Газета "Водный транспорт" от 04 декабря 1979 года.
У берегов Антарктиды.
Теплоход БАШКИРИЯ завершил дальний рейс, начатый более месяца назад в Одессе. Остался позади и пролив Дрейка - самый широкий и бурный в мире. Черноморский пассажирский лайнер под командованием капитана К.ЛОСКУТОВА достиг ледяного материка и посетил станцию Беллинсгаузен. В высокие южные широты прибыл первый крупный десант 25-й советской антарктической экспедиции, возглавляемый ее начальником Героем Социалистического Труда Н.КОРНИЛОВЫМ.
Новый персонал Беллинсгаузена, руководимый кандидатом географических наук В.СПИЧКИНЫМ, примет вахту в уникальной природной области Антарктики. Закончив работу по обеспечению станции на острове Ватерлоо, продолжаем плавание в Южном океане.
Э.БОРИСОВ, второй помощник капитана. ( по радио )
"Водный транспорт" от 01 декабря 1977 года о теплоходе "Башкирия".
Никак не получается расположить материалы "Водного транспорта" строго хронологически. Этот материал - о 23-й САЭ.
Первый у берегов Антарктиды.
Из большой флотилии судов, занятых в 23-й советской антарктической экспедиции, первым подошел к ледяному материку дизель-электроход "Капитан Кондратьев" Дальневосточного пароходства. Участники рейса достигли района Молодежной - главной научной базы СССР на шестом континенте, и готовятся к транспортной операции.
В водах высоких южных широт находятся еще два судна. Корабль науки "Профессор Зубов" Арктического и Антарктического института завершает переход из Ленинграда к Белой земле. Черноморский пассажирский теплоход БАШКИРИЯ, посетив остров Кергелен, продолжит плавание на Крайний Юг. На борту большая группа участников предстоящей зимовки и сезонных научных работ на побережье и в глубине Антарктиды.
"Водный транспорт" от 10 декабря 1977 года о теплоходе "Башкирия".
Фото из журнала "Морской флот": Доставка полярников к трапу на ледовый барьер мыса ТАБУС у обсерватории Мирный.
Гавань во льдах.
Дизель-электроход КАПИТАН КОНДРАТЬЕВ, которым командует Л.Б. Вертинский, первым из судов 23-й САЭ приступил к работе у берегов ледяного материка.
Достигнув района Молодежной - главного южнополярного научного центра СССР, мы шли среди льдов переменными курсами. Вели поиски проходов, чтобы подойти ближе к Земле Эндерби, где нас так ждали зимовщики. В северо-восточной части моря Космонавтов отыскали у кромки припая подходящее ледяное поле под стоянку. Ошвартовались левым бортом у "причала гавани".
Для круглосуточной выгрузки организовали две бригады. Подготовив тяжеловесные стрелы, спустили вертолеты с палубы на лед.
Операцией руководил дублер капитана В.М. Иванов. Авиаторы собрали две машины МИ-8 и перекинули воздушный мост на расстояние 210 километров от судна до побережья залива Алашеева. Туда доставлены часть полярников, первоочередные грузы - оборудование научной группы ГДР, продовольствие, почта и посылки. Завершив выгрузку, взяли курс к теплоходу БАШКИРИЯ. На нем прибыло около 290 исследователей высоких южных широт во главе с начальником экспедиции В.И.Сердюковым. Встретив пассажирский лайнер, провели его сквозь льды в "гавань", созданную в припае.
"Водный транспорт", декабрь 1976 года о теплоходе "Башкирия" и других судах операции "Южный океан".
Дизель-электроход ПЕНЖИНА ДВМП, участвовавший в операции "Южный океан" - 22-я САЭ.
Участники экспедиции готовятся в путь через океаны к далекой земле, покрытой вечным белым панцирем. Скоро Ленинград, Одессу, Ригу и Батуми покинут семь судов Министерства морского флота и Гидрометеослужбы. Два из них являются новичками, а остальные побывали в высоких южных широтах. Флотилия доставит новую смену исследователей, тысячи тонн оборудования и снаряжения, гусеничные тягачи, самолеты и вертолеты.
Ученые Арктического и Антарктического института продолжат изучение вод, льдов и рельефа дна Южного океана, его взаимодействие с атмосферой. С борта флагманского судна "Михаил Сомов" намечены наблюдения на океанографическом разрезе между Антарктидой и Африкой , в море Дейвиса и прибрежных южнополярных водах. Участники рейса дважды посетят Молодежную - Главную научную базу СССР и обсерваторию Мирный, произведут смену сотрудников станции Ленинградская на берегу Отса.Пробыв в плавании свыше полугода, дизель-электроход "Михаил Сомов" вернется в родной порт.
Продолжительные океанографические исследования по международной программе "Полярный эксперимент - Юг" предстоят кораблю науки "Профессор Зубов". Советские ученые дважды провели подобные наблюдения в проливе Дрейка и примыкающих к нему морях Беллинсгаузена и Скоша. Теперь местом их деятельности станет огромная акватория океана к югу от Австралии по направлению к Антарктиде. Исследования представляют интерес для ряда разделов науки о Земле, в практических целях мореплавания и рыбного промысла, прогнозирования климата и погоды. ( продолжу ).
"Водный транспорт", декабрь 1976 года. О теплоходе "Башкирия" и других судах операции "Южный океан".
Два дизель-электрохода Дальневосточного пароходства пойдут в труднодоступную южную часть моря Уэдделла, к барьеру исполинского шельфового ледника Фильхнера, где прошлым летом была создана сезонная станция Дружная. С помощью экипажей самолетов и вертолетов ученые продолжат комплексные исследования в малоизученной области Антарктиды. Дизель-электроходы КАПИТАН ГОТСКИЙ и ПЕНЖИНА - ветераны арктического плавания, впервые пойдут в Южный океан и проникнут в море Уэдделла, названное "ледовым мешком".
Океанская дорога из Черного моря к острову Ватерлоо, Берегу Правды и в залив Алашеева, где расположены советские станции, знакома танкеру ГЕЛЕНДЖИК Новороссийского пароходства, который доставит для экспедиции около 10 000 тонн нефтепродуктов. Не удивишь рейсами на Крайний Юг и моряков пассажирских теплоходов БАШКИРИЯ Черноморского и ЭСТОНИЯ Балтийского пароходств. Они уже ходили к берегам ледового материка. Лайнеры доставят туда участников зимовки и сезонных работ, а затем отвезут на Родину полярников, завершивших вахту в Антарктиде.
"Водный транспорт",15 декабря 1979 года. О теплоходе "Башкирия"
"Башкирия на Крайнем Юге.
Продолжая антарктический рейс, "Башкирия" впервые посетила гористый остров Южная Георгия, покрытый льдом и снегом. Обойдя скопление банок и скал, пошли в бухту Кинг- Эдуард. На ее побережье расположена английская станция Грютвикен и заброшенная много лет назад китобойная база. Ошвартовались к небольшому причалу, где трое суток принимали пресную воду.
Знакомясь с островом, побывали у могилы известного английского исследователя Белого континента Эрнста ШЕКЛТОНА. Минутой молчания почтили его память. Когда покинули гавань, капитан К.ЛОСКУТОВ проложил курс в море Космонавтов. У кромки льда в районе научного центра Молодежная - встреча с теплоходом ПИОНЕР ЭСТОНИИ. Он доставил к берегам Антарктиды полярников, сотни тонн грузов, самолеты, вертолеты...
Э.БОРИСОВ, второй помощник капитана. ( по радио ).
Виталис, спасибо Вам большое за последовательное, интересное, информативное и органичное продолжение темы об этом историческом пассажирском судне, фактически - наиболее известном широкой общественности теплоходе своей серии из 19 однотипных пассажирских судов и одновременно - с очень малоизвестными подробностями именно тех эпизодов его судьбы, за которые оно такую известность и получило. Спасибо большое, что Вы возвращаете эти эпизоды на свет из пелены забвения, открываете для нас заново бережно сохранённые газетные и журнальные статьи и заметки, восстанавливаете по крупицам полномасштабную картину судьбы лайнера "Башкирия".
yan писал(а):Виталис, спасибо Вам большое за последовательное, интересное, информативное и органичное продолжение темы об этом историческом пассажирском судне, фактически - наиболее известном широкой общественности теплоходе своей серии из 19 однотипных пассажирских судов и одновременно - с очень малоизвестными подробностями именно тех эпизодов его судьбы, за которые оно такую известность и получило. Спасибо большое, что Вы возвращаете эти эпизоды на свет из пелены забвения, открываете для нас заново бережно сохранённые газетные и журнальные статьи и заметки, восстанавливаете по крупицам полномасштабную картину судьбы лайнера "Башкирия".
Добрый день, Ян !
Выбрав из "МФ" и "ВТ" информацию по теплоходу БАШКИРИЯ, заметил, что пик сообщений о судне приходится на конец 1970-х - первую половину 1980-х. Это связано с рейсами теплохода БАШКИРИЯ в Антарктиду. У меня нет газет и журналов за 1960-е годы. Интересно бы найти информацию о поездке Н.Хрущева на новенькой БАШКИРИИ в Данию.
Немалая заслуга в освещении рейсов теплохода принадлежит журналисту Г.БРЕГМАНУ и помощнику капитана Э.БОРИСОВУ. Это их регулярные заметки в "ВТ" позволяют узнать о морских дорогах небольшого теплохода, ходившего дальними маршрутами. Конечно, газета "Водный транспорт" доставлялась отвратительно. Я сделал анализ регулярности доставки. Как правило, каждый месяц не приносили 1-2 номера. И тем не менее, о БАШКИРИИ в указанный период информация появлялась не реже, чем раз в квартал.
В журнале "Морской флот", который доставлялся более аккуратно, за период с 1974 по 1990-й годы о теплоходе БАШКИРИЯ материал появился всего один раз...
При том, что в "МФ" о пассажирском флоте писали часто и много. В меру возможностей постараюсь выставить на форуме сообщения и о других пассажирских теплоходах 1970-х - 1980-х годов.