Алексей Сёмин, 10 апр 2014, 10:01 EEST писал(а):2014 год.
Носков А. С.
МОРСКИЕ РАССКАЗЫ -
« «Во всех частях Земного шара имеются
свои, даже любопытные части».
Козьма Прутков.
ПОД НЕБОМ - «ЮЖНОГО КРЕСТА».
/ П Р О Д О Л Ж Е Н И Е - /
Ч А С Т Ь - 2.
- К О Г Д А М Н О Г О В О П Р О С О В…
Сколько себя помню, у меня всегда было много вопросов, к моим старшим товарищам по житейскому опыту. Например – в школе, начальных классах к учительнице – Елизавете Ивановне: - кто мы люди и почему живем? Она принесла мне толстую книгу – «Следы на камне», с рисунком на титульной странице – большая ступня первобытного человека, как бы ответ - кто были нашими прародителями? Я начал читать газеты - с четвертого класса. В колхозной конторе всегда лежало много подшивок - центральных газет. Их доступность изложения особенно лозунгов и призывов, для детского ума, умеющего читать , просто входили в мое сознание - про американский империализм и кто такой - «Дядя Сэм»? Мое детское любопытство, старались мне объяснить, взрослые люди, они носили в те годы военные гимнастерки, в которых они воевали на фронтах - ВОВ. Мой отец Носков Семен Дорофеевич , с войны не вернулся, он погиб на этой войне. Я встану совсем взрослым, разыщу точное место – братской могилы, в которой был погребен мой отец. Увижу своими глазами остатки атрибутов той страшной войны: завалившиеся окопы, заросшие травой, ржавее остатки пулеметов – «Максим», отстрелянные гильзы патронов. Все это я увижу в районе Беломор - Балтийского канала при перегоне судов на северные реки. См. рассказ – СПЕЦМОРПРОВОДКА.-
- Среди моих двоюродных родственников, были и такие - кто побывал в плену у фашистов, а некоторые – как я понимал тогда, трудились за - «колючей проволокой» у себя дома в трудовых лагерях. Взрослые люди, с которыми мне придется, общаться старались не злоупотреблять моими детскими радостями и восхищением ПОБЕДОЙ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВОВ, ОНИ - никогда не говорили плохо о СТРАНЕ СОВЕТОВ и РУКОВОДИТЕЛЯХ этой страны. С моим взрослением вопросов, на которые - мне хотелось получить точные ответы, становилось все - больше…
- Наступит время, когда молодому человеку, будут нравиться девушки. Однажды в одесском ресторане – «Красный», во время танца, моя партнерша - студентка , на мой вопрос, - кем она вскоре станет? – Для меня прозвучал ответ – «Я - буду филологом?!» - Слово для меня было новым, ранее я ни от кого это слово не слышал. Я спросил студентку, что стоит за этим определением? - И получил ответ: - «Мне - Вам долго объяснять, лучше запишитесь в библиотеку – «Горького». Вам будут полезно узнать, очевидно, и значение многих других слов, а меня прошу, – на следующий танец не приглашать!»
- Я обиделся, мог бы в силу своего, по молодости лет задиристого характера, нагрубить партнерше по танцу, - заносчивой студентке, но делать этого не стал. Пришлось стать читателем библиотеки имени – «М.Горького». Эту библиотеку посещали - разные люди: по возрасту и по образованию, но никто из них, на мои вопросы, которые у меня возникали к этим читателям – отвечали мне всегда без упреков.
Моя судьба, подарила мне профессию моряка. Я начал работать на разных судах ЧМП., в том числе на пассажирских лайнерах, с покраской корпусов - в разные цвета. Кто не любил путешествовать, на этих лайнерах, особенно в летний период? Люди, с разным уровнем культуры и их положением, в той нашей бывшей большой - Советской страны. Я при непосредственном общении, при разных ситуациях в должности – радиотехника: кому – то вручал частные РДО, кто – то просил транслировать любимую мелодию, общаясь, постепенно пополняли мой словарный запас, тем самым устранял свой – «Ликбез». Однако и в дальнейшем вопросов для меня меньше не становилось…
- Антарктический рейс на теплоходе – «Башкирия», был для меня, как – бы по моей судьбе, закономерным для расширения и пополнения моих знаний по причине моего постоянного любопытства. Выходит - что я, до этого видел и знал, для меня было не достаточно…? Вот почему у меня появилось много вопросов к нашим необычным пассажирам, которые были – как бы необычные люди, имеющие разные звания в области науки - освоения и изучения - шестого континента. Например, Владимир Бардин, кандидату географических наук, которому приходилась чаще других пассажиров, посещать радиорубку. Он подсказывал мне, как готовить мои - репортажи. По вечерам, он – же проводил лекции для всего - экипажа, рассказывал – «О ОАЗИСАХ АНТАРКТИДЫ».
Вторым человеком от науки, посещающим судовую радиостанцию, был - Зусман Юрий Михайлович, ранее уже побывавший – в Антарктиде. В этом рейсе на судне он, осуществлял общее руководство всеми будущими зимовщиками, а в дальнейшем ему предстояло возглавить научную станцию – «Восток». В одной из наших бесед – я, вспоминая строку, из популярной тех лет, песню –посвященную космосу … – « И на Марсе будут яблони цвести …» - задал, как мне кажется теперь, - глупый вопрос?! - «Юрий Михайлович, ракеты есть - нельзя - ли начать доставку льда на эту планету, чтобы яблони зацвели?» Он, улыбаясь в свои густые усы, сказал: – «Нельзя - любой баланс изменения ледяного покрова Антарктиды, может изменить подъем уровня мирового океана и затопит на нашей Матушке – Земле много городов, на некоторых континентах нашей планеты».
- От него я узнаю: - «Антарктида это антипод Арктики. – Здесь все наоборот. На небе вместо Большой медведицы все время виден - «Южный крест». - Человек по отношению к Арктике, в полушарии, которого мы живем, человек постоянно ходит вниз головой. Если стать лицом к Южному полюсу, запад будет справа, а не слева, как в северном полушарии. Когда смотришь на полюс, Солнце и звезды движутся против часовой стрелки». Я не знаю, как Юрий Михайлович, относился к тому – что моряк, / а таковым, я был не одинок/ совершающий рейс в Антарктиду, которые не были достаточно осведомленными - о шестом континенте? Вот почему я, вспоминая Юрия Михайловича - ученого, добродушного человека - а этот рассказ решил озаглавить – ПОД НЕБОМ - «ЮЖНОГО КРЕСТА…»
- Беседовать с Зусманом - было одно удовольствие. Если Владимир Бардин по своему характеру был, как бы лирик, и его больше тянуло к девушкам, из ресторанной службы, то Юрий Михайлович, больше напоминал – «хозяйственника». Его высокий рост, крепкое телосложение, а главное добродушие к собеседнику, располагала меня задавать ему, с моей стороны, как я теперь понимаю те самые – не серьезные вопросы. Но он всегда улыбаясь , находил для меня необходимые ответы. Покидая борт судна, Юрий Михайлович вручил мне, изложение, напечатанное на машинке на четырех листах, - то, что меня интересовало на шестом континенте – «КРАТКО ОБ АНТАРКТИДЕ».
- Привожу первые строки этого изложения: - Антарктида – шестой материк …16/28/ января 1820 г. –Первая Русская Антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» подошла к ледяным берегам Антарктического материка Об этом сохранились документальные мореходные карты, дневниковые записи, точные координаты и характеристики погодных условий плавания.
- В честь первооткрывателей четыре советские антарктические станции получили название : «Мирный», «Восток», «Беллинсгаузен», «Новолазаревская» … Далее - на этих четырех продольных не стандартных, заполненных буквами и цифрами печатных строк разделенных абзацами – есть вся информация, которая меня интересовала. Размеры материка, его площадь, которая миллионы лет назад / оледенение началось 20 милл. лет назад/ - не имела ледяного покрова, а по этой площади гуляли гигантские ящеры, а над материком летали гигантские птицы, о чем свидетельствуют залежи каменного угля …
И, так абзац за абзацем про флору и фауну, разведанную нашими советскими учеными за годы существования советских научных станций на шестом континенте…
- Оказывается сто миллионов лет назад, льда на этом континенте не было. Росли в густых зарослях папоротники бродили, бродили гигантские ящуры, в воздухе носились первые птицы на Земле.
- Ежегодно от берегов Антарктиды отплывает количество льда, из которого можно сложить горный хребет высотой 3 км. длиной 100 км.
- Самый большой айсберг был встречен норвежским китобойным судном – «ОДДИ» 7 января 1927 года у острова КЛАРЕНС и имел 180 км. в длину 180 км. в ширину и 40 метров высоты над водой.
- Запас пресной воды в Антарктиде в 4 - раза больше, чем на других континентах. Общий вес льда в Антарктиде 3000 миллионов тонн…
И.Т.Д. – Все четыре листа увеличенного формата уместить в этом рассказе невозможно. Я этот подарок Юрия Михайловича, храню как память об этом замечательном человеке, из рейса в 1976 -1977 гг. теплохода - «Башкирия» к берегам – ШЕСТОГО КОНТИНЕНТА.
- За сутки, до прихода теплохода – «Башкирии» на рейд обсерватории – «Мирный», на его имя будет получена РДО - «КРИПТОГРАММА», от руководства Всесоюзного института Арктики и Антарктики. После раскрытия текста этой РДО – Будет для Зусмана указанием: - «Одному научному сотруднику – «22-САЕ». – ФИО, находящему на борту теплохода – «Башкирия» , следующему на работу, на пятнадцать месяцев, необходимо в срочном порядке – возвратиться на Родину, по месту жительства…» - /По «бытовой» - семейной причине…/ - «Причине», после которой обычно распадаются семьи… Срочно не получалось, этот человек возвращался на Родину в группе зимовщиков - «21 –САЕ». Мне, радиоспециалисту , связанного с информацией – не подающейся подсчету - передачи и приема частной переписки моряков, с родными и близкими, трудно передать, даже и сейчас - ту боль человека, с которым придется встречаться глаза в глаза. Встречаться ежедневно с человеком, с потерей будущего заработок, на который рассчитывал он и его семья, возвращаться – домой к «Разбитому корыту», и конечно потери семьи. При нашей встрече, каждый раз, мне приходилась брать на себя, как -бы моральную вину за то, что эту «криптограмму» пришлось принять -мне.
Человеческие судьбы – конечно в руках самих людей. Совершая непоправимые ошибки, мы – люди, - дорого платим за свои ошибки.
Кто – то теряет семью, кто – то, её обретает . В этом же рейсе, при возвращении к родным берегам, старший радиотехник «21-САЕ» Владимир Леляков, начал интересоваться Клавой Сичкарь, уважаемой работницей из пищеблока теплохода – «Башкирия». После рейса эти молодые создадут - семьею. В 1986 году на теплоходе – «Леонид Брежнев», по судовой роли я увижу знакомую мне фамилию – Наталья Сичкарь. Она оказалась сестрой Клавы от нее я узнаю – у Клавы и - и Владимира растут двое детей, он снова в длительной командировке, на этот раз на острове - Врангель.
- О создание морских семей на пассажирских судах ЧМП, мне приходилась наблюдать и ранее. Так в 1975 году на турбоходе – «Максим Горький», под ответственность капитана Дондуа С.Л. на этом судне - работали в разных должностях не менее десяти семейных пар. Правда, - эти члены экипажа, работая на одном судне - носили разные фамилии. Причина – на одном, из пассажирских судов - ЧМП, имея штамп регистрации в паспорте – одна семейная пара осталась за границей. После этого семейным парам с регистрацией брака, не разрешалось работать на одном судне. Сейчас молодым морякам трудно в это поверить, но тогда, как – бы негласно была инструкция / для инспекторов - ОК ЧМП / - « Мужу и Жене – выходить в рейс за границу одновременно на одном судне - не разрешалось …»
- ЛЮБОПЫТНЫЕ ПИГВИНЫ И ОПАСНЫЕ АЙСБЕРГИ.
- Время - быстротечно проходит там, где особенно хочется задержаться, для меня особенно – еще на сутки, еще на – двое. Мне хотелось – с помощью кинокамеры, запечатлеть флору и фауну, не до конца изученной Антарктиды. Обзор в районе обсерватории – «Мирный», с верхней палубы судна, притягивал своей таинственностью, но она была спрятана покрытием снега и льда. Кое - где макушки некоторых возвышенностей состояли из голых камней, без какой – либо растительности. Представителями животного мира попадающего под обзор кинокамеры, просматривались по горизонту группами и по – одиночке, были только пингвины. Маленькие «Адели» и более крупные так называемые – «Императорские» пингвины. Иностранцы называют этих пушистых красавцев, организованных в колонии, / Под небом – «Южного Креста /- «Королевскими» пингвинами. Выходит – у них особый статус, среди другой фауны, с претензией на ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ – в Антарктиде.
- Подводный мир животных для киносъемки - был не доступен. Большая часть акватории водной поверхности, где дрейфовало судно вместе с – «ледяным причалом» - была покрыта льдом, либо ропаками. В небольших прогалинах в районе дрейфа судна, появление указанного статистами «НКИА»/Научного комитета по изучению Антарктиды,/ мне увидеть подводных животных - не удалось. Я был расстроен потому что: - от папы – моряка, возвращающегося из рейса, мои подрастающие сыновья , ждали: - старшие джинсы и «жвачку», младшие – «игрушечных индейцев», и «оловянных солдатиков». Через день – два полученные подарки - забывались. А вот просмотреть отснятую кинопленку папой, с экзотикой пейзажей за границей, доставляла моим детям особую радость. – Когда усаживалась вся семья к не небольшому белому домашнему экрану, а кинопроектор – «Русь», начинал издавать характерный звук, от вращения кинопленки восьми миллиметровой пленки - дети, перебивая друг – друга восклицали «Смотри, смотри кто там…?
Я и сейчас, когда сыновья встали взрослыми, вспоминаю их неподдельную радость и счастливые детские лица. В каждом новом рейсе – я старался на кинокамеру отснять, что – то необычное для своих подрастающих детей, в надежде на то, что они, когда вырастут, также как папа – станут моряками.
- В рейсе к берегам Антарктиды для расходования кинопленки - я допустил ошибку. Сценарий киносъемок нужно было сделать на бумаге , а не держать - в голове. Остров Маврикий, своей необычной экзотикой увлек меня. Растительность, животный мир, необычные виды ранее мне не встречающиеся, забрали у меня большой расход кинопленки. Далее остров Кергелен, а далее плывущие нам навстречу - айсберги, необычных причудливых форм, также сильно укоротили мои запасы кинопленки взятых в этот рейс. Каждый день стоянки у берегов – обсерватории «Мирный», во время завтрака, судовой врач, Виктория Жданова, своим нежным, не командирским голосом, /а за столом она находилась рядом со мной по правую руку/ – прямо мне в ухо делала объявление: «Товарищи командиры помните, и предайте своим подчиненным – выход на палубу только в солнцезащитных очках». У кого нет,- получите у боцмана - Александра Копейка». - «Лучи антарктического солнца очень опасны для ваших глаз». Я, слушая нашего врача, начинал решать свою проблему – как защитить свои глаза во время использования кинокамеры. Белизна снежного покрова - действительно ослепляла глаза, плюс не заходящее в это время солнца - над Антарктидой. Тем более я уже знал: «Летом в Антарктиду поступает самое большое количества тепла от Солнца, больше чем в Сахаре и на Экваторе …».
- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР…
На время нашего прихода в разгар лета, пингвины Адели, в декабре месяце - имели уже потомство. Что касается «Императорских» пингвинов – к средине декабря колонии их распадаются, и они перемещаются более к Северу. И вот, - в одно утро, мне удалось снять: «Императорских - пингвинов», их колония как - бы шествовали на какое – то важное мероприятие. Пингвины, как - бы построенные в одну шеренгу, друг - за другом, медленно шагала, раскачиваясь - с ноги на ногу, вдоль ледяной возвышенности, огромной величины с острыми бесформенными вырезами, уходящими по горизонту к небу. Путь происходил в низовьях этой огромной ледяной глыбы, которая как – бы защищала акваторию, большой площади ледяного пространства, на котором к «ледяному причалу» – был пришвартован теплоход – «Башкирия». Путь пингвинов на плато обсерватории – «Мирный, уходил в неизвестное пространство этой местности, очевидно к месту, – который веками совершали их прародителями. Сделав интересный кино-ролик, я был доволен – было, что показать детям с приходом из рейса. Следуя в радиорубку, через капитанский мостик – вижу посторонних моряков, которые по - штатному расписанию, были как – бы лишними на ходовом мостике. Такое бывало и раньше, когда капитан отдыхал. Вахта расслаблялась – там часто появлялись свободные от работы члены экипажа – для того чтобы узнать: «свежую» судовую новость, поделиться с другими - из серии - «морской травли». Однако на этот раз шел спор на повышенных тонах между вахтенным – И.О. третьим помощником Петей Попенко и вторым помощником Сашей Маглыш.
- И.О - »3-й», в который раз повторял: «Кто главный на мостике …?! – Маглыш - настаивал: «А говорю - надо поднимать капитана». Петя Попенко по причине – своего характера, заискивания перед начальством, – находившийся в судовой роли на должности – «4-го» Пом. КМ. - побаивался капитана Лоскутова К.Н. – Как было тут не вспомнить: - аварию теплохода – «Латвия», летом 1975 года на подходе к порту Сплит. Тогда вахтенный матрос Федя Корса, первым заметил резкое сближение судна с островком по левому борту, но как он сам позднее объяснил: «Боялся... – Что Капитан Таренков Е.П. - ответит ему матом…?!»
- Здесь, - по тексту изложения своего рассказа, я обязан сделать – РЕМАРКУ.
- В дальнейшем - с Петром Антоновичем Попенко, на других пассажирских судах, мне работать не доведется. Однако помню, как он однажды хвастался. В рейсе на пассажирском теплоходе «Армения», в Египет , – на борту судна следовал сам – Хрущев Н. С, с визитом, к президенту Абдель Насеру. – Он очень любил смотреть наши, советские кинофильмы. Петя по общественной линии на теплоходе «Армения» – был киномехаником. Поступала команда - Главы Советского Государства: - «Срочно разыскать киномеханика». Со слов Пети - Никита Сергеевич, хлопая по плечу - МЕНЯ, говорил: – «Ну что сынок, - пойдем, посмотрим – КИНО. - Так было или нет - кто теперь знает? - В молодые годы, во - врем «морской травли», каждый моряк, отводил себе особую роль, при встрече с знаменитыми людьми на судах – ЧМП.
С Александром Маглыш, мы встретимся в 1984 году, на лайнере – «Шота Руставели». Экипаж этого судна – будет возглавлять Михневич Ю.А. – Этот лайнер ЧМП совершал свои рейсы по норвежским фиордам. Саша Маглыш, кроме должностных обязанностей, проявлял свой природный талант в организации – судовой художественной самодеятельности. По его сценарию и непосредственным руководством, проходили совместно с экипажем, вечера отдыха для иностранных туристов.
- 31- го августа 1986 года при катастрофе судна – «Адмирала Нахимова, при столкновении с сухогрузом – «Петр Васёв», под Новороссийском, Александр Маглыш – погибнет. Среди нескольких сотен пассажиров и моряков в БРАТСКОЙ МОГИЛЕ, в водах ЦЕМЕССКОЙ бухты окажется и Игорь Дегтярев - Главный механик теплохода – «Адмирала Нахимов», с которым мы познакомились на сухогрузе – «Тула», в 1964 году. ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ - Всем погибшим морякам и пассажирам теплохода ЧМП – «Адмирал Нахимов»…
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Оставив кинокамеру в радиорубке, я вновь вернулся на ходовой - мостик. Вижу: там появился вездесущий, пожарный матрос – Гриша Гулько, который вел свой разговор с вахтенным матросом – Камилем Альмухометовым. - Вахтенный матрос, излагая - свое понимание происходящего, вокруг судна и на ходовом мостике, с кавказским акцентом, - показывая на нижнюю часть, «ледяной горы» справа - по борту судна, которая , очевидно, превращалась - в айсберг, говорил: «Смотры Грыша - там, на этой лдына - маленкой - зверушка, она была болшая, – сейчас, становится - все менше…» «Совсем маленкая, значит - этот болшой лдына – «крутытся» и идёт прамо на- нас…» - Не обращая на то, что говорил вахтенный матрос - штурмана продолжали спорить…
- Маглыш настаивал вызывать на мостик капитана, а Попенко наотрез, отказался звонить и повторял: - /как бы заученную фразу/ - «Кто главный на мостике …?!
Я, не вмешиваясь в этот бесполезный спор штурманов, имея разрешение на свободный доступ к капитану – наставнику, в любое время суток. /Как – то в личной беседе между нами, он – мне говорил: - «Если что – то серьезное, дуй ко мне!»/ - Владислав Константинович жил в каюте - люкс, расположенный на верхней палубе ближе к корме – Я ворвался к нему, и поведал вкратце - суть происходящего на ходовом мостике … - Сам бросился в радиорубку , на всякий случай, включил аварийное радиооборудование радиостанции, хотя знал, что кроме радиостанции на научной станции – «Молодежная», и обсерватории «Мирный нас в эфире никто не услышит. А в случае оставления экипажем судна, оказать нам помощь вряд ли кто способен, кроме вертолетчиков с обсерватории «Мирный»… Днем в коротковолновом диапазоне с московским радиоцентром - ММФ прохождения связи не было. Перед отходом из Одессы, к берегам Антарктиды , я взял в службе связи ЧМП дополнительно расписания и частоты для связи, кроме радиостанций ММФ, с китобойной флотилией «Советская Украина» и ее малых судов – охотников за китами, но чем, эти суда занимающиеся на далеком расстоянии от нас в водах Антарктике, могли нам помочь – по категории – РДО «ВНЕОЧЕРЕДНАЯ» с посланным эфир сигнала – «SOS».
- Мне ничего не оставалась, как быть в районе ходового мостика и выполнять - все распоряжения капитана – наставника, который принял на себя командованием теплоходом – «Башкирия» и объявил общесудовую тревогу. - Капитан Лоскутов по распоряжению Маричева – убыл на корму, в связи с тем, что движению судна задним ходом, препятствовали – ропаки. -/бесформенные, увеличенные глыбы льда/, которые как – бы выныривая из воды, постоянно вращались вокруг своей оси – и могли нанести вред винтам судна.
- На момент общесудовой тревоги - экипаж теплохода - «Башкирия», по расписанию выполнял свой рабочий распорядок, и находился в ожидании нескольких зимовщиков, не достающих по судовой роли, для возвращения на Родину, с научной станции – «Восток». Все это - происходило в акватории обсерватории «Мирный». Весь экипаж судна, заняв свои места - по расписанию общесудовой тревоги, ПОНЯЛИ: - нашему теплоходу угрожает смертельная опасность, пока со стороны - айсберга по правому борту. Первоначально никто не обратил внимание, на то - что слева по борту, также - находилась огромная ледяная глыба , которая из – за своей огромной массы, начала движении - на встречу, с айсбергом с правого борта, при том – незаметно как – бы пока представляя собой продолжение материка. Движение айсберга с лева по борту на теплоход – «Башкирия», вскоре для капитана – наставника Маричева стало очевидным. Таким образом, наше судно оказалось, – в «ЛОВУШКЕ» , из которой было необходимо, как можно БЫСТРЕЕ, – «ВЫСКОЛЬЗНУТЬ…»
- Выполняя - все команды, опытного судоводителя , капитана – наставника Маричева В.К. – К счастью в машинном отделении, который возглавлял Иван Малешко, команды с мостика выполнялись безупречно. Маневрируя между ропаками, выполняя движение судна задним ходом, примерно через минут – ДВАДЦАТЬ, теплоход «Башкирия» - окажется в безопасном месте.
- ВЕСЬ ЭКИПАЖ, и ЗИМОВЩИКИ, возвращающие на Родину и находившиеся на борту судна особенно – ОБА КАПИТАНА, даже - с малозаметной улыбкой и облегчением – были взволнованы, но СЧАСТЛИВЫМИ…
- Я все - что происходило, в эти тревожные минуты для жизни людей видел - своими глазами. Я - тогда и сейчас думаю, что каждый член экипажа, про себя, произнес – «Слава Богу – Все на этот раз обошлось …», после того – как старший помощник капитана Родин С.И.- по распоряжению капитана – наставника Маричева, объявил по швартовой связи – «Отбой общесудовой тревоги». Через несколько минут – два айсберга, в акватории обсерватории – «Мирный», под воздействием воды и ветра, образуют одну фигуру - двойного айсберга.
Оставаясь стоять на мостике, рассматривая новую конфигурацию соединившихся ледяных глыб – айсбергов, я думал: - ЧТО НАС ВСЕХ – ОЖИДАЛО…?! И часть вины лежала – бы на мне. Я не успел бы дать сигнал «SOS» согласно ПРС ММФ, потому – что не получил бы указание даже, при двух капитанах, находящихся на борту при этой - КАТАСТРОФЕ.
- Пусть недоверчивый – молодой читатель мне поверит, если я что – то выдумал, но я изложил по моей памяти, именно так – КАК ЭТО ВСЕ БЫЛО. –
- После рейса капитан – Ким Лоскутов и собкор газеты «Вечерняя Одесса» - Аркадий Межиковский - «подрядят» - меня выступить по одесскому телевиденью. / Для меня эта задача окажется очень – трудной, я об этом расскажу в конце всего рассказа - ПОД НЕБОМ - «ЮЖНОГО КРЕСТА…»
- Анализируя причину аварийного происшествия – часть «Вины» была отведена сухогрузу «Михаилу Сомову». /Названия судно получило в честь знаменитого - Первого начальника Антарктической экспедиции - Михаила Сомова/. Этот сухогруз своим ледовым корпусом , - разделил твердую смычку, между двух – образованных веками - «ледяных глыб», и готовых, как – бы покинуть - материк.- Какая сила притяжения появиться, между двумя айсбергами, известна только, очевидно только Господу Богу. Вахтенная служба на ходовом мостике , по причине – «Морской травли» и не опытности, вахтенного помощника, засидевшимся не по годам, в должности третьего помощника, могли бы закончится – БОЛЬШОЙ БЕДОЙ.
Если – бы наше судно снялось по установленной дате – экипажу – 22 – го декабря 1976 года экипажу теплохода – «Башкирия», не пришлось бы испытать – тот ужас – аварийного происшествия, выпавшего на долю экипажа, на далеком от родного дома материка под названием – Антарктида.
- Задержка на – пять суток, была причиной того, не все члены экспедиция – «21-САЕ» были доставлены с научной станции – «Восток» в обсерваторию – «Мирный». Хотя если бы, в то время в составе экипажа судов ММФ, вместо должности – ПОМПОЛИТА, которую исполнял Юрий Злобин - был - бы АСТРОЛОГ, то он бы предупредил: капитана - Лоскутова К. Н. и капитана- наставника Маричева В. К. - «Задержка судна, на какое - то время, может предполагать для экипажа - аварийное происшествие, а возможно – катастрофу…». Напоминанием стал - несчастной случай, произошедший на сухогрузе – «Михаил Сомов». При выгрузке – «Харьковчанок» - на «Ледяной причал», - нависавший над палубой судна. Прочность ледяного навеса оказалась не достаточной для груза самоходки. Под тяжелый грузом оказалось - два человека, которые дополнили список к двадцати семи, о котором упомянул ранее. - Официальный список открыл Роберт Скотт, возвращаясь со своими тремя товарищами с полюса Антарктиды. Причины гибели людей на шестом континенте разные: авиационные катастрофы, пожары падения людей в глубокие ледяные трещины… 27 –го декабря 1976 года, теплоход - «Башкирия» проложив новый курс к родным берегам – благополучно снимется из акватории обсерватории – «Мирный». На борту судна по судовой роли кроме членов экипажа будут пассажиры – зимовщики в количестве шестьдесят четыре человека. Остальные Зимовщики «21-САЕ» - будут возвращать на сухогрузах – «Михаил Сомов» и «Пенжина». При возвращении из Антарктиды на обратном пути, для всех находящихся на борту – Т/х. «Башкирия» - выпадут новые испытания. Об этом будет рассказано в 3-й части моего рассказа. На этом вторая часть заканчивается.
А пока предлагаю просмотреть - СХЕМУ ДВИЖЕНИЯ ТЕПЛОХОДА – «БАШКИРИЯ», и ДАТЫ, в непосредственной близости к МАТЕРИКУ - ШЕСТОМУ КОНТИНЕНТА
/ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ/
Девятое апреля - 2014 года. Одесса - Анатолий Носков .
Пассажирский теплоход "Башкирия"
Модератор: yan
Пассажирский теплоход "Башкирия"
Копия публикации на нашем форуме ещё одной из глав автобиографического повествования "Морские рассказы", Носкова Анатолия Семёновича, продолжающей рассказ об одном из Антарктичеких рейсов теплохода "Башкирия"
Пассажирский теплоход "Башкирия"
Копия публикации на нашем форуме ещё одной из глав автобиографического повествования "Морские рассказы", Носкова Анатолия Семёновича, прослеживающей события одного из Антарктичеких рейсов теплохода "Башкирия"
Алексей Сёмин, 08 мая 2014, 15:47 EEST писал(а):ПОД НЕБОМ - «ЮЖНОГО КРЕСТА».
/П р о д о л ж е н и е /
Ч а с т ь - 3.
ПОД «КРЫШЕЙ - ПЕРЕВЕРНУТОЙ ТАРЕЛКИ».
27 декабря 1976 года, после обеда, по местному времени, экипаж пассажирского теплохода – «Башкирия» в полном составе по судовой роли, - снялся к родным берегам, проложив курс к острову Кергелен – для пополнения запасов пресной воды. Накануне – перед отходом из акватории обсерватории – «Мирный» состоялось командирское совещание с повесткой: - «Безопасность мореплавания». Конкретных виновников «предаварийного происшествия» не искали, были упреки в адрес 4-го, /врио 3 –ГО/ помощника капитана Попенко, из-за несвоевременного доклада капитану Лоскутову по поводу – «Кто главный на мостике…?»
- Наши новые пассажиры, в количестве всего - 64 человека, остальные будут следовать в порт Ленинград на сухогрузах – «Михаил Сомов» и Пенжина». По роду своей работы и профессии согласно судовой роли ни чем, не будут отличаться от прежних, однако в первые, пару недель будут – совсем «другими пассажирами…»
- До нового 1977 года оставались считанные дни. - Экипаж теплохода, особенно обслуживающий персонал, зная о том что «Кальмары», такое названия моряки запомнили с подачи бывшего пассажира, ученого Игоря Бардина, впервые дни нахождения на борту судна – из кают не выходили. Работники – «Белого камбуза» во главе с Александрой Бугаковой, зная о том, что зимовщики не ели домашней пиши 15-ть месяцев, старались как можно заботливее принять на борту судна - этот героический народ. Приготовленная пища, с любовью приготовленная для пассажиров, стала появляться на столах экипажа. Для моряков, особенно для администрации судна, такое заметное явления будет настораживающим сигналом от новых пассажиров, что это – «МОЛЧАЛИВАЯ ЗАБАСТОВКА?!» Работники камбуза, не ожидая такого внимания к своей профессии, пожалуются - старшему помощнику капитана Родину С.И. Для хозяина всех судовых служб - БЫЛ - «СИГНАЛ …», для возможного «ЧП», особенно при входе судна в предстоящие – «НЕИСТОВЫЕ» и «СОРОКОВЫЕ РЕВУШИЕ» - ШИРОТЫ. Посетив не одну каюту наших новых пассажиров, Станислав Иванович, увидев – своими глазам - «КАРТИНУ МАСЛОМ», быстро понял – ПРИЧИНУ…?! - О чем доложил капитану – наставнику Маричеву В.К. и капитану Лоскутову К.Н. и получил от них УКАЗАНИЕ - предупредить ВСЕ службы судна - быть бдительными, к возможным неадекватным поведениям – нетрезвых пассажиров. Предупредил старпом и меня: - «Слушай «НАЧАЛЬНИК», - вот тебе судовая роль: - «БЛЕДНОЛИЦЫХ – ЗИМОВЩИКОВ», посчитай «СВОИХ МАРКОНЕЙ». - «Через день, другой у вашей службы будут свои – «гости», за каждого отвечаешь головой, будь хлебосольным - мы с тобой сибиряки, но служба - прежде всего…». – «Один не справишься, звони мне».
- Экипаж судна, приближаясь к обозначенным опасным широтам, работал в состоянии «ДЕЖУРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ», особенно пожарный матрос - Гриша Гулько. То - по делу и без дела заглядывал в радиорубку с вопросом – «БАБАЙ» не заходил…? «БАБАЕМ» он любовно называл нашего старпома. - «Гриня, – что случилось ...?!» - Хотя, - я заранее предполагал, - пожарный матрос, заглядывая во все уголки и щели судна, что – то «УНЮХАЛ…?!». Торопясь, покидая радиорубку, он выпалил есколько малосвязанных слов: - «На карме пару – «Кальмаров» укачались, пытались, травить через борт, –заблевали всю палубу…»
- Слава Богу - судно благополучно покинуло опасные широты, ожидаемого – «ЧП» не случилось. Теплоход – «Башкирия» входил в широты Индийского океана, прогноз погоды благоприятствовал – солнышко начало - «припекать» наши пассажиры начали появляться на верхних палубах судна, администрация судна, особенно СТАРПОМ – успокоились и ЗРЯ…
- В умах людей существует же - предубеждение: Неприятности приходят всегда внезапно, когда их не ждешь. Дневная вахта не освобожденного начальника радиостанции, согласно: ПРАВИЛ ПРС. ММФ. С 0800 до 1200 по судовому времени. В начале десятого часа, не без шума, расталкивая один – другого, пытаются войти в радиорубку - пока, незнакомые мне люди, догадываюсь, эти люди - наши новые пассажиры. Один из них подает мне большой лист белой бумаги – весь заполненный текстом от руки. – Далее сумбурно перебивая друг друга, каждый претендуя на свою особую исключительность, по своей должности, пытаются высказать , что – то возмутительное…?! - Их лица и обрывчатые фразы выражали возмущение. – Эти люди, были переполнены какой – то «большой» - обидой. - Наконец, самый старший по возрасту представляется – «Я, начальник экспедиции «21-й САЕ» - Кизино. Следующий, «Кальмар», как – бы усиливая значение своего присутствия и подписи на белой бумаге, переходя на повышенный тон, представляется: «А - Я, - Филиппов, начальник научной станции – «ВОСТОК». При этом в его голосе чувствовалась угроза, кого – то срочно наказать? Третий человек, вошедший в радиорубку – как бы окружая меня со спины, более скромно доложил – что он ПАРТОГ – коллектива – «21-й САЕ», также назвал свою ФИО. – Дворок и должность – ЗАВ. РАДИО обсерватории – «МИРНЫЙ». В радиорубке был просторный диван, и я предложил всем присесть. Начинаю бегло читать большой лист бумаги с изложением: - «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ». - МОСКВА, ЦК КПСС, ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ - ТОВАРИЩУ БРЕЖНЕВУ Л.И.
/ Т Е К С Т/ - «Мы участники 21-ой Советской Антарктической Экспедиции обращаемся к Вам по поводу плохого отношения руководства теплохода – «Башкирия», которое не в состоянии обеспечить НАМ, нормальный отдых на борту этого судна…» - Далее по тексту … - был перечень новых открытий и заслуг научных работников коллектива – «21 –САЕ» , с указанием срока пребывания на Шестом континенте. Я, пытаясь – как бы смягчить обиду возмущенных людей, задаю вопрос: «Кто и каким образом к Вам плохо отнесся…?!» - Упрек был резким – «ВАШ СТАРПОМ!» - «Мы – же, этого теплого – «СОЛНЫШКА», так долго ждали…» - «И СОЛНЫШКО , вот – ОНО, над нашими головами, - ласково приглашает позагорать…» - «Но скажите, - нормальный человек, может устроить НАМ, такую – ПАКАСТЬ: ВЗЯТЬ И СПЕЦИАЛЬНО ПОКРАСИТЬ – СУДОВОЙ БАССЕЙН… ?! »
Я, как член экипажа тех самых моряков, на которых жалуются заслуженные люди, стараюсь успокоить обиженных людей, которые приняв на себя за пятнадцать месяцев массу раздражителей, впитывая в себя ежедневный холода, пургу и не комфортность своего бытия – круглые сутки. – Что делать …? - Иду на - «ОБМАН». – «В данный момент прохождении радиосвязи с Москвой – нет, но как только будет возможность , обязательно ВАШУ РДО передам Генеральному Секретарю Брежневу Леониду Ильичу». Поверив мне и сказав в три голоса – «Большое спасибо…и.т.д.» - «Кальмары» покинули радиорубку.
- Закрываю радиорубку, сломя голову бегу в каюту – люкс, к капитану – наставнику Маричеву. Он - ЧЛЕН ПАРТКОМА ЧМП. Кому, как не ему, суметь приостановить - жалобу? - В адресе РДО указано – ЦК КПСС, тем более самому Леониду Ильичу Брежневу. Просматривая, текст – «Депеши», Владислав Константинович, как - бы успокаивая меня, – произносит: «Не ДРЕФЬ – «НАЧАЛЬНИК!» – «Мы и не такое видели…» - /И тут я вспомнил – как он однажды,- рассказывал: - Про три дня – ПАНИКИ, в Москве, в октябре 1941 года, когда немецкие войска, рвались в нашу – Столицу, а было ему тогда всего 14 лет. – Он возвращает мне жалобу пассажиров, поясняет: «Никому ни слова, держи пока в радиорубке, не пройдет и пару часов, как они придут к тебе, наши уважаемые пассажиры, чтобы забрать свое послание… ГЕНСЕКУ» - Сказал мне КНМ.
- Так и получилось. За пол - часа до окончания моей вахты, слышу снова шум громче, чем было прежде. В радиорубку пошатываясь, появляются те самые ТРИ «КАЛЬМАРА», с веселыми добродушными глазами – и что удивительно, с ними был четвертый человек, - который стоял на твердых ногах и как всегда, с загадочным вопросом на устах – наш старпом – Станислав Иванович. Самый старший по возрасту - «Кальмар», и как документально будет подтверждено документально судовой ролью, наших пассажиров – /НАЧАЛЬНИК РЕЙСА - КИЗИНО Г. И./ - Извинившись, он попросил меня - вернуть ему послание на имя Генерального Секретаря ЦК КПСС – Брежнева Л.И. – Я уважил его просьбу. На глазах всех присутствующих , неотправленная жалоба была – ПОРВАНА. Далее, как я заметил, в тех - же глазах посетителей радиорубки, с присутствующей влагой, появилась доброжелательность и дружеские обнимание, и заверения в вечной дружбе с тем человеком, по чьей команде, как эти люди считали - был покрашен бассейн. Я был рад, моя проблема – Передачи РДО, с отметкой - «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ», закончилась и грех моего «ОБМАНА» - был снят с моей души.
- Начальник рейса –«21-САЕ» не знал о том, что любая служебная РДО - по правилам – ПРС. ММФ. - должна иметь визу капитана судна. Что касается особой отметки – «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ», - было не достаточно, даже, - подписи капитана. Самая, самая - важная – РДО. по срочной необходимости , – «ВНЕОЧЕРЕДНАЯ» разрешалась для подачи капитаном судна, только с отметкой - «АВАРИЙНАЯ».
- Про покраску бассейна никто из наших пассажиров больше не вспоминал. Придя в нормальное состояние, зимовщики поняли - обновить привлекательность судового бассейна было стремлением – НАШЕГО СТАРПОМА, для того, чтобы период адаптации для людей, находившихся длительное время без благ цивилизации, уже, начиная с прибытием на борт судна, ИХ - только РАДОВАЛ.
- Содержимое посылок от родственников в разной таре и разной крепости – иссякли. Возможно кто- то из наших пассажиров и сожалел…? - Александра Бугакова, наш уважаемый шеф-повар, больше не жаловалась – старпому - «Куда девать не съеденную пищу…? - Экипажу на вечерний чай стало меньше перепадать – «ДП». Моряки и зимовщики по вечерам будут проводить совместные вечера и не только… – Я ранее, уже отмечал - Владимир Леляков, наш коллега по радио и Клава Сичкарь из обслуживающего персонала судна, очевидно, по судьбе – СВЫШЕ, после рейса скрепят свои узы семейным браком.
- На обратном пути к родным берегам мне повезет вновь. Вместо начальника станции – «Восток», Зусмана Ю.М. - чаще других радиорубку будет посещать другой начальник этой научной станции, уже упомянутый мной - Филиппов Николай Иванович, на год старше меня. Теперь, - Я стану к нему буду приставать со своими неуемными вопросами. - Он в пятый раз возвращался из мест - Шестого континента. Он мне поведает, - кроме четырех океанов на нашей планете – существует пятый – «Южный Океан». – На географических картах будут обозначены свои - антарктические моря: – Уэддела , Лазарева, Рисер - Ларенса, Космонавтов, Содружества, Дейвиса, Моусона, Дюрвиля, Сомова, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена.
- Начальник станции – «Восток», Николай Филиппов, сравнивал Шестой континент нашей планеты с ГЛУБОКОЙ – «ПЕРЕВЕРНУТОЙ ТАРЕЛКОЙ»
- Её перевернутое основание служит началом накопления гигантской ледяной шапки, которая покрывала некогда тропическую территорию до теплой воды своим продолжением. Ежегодно - миллионы лет, это продолжение по долям сантиметров , не заметное взгляду человека, спускается в Южной океан – «Ледяными дворцами» - называемые айсбергами. - На мой вопрос, на - счет традиции: – «АДАПТАЦИЮ ЗИМОВЩИКОВ» , он объяснил: состоянием родившихся людей – в одном полушарии, и – их продолжительного пребывания, в условиях замкнутого пространства АНАТАРКТИДЫ - под «КРЫШЕЙ» ПЕРЕВЕРНУТОЙ ТАРЕЛКИ – ВВЕРХ НОГАМИ К «БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЕ».
- И другое – резкое изменение отсутствия ежедневного рабочего расписания, занятности в течение 15 –ти. месяцев, и в момент появление - беззаботного время – провождения. Но главное моральное состояние любого человека, особенно - семенного. Как тут не вспомнить краткую переписку одного – «Кальмара» из наших коллег. - Он за неделю до его возвращения домой, упросил меня послать РДО в тексте с намеком, для жены- «…Чисть картошку мой полы – мы из рейса приплыли …» - Через сутки пришлось прочесть ответ в тексте РДО - «Посылаю Вам привет, жду домой окурков нет!» Зимовщику этому было за сорок и он возвращался с Шестого континента, в третий раз.
- Через пару недель - радиоспециалисты – «21 – САЕ», а их по судовой роли разных специальностей с приставкой «РАДИО…» - будет десять человек, будут искать знакомство с судовой – радиослужбой. Я обратил внимание, в списках радиоспециалистов – есть знакомая фамилия – Голубев Вячеслав - радиотехник. Выяснилось: – Да, Голубев Юрий, из «22-САЕ» - это был его младший брат, он радиооператор, из московского радиоцентра ММФ. Эта организация их постоянного места работы, что же касается Антарктиды, то это -«Командировка».- Вячеслав не без юмора пояснил: « Собрался жениться, решил подзаработать на свою свадьбу …»
- Я, предполагая, – что те и эти, наши пассажиры - особенные люди рискуют радии науки своим здоровьем, увлеченные своей дерзкой мечтой с детства. Задаю, возможно, не тактичный вопрос – « А – что для этого надо за большими деньгами – ехать в Антарктиду…?!« - Во время нашей беседы находился, тот самый Дворак Николай Петрович – зав. радио, обсерватории – «Мирный» - так же специалист московского радиоцентра - как бы, с упреком пояснил – «Да, ВСЕГО ОДНУ ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ – Я получу в качестве - КОМАНДИРОВОЧНЫХ и тоже на СВАДЬБУ – СВОЕЙ ДОЧЕРИ». – «Командировочные в иностранной валюте – нам выплатят, только за время пребывания на борту судна, к месту работы - в Антарктиду и обратно. Эта валюта в основном уйдет на ПОДАРКИ, заморских подарков для родственников, их – же МНОГО…»
- ПЕРЕДАЧА – «ПОСЫЛОК?» , прибывающими - убывающим зимовщикам - ТРАДИЦИЯ – «КАЛЬМАРОВ». Это мероприятие постепенно повелось от одной экспедиции «САЕ» - к другой «САЕ»- Кроме писем и других атрибутов в посылку, с указанием КОМУ, в обязательном порядке был вложен тот самый ПРОДУКТ - «УСПОКОИТЕЛЬ» - для снятия радостного ожидаемого СТРЕССА. Наши коллеги повторяли: « СЛАВУ БОГУ – ВСЕ БЛАГОПОЛУЧНО ЗАКОНЧИЛОСЬ.
- ОБЕЛИСКИ памятников с КРАСНЫМИ ЗВЕЗДАМИ, на территории обсерватории – «МИРНЫЙ», кому довелось их видеть, больше не будут напоминать ИМ о том, что не КАЖДОМУ дано вернуться - на РОДИНУ. Но среди наших пассажиров были и такие зимовщики, – некоторые возвращались во второй, третий и в пятый раз из Антарктиды. Что побуждало этих людей: – Генетическая ОДЕРЖИМОСТЬ, преданность к ПРОФЕССИИ или за «ДЛИННЫМ РУБЛЕМ», как тогда говорили в народе …?! Выходит каждому – свое.
/ПРОДОЛЖЕНИЕ – СЛЕДУЕТ/
СЕДЬМОГО МАЯ 2014 ГОДА. ОДЕССА - АНАТОЛИЙ НОСКОВ.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Публикации газеты "Водный транспорт" о теплоходе "Башкирия"
На снимке теплоход "Башкирия" в Сочи. 1970-е годы.
Ценой общих усилий. 03 сентября 1977 года.
"Сердечно благодарим за отличное обслуживание.." , "Спасибо за теплый прием, чувствовали себя как дома у лучших друзей"... - такими записями заполнена книга отзывов пассажирского лайнера "БАШКИРИЯ".
Гостям здесь всегда рады. Гостеприимство, радушие, создание всех условий для полноценного отдыха - это стало законом для экипажа.
Кто же трудится лучше всех ? Этот вопрос я задал капитану КИМУ НИКОЛАЕВИЧУ ЛОСКУТОВУ , его первому помощнику Э.В.НАЗАРОВУ и председателю судового комитета С.А. ЛОГОВЕНКО. И они были единодушны: "Трудно выделить кого-нибудь. Отлично работает весь экипаж." С этим нельзя не согласиться - иначе как бы удалось каждое рейсовое задание выполнять на 110-120 процентов, добиваться такого высокого уровня сервиса , который покоряет иностранных и советских туристов.
И все-таки я назову имена лучших из лучших. Это заместитель секретаря партбюро старший механик ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТОРСКИЙ, матрос ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ СЕРАДСКИЙ, кавалеры ордена Трудового Красного Знамени повар АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА БУГАКОВА и электрик ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТКАЧЕНКО, радиотехник ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАСТУШЕНКО, труд которого отмечен орденом "Знак Почета".
В создании атмосферы творческого труда большую роль играет профсоюзная организация судна. Каждый член экипажа четко определил свои задачи на юбилейный год, взял индивидуальные социалистические обязательства. Судком побеспокоился о том, чтобы соревнованию были приданы гласность, сравнимость, чтобы систематически обобщался и распространялся передовой опыт.
О тех, кто стал победителем в труде, сообщает корабельная стенгазета "Под флагом Родины". Имена передовиков заносятся в книгу и на доску почета корабля. Особо отличившимся вручаются вымпелы комитета плавсостава пароходства.Все это положительно влияет на настроение людей, поднимает роль и значение социалистического соревнования.
В.ОЛЬШЕВСКИЙ. ( Наш соб. корр.) Борт теплохода "Башкирия"
На снимке теплоход "Башкирия" в Сочи. 1970-е годы.
Ценой общих усилий. 03 сентября 1977 года.
"Сердечно благодарим за отличное обслуживание.." , "Спасибо за теплый прием, чувствовали себя как дома у лучших друзей"... - такими записями заполнена книга отзывов пассажирского лайнера "БАШКИРИЯ".
Гостям здесь всегда рады. Гостеприимство, радушие, создание всех условий для полноценного отдыха - это стало законом для экипажа.
Кто же трудится лучше всех ? Этот вопрос я задал капитану КИМУ НИКОЛАЕВИЧУ ЛОСКУТОВУ , его первому помощнику Э.В.НАЗАРОВУ и председателю судового комитета С.А. ЛОГОВЕНКО. И они были единодушны: "Трудно выделить кого-нибудь. Отлично работает весь экипаж." С этим нельзя не согласиться - иначе как бы удалось каждое рейсовое задание выполнять на 110-120 процентов, добиваться такого высокого уровня сервиса , который покоряет иностранных и советских туристов.
И все-таки я назову имена лучших из лучших. Это заместитель секретаря партбюро старший механик ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТОРСКИЙ, матрос ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ СЕРАДСКИЙ, кавалеры ордена Трудового Красного Знамени повар АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА БУГАКОВА и электрик ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТКАЧЕНКО, радиотехник ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАСТУШЕНКО, труд которого отмечен орденом "Знак Почета".
В создании атмосферы творческого труда большую роль играет профсоюзная организация судна. Каждый член экипажа четко определил свои задачи на юбилейный год, взял индивидуальные социалистические обязательства. Судком побеспокоился о том, чтобы соревнованию были приданы гласность, сравнимость, чтобы систематически обобщался и распространялся передовой опыт.
О тех, кто стал победителем в труде, сообщает корабельная стенгазета "Под флагом Родины". Имена передовиков заносятся в книгу и на доску почета корабля. Особо отличившимся вручаются вымпелы комитета плавсостава пароходства.Все это положительно влияет на настроение людей, поднимает роль и значение социалистического соревнования.
В.ОЛЬШЕВСКИЙ. ( Наш соб. корр.) Борт теплохода "Башкирия"
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Виталис, спасибо большое за публикацию этого материала из старой прессы !
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Журнал "Морской флот", август 1979 года. Теплоход "Башкирия" ЧМП в Антарктиде.
Солнечным октябрьским днем 1978 года теплоход БАШКИРИЯ покинул Одессу и направился к Антарктиде. На его борту находились члены 24-й советской антарктической экспедиции ( САЭ ). По пути были заходы в порты Аугуста, Лас-Пальмас, Ресифи, Монтевидео, где судно бункеровалось и пополняло запасы пресной воды.
Через месяц плавания, 27 ноября БАШКИРИЯ стала на якорь на станции Беллинсгаузен, расположенной на острове Кинг-Джордж в группе Южных Шетлендских островов. Оставив там часть участников экспедиции и забункеровавшись, теплоход вышел в море.
На подступах к Антарктиде произошла встреча с дизель-электроходом КАПИТАН МАРКОВ. На КАПИТАНА МАРКОВА пересели 105 членов САЭ с имуществом и снабжением. Затем теплоход проследовал на острова Крозе. ( продолжу)
Солнечным октябрьским днем 1978 года теплоход БАШКИРИЯ покинул Одессу и направился к Антарктиде. На его борту находились члены 24-й советской антарктической экспедиции ( САЭ ). По пути были заходы в порты Аугуста, Лас-Пальмас, Ресифи, Монтевидео, где судно бункеровалось и пополняло запасы пресной воды.
Через месяц плавания, 27 ноября БАШКИРИЯ стала на якорь на станции Беллинсгаузен, расположенной на острове Кинг-Джордж в группе Южных Шетлендских островов. Оставив там часть участников экспедиции и забункеровавшись, теплоход вышел в море.
На подступах к Антарктиде произошла встреча с дизель-электроходом КАПИТАН МАРКОВ. На КАПИТАНА МАРКОВА пересели 105 членов САЭ с имуществом и снабжением. Затем теплоход проследовал на острова Крозе. ( продолжу)
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Спасибо Вам большое, Виталис !
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Теплоход "Башкирия" в Антарктиде. Журнал "Морской флот" № 8- 1979.
В бухте Навир острова Поссесьон судно ошвартовалось к необорудованному берегу. С помощью судовых пожарных шлангов и погружных насосов приняли из ручья пресную воду и снялись на станцию Молодежная для встречи с научно-исследовательским судном МИХАИЛ СОМОВ. Шестнадцатого декабря 1978 года БАШКИРИЯ и МИХАИЛ СОМОВ встретились. Здесь также произвели пересадку 82 члена САЭ и приняли от ленинградцев 148 тонн топлива. Из Молодежной БАШКИРИЯ пошла в Австралию, а оттуда к обсерватории Мирный.
Переход Молодежная - Фримантл - Мирный проходил в крайне тяжелых погодных условиях: ветер 10-12 баллов, море - 9 баллов.
Крен доходил до 30-40 градусов. В этой обстановке экипаж проявил мужество и стойкость. ( продолжу)
В бухте Навир острова Поссесьон судно ошвартовалось к необорудованному берегу. С помощью судовых пожарных шлангов и погружных насосов приняли из ручья пресную воду и снялись на станцию Молодежная для встречи с научно-исследовательским судном МИХАИЛ СОМОВ. Шестнадцатого декабря 1978 года БАШКИРИЯ и МИХАИЛ СОМОВ встретились. Здесь также произвели пересадку 82 члена САЭ и приняли от ленинградцев 148 тонн топлива. Из Молодежной БАШКИРИЯ пошла в Австралию, а оттуда к обсерватории Мирный.
Переход Молодежная - Фримантл - Мирный проходил в крайне тяжелых погодных условиях: ветер 10-12 баллов, море - 9 баллов.
Крен доходил до 30-40 градусов. В этой обстановке экипаж проявил мужество и стойкость. ( продолжу)
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Теплоход "Башкирия" в Антарктиде. Журнал "Морской флот" № 8- 1979.
В районе обсерватории Мирный БАШКИРИЯ выгрузила техническое снабжение и лес, пополнила запасы топлива и продуктов, произвела замену зимовщиков. Большую помощь морякам в перевозке на берег людей и груза оказали летчики польского авиаотряда, так как тяжелые советские вертолеты не могли садиться на палубу БАШКИРИИ.
Закончив все операции, 21 января 1979 года БАШКИРИЯ снялась на остров Кергелен. Затем были заходы на Маврикий, в порты Латакия и Стамбул. На теплоходе возвращались на Родину 84 члена 23-й САЭ. И когда минули 117 сутки рейса, на горизонте показалась Одесса.Четвертый антарктический рейс теплохода БАШКИРИЯ завершился.
В. МЕРЕМЬЯНИН. Наш соб. корр. Фото А.Левита.
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Виталис, спасибо большое за продолжение темы о теплоходе "Башкирия" !
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Газета "Водный транспорт" от 27 января 1979 года.
Лайнеры в Антарктике.
В 24-й советской антарктической экспедиции заняты два пассажирских теплохода Министерства морского флота. Черноморская БАШКИРИЯ только что покинула самую южную в мире землю, а балтийская ЭСТОНИЯ завтра уходит из Риги к Белому континенту.
Моряки БАШКИРИИ находились почти два месяца среди льдов и айсбергов Южного океана. Экипаж во главе с капитаном К.Н.ЛОСКУТОВЫМ успешно провел транспортные операции. Лайнер доставил на ледяной материк около 300 полярных исследователей, в том числе специалистов ГДР и Чехословакии, работающих в нашей экпедиции.
Курс теплохода ЭСТОНИЯ снова проложен к заснеженным берегам Антарктиды. Экипаж лайнера, принявший на борт последнюю большую группу участников 24-й антарктической экспедиции, неоднократно доставлял на Крайний Юг и обратно советских ученых.
Это уже шестой поход, совершаемый балтийцами в царство вечных льдов. Будущих новоселов далекого континента возглавит начальник зимовочной части экспедиции кандидат географических наук А.Н.АРТЕМЬЕВ.
В Антарктиде теплоход примет других пассажиров - зимовщиков и персонал сезонных отрядов, которые закончат работу.
Возвращение ЭСТОНИИ на Родину планируется в середине апреля. Судно ведет опытный балтийский капитан И.И.КИРЬЯНОВ, который совершит третий рейс в Южный океан.
Г.БРЕГМАН, В. ЛУЩЕВСКИЙ ( Наши корр.)
Лайнеры в Антарктике.
В 24-й советской антарктической экспедиции заняты два пассажирских теплохода Министерства морского флота. Черноморская БАШКИРИЯ только что покинула самую южную в мире землю, а балтийская ЭСТОНИЯ завтра уходит из Риги к Белому континенту.
Моряки БАШКИРИИ находились почти два месяца среди льдов и айсбергов Южного океана. Экипаж во главе с капитаном К.Н.ЛОСКУТОВЫМ успешно провел транспортные операции. Лайнер доставил на ледяной материк около 300 полярных исследователей, в том числе специалистов ГДР и Чехословакии, работающих в нашей экпедиции.
Курс теплохода ЭСТОНИЯ снова проложен к заснеженным берегам Антарктиды. Экипаж лайнера, принявший на борт последнюю большую группу участников 24-й антарктической экспедиции, неоднократно доставлял на Крайний Юг и обратно советских ученых.
Это уже шестой поход, совершаемый балтийцами в царство вечных льдов. Будущих новоселов далекого континента возглавит начальник зимовочной части экспедиции кандидат географических наук А.Н.АРТЕМЬЕВ.
В Антарктиде теплоход примет других пассажиров - зимовщиков и персонал сезонных отрядов, которые закончат работу.
Возвращение ЭСТОНИИ на Родину планируется в середине апреля. Судно ведет опытный балтийский капитан И.И.КИРЬЯНОВ, который совершит третий рейс в Южный океан.
Г.БРЕГМАН, В. ЛУЩЕВСКИЙ ( Наши корр.)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 13 июн 2014, 17:38, всего редактировалось 1 раз.