Грузовой пароход "Березина" (1918)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5057
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Грузовой пароход "Березина" (1918)

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Грузовой пароход
Черноморского государственного морского
пароходства «Березина»


Пароход «BRACONDALE»
Пароход «BRACONDALE»
SS_Bracondale.jpg (99.88 КБ) 10525 просмотров
В 1917 году на верфи «J. Blumer & Co. Ltd» в Сандерленде (Англия) по заказу военно-морской администрации Великобритании (Shipping, Controller, London) под строительным № 246 был заложен сухогрузный транспорт, получивший название «WAR HIGHWAY». Судно вместимостью 3087 брт имело длину 104,24 м, ширину 14,20 м и осадку 6,64 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2200 .л.с. обеспечивала судну скорость хода в 11,5 узлов.

В марте 1918 года пароход был спущен на воду. В мае этого же года готовое судно передали под управление британской компании «F.& W. Ritson» из Сандерленда. В 1919 году пароход был продан английской компании «Hartlepool Seatonia S.S. Co. Ltd, West Hartlepool» (Hessler & Co). Там судно стало эксплуатироваться под новым именем «SEATONIA». В конце 1926 года компания «Hessler & Co» обанкротилась, и судно в 1927 году продали другой британской компании «J.E. Murrell S.S. Co, Ltd» (J.E. Murrell & Sons, managers), West Hartlepool, переименовавшей пароход в «BRACONDALE». В 1933 году, загрузившись в СССР лесоматериалами, пароход в Карском море столкнулся с советским судном, получив повреждения корпуса. Аварийные суда три дня простояли рядом, заделывая пробоины.

В июне 1934 года судно было приобретено Советским Союзом и под наименованием «БЕРЕЗИНА» передано в состав Балтийского морского пароходства. Порт приписки Ленинград. В 1938 году пароход включили в состав Черноморского государственного морского пароходства. Порт приписки Одесса. После прихода на Черное море он в 1940 году с грузами ходил в Констанцу.

В начале Отечественной войны пароход находился в Мариуполе. Оттуда судно направили порожняком в Николаев. Погрузив там 3800 т зерна, «БЕРЕЗИНА» перешла в Одессу, где дополнительно приняла на борт 2000 человек эвакуированного населения. После разгрузки в Новороссийске судно вернулось в балласте в Одессу. В течение трех суток под непрерывным артобстрелом и бомбежками на пароход было погружено 2740 т заводского оборудования и принято 2100 человек эвакуированных. Груз и люди были доставлены в Мариуполь.
Пароход «Березина» в Констанце, 1940 г<br />Фотография из Интернета
Пароход «Березина» в Констанце, 1940 г
Фотография из Интернета
SS_Berezina_Foto_Konstantsa1940A.jpg (166.59 КБ) 10524 просмотра
Пароход «Berezina» в Англии, 13 февраля 1961 г
Пароход «Berezina» в Англии, 13 февраля 1961 г
SS_Berezina_Foto_England13021961A.jpg (123.95 КБ) 10524 просмотра
Погрузив в Севастополе 3300 т боеприпасов и 1150 красноармейцев, «БЕРЕЗИНА» в очередной раз в начале сентября вышла в Одессу. При выходе из порта вблизи судна (около 100 м) взорвалась магнитная мина, не причинившая пароходу вреда. При выгрузке боеприпасов в Одессе 4 сентября в левый борт «БЕРЕЗИНЫ» попал снаряд.
Пароход «Berezina»
Пароход «Berezina»
SS_Berezina_Foto_1A.jpg (102.08 КБ) 10523 просмотра
Пароход «EFORIA»
Пароход «EFORIA»
SS_Eforia_Foto1A.jpg (119.61 КБ) 10523 просмотра
Пробоину в районе 4 трюма заделали силами экипажа. При эвакуации Одессы за четверо суток на борт судна приняли 40 автомашин, 5 прицепов, 28 тракторов, 2 танкетки, 22 пушки калибра 152 мм, а также 600 т снаряжения, 100 т продовольствия и 1400 военнослужащих. Войска и груз доставили в Севастополь.

Перед вторым штурмом Севастополя «БЕРЕЗИНА» 12 декабря 1941 года стала под погрузку оставшегося тяжелого оборудования судостроительного завода, эвакуация которого завершалась. В ее трюмы опускали паровозы, железнодорожные паровые краны, громадный токарный станок для обработки роторов турбин и другое дефицитное имущество. У малой пристани Южной бухты, где было ошвартовано судно, «БЕРЕЗИНА» попала под бомбежку. Шесть бомб разнесли деревянную пристань в клочья. Левый борт парохода изрешетило десятками осколков, швартовы оторвало, погас свет, засвистел пар из лопнувших паропроводов, вылетела часть заклепок в корпусе.
Пароход «EFORIA»
Пароход «EFORIA»
SS_Eforia_Foto2A.jpg (88.2 КБ) 10523 просмотра
Буксиры отвели поврежденную «БЕРЕЗИНУ» к Угольной пристани, где рабочие филиала ССЗ из штолен вместе с экипажем приступили к срочному ремонту парохода. Не прекращалась и погрузка. Наконец 18 декабря ночью под артиллерийским обстрелом пароход вышел в море и взял курс на Кавказ.

С начала 1942 года он работал на линии по обеспечению войск Крымского фронта. За 3 месяца судно доставило с Кавказских портов в Керчь и Камыш-Бурун 12000 военнослужащих, 156 автомашин, 370 лошадей много боеприпасов и снаряжения. При эвакуации из Керчи пароход уходил под огнем противника из порта последним. В 1943 году он стал вновь числиться в составе Черноморского морского пароходства и до конца войны работал на линии Батуми – Одесса, Констанца и Варна.

В 1949 году «БЕРЕЗИНА» была переведена в состав судов советско-румынского акционерного общества «Sovromtransport». В 1950 году судно с наименованием «BEREZINA» перешло в ведение румынского морского и речного ведомства «Navrom». 17 марта 1962 года пароход получил новое название – «EFORIЕ». 6 июня 1975 года - последнее упоминание о прохождении Стамбула.
Останки парохода «EFORIA» в районе Браила, 2005 г.
Останки парохода «EFORIA» в районе Браила, 2005 г.
SS_Eforia_Foto_Braila2005A.jpg (106.62 КБ) 10522 просмотра
Затем оно было выведено из эксплуатации и находилось в Констанце. В 1978 было сообщено, что судно передано на слом. Однако корпус судна еще в 2005 году находился на берегу Дуная в р-не Брайлы.


Москва, 2012 год

yan
Staff
Сообщения: 5057
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Грузовой пароход "Березина" (1918)

Сообщение yan »

Юрий Николаевич ! Огромное Вам спасибо за прекрасную статью о многозначимом но незаслуженно малоизвестном судне, о судне-участнке Обороны Одесса и Севастополя, эвакуации Керченского Десанта. Будем обязательно всегда и при любых обсотятельствах помнить и об этом прославленном судне, ставшем частицей истории северного Причерноморья.

Наверно, не случайно, публикация статьи о судне, внёсшем свой вклад в Победу в Войне 1941-1945 года пришлась на такой памятный день, как 22 июня, когда 73 года назад, в 1941 году, на западные рубежи СССР обрушилась война.

От имени нашего форума очень признателен Вам за доброту, отзывчивость, позволение опубликовать Вашу новую статью !

yan
Staff
Сообщения: 5057
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Грузовой пароход "Березина" (1918)

Сообщение yan »

У меня возникли следующие вопросы:

1. Каковой была штатная пассажировместимость судна в мирное время ?

2. Как завершилась судьба судна после фотоснимка 2005 года - сохранился ли ещё его остов в настоящее время ?

Буду очень рад, если кто-нибудь сможет дать на них ответ.

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Грузовой пароход "Березина" (1918)

Сообщение Алексей Сёмин »

Сомнения берут насчет датировки фото - 2005 год. В это время у румынов ничего уже по берегам не валялось. В 90-х гг - да, было очень много старого флота по берегам иногда даже в 2-3 ряда. А к началу 2000-х все порезали.

Ответить