пароход, названный «OLYMPIA». Судно вместимостью 101 брт, длиной 28,61 м, шириной 6,10 м и осадкой 2,20 м принимало на борт 360 пассажиров. Вертикальная паровая машина мощностью 146 и.л.с. и один паровой котёл 10 кГ/см2 обеспечивали скорость хода в 12 узлов. Топливо уголь. В 1944 году оно принадлежало финской компании «Ab Sjötrafik».
После поражения Финляндии во второй мировой войне и ее капитуляции в 1944 году, СССР обязал её выплатить контрибуцию, часть которой оплачивалась репарационными судами. Так в 1945 году «OLYMPIA» по репарации была передана Советскому Союзу. Она после осмотра приемной комиссией 7 июня 1945 года стала эксплуатироваться в составе судов Северо-Западного речного пароходства под названием «ПЕТРОДВОРЕЦ». Будучи в хорошем состоянии, пароход начал совершать рейсы из Ленинграда по Неве и Финскому заливу до Кронштадта. В 1946 году он стал служить под наименованием «ТУРГЕНЕВ». Порт приписки Ленинград. Регистровый № 6530.
Позже его капитально перестроили. Сняв паровую машину, на судне установили дизельный двигатель. Теплоход «ТУРГЕНЕВ» до конца 60-х годов успешно эксплуатировался на реке Неве в качестве экскурсионного судна.
Теплоход «Тургенев» на Неве у Эрмитажа
© Ю.Н. Трифонов 2012 г
Северо-Западного речного пароходства
«ТУРГЕНЕВ»
Пароход «OLYMPIA», 1939 г, Хельсинки
В 1932 году для финского владельца на заводе в Гельсингфорсе был построен железный с клепаным корпусом одновинтовой малый пассажирский пароход, названный «OLYMPIA». Судно вместимостью 101 брт, длиной 28,61 м, шириной 6,10 м и осадкой 2,20 м принимало на борт 360 пассажиров. Вертикальная паровая машина мощностью 146 и.л.с. и один паровой котёл 10 кГ/см2 обеспечивали скорость хода в 12 узлов. Топливо уголь. В 1944 году оно принадлежало финской компании «Ab Sjötrafik».
После поражения Финляндии во второй мировой войне и ее капитуляции в 1944 году, СССР обязал её выплатить контрибуцию, часть которой оплачивалась репарационными судами. Так в 1945 году «OLYMPIA» по репарации была передана Советскому Союзу. Она после осмотра приемной комиссией 7 июня 1945 года стала эксплуатироваться в составе судов Северо-Западного речного пароходства под названием «ПЕТРОДВОРЕЦ». Будучи в хорошем состоянии, пароход начал совершать рейсы из Ленинграда по Неве и Финскому заливу до Кронштадта. В 1946 году он стал служить под наименованием «ТУРГЕНЕВ». Порт приписки Ленинград. Регистровый № 6530.
Позже его капитально перестроили. Сняв паровую машину, на судне установили дизельный двигатель. Теплоход «ТУРГЕНЕВ» до конца 60-х годов успешно эксплуатировался на реке Неве в качестве экскурсионного судна.
Теплоход «Тургенев» на Неве у Эрмитажа
© Ю.Н. Трифонов 2012 г
Re: Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Юрий, огромное Вам спасибо за Вашу новую статью и интересные материалы о Ленинградском катере "Тургенев", за позволение публикации, за поддержку нашей новой рубрики !Юрий Трифонов, 31. Jan 2013 08:46, из личного письма: писал(а): Здравствуйте Ян! Для вашей новой рубрики посылаю еще один катер с Невы. Может быть знатоки подскажут для кого конкретно строился пароходик. Было бы очень интересно узнать когда и где ТУРГЕНЕВА перестроили в теплоход. Ну и когда пошел на слом.
...
С уважением Юрий
И я тоже прошу всех, кто может быть что-то знает о катере "Тургенев", подсказать нам неизвестные факты из его биографии. Спасибо !
Re: Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
У нас имеется в СПб катерок Аврорик - внешне очень интересный.
В связи с умершим HDD фотки найти в бекапе тяжело.
В связи с умершим HDD фотки найти в бекапе тяжело.
Re: Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Женя, привет !
Что, катерок прямо так и назывался - "Аврорик" ?
Что, катерок прямо так и назывался - "Аврорик" ?
Re: Катера Санкт-Петербурга / Ленинграда
Здраствуй Ян!
На конце был "Ъ".
Пыаюсь найти своё фото...
На конце был "Ъ".
Пыаюсь найти своё фото...