Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Спасибо большое за интересное продолжение и его публикацию !

Будем ждать следующие нивые главы

noskov_1933
Новый человек на судне
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 08 май 2013, 06:14

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение noskov_1933 »

Всем большое спассибо - кто следит и читает мои Морские рассказы. Если моя жизнь после 02 ноября с.г. будет продолжаться - у есть что вспомнить. По моим трудовым записям в ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ - 43 судна, в том числе 15 пассаэирских судов. Обешаю Всем Вам - хорошего здоровья. Уважением Анатолий Семенович.

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение Алексей Сёмин »

«ХОЖДЕНИЕ ЗА - ТРИ МОРЯ» -
- Продолжение - /Ч А С Т Ь -3/

- БУКСИР НА «КОЧКЕ» - ЭКИПАЖ БЕЗ ПРЕМИИ …

Наш маршрут к родным берегам на Черное море, ко второй установленной дате, буксируемой нашим экипажем землечерпалки – «Родина» по Волго-Донскому каналу и другим артериям водного судоходства нашему экипажу был - знаком. На развилке общей системы искусственного творения Советским народом – по правому борту предстоял взору вновь - величественный памятник человеку, о котором я знал от школьных учителей с детских лет - Это наш вождь, учитель и руководитель СССР – товарищ Сталин. Во время ВОВ – ему было присвоено воинское звание маршал Советского Союза, а после разгрома нашего злейшего врага, фашисткой Германии под его руководством – Генералиссимус. Как при этом было не вспомнить …
- В четвертом классе мы, школьники - Лучшевской семилетней школы, которая находилась на сибирских необъятных просторах, на большом белом листе, ставили свои подписи, поздравляя - нашего вождя с этим высшим воинским титулом. И как говорила наша учительница Елизавета Ивановна: - «Сам товарищ - Сталин будет читать наше поздравление». Другие школьники нашей страны - Советов, очевидно – также, отправляли свои поздравления по адресу – Москва, Кремль. Товарищу Сталину И.В.

- Прощаясь мысленно с матушкой – рекой Волгой, – я предполагал, что в этих местах мне не придется больше побывать. Работая в Одесском порто-флоте, я жил надеждой на то, что мне откроют вскоре «ВИЗУ», и я окажусь на просторах Мирового океана, посещая иностранные порты и страны. Но кто может знать свою судьбу наперед…?
- В 1972 году, участвуя в перегоне речных судов с реки Дунай, на северные реки, организацией – СПЕЦМОРПРОВОДКА, - я вновь окажусь на просторах русской реки –Волга.
/Об этом рейсе - есть мой отдельный рассказ – «СПЕЦМОРПРОВОДКА»./

- Главное управление – этой организации находилось в городе Москве, на улице Куйбышева, номер - 4. Руководителем этой очень важной организации, начиная с 1947 года для Страны советов, был лауреат Сталинской премии – Наянов Федор Васильевич. В 1972 году экспедиция по перегону судов на Северные реки и далее на реку Амур – была юбилейной, к этой дате был изготовлен значок - «СПЕЦМОРПРОВОЛКА – 25 ЛЕТ». Это управление Союзного значения структурно входило - в Министерство Речного флота СССР. Участвуя в перегоне ТОЛКАЧА «ОТ-2046», на первой стадии из порта Вилкова до порта Архангельске мне доведется познакомиться с новой системой водного пространства страны СССР. – Реки Свирь, Ладожское, Онежское - озера, Беломора - Балтийский канал, Белое море. В порту Архангельск, при формировании каравана судов для перехода судов через Северный Ледовитый океан – начальник связи «СПЕЦМОРПРОВОДКИ» - Александр Дьячков, предложит мою кандидатуру, начальнику экспедиции - Наянову Ф.В. - Назначить меня на должность начальника радиостанции «штабного» судна – «МОРСКОЙ -14», очевидно, для использования моего личного опыта, по радиосвязи, приобретенный мной на судах ЧМП. На этом судне, которое, в дальнейшем будет работать между дальневосточными портами с заходами в японские порты, во время перегона - мне придется осуществлять радиосвязь, во время следования через Северный Ледовитый океан - по «УКВ» с судами каравана. А , в коротко – волновом диапазоне: - с береговыми радиостанциями - речных портов - Измаила, Ростов – на - Дону, Ленинграда, Петрозаводска, Архангельска, Николаевска - на – Амуре. И Главным Московским радиоцентром. На борту – «Морского -14», будет находиться – Начальник экспедиции и все его заместители - ПО ОБЕСПЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ – ВСЕХ СУДОВ ВХОДЯЩИХ В «ОРДЕР» - ПО КУРСУ СЛЕДОВАНИЯ. /»Ордер» - это построения судов в караване по очередности, следования, при этом для краткости общения по радиосвязи, руководства экспедиции с конкретным судном – каждому судну - присваивался номер, начиная: – «20», «21» и.т.д. Утром в 0800 начинался доклад по «Ордеру» - «20 –ЫЙ» - на связи…» и.т.д. - Шел доклад капитана –«20 -ГО» - для руководства экспедиции: О состоянии сохранности судна, здоровье экипажа, наличие на борту: - бункера, воды, провизии, и просьбы экипажа …

- Но прежде по воле своей судьбы, я вновь окажусь на огромных просторах этой русской реки – Волга. Однако, - на высоком холме при выходе из канала на просторы многоводной реки, я не увижу огромную статуя вождю Советского народа – И.В. Сталину, а город Сталинград будут переименован - в Волгоград. Вместо музея – «Вождю народов», на одной из улиц мне доведется увидеть капиталистические атрибуты – американской выставки, в том числе муляж с манекенами, спускаемого космического аппарата - американских космонавтов. Сколько раз, как я теперь понимаю, по вине последующих руководителей, после смерти – Генералиссимуса, простым гражданам Страны Советов, приходилось менять свое мировоззрение, к создателям и истории Советского государства?! - Только за время моей жизни мне - пришлось через средства массовой информации, проводить в последний путь с почестями – ЧЕТЫРЕХ ГЕНСЕКОВ. Бывший - Первый Секретарь ЦК КПСС - Хрущев Н.С. – не был удостоен таких почестей. В сентябре 1971 года, в газете – «Правда» было краткое сообщение, хотя та - же газета в бытность его руководства - Страной Советов, отводила его речам, по полных - две страницы. С разоблачением – «КУЛЬТА СТАЛИНА», Первый Секретарь ЦК КПСС - заложил начала развала страны под названием – СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. Каждое государство скреплено, кроме конституции – на символах – ТРОЕДИНСТВА - ФЛАГ, ГЕРБ И ГИМН. После исчезновение памятников, городов и улиц, связанных с именем Сталина, из ГИМНА СТРАНЫ СССР - исчез ТЕКСТ. »…Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил…». Почему я помню эти строки …? Будучи учащимся «РУ-3» в шахтерском городе Прокопьевске, имели воспитательное значение, прививали любовь к РОДИНЕ. Ежедневно перед вечерней проверкой, пред «отбоем - ко сну» – всем коллективом группы исполнялся весь текст – ГИМНА. Заложенные куплеты в тексте гимна воспитывали будущего шахтера, война – ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ СОВЕТОВ. Музыкальное звучание – гимна без слов, которые являлись основой этого государственного атрибута, в сознании гражданина страны – ставила вопрос: - а где, патриотические слова …? – Теперь на закате своей жизни я понимаю: это была – «ОШИБКА?» - нового противоречивого руководителя Страны Советов. В дальнейшем изменение слов в тексте – ГИМНА, не принимались на слух. С первым аккордом музыкально вступления исполнения – ГИМНА, – Я мысленно повторял прежние слов: - «Союз нерушимый республик свободных сплотила на веки – ВЕЛИКАЯ РУСЬ…» Тому подтверждением со школьных лет, я запомнил – краткое выражение – товарища СТАЛИНА: «ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ – ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ…» Как сказал – так и получилось. Новый противоречивый руководитель – Хрущев , в заранее подготовленных - для него выступлений, в многочасовых речах – часто употреблял одну и то же угрожающее выражение: - «МЫ ПОКАЖЕМ КУСЬКИНУ МАТЬ – ГОСПОДАМ КАПИТАЛИСТАМ …» - Старшее поколение иногда шутливо приговаривали: -«ЦРУ» США долго охотились за этим призраком – так и не нашли это пугало …»

- У всех Советских руководителей было свое виденье построения - Коммунистического общества. - ПЯТЫЙ ГЕНСЕК, под лозунгом – «ПЕРЕСТРОЙКА, ПРОЦЕСС ПОШЁЛ…» - ПОХОРОНИЛ - СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО , а меня и миллионы других граждан – Страны Советов, бывший комбайнер Ставропольского края, он - же «ГЕНСЕК СССР» - лишил ВСЕХ НАС РОДИНЫ, в которой мы родились. Казалось бы – к чему такое отступление в рассказе о жизни моряков, в поисках причин развала большой страны – ШЕСТОЙ ЧАСТИ ЗЕМЛИ нашей планеты – ЗЕМЛЯ…?
- Если бы не ОШИБКИ: - ХРУЩЕВА и ГОРБАЧЕВА, подкинутые из «ВНЕ», первому – засеять все площади земледелия СССР – «ЦАРИЦЕЙ ПОЛЕЙ» - КУКУРУЗОЙ. Второму - так называемую - «ПЕРЕСТРОЙКУ». - Изменить государственной собственности СССР, на частную - в виде «КООПЕРАТИВОВ…» Не случись этих глобальных – «ОШИБОК»

– Ж И Л А БЫ СТРАНА - СССР, а моряки всех возрастов - на СУДАХ ЧМП, бороздили бы просторы - МИРОВОГО ОКЕАНА ПО КРАСНЫМ ФЛАГОМ ДО СИХ ПОР!
- Прошу у читателя - извинения. Вспоминая давние годы своей молодости – я тогда искренне верил - все, что происходит в моей жизни, а ПО - ДРУГОМУ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. В моем сознании утвердилось понимание моего смысла жизни - ВСЕ ИДЕТ ПРАВИЛЬНО. Подтверждением этому было то – что детская моя мечта сбылась, я стал моряком. Моя работа мне по душе, у меня есть товарищи, друзья - а некоторые не совпадения – обещаний и призывов, напечатанных в газетах и произнесенных по радио с действительностью, происходящей в повседневной жизни, я считал: – Во всем виноваты – «Старые бюрократы», это они портят, создают проблемы для молодого поколения, к примеру – начальник снабжения Одесского порта.

- После распада СССР – слово «БЮРОКРАТИЗМ» - заменили, другим определением – при недовольстве народа - «КОРРУПЦИЯ». Нашлась новая причина – объяснять людям - что обещание жить гражданам будут - лучше, при новой системе ведения хозяйства – почему НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ…?!
- Слово - «КОРРУАЦИЯ» ныне упоминается ежедневно в средствах массовой информации, и на это отрицательное явление, которое – развращает современного человека, бывшим советским гражданам в те годы - не было знакомо. Да, - не в школе, не при заочном образовании, не в ежедневном общении между людьми этого слова не было на слуху. Очевидно, в социалистическом обществе по определению – «Ты мне, а я тебе» - каралось по закону. В то время – «Большие начальники», произнося свои речи, все недостатки сваливали – на «БЮРОКРАТИЗМ». Было и другое «ругательное» слов - «СПЕКУЛЯЦИЯ» - купить дешевле – продать дороже. Если за бюрократизм никого не судили, то за спекуляцию советских граждан наказывали по закону. Для чего я предлагаю свой - «ЛИКБЕЗ» для молодого читателя? Подзаголовок – «БУКСИР на « КОЧКЕ» - ЭКИПАЖ без ПРЕМИИ» , как покажет аварийная ситуация с буксиром – « Емельян Пугачев», не предусмотренная экипажем, требует от меня объяснить, косвенную причину посадки буксира – на «МЕЛЬ», в Цимлянском водохранилище, а в прямом смысле на –«КОЧКУ».

– Теперь слово «Спекуляция» - имеет другое название – «Предпринимательство». Хотя суть одна и та – же по Карлу Марксу: - «Деньги – Товар – Деньги». - Сейчас, якобы для «ПРАВИЛЬНОГО» ведения рыночной, благополучной экономики - это «РЫЧАГ» для обогащения человека можно использовать , а тогда было нельзя. Причина - при Социализме не было частной собственности, а потому социалистическое общество не делилось на БЕДНЫХ и БОГАТЫХ.
- Не вникая в дела безопасного плавания, работы штурманского состава М/Бк. – «Емельян Пугачев», меня интересовало – во время прохождение «ВОЛГО-ДОНСКОГО» канала как осуществляется - ШЛЮЗОВАНИЕ СУДОВ. В этот момент я воспоминал - уроки школьной программы по предмету географии и убеждаться, что наша матушке планета - Земля, не везде ровная. Есть реки, есть равнины и возвышенности. Более всего удивительным было то, что рядом с нашим буксиром, под звонкий щебет птиц, и собачий лай, пасутся - овцы, коровы и прочий животный мир. Зачарованный окружающей природой, я - через средства судовой трансляции и «выбитый» магнитофон из «бюрократа» - для экипажа и в окружающее пространство – «флоры и фауны» – «крутил» - магнитофонные записи модных по тем временам, зарубежные мелодии – и уже не запрещенного – Петра Лещенко – «Встретились, - мы в баре ресторана …». Только вот, я не знал - нравится - ли овцам и коровам - мелодии ресторанной музыки …?

- Однако, - я знал, что некоторые члены экипажа были недовольны моим личным выбором, в отношении магнитофонных записей. Например, моторист - Сеня Байтер желал слушать оперетту – «Белая Акация», а матрос - Олег Тёсса, оперетту – «Марица». В те свои молодые, беззаботные, холостяцкие годы, я увлекался еще стихами русского поэта – Сергея Есенина. У меня была запись его живого голоса – «МОНОЛОГ ХЛОПУШИ» из поэмы – «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ». Символический отголосок исторического восстания – русского народа, и название нашего буксира, связанное с этим именем, на котором мы совершаем свой не обычный рейс. Может я и злоупотреблял своим служебным положением - часто транслируя магнитофонную ленту с «живым» голосом, давно ушедшего трагически из жизни поэта.

– «Надрывной и хриплый, раскатистый» голос поэта, - как – бы показывал блуждающего человека , в снежной буре, который долго и мучительно искал – руководителя народного восстания – ПУГАЧЕВА. Однако этот российский, лирический поэт – Сергей Есенин молодежи моего возраста, в том числе и некоторым моим товарищам по работе - не был знаком. Да,- в школе примерно до 1956 года он был – под запретом. Именно в 1956 году находясь в порту Новороссийск, на улице Свободы - я впервые увидел плакат с портретом Сергея Есенина. На мой вопрос - кто этот поэт, рядом со мной был капитан небольшого сухогруза «Массандра» - ТЮТИСАНИ. - Это был человек с большим жизненным опытом, в приличном возрасте, он кратко рассказал мне, об этом лирическом русском поэте и просил меня настойчиво разыскать его стихи – что я и сделал. Но был другой поэт – современник Есенина - Маяковский, его в школе проходили и знали наизусть: - «…Кто там шагает правой..? – «… Левой! Левой! Левой! …», И - у него были свои поклонники – Сеня Байтер и Олег Тесса.
Комитет комсомола Одесского порта и ПОРТКЛУБ в те годы, не имели - музыкальной фонотеки. Она появится только в семидесятых годах, в культ – секторе ЧМП. - Должности ПОМПОЛИТА - на буксире по штатному расписанию не было, кто бы мне давал указания, а у капитана были – другие заботы – прибыть в Одессу к годовщине – ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ.

В один из дней, торопясь, продолжая наш рейс, к родным берегам, к вечеру М/Бк –«Емельян Пугачев» подошел к Цимлянскому водохранилищу. Нам предстояло пересечь - не большой отрезок спокойной воды этого « искусственного моря» не более – пару, другую - миль. Слева, по борту была - насыпная возвышенность. Далее, как бы в вечерней дымке, на противоположной стороне просматривались - стрелы подъемных кранов местного портового сооружения и небольшой пространство водной глади. По корме за водной гладью был низкий берег, заросший густыми кустами и низкорослыми деревьями.
- По нашей заявке для проводки судна по водохранилищу - лоцман на судно не прибыл. Не появился он и утром, и в течение всего следующего дня. И тут в экипаже началось то – что обычно при разборе любых авариях на море относят, к как роли - «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА». Сейчас, в связи с глобальным обхватом, захлестывающей информацией через интернет, большого количества - населения Земного шара, и ссылаются на причины, приходящие к людям - якобы из космоса, и не связанные только с плохой организацией службы на море, появились дополнительные гипотезы по поводу гибели: «Титаника» и «Адмирала Нахимова» …?! - « Дескать, не были учтены - природные предупреждения и другие не земные совпадения, которых людям невозможно всегда избежать …?!

- Много воды утекло с того дня, когда наш буксир оказался на мелководье при этом – действительно на – «Кочке». - Уплотненная возвышенность на равнине, которая была заполнена водой при строительстве новой - «ГЭС».
- Причины посадки на «КОЧКУ» накладывались одна на другую: - Лоцман, по заявке не прибыл на борт судна, не твердость характера капитана Черного, подавшись на уговоры штурманов, пройти небольшой отрезок водной глади самостоятельно. И, как - не переосмысливая – Все за и против, побочной причиной – оказалась наличие на борту буксира ЧЕРНАЯ, - ПАЮСНАЯ ИКРА. Хозяином этого спекулятивного товара, в количестве в ТРИДЦАТЬ – КГ, - был второй помощник капитана, штурман с дипломом «малого плавания», лет под сорок - товарищ «Ч…».

- В то время, когда происходил ремонт главного двигателя в порту Астрахань, и молодежь экипажа нашего буксира, в свободное время тратила свой аванс на время провождения с местными девушками, второй помощник капитан не был замечен в компаниях молодых людей. Но однажды, он был доставлен на борт судна, работниками милиции города Астрахани, с товаром в мешковине – с «ЧЕРНОЙ» - ИКРОЙ. Был составлен ПРОТОКОЛ – ЗАДЕРЖАНИЯ. Похоже - с подачи, тех же работников местной милиции, капитану судна Черному Т.М. был «найден» выход для спасения его подчиненного. Дело для штурмана оборачивалось не лучшим образом – продукт ЧЕРНОЙ ИКРЫ, в большом количестве на оного человека, приобретен - для СПЕКУЛЯЦИИ…?! – «Парочкой – Выручалочкой» было мероприятие брать нарушителя закона – «НА ПОРУКИ». Собрали общее собрание экипажа. Капитан объяснил: «Дескать – это «ПРАВОНАРУШЕНИЕ», совершенное - вторым помощником, просто оказалось - недоразумением - он выполнял мое поручение , совершая поиски – «дефицитного продукта»- в Одессе – для всего экипажа». – «К празднику хотелось всему экипажу преподнести – «СЮРПРИЗ? - С приходом в родной порт, в качестве поощрения, после удачного и своевременно завершения, очень ответственного рейса, каждый член экипажа, должен был выкупить свою долю «паюсной» икры у второго помощника, по - килограмму на одного человека. Причина у второго помощника была достаточная сумма денег, а молодые моряки – свои деньги прогуляли. - Работники милиции объяснили всему собранию при таком – «раскладе» - приобретенная продукция, вашим членом экипажа не будет считаться – спекуляцией, и послужит вашему моряку – просто предупреждением… «Праздничный» продукт - должен быть опечатан под ответственность капитана и до прихода в Одессу - находиться - В АРТЕЛКЕ».

- Задержка каравана в двое суток, а возможно более, по причине не прибытие лоцмана, для второго помощника –«Ч…», оборачивалась не доставкой в Одессу дефицитного продукта после, праздника – «СЕДМОЕ НОЯБРЯ», - потерей выручки по завышенной цене. Сумма денег будет не той, на которую он рассчитывал…
Я, не знаю - кто еще был причастен к этой «ОПЕРАЦИИ» – «ЧЕРНАЯ ИКРА…?!» - Время поджимало – когда будет лоцман - точные сроки его прибытия на судна не указывались? На судне началась открытая «СКЛОКА» против капитана. - Экипаж разделился. Большая часть – «НЕДОВОЛЬНЫХ» - начали открыто упрекать капитана в том, что он, всю свою –жизнь - «такой, сякой», отдал капитанскому мостику, а боится пересечь – «КАКУЮ - ТО - «ЛУЖУ…?!» - Тимофей Митрофанович – все упреки доходившее до его ушей, принял с обидой - уязвленного человека. И как говорится - «Сгоряча, и в сердцах» - решил без лоцмана продолжить рейс. Но, не пройдя малым ходом расстояние примерно в пределах – и сотни метров, наш буксир оказался на мели …
- Как покажет обследование, случившегося происшествия, и войдет в употребление наших моряков, со слов смотрителей – сторожил Цимлянского водохранилища – «СЕЛИ» НА - «КОЧКУ» …

Изображение

- А что было потом? – Те - же члены экипажа, которые спровоцировали капитана, тут – же, вскоре уходящего старого моряка на заслуженный отдых – Причина - что теперь все праздники и премия – «НАКРЫЛИСЬ…», как говорится – »НЕ ПЕЧАТНЫМ СЛОВОМ!» - Не стесняясь в выражениях, - теперь уже по причине задержке в окончании рейса начали упрекать капитана в том, что он - не имел право, пересекать Цимлянское водохранилище – без лоцмана…
- Тот же, товарищ - «Ч», без сочувствия к своему – «СПАСИТЕЛЮ», и его сотоварищи - всю вину за аварийную ситуацию буксира – «Емельян Пугачев» - возложили на плечи и уже давно на поседевшую голову – капитана Черного Т.М.
Служба - обеспечения безопасности проходящих судов в этом районе - Цимлянского водохранилища не обладая буксирами – спасателями, пыталась с помощи малосильного водолазного бота предприняла попытку стащить с – «Кочки» - наш буксир, но ничего из этой затеи не получилось. Капитан Черный, как – бы ему не хотелось, доложил – РДО с отметкой «Срочная» - начальнику порто- флота – Деревянко. В ней он просил помощи и рекомендации, – по устранению аварийного происшествия. – Начальник порто-флота, очевидно, вынужден был информировать руководителя ЧАМП, – Захаряна, в чье ведомство входила землечерпалка – «Родина», которая по всей вероятности – должна была по плану уже давно - начать свою работу в прибрежных водах Одесского залива. Через пару дней – начальник «ЧАМП» - Баграт Захарян прилетел на место, – где его плавучий объект - З/ч - «РОДИНА», находясь на плаву, но без движения, а буксир –«Емельян Пугачев» средней частью своего днища – «сидел» на не размытой водой прежней почвы – покрытой, очевидно, покровом остатком травы и новых водорослей. Руководитель морской организации, входящей в состав ЧМП, СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ - был наделен особыми ПОЛНОМОЧИЯМИ, а потому устранения аварийной ситуации по снятию с мели нашего буксира - ОЖИВИЛОСЬ. К активному участию – товарищ Захарян выслушивал разные предложения. Было и такое предложение СТАРМЕХА – снять с судна большую часть экипажа с борта судна и организовать из этого коллектива – «ТЯГЛОВУЮ СИЛУ» с картины Ильи Репинам – «БУРЛАКИ - на ВОЛГЕ»…

- Вспоминая те далекие действия – всех предложений не вспомнишь. В конце, концов – «Тягловая сила» - нашлась. По корме буксира – «Емельян Пугачев» через небольшой проем воды – была суша, с заросшими кустарниками и мелкими деревцами. В этот район – была доставлена, очевидно, - самая большая лебедка, с мощным металлическим тросом, а к ней, для натяжки троса - дизель - генератор. Остов лебедки – был прочно закреплен за кустарники и более, мене вросшие, не первый год в почву суши. Таким образом, благодаря , в основном - решительным действиям руководителя ЧАМП – буксир «Емельян Пугачев» был – «СТАЩЕН» с «КОЧКИ» и наш экипаж и сокрвщенный экипаж землечерпалки – «Родина» имели возможность - продолжать, не простой, но запоминающийся – рейс, к родным берегам ГОРОДА - ГЕРОЯ ОДЕССЫ.

- Я не знаю точно, но могу предполагать, что это идея найти нужную «механическую лебедку» исходила от человека с большим жизненным опытом – всего скорее им был - НАЧАЛЬНИК ЧАМПА – БАГРАТ ЗАХАРЯН.
Пройдут годы и имя этого заслуженного советского руководителя – будет увековечено в названии другой землечерпалки , с названием - «БАГРАТ - ЗАХАРЯН», и по роду моей профессии, уже на «закате», с окончательным расставанием с морем , – мне доведется обслуживать по радиосвязи, это судно, работая на береговой радиостанции - «ЧЕРАЗМОРПУТЬ». – Событие невероятное, – но это факт, в моей жизни по моей – судьбе.

- Э П И Л О Г –
Экипаж буксира – «Емельян Пугачев» при швартовке к 19-му причалу в порту Одесса никто не встречал. К нашему приходу на борт судна прибыл другой капитан - Задорожный П. М. Как позднее выяснится – для него посадка буксира на – мель – «Семечки». При его непосредственном участии, - в 1956 году, в Керченском проливе сухогруз - «Вторая Пятилетка» - столкнется с рудовозом – «Малая Земля».
Через пару дней экипажу была выплачена – ЗАРПЛАТА, без ПРЕМИИ. Моряки вспомнили про ОБЕЩЕННЫЙ «СЮРПРИЗ» - выкупить КИЛОГРАММ - ЧЕРНОЙ ИКРЫ. Но выкупать – этот дефицитный продукта на борту судна было не у кого, второй помощник – товарищ – «Ч» - срочно взял отпуск и как говориться – «Концы в воду»
К Октябрьской революции - СЕДЬМОЕ НОЯБРЯ, наш экипаж опоздал. Но у экипажа «Емельян Пугачев» - была причина для организации другого не забываемого ПРАЗДНИКА, весь экипаж буксира «Емельян Пугачев», примерно через неделю справлял – КОМСОМОЛЬСКУЮ СВАДЬБУ – членов нашего экипажа: - матроса Виктора и буфетчицы – Наташи. Находясь в необычном для моряков порто-флота рейсе, с августа по ноябрь - было очень заметно - эта молодая пара, готово к созданию семьи. Проявив инициативу – Я, как активный комсомолец, член бюро комсомола – Одесского порта - предложил, этим влюбленным ребятам, пригласить - весь экипаж на свое торжество. С этого момента мне пришлось стать, одним, из организаторов среди - других членов экипажа - этого торжества. Со своим предложением я обратился к секретарю комитета комсомола – Порто-флота - Володе Щетину. Он, сославшись на свою занятость, его присутствия на каком – то семинара, порекомендовал мне подключить к этому мероприятию - его ЗАМА по КСМ, моего – Лене Карпенко, штурману бункеровщика, который дальше порта Ильичевска - рейсы не совершал. Леня Карпенко активно подключился и уговорил директора порт- клуба Матковского, предоставить для судовой комсомольской свадьбы – просторное помещение. Чтобы придать этому особое запоминающее значение в жизни молодых людей, я сделал предложение – «ПАПЕ - ДЕРЕВЯНКО» - быть на свадьбе ПАСАЖЕННЫМ ОТЦОМ. Павел Тимофеевич поблагодарил и согласился принять на себя особую отеческую заботу о создании новой морской семьи. - Особенно я хочу отметить, особую роль в проведении Свадьбы - нашего судового повара – Тети Лены. Елены Генриховны Чумаковой. Подготовка праздничного стола – легла на её плечи. У меня была своя не простая роль, обеспечить гостей – спиртными напитками. С водкой все было просто – деньги, магазин примерное количество бутылок. Что же касается вина, мне пришлось с эмалированными судовыми ведрами брать ТАКСИ и дважды съездить на – «ПРИВОЗ». В то время - пригородные колхозы нашего города на «ПРИВОЗЕ», имели свои магазины - торгующие вином. Цена одного литра столового вина - стоила не более одного рубля…
Свадьба – удалась. Драки – как на Комсомольской свадьбе, которая была организована комитетом комсомола Одесского порта в 1958 году – не было. Кстати, лично меня обвиняли – как зачинщика - той драки и Эдик Кигель предлагал исключить меня из ВЛКСМ. Однако все обошлось. Собрав на заседания членов бюро комсомола Одесского порта – секретарь комитета комсомола, ОЛЕГ ЧАЛЕНКО, открыв - заседание сказал: - «Товарищи, члены бюро комсомола, – НИКАКОЙ ДРАКИ НА КОМСОМОЛЬСКОЙ СВАДЬБЕ – АЛИКА РОВНЕРА и ЕГО НИНЫ – НЕ БЫЛО… - ВСЕ ЗАПОМНИЛИ?, - заседание считаю закрытым».

Изображение

Надо отметить при организации судовой комсомольской свадьбы у меня просчеты. - При покупке водочной продукции, заранее, - я спрятал - за батареями отопления, – шесть бутылок водки, для тех – кто на утро, будет заниматься уборка столов и помещения, - а свадьба / – «ПЕЛА и ПЛЯСАЛА» - до рассвета/. Но как и прежде – «КАНАВСКИЕ РЕБЯТА», не приглашенные на это мероприятие – «ПОЧИСТИЛИ» - МОЮ ЗАНАЧКУ.
- Много времени прошло с тех пор – мне на днях – ВОСЕМЬДЕСЯТ, а этим молодым счастливым ребятам конечно – за СЕМЬДЕСЯТ. Сразу после свадьбы, пока я работал в порто-флоте у меня была возможность узнавать, о их – житье-бытье? - Как сложилась у этой счастливой пары их дальнейшая жизнь, - я не знаю. Но иногда следую в центр города и проезжая - «Строгановский мост», со стороны – улицы Канатная, к улице Пушкинской - Я смотрю на здание фундаментом, стоящим на «КАНАВЕ», Польском спуске. Верхний этаж этого дома – до реконструкции этого моста, через небольшой переход – типа «Трап» соединялся с пешеходным тротуаром моста, и жители верхнего этажа попадали в свои квартиры, в том числе и наши МОЛОДОЖЕНЫ.
Я с особой обостренной грустью вспоминаю тех счастливых ребят их свадьбу и свою неуемною молодость…

- Конечно, заканчивая свой рассказ, мне бы хотелось бы узнать: – Сколько они родили детей, как – хорошо или по другому, - сложилась их жизнь, жизнь их детей? И вновь , в который раз мне по моей судьбе, в который – как бы по заказу, в воскресенье 27 октября в нашем городе, на «СТАРОКОННОМ» - рынке я встретил – Эмму Александровну, дочь тети Лены – Чумаковой, которая участвовала на той Комсомольской свадьбе. – Её профессия после окончания Водного института , также была связанная с Одесским порто-флотом. Рассказав ей, что я готовлю свой рассказ, где будет изложена история одной влюбленной пары, я спросил: – «Помнит ли она эту свадьбу и как сложилась судьба – молодых? - Она - все помнит. Её мамы нет уже более сорока лет. Её сын Василий, который совместно со мной в 1987 году работа на сухогрузе – «Известия» - четвертым механиком, ныне СТАРМЕХ, что касается – Комсомольской свадьбы и молодоженов она постарается через кого – то узнать и мне позвонить…
- Прошло три дня, новостей от Эммы Александровны – нет. Я надеюсь – что у той счастливой пары, создавших свою семью по любви – ныне пенсионерах – ВСЕ БЛАГОПОЛУЧНО .
Одесса , октябрь – 2013 г. - Анатолий Носков

P. S. –
Я изменил - имена молодоженов, так – как давно не встречал этих своих товарищей по совместной работе. Все - остальное в моем рассказе – соответствует действительности - согласно моей памяти. - А. НОСКОВ

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Спасибо огромное и за саму статью, и за её публикацию ! Ждём продолжений !

noskov_1933
Новый человек на судне
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 08 май 2013, 06:14

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение noskov_1933 »

Здравствуйте - Все, уважаемые читатели, моих воспоминаний - о моей жизни и жизни моих товарищей по работе. Вы очень помогаете мне жить активной жизнью и продолжать её, И в новых непростых условиях - как говорил ПОЭТ - "РАЗВОРОЧЕННОГО БЫТА ..." Желаю Всем Вам - доброго здоровья и успехов по жизни уважением -А.С.

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение Igor62 »

Здравствуйте, уважаемый Анатолий Семёнович!
спасибо за Ваши воспоминания, в них много интересных фактов, имён.Хотелосьбы Ваши воспоминания дополнить некоторыми иллюстрациями Волго-Донского канала того периода из советской периодики,есть интересная серия марок "Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина", и Вам я думаю будет интересно посмотреть и всем остальным.Хотел бы узнать Ваше мнение ?

noskov_1933
Новый человек на судне
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 08 май 2013, 06:14

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение noskov_1933 »

Спасибо за Ваше внимание и предложения. - Высылайте мне, на мою почту - absent88@yandex.ua Ув. А.С.

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение Алексей Сёмин »

2013 г.
НОСКОВ А.С.
МОРСКИЕ РАССКАЗЫ –

- МОРЯКИ И АРТИСТЫ –
/Тогда мы были - совсем другими…/

Изображение
1959 год. Одесса,- «Крымская гавань». Встреча - К/Ф.- «С Л А В А».
В центре – артист эстрады Юрий Тимошенко – «Тарапунько».
/Слева и справа от него - моряки Одесского порто-флота./


К У М И Р Ы - КИНО И СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ.

С одним из «Важнейших искусств… - Кино», - мне дошкольнику, повезло познакомиться, еще - до ВОВ. В деревенском клубе, бывшей Православной Церкви – села Лучшево. Это были мои первые кинофильмы: - «Василиса Прекрасная» и «Чапаев». Больше всего мне запомнился – «Ч А П А Й», Герой гражданской войны с шашкой на коне, во время атаки на - «Капелевцев», эта атака вызывала у меня - восхищение, мне хотелось, быть рядом с «ЧАПАЕМ» и скакать на коне, в след удирающим – «Белякам».
- Живого» артиста впервые, – я увижу летом 1956 года. Окончив шестимесячные курсы – для учеников – радистов, при «Академии Реземблюма», так назывались образно для солидности- КУРСЫ КПК при - ЧМП, по фамилии руководителя, этих курсов - товарища Реземблюма М.И. В этот день - я направлялся в ОК ЧМП за направлением на судно. На улице Пушкинской, в районе ресторана гостиницы – «Красная», со стороны Приморского бульвара, вижу - прямо на меня, идет знаменитый артист - Петр Алейников.

Я остановился - от внезапного события, шутка ли - вижу - «ЖИВОГО АРТИСТА». Я был взволнован и удивлен, как говорят в народе: - «разинув рот». Видя мое, очевидно, глупое состояния, поравнявшись со мной – популярный артист произнес всего одно слово, как бы исказив букву «И», с особым ударением произнес – «ПРЫВЕТ!» - Он пошел дальше, а я продолжал стоять и смотреть в след «живому», а не с экрана кино – знаменитому артисту. Через пару дней поднимаясь по – «Потемкинской лестнице», почти рядом с «Дюком», вижу - небольшой автобус, с надписью – «Киностудия». Около автобуса в зеленой форме - «Бойца – Красноармейца», - будет стоять тот самый – «Живой» артист» – Петр Алейников. Для моего любопытства, с некоторым моим повторным удивлением, передо мной снова буде находится КУМИР – советских кинозрителей, до военных и военных кинофильмов - «Семеро Смелых», «Большая Жизнь», «Трактористы», «Пархоменко» - «ВАНЯ КУРСКИЙ». Так его окрестили кинозрители по кинофильму – «Большая Жизнь».

- Примерно через год, в 1957 году в кинотеатре – «20 ЛЕТ РККА»/»УКРАИНА», который в те годы находился на улице Ленина/Ришильевская, – я буду смотреть кинофильм – «ПОЭТ». Во время просмотра кинофильма я увижу, небольшой эпизод, в котором тот самый «Бойца – Красноармейца», с винтовкой - «Трехлинейка» - на плече. Патруль – «ПОЭТ и «БОЕЦ» следуя по причалу, будут охранять Одесский порт в годы - Гражданской войны.
- В начале 1958 года в порту Батуми - на «СРЗ», находясь на приемке для Одесского порто-флота, нового пассажирского теплохода – «Горный Хрусталь». Приемный экипаж насчитывал всего - семь человек. Проживали мы на этом теплоходе в помещении пассажирского салона. После рабочего дня, укладываясь спать, между нами завязывалась – «МОРСКАЯ ТРАВЛЯ». Каждый из нас, стремился рассказать: - необычные случаи из собственной жизни. Мне недавно прибывшему в Одессу, в общем – то, по рождению деревенскому сибирскому пареньку, оказавшемуся в знаменитом южном городе – Одессе, встреча с «Живым» артистом, – казалась необычным счастливым случаем по моей судьбе. Я решил похвастаться, и добавил к рассказу: – Мол, знаменитый артист протянул мне руку - при встрече. Николай Воробьев, старший механик, не без иронии заметил: - «Подумаешь, руку протянул?!» - «Я – с самой, знаменитой Тамарой Макаровой на теплоходе «Россия» - танцевал…»

- СТАРМЕХ, в глазах других слушателей, как бы приподнял свою значимость. Бывший моторист теплохода «Россия» и знаменитая актриса кино, которую он во время танца держал за - ТАЛИЮ. Это вам, не какая – то простая одесская девушка, с «Молдаванки» - на танцплощадке, в парке им. Тараса Шевченко.
- Выходит - артисты кино и эстрады по сравнению с другими профессиями той большой и огромной Страны Советов действительно были – КУМИРАМИ для граждан, той огромной страны. Может быть, поэтому руководство той страны – давала им ордена и присваивала звания – Заслуженных и Народных Артистов.
- Молодой читатель – может сказать: - «Ну, и что - АРТИСТ КИНО …?! – «Нынче ими – «Пруд пруди». Да, это правда, их – артистов, без всяких степеней и рангов - сейчас много. Так много, что никто из моего поколения не пытается их запомнить, потому – что, ОНИ ВСЕ, за редким исключением, - НА ОДНО ЛИЦО. И выделить, среди других сотоварищей, как отдельную возможно и талантливую ЛИЧНОСТЬ – не удалось запомнить. Возможно потому, что по сценарию все эпизоды в кинофильмах похожи один - на другой. Новая литература и другие развлекательные произведения, созданные на обломках - «Горбачевской перестройки», - современные кинорежиссеры, пытаются копировать прежнею тему - советских кинофильмов на «новый лад», используя современное телевиденье на сиюминутное – «ЗАМБИРЮЩИЕ ШОУ». Выключишь телевизор, и вспомнить нечего. - Кто главный герой? Для чего он живет, что создает? – Стрельба и трупы, вызывающие агрессию - между людьми, с логическим продолжением. - Да, и живут - то нынешние артисты, – в условиях своей «богемной» жизни, в богатых домах и вилах, приобретенные, в том числе и за границей. Они не знают - как живут их зрители, их соотечественники, простые граждане - после развала СССР?! Теперь - нет творческих встреч современных артистов, с коллективами трудящихся, - как это было в СССР.

- В Стране Советов – моряки пусть не часто, но имели возможность встречать и видеть своих КУМИРОВ - близко и непосредственно. В 1958 году, Одесская киностудия на территории Одесского порта, используя маломерный буксир – «Ломоносов» и при участии моряков порто-флота будут создавать кинофильм – «Матрос с «Кометы». Не менее знаменитый артист, партнер Петра Алейникова, по кинофильму – «Трактористы», Николай Крючков, - по сценарию - будет исполнять роль боцмана на буксире. Он надолго запомниться морякам Одесского порто-флота. По воспоминаниям капитана буксира «Ломоносов» - Моисеева Ф.И – «Николай Крючков крепко сдружился с моряками, и не стеснялся опрокинуть рюмку – другую, дорогого – «Армянского коньяка» после киносъемок.
- После завершения киносъемок кинофильма, в ПОРТКЛУБЕ Одесского порта, – состоится дружеская встреча творческого коллектива артистов и тружеников Одесского порта. На этой встрече будет присутствовать, среди творческого коллектива артистов и одессит по рождению, знаменитый композитор - Оскар Фельцман. Это он создаст мелодии к этому кинофильму. В этом кинофильме всем кинозрителям запомнится – начинающий, молодой киноактер Глеб Романов. Он в этом кинофильме будет, как – бы главным героем, среди моряков буксира. - По сценарию, даже во время работы, он будет увлекательно и весело распевать мелодичные песенки, в том числе – со словами - «От Одессы до Херсона…»
- Что же касается самих моряков, участников массовки, то мой приятель, по работе в порто-флоте, матрос буксира «Ломоносов», - Леня Тымчук, гордился и хвастался тем, что его личность, вместе со знаменитым Николаем Крючковым, - есть на кинопленке этого развлекательного, веселого кинофильма - об одесских моряках.

- Наша жизнь быстротечна. В 1963 – 64 годах, я буду работать на одном из уцелевших после войны пассажирских судов теплоходе - «КРЫМ». По стоимости билетов, недорого теплохода , совершающего недельные рейсы - по Крымско - Кавказкой линии. На этом теплоходе - мне доведется ежедневно встречаться с концертными группами артистов эстрады. Исполняя обязанности - вначале в должности радиооператора, а затем – радиотехника. На своем рабочем месте, кроме работы по установленному расписанию и служебных объявлений, согласно инструкции, я буду ежедневно приглашать на свое рабочее место в ТРАНСУЗЕЛ - пассажиров теплохода, для получения частных радиограмм. В числе получающих,- «РДО», были знаменитые и пока, менее известные, пассажиры – артисты эстрады и кино. - Встречаясь с интеллигентными культурными и - образованные людьми, - КУМИРЫ КИНО и ЭСТРАДЫ. Они будут уважительно здороваться со мной, получая из рук простого сибирского парня - радостные сообщения с пожеланием – «Счастливого пути». Комплекс – комплекс моего обожания - «ЗНАМЕНИТОСТЯМИ И ИХ – ОСОБОГО СТАТУСА», - постепенно исчезнет, и утвердит меня в том, что по внешности и одежде, следуя в качестве пассажиров на теплоходе – «Крым», артисты от других пассажиров, не чем не отличаются. Та - «ПРЕГРАДА», с которой я жил с моих юных лет, - »РАСКРЕПОСТИТ» мое сознание и освободит меня в дальнейшем, в моем поведении и поступках, от комплекса – «СТРАХА» - моей недоступности к этим – КУМИРАМ.
- Наоборот, - с кем мне доведется со временем, оказаться в одной - «Теплой компании», - ОНИ - обожаемые мной – ЗНАМЕНИТОСТИ, будут завидовать мне – как МОРЯКУ. - У некоторых из них, в юности - была мечта бороздить морские просторы и увидеть экзотику дальних стран. Увидеть больше, чем – «съемочная площадка с декорациями», - на живую природу - ФЛОР И ФАУНЫ. А, в общем – то, каждый из нас, живет по своей судьбе определенной - без ведомо - свыше…

- Артисты эстрады в качестве концертных групп, следуя на теплоходе – «Крым» в определенный порт, - с творческой командировкой, по просьбе первого помощника Руммо В.Н. - по вечерам будут выступать перед экипажем - теплохода и радовать моряков своим творчеством. Билеты на концерт покупать не надо, расстояние между артистами и слушателями ближе некуда, что позволяло после концерта, некоторым морякам оказаться рядом с начинающими и знаменитыми артистами за одним столом в дружеской беседе на простые и обыкновенные темы. Вспоминая сейчас - те годы, в моей памяти сохранились их имена. Знаменитые певицы: – Елена Великанова, Александра Стрельченко, Майя Головня. Куплетисты – Александр Шуров и Николай Рыкунин и многие другие. Все они, в курортный летний сезон были, в основном пассажирами кают – «третьего класса», некоторым – удавалось заполучить «второй класс». В этот период на теплоходе - «Крым», судя по адресам принятых радиограммам, пассажиры были из разных городов Советского Союза - от Магадана до Калининграда. Творческим людям билеты в каюты «первого класса», достать было трудно. Эти каюты, были заранее «бронированы». Их - заказывали «ответственные работники», - из разных ведомственных аппаратов, - приближенных, к руководителям отделов государственных надстроек Страны Советов. Иногда, - были исключения в каюту «Первого класса» можно было оказаться, уговорив пассажирского помощника судна. – Например, знаменитый и популярный артист эстрады Аркадий Райкин – следовал из порта Новороссийск, в порт Севастополь в каюте – «Люкс». Эта каюта была единственная на теплоходе «Крым». В этом же рейсе следовал артист кино Вахтангов, исполняющий главную роль, в кинофильме – «Адмирал Нахимов», и ему повезло – и он размещался в каюте – «Первого класса».

- Этот рейс я запомнил еже и потому, что капитан теплохода – «Крым» - Погорельский Р.А.- дал мне задание, как радиотехнику, уважить просьбе знаменитого юмориста Аркадия Исаакиевича. - Заменить «замусоленный» годами радио- динамик. Нового в хозяйстве, по моему заведованию не было. Пришлось снять «динамик» в одной из кают - «первого класса» и произвести – «ЗАМЕНУ». После окончания - «срочной работы», знаменитый артист эстрады, обращаясь ко мне, произнесет фразу: - «СПАСИБО ЮНОША». В то время мне шел тридцатый год. Я - еще был холост, очевидно, поэтому мое лицо – этому соответствовало. Во время замены динамика, я увижу очень близко – знаменитого артиста, его супругу, его несовершеннолетних - сына и дочь. Но что меня поразило, когда я выйду из «Люкса» – опершись на переборку, предо мной стоял, как бы, - «двойник» - Аркадия Райкина, однако он выглядел моложе. В 1995 году - эта тайна для меня будет раскрыта. По телевиденью, в передаче - «Старая квартира», я увижу вновь, этого «двойника», но поседевшего человека. – Ведущим программы представит своего гостя – как младшего брата - Аркадия Райкина.

- Во - время следования на нашем теплоходе, знаменитый юморист Аркадий Райкин, не сможет выступить пред членами экипажа. Знаменитый артист на просьбу ПОМПОЛИТА РУММО – сослался на занятость. Он готовил новую программу на «Английском языке, - а потому - очень занят…». Запомнилась мне и эпизод высадки знаменитого юмориста с нашего теплохода - в порту Севастополь. На набережной Райкина ожидала многочисленная толпа встречающих - с цветами и с шумным приветствием, собравшиеся люди, радушно встречали в то время - популярного артиста. Однако, - жизнь моряков нашего судна, по перевозке пассажиров не мене знаменитых и других артистов продолжалась.

- Как – то, третий вахтенный - помощник капитана теплохода « Крым» - Лева Невзоров, звонит по телефону с мостика в ТРАНСУЗЕЛ и дает мне команду: - «Давай срочно на «Бак». - «Надо - проверить пост швартовой связи». - Боцман Шега, проверяя якорное устройство, перед приходом в Сухуми, не может доложить: - по швартовой связи, о готовности якоря для входа в порт – машет руками и что - то кричит?! - «Иди и разберись». - Шега, старый моряк, вроде бы, недавно были проводы его на пенсию. От экипажа ему купили в порту Батуми и подарили холодильник, видимо - нет замены, летний сезон. Тороплюсь на бак, однако - подойти быстро к микрофонному посту не удается. Вся палуба бака занята представителями прекрасного пола. Все пространство палубы между главной надстройкой и якорным устройством - занято сидячими пассажирками. В руках у них вязальные спицы. Исполняя какие – то знакомые слова из народной песни: - «Про пуховый платок», хотя на дворе - лето. Сидящие женщины – на «Баке» заняли всю площадь носовой палубы, прилегающей к якорному устройству, прижавшись - друг к другу. Я вежливо прошу их встать, – они на мою просьбу - не реагируют, только улыбаются и продолжают сидеть, вязать и еще громче начали продолжать петь. Я обращаюсь, - приподняться нескольким девицам, и дать мне возможность пройти к металлическому ящику, в котором храниться микрофон, но с их стороны, ни - какой реакции, - невозмутимое спокойствие и улыбки… Позднее выясниться – эти пассажирки с вязальными спицами, были хористки, из коллектива – Воронежский русского народный хора, который следовал на гастроли в порт Батуми. Коллектив насчитывал не менее сорока человек, программа для выступления была рассчитана на определенное помещение. Пространство судового ресторана, где выступали перед моряками обычно одиночные артисты – для хора было тесновато. Выход побывать на их концерте знаменитого хора был найден.

Руководительница хора, - вручила нашему ПОМПОЛИТУ - энное количество »КОНТРОМАРОК» - на концерт хора, который будет проходить с приходом судна в Батуми, в городском летнем – «Зеленом театре». Открытая сцена в окружении южных пальм был расположена на набережной города Батуми, - не далеко от гостиницы - «ИНТУРИСТ». Я был в числе двадцати пяти - членов экипажа, приглашенных моряков - на это мероприятия. После концерта, члены экипажа теплохода – «Крым», - остались поблагодарить артистов хора за хороший концерт. Руководительница хора обратилась к морякам с необычной просьбой: - По причине отсутствие мест в гостинице, несколько участниц хора были расселены на съемных квартирах в городе Батуми. Так как, некоторые молодые хористки оказались впервые, в не безопасном южном городе в темное время суток, то их надо было проводить к месту их временного проживания. Мне - пришлось прожать и «охранять» - маленькую хрупкую девушку по имени – Катя.
- Пройдут годы, и я увижу по телевизору, - Та маленькая хрупкая девушка – Катя, окажется задорной, громкоголосой, популярной - певицей, с особым запоминающим шармом – Екатериной Шавриной.

- Мне вспоминаются и другие пассажирские теплоходы – ЧМП, на которых побывали артисты кино и эстрады. Осень - 1976 год. В Одессе - по причине стихийного бедствия и временного отсутствия электроснабжения в гостиницах города. Суда, находившиеся в порту Одесса – вынуждены были выпекать хлеб для города на своих судовых пекарнях. Артистам, кому повезло, из гостиниц города - переселились на пассажирские суда ЧМП, пришвартованные к причалам - МОРВОКЗАЛА. Экипаж теплохода «Башкирия» под вечер вернулся из очередного рейса. На другой – день, ближе к обеду, инструктор комитета ПЛАВСОСТАВА - ЧМП, Галина Павловна привела временных – «квартирантов», с рядом стоящего пассажирского теплохода – «Сарыч», на борт теплохода – «Башкирия» группу артистов кино человек из тридцати. - Она обратилась к капитану Балашову Е. К. – с просьбой: - «Любезно принять и покормить обедом, уважаемых артистов - как гостей судна обедом …»

– В числе этих гостей оказались артисты: - Ивашов, Зайцева Гладунько и др. Старшим в этой группе был Михаил Глузский. Перед обедом в музыкальном салоне судна состоялась - «Творческая встреча» - экипажа судна с нашими гостями. Актер Глузский, уже став популярным артистом, по - именно представил, собравшимся членам экипажа в музыкальном салоне - артистов. Каждый из них, рассказал о том, с какой трудностью и настойчивостью, пришлось стать артистом, выдержать конкурс - для поступление во ВГИК. - Но оказывается, еще труднее - было пройти - «пробы», чтобы закрепится на съемочной площадке, чтобы получить роль, удачно сыграть «образ героя» - так, чтобы стать популярным артистом. Одна молодая артистка, еще малоизвестных по фильмам, ЗЯТЯНУВЩИСЬ СИГАРЕТОЙ, - с откровенностью - «обнажила» свой рассказ. С особой откровенностью, сетуя на трудности поступления - «без блата» в артистки – в возрасте шестнадцати лет, при конкурсе на одно место, - из ТРЕХСОТ - ПЯТИДЕСЯТИ кандидаток. Кроме таланта ей – юной привлекательной девушке, было необходимо уметь - «правильно» использовать свои внешние данные, чтобы «обворожить» членов комиссии. Её рассказ заканчивался словами – как бы с особым упреком: – «Свое поступление во ВГИК - я буду помнить вечно ….»

Изображение

Лето - 1977 года, пассажирский теплоход «Армения» - совершал свои круизные рейсы по -портам средиземного моря с сирийскими туристами. В порту Палермо, по каким - то причинам произошла задержка судна в порту. Командировочных в инволюте в итальянских лирах для экипажа - не заказывали. Моряки в этом порту не отоваривались, дешевые магазины – «Ройся - копайся» - для советских моряков - не просматривались. С историческими примечательностями многие члены экипажа, в том числе и я, уже были знакомы. Свободного времени было в излишке. В поисках что – то почитать, на глаза попалась газета – «Водный транспорт». На четвертой странице читаю: - Интервью артиста кино Евгения Матвеева корреспонденту газеты. На вопрос корреспондента – «Сыграть роль, - КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ», Евгений Семенович – дал утвердительный ответ. Мне этот артист кино очень нравился по фильмам: – Яркий образ – «Нагульного», в кинофильме - «Поднятая целина». Запомнился мне и кинофильм – «Родная кровь», в котором, - знаменитый актер сыграл простого добродушного советского солдата, во время войны, а после войны в роли – судовой механик речного судна. Я имя опыт, непосредственного общения, как начальник радиостанции на сухогрузных и пассажирских судах – только капитану судна. В рейсах, по переписи с береговыми службами для решения непростых, стоящих перед капитаном судна задач, при составлении РДО - были заметны переживания человека отвечающего за жизнь своих подчиненных. Капитан предполагал заранее – Какой будет ответ, если он - настаивал на какой - либо просьбе, которая не радует начальство, особенно если просил заход в порт - покупки «колониальных товаров» членами экипажа. Я понимал – эта работа не каждому человеку по – плечу. К этому времени, мне довелось видеть - разных капитанов, с разными характерами, особенно - при аварийных ситуациях. Наблюдать на командирских совещаниях, за руководителем, когда решалась судьба его подчиненного. Надо «наказать» – моряка за допущенный проступок в рейсе, - работать ли ему и дальше на море?! – Ведь после Бога, главный человек на судне – КАПИТАН.

Изображение

-Я подумал: – Пока знаменитый артист не сходит в дальний рейс - /желательнее на грузовом судне - месяцев на семь/, ему не стоит браться за роль – КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ. Почерк у большинства радистов неважный. Я сел за печатную машинку и написал Евгению Семеновичу свое откровенное письмо, изложив судьбы людей их характеры, - кто решил стать моряком. В своем письме я коснулся - И не простых судеб родных и близких - кто ждал моряка на берегу, в том числе и КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ. Мое письмо через – ДИППОЧТУ ушло в МОСКВУ, в редакцию газеты «Водный транспорт». Редакцию газеты я просил - передать мое письмо - Евгению Семеновичу Матвееву. На конверте моего письма был указан мой домашний адрес.
- Вернувшись, домой их рейса, меня ждало доброе письмо от Евгения Семеновича, В письмо было вложено фото, в образе - руководителя народного восстания Емельяна Пугачева из кинофильма – «Емельян Пугачев. Евгений Семенович обещал мне сходить в рейс - из Владивостока, в сторону Индийского океана. Была в письме изложена и его ПРОСЬБА: - Выслать ему какой ни - будь печатный материал, связанный с жизнью моряков. Просьбу его я выполнил. Разыскал адрес Аркадия Хасина – СТАРМЕХА ЧМП, который мне доводилась читать в морских изданиях. Автор был в рейсе – его дочь дала мне три небольшие книжечки с его рассказами. Я послал посылку Евгению Семеновичу, в которую вложил свое фото – «С пингвином на руках», из рейса в Антарктиду на пассажирском теплоходе – «Башкирия» в 1976 – 1977годах.

- Я не знаю, правильно ли я поступил - тогда. Кинофильм про моряков, в котором бы – знаменитый артист кино Матвеев Е.С. сыграл роль - КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ – мне увидеть не пришлось, и от других моряков об этом кинофильме не слышал …

Изображение

- Э П И Л О Г-
/ Подарок судьбы/
- Июнь - 1978 года. С приходом пассажирского теплохода «Сарыч» в Одессу, мне ОК. ЧМП - ПАСФЛОТА направляет замену, а от капитана Рихтора В.К. получаю указание – «Срочно прибыть в кадры, к инспектору Новикову В.М». - Инспектор сообщает мне: - «Руководством ОК ПАСФЛОТА принято решение направить Вас НРСТ на теплоход – «Грузия». Пытаюсь сопротивляться, Владимир Михайлович говорит: - «Товарищ Носков, радоваться надо – такое назначение, с предстоящим рейсом теплохода «Грузия», возможно один раз в жизни - моряку выпадает, потом благодарить меня будете». – Да, так и получилось. Об этом незабываем рейсе я поведал – читателям в рассказе – «Колесо Фортуны».

За что мне – выпало такое счастье, по моей судьбе, очевидно, одному Богу - ведомо. Я как бы был не достоин такому доверию со стороны ОК ЧМП.
В моем личном деле, в «пухлой» папке, которую я однажды видел в руках начальника ОК ЧМП – Лисюка. - Он на моих глазах листал, - этот «вечный документ» - для моряка, который после его ухода в мир иной, по - прежней инструкции должен храниться, еще тридцать три года. В этой «пухлой папке» было много страниц, в том числе и отрицательных – «БУМАЖЕК!» ...И – «сигналов» на меня – как моряка ЗАГРАНПЛАВАНИЯ, даже из отделений милиции - нашего города. Раз - за разом, начальник ОК как бы сочувствуя мне, молвил: - «Товарищ Носков, когда вы успевали?!» - « Прямо какая – то черная полоса…» Возможно в - этих написанных и от руки – «бумажках» - были и сведения о моей особой коммуникабельности, к работникам культуры искусства…?!

- В начале июля 1978 – года, пять пассажирских теплоходов - ЧМП, с разницей по времени отхода - снялись на остров Свободы – Кубу. На палубах этих судов в порт Гавану следовали пассажиры, со всех просторов СССР, – советская молодежь, и в их числе, молодые самодеятельные и профессиональные артисты советской эстрады разных жанров. Этот - «Культурный десант» - ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ, – СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА – В СССР следовали – На Кубу. Представители Страны Советов на «Одиннадцатом Всемирный фестиваль студентов и молодежи, должны были показать МОЛОЖЕЖИ ВСЕГО МИРА – НАШИ ТАЛАНТЫ И ОБРАЗ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА.

Мне повезло в который раз по моей судьбе, быть участником этого – «Десанта». Основная не простая работа для благополучной доставки в пункт назначения наших не обычных пассажиров была поручена и экипажу теплохода – «Грузия», во главе с знаменитым капитаном ЧМП – Гарагуля А.Г. У Анатолия Григорьевича были сведения: - «Кубинская - Контра», проживающая в США - собиралась во время следования наших пассажирских теплоходов к Острову Свободы – во время заходов в иностранные порты - совершать провокации. Слава Богу – все обошлось.
- С приходом в порт Гавану, на борту теплохода «Грузия» будет организован «Штаб - по руководству всеми участниками – советской делегации». Почему такая ответственная работа ложилась на экипаж теплохода – «Грузия»?- Наш знаменитый капитан Гарагуля Анатолий Григорьевич, с 1961 года - был личным другом - Министра Обороны Республика Куба - Рауля Кастро Рус.
- В этом рейсе мне было поручено – как начальнику судовой радиостанции обеспечить надежную связь по безопасности мореплавания, а также предоставлять услуги по радиосвязи туристической организации – «Спутник», корреспондентам из журнала – «Юность» и радиостанции – «Маяк», а также сопровождающим - «Компетентным лицам».

Изображение

- Но были и дополнительные обязанности для меня в этом незабываемым рейсе. Первый помощник Клименко В. Ф. - включил некоторых членов экипажа теплохода - «Грузия», в инициативную группу, - поддержки нашим пассажирам, участникам - Всемирного фестиваля. На пути следования к берегам Острова Свободы мне пришлось в свободное время от работы, ежедневно беседовать и быть зрителем, на репетициях, самодеятельных коллективах и отдельных профессиональных артистов. На обратном пути к родным берегам, уже - с другими участниками фестиваля, прежние пассажиры улетели самолетом, наслаждаться каждый вечер, концертами молодых артистов. Но «Особое поручение» - было для инициативной группы экипажа «Грузии»: - Во время стоянки судна в порту Гавана – принимать гостей из иностранных делегации – Участников, - Одиннадцатого Всемирного фестиваля.

Изображение

- АПОГЕМ, того незабываемого рейса, чему я был тогда рад и горжусь этим до сих, мне очень повезло - видеть, в «ЖИВУЮ» - НАРОДНЫЕ ТАЛАНТЫ, ВСЕХ РЕСПБЛИК - СССР!
- Заключительным – АКОРДОМ для меня, было незабываемое мероприятие на Всемирном фестивале,- оказаться и быть участником ГАЛА – КОНЦЕРТА, который проходил в центре Гаваны, в театре – «СТС им. Л. ПЕНЬЯ». /Кстати, этот концерт через спутниковую систему – «Марс», также транслировался для советских телезрителей/. – и этому есть подтверждение с упреком в мой адрес, после рейса от - моей супруги Емилии Сергеевны. – «Я здесь мучаюсь с детьми, а он на концертах, в рейсах развлекается …» Концерт продолжался не менее трех часов. На этом концерте весь зал зрителей и участников концерта, стоя приветствовал появление на концерте – вождя Кубинского народа – Фиделя Кастро, в сопровождении – Члена политбюро Советского Союза Петра Машерова.
- Декабрь - 2013 года. Анатолий Носков

P. S. – Жизнь наша на этой грешной - «МАТУШКЕ ЗЕМЛЕ» не бесконечна. Со своей супругой Эмилией Сергевной – «Радуясь, свирепствуя и мучась…» – Мы продолжаем благополучно жить совместно, уже - СОРОК ДЕВЯТЫЙ ГОД. А все может потому – что, когда она приехала на свое первое свидание со мной, к переговорному пункту связи под часы, на улице Дерибасовской, - рядом со мной, в группе – «ПОДДЕРЖКИ» находился не мене знаменитый среди других - киноартист. Протянув руку для знакомства, мой знакомый назвал свое имя – Вячеслав Шалевич. Куда было деваться после такой поддержки – только идти в ЗАГС! - Когда Эмилия Сергевнв выставляет мне, какие – либо претензии по неудобству и комфорту нашей продолжительной совместной жизни,–я ей отвечаю – «Все претензии к Вячеславу Шалевичу…»

Изображение

– Всех читателей ФОРУМА, поздравляю: - С Наступающим Новым годом, желаю Всем: «ЧИСТГО НЕБА, ВКУСНОГО ХЛЕБА, - ЧИСТОЙ ВОДЫ и НИКАКОЙ БЕДЫ».
- Анатолий Семенович.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Анатолий Носков
Алексей Сёмин

Спасибо огромное за продолжение интересного рассказа и его публикацию !

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 621
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение Железный дорожник »

В 1972 году экспедиция по перегону судов на Северные реки и далее на реку Амур – была юбилейной, к этой дате был изготовлен значок - «СПЕЦМОРПРОВОДКА – 25 ЛЕТ»
насколько я понимаю - речь идет об этом значке
1327.jpg
Орда не дремлет! Орда зла!

Ответить