Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Модератор: yan
Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Юрий Трифонов
Товаропассажирский турбоэлектроход
Балтийского государственного морского
пароходства «Балтика»
Спуск на воду турбоэлектрохода «Вячеслав Молотов», 17 августа 1939 года
По заказу Цуморфлота Народного Комиссариата Водного Транспорта СССР, для экспрессной пассажирской линии, связывающей Владивосток с Петропавловском-Камчатским, в Нидерландах на верфи «N.V. Nederlandsche Scheepsbouw Mij» в Амстердаме в 1938 году были заложены два семипалубных турбоэлектрических товаропассажирских парохода ледового класса «ИОСИФ СТАЛИН» и «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» (строительный № 276). Суда имели водоизмещение 8946 тонн (7646 брт), дедвейт 3219 тонн и грузоподъемность 1272 тонны. В комфортабельных каютах пароходов могли размещаться 508 пассажиров. Экипаж насчитывал 107 человек.
Энергетические установки лайнеров несколько отличались, так как на «ИОСИФЕ СТАЛИНЕ» было запроектировано угольное отопление, а на «ВЯЧЕСЛАВЕ МОЛОТОВЕ» нефтяное. Две главные активно-реактивные паровые турбины фирмы «Gebr Stork Hengela» (Голландия) общей мощностью 14480 л.с. вырабатывали 9000 киловатт электроэнергии передаваемой на моторы двух гребных валов «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ». Кроме того, пять вспомогательных генераторов для внутренних нужд лайнера давали еще 1500 квт. Пар обеспечивали четыре котла фирмы «Бабкок-Уилкокс», а танки, вмещающие 1740 тонн жидкого топлива, давали возможность плавать судну в течение 25 суток без дополнительной бункеровки. Скорость лайнера при нормальном режиме хода достигла 21 узла.
В 1939 году суда были спущены на воду и достроены. В праздничный день 1 мая 1940 года на «ВЯЧЕСЛАВЕ МОЛОТОВЕ» был поднят советский флаг. Через несколько дней он вышел в порт приписки Ленинград. В это время уже шла вторая мировая война, поэтому лайнер до конца 1940 года совершил всего несколько рейсов из Ленинграда в немецкие порты. В мае 1941 года открылась пассажирская линия Ленинград-Таллин. На ней стали ходить новые турбоэлектроходы.
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов», 1940 год
После начала Отечественной войны лайнер«ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ», оставаясь в составе БГМП, был мобилизован для перевозки воинских грузов и раненых, получив наименование «ВТ-509». В полночь 7 августа 1941 года конвой в составе шести судов, включая турбоэлектроход «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» и госпитальное судно «СИБИРЬ», посланные для вывоза около 4000 раненых бойцов, заполнивших таллинские госпитали, вышел из Кронштадта в Таллин. Не имея свободных тральных сил и кораблей охранения, командование ОВР Кронштадтской ВМБ смогло выделить для проводки конвоя за тралами всего два БТЩ «ВЕРП» и «КНЕХТ», а в охранении были всего один катер МО и два торпедных катера.
Турбоэлектроход «ВТ-509», Ленинград, 1941 год
Впрочем, ПВО конвоя обеспечивалось также возвращавшимся из ремонта и присоединенным к конвою эскадренным миноносцем «СМЕТЛИВЫЙ», командир которого был назначен командиром конвоя. Переход в Таллин был совершен благополучно в течение почти 24 часов.
Приняв там 3168 раненых, из них 809 лежачих, рано утром 11 августа турбоэлектроход вышел из Таллина в Кронштадт. Для обеспечения перехода этого ценного судна были выделены БТЩ «КРАМБОЛ», «БУЙ» и «БУГЕЛЬ», эскадренный миноносец «СТЕРЕГУЩИЙ», посланный в Кронштадт для ремонта, и четыре катера МО. В 8 час 22 мин шедший головным «КРАМБОЛ» подорвался на мине и через 15 мин затонул. Катера МО и шлюпки, спущенные с турбоэлектрохода, спасли личный состав погибшего корабля. Обходя разломившийся пополам тральщик, в 8 час 27 мин получил повреждения от взрыва мины в параване эсминец «СТЕРЕГУЩИЙ».
В 14 час 31 мин в полумиле от Южного Гогландского маяка «ВТ-509» за пределами протраленной полосы захватил параваном-охранителем, но не подсек из-за малой скорости якорную мину. Притянутая к судну она взорвалась и разворотила борт в районе носовой части. Через пробоину в отсеки хлынула вода и затопила котельное отделение. Судно накренилось и лишилось хода. Начался неорганизованный спуск шлюпок, многие пассажиры, спускаясь по талям, попадали в воду, и около 40 человек утонуло. Однако команда быстро и энергично выправила ситуацию, ее умелые действия позволили сохранить лайнер на плаву.
К вечеру при помощи прибывшего к месту аварии тральщика «№ 121» (бывший буксир «Ижорец») лайнер отбуксировали «СТЕРЕГУЩИМ» на рейд Сууркюля острова Гогланд, где было выгружено 600 раненых. Высланные из Лужской губы пять тихоходных тральщиков к утру 13 августа провели эсминец с турбоэлектроходом на буксире за тралами на Кронштадтский рейд, а затем судно отбуксировали в Ленинград. Зимой 1941/1942 годов для сохранения турбин и моторов машинное отделение «ВЯЧЕСЛАВА МОЛОТОВА» обогревалось паром с пришвартованного к нему парохода «БИРУТА», топливо для которого экипаж лайнера собирал по всему блокадному Ленинграду.
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов»
С весны 1943 года на судне начались восстановительные работы. В 1944 году на пробоину поставили бетонную заплату, а 9 декабря 1945 года отправили в Ливерпуль, а затем в Амстердам для проведения капитального ремонта. После этого водоизмещение турбоэлектрохода достигло 8945 т (7494 брт). На нем теперь могли размещаться в двух комфортабельных каютах люкс-4 пассажира, в пяти каютах 1-го класса А-5 чел, в тридцати каютах 1-го класса В-60 чел, в 25 каютах туристского класса А-100 чел, в 34 каютах туристского класса В-170 чел и в 18 каютах туристского класса С-82 человека (всего-421 чел). К их услугам были музыкальные салоны, кинозалы, библиотеки, рестораны. Экипаж насчитывал 70 человек, обслуживающий персонал 91 чел.
Лайнер «Вячеслав Молотов», 1947 год
В июле 1946 года «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» вышел на линию Ленинград – Лондон. В этом же году он доставил из США на родину советскую делегацию 1-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В 1947 году, переданный в состав ЧГМП, лайнер ушел на Черное море, где летом ходил на линии Одесса-Крым-Кавказ, а зимой эксплуатировался на Ближневосточной линии.
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов» на Черном море
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов» на Дальнем Востоке
В апреле 1950 года лайнер был переведен на Дальний Восток и включен в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. Он начал обслуживать грузопассажирскую линию Владивосток - Петропавловск-Камчатский, которая на летнее время продлевалась до бухты Провидения и Анадыря с заходом в бухту Угольная. Приказом начальника ДВМП № 523 от 18 мая 1950 года «О повышении пассажировместимости судов, перевозящих пассажиров на летний период 1950 года» турбоэлектроходу «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» предписывалось принимать на борт 600 классных пассажиров.
Турбоэлектроход «Балтика», 1963 год
В 1955 году судно вернули на Балтику. В 1957 году оно получило новое имя «БАЛТИКА». С 1960 года турбоэлектроход стал работать на международной Европейской линии (Ленинград – Хельсинки – Копенгаген – Лондон - Гавр), а с 1962 года на пассажирской линии СССР (Рига) - Куба (Гавана), однако в летние месяцы «БАЛТИКА» продолжала обслуживать пассажирскую линию Ленинград-Лондон.
Турбоэлектроход «Балтика», Гаванна, Куба, 1962-1963 годы
С 1957 года «БАЛТИКА» стала привлекаться к мероприятиям по проведению Всемирных фестивалей молодежи и студентов. В 1957 году судно доставило в Ленинград делегатов на Московский фестиваль, в 1973 году - на Берлинский, в 1978 году - на Кубинский в Гаване. Та же почетная миссия была доверена «БАЛТИКЕ» и в 1985 году, когда в Советском Союзе проходил XII Всемирный фестиваль молодежи, посвященный 40-летию Победы над фашизмом. С начала 80-х годов «БАЛТИКА», успешно конкурируя с новейшими лайнерами Европейских стран, стала обеспечивать туристскую трассу Ленинград – Копенгаген – Лондон – Осло – Копенгаген – Ленинград. Помимо перевозки туристов, лайнер нередко использовался для выполнения различных дипломатических поручений. Так в сентябре 1960 года на турбоэлектроходе «БАЛТИКА» из порта Балтийск в Нью-Йорк на ХV сессию Генеральной Ассамблеи ООН была доставлена делегация СССР во главе с Н.С. Хрущевым.
«Балтика» официальный перевозчик участников Всемирного фестиваля молодежи в Гаване, 1978 г
Пассажирский турбоэлектроход «БАЛТИКА» Балтийского пароходства 28 августа 1973 года вышел из Гаваны в Ленинград с пассажирами. На следующий день судно легло на курс 57°—первый отрезок дуги большого круга. На судне не было путевой карты района Бермудских островов, и судоводители не знали, что курс, проложенный в 10 милях от берега острова, проходит через границу запрещенного для плавания района, а выбранная дистанция не обеспечивает безопасного прохода опасного участка. После полуночи 31 августа перешли на карту-сетку, на которую нанесли маяк Гибс-Хилл В 11 ч 00 мин по пеленгу и расстоянию до этого маяка определили место судна, оказавшееся на 17,2 мили впереди и на 8 миль правее счислимой точки. В 11 ч 39 мин легли на заранее рассчитанный курс 61,5° дуги большого круга, снос в сторону берега при этом не компенсировали. В 12 ч 00 мин, определившись по тому же маяку, продолжали следовать к опасности неизменным курсом при слабом ветре, отсутствии волнения и отличной видимости. Около полудня судно отворачивало вправо до курса 75° для обхода рыболовных сетей, поэтому оказалось несколько ближе к берегу. Капитан, не имея карты, совершенно необоснованно считал, что маяк Норт-Рок находится мористее всех опасностей и что, оставляя его к югу, судно их пройдет чисто. Поэтому, несмотря на то что «БАЛТИКА» находилась уже не в 10, а в 6,7 милях от берега, это не насторожило капитана, он по-прежнему был уверен, что судну ничего не грозит. Глубину не измеряли, при определениях вместо маяка Гибс-Хилл пеленговали башню Кинг-Пойнт. В 12 ч 16 мин турбоход с полного хода сел на рифы, получив значительные повреждения подводной части корпуса. Только 4 сентября, после откачки балласта и передачи топлива, с помощью других судов турбоход «БАЛТИКА» был снят с мели.
Турбоэлектроход «Балтика», первая половина 1980-х годов
Турбоэлектроход «Балтика» подготовлен к рейсу в Исландию, 1986 год
По состоянию данных на 1979 год тоннаж лайнера составлял 7494 брт, скорость судна равнялась 20 узлам. 1986 год стал, очевидно, последним, когда «БАЛТИКА» выполняла рейсы по линии Ленинград - Лондон. С завершением рейсов по этому маршруту прославленного турбоэлектрохода, прекратилось морское пассажирское сообщение и по самой этой линии.
Турбоэлектроход «Балтика» на закате
Турбоэлектроход «Балтика» перед списанием, 1987 год
Во время первой встречи президентов СССР и США М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкьявике в октябре 1986 года лайнер «БАЛТИКА» использовался в столице Исландии как плавучая гостиница для размещения советской делегации. Активная служба турбоэлектрохода продолжалась до 1987 года, а затем он был выведен из эксплуатации и продан компании «Ahmed & Co». В марте 1987 года «БАЛТИКА» прибыла в Пакистан и в Gadani Beach (Гадани Бич) 28 марта этого же года началась разделка лайнера на металлолом.
Москва, 2002 год
Товаропассажирский турбоэлектроход
Балтийского государственного морского
пароходства «Балтика»
Спуск на воду турбоэлектрохода «Вячеслав Молотов», 17 августа 1939 года
По заказу Цуморфлота Народного Комиссариата Водного Транспорта СССР, для экспрессной пассажирской линии, связывающей Владивосток с Петропавловском-Камчатским, в Нидерландах на верфи «N.V. Nederlandsche Scheepsbouw Mij» в Амстердаме в 1938 году были заложены два семипалубных турбоэлектрических товаропассажирских парохода ледового класса «ИОСИФ СТАЛИН» и «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» (строительный № 276). Суда имели водоизмещение 8946 тонн (7646 брт), дедвейт 3219 тонн и грузоподъемность 1272 тонны. В комфортабельных каютах пароходов могли размещаться 508 пассажиров. Экипаж насчитывал 107 человек.
Энергетические установки лайнеров несколько отличались, так как на «ИОСИФЕ СТАЛИНЕ» было запроектировано угольное отопление, а на «ВЯЧЕСЛАВЕ МОЛОТОВЕ» нефтяное. Две главные активно-реактивные паровые турбины фирмы «Gebr Stork Hengela» (Голландия) общей мощностью 14480 л.с. вырабатывали 9000 киловатт электроэнергии передаваемой на моторы двух гребных валов «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ». Кроме того, пять вспомогательных генераторов для внутренних нужд лайнера давали еще 1500 квт. Пар обеспечивали четыре котла фирмы «Бабкок-Уилкокс», а танки, вмещающие 1740 тонн жидкого топлива, давали возможность плавать судну в течение 25 суток без дополнительной бункеровки. Скорость лайнера при нормальном режиме хода достигла 21 узла.
В 1939 году суда были спущены на воду и достроены. В праздничный день 1 мая 1940 года на «ВЯЧЕСЛАВЕ МОЛОТОВЕ» был поднят советский флаг. Через несколько дней он вышел в порт приписки Ленинград. В это время уже шла вторая мировая война, поэтому лайнер до конца 1940 года совершил всего несколько рейсов из Ленинграда в немецкие порты. В мае 1941 года открылась пассажирская линия Ленинград-Таллин. На ней стали ходить новые турбоэлектроходы.
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов», 1940 год
После начала Отечественной войны лайнер«ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ», оставаясь в составе БГМП, был мобилизован для перевозки воинских грузов и раненых, получив наименование «ВТ-509». В полночь 7 августа 1941 года конвой в составе шести судов, включая турбоэлектроход «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» и госпитальное судно «СИБИРЬ», посланные для вывоза около 4000 раненых бойцов, заполнивших таллинские госпитали, вышел из Кронштадта в Таллин. Не имея свободных тральных сил и кораблей охранения, командование ОВР Кронштадтской ВМБ смогло выделить для проводки конвоя за тралами всего два БТЩ «ВЕРП» и «КНЕХТ», а в охранении были всего один катер МО и два торпедных катера.
Турбоэлектроход «ВТ-509», Ленинград, 1941 год
Впрочем, ПВО конвоя обеспечивалось также возвращавшимся из ремонта и присоединенным к конвою эскадренным миноносцем «СМЕТЛИВЫЙ», командир которого был назначен командиром конвоя. Переход в Таллин был совершен благополучно в течение почти 24 часов.
Приняв там 3168 раненых, из них 809 лежачих, рано утром 11 августа турбоэлектроход вышел из Таллина в Кронштадт. Для обеспечения перехода этого ценного судна были выделены БТЩ «КРАМБОЛ», «БУЙ» и «БУГЕЛЬ», эскадренный миноносец «СТЕРЕГУЩИЙ», посланный в Кронштадт для ремонта, и четыре катера МО. В 8 час 22 мин шедший головным «КРАМБОЛ» подорвался на мине и через 15 мин затонул. Катера МО и шлюпки, спущенные с турбоэлектрохода, спасли личный состав погибшего корабля. Обходя разломившийся пополам тральщик, в 8 час 27 мин получил повреждения от взрыва мины в параване эсминец «СТЕРЕГУЩИЙ».
В 14 час 31 мин в полумиле от Южного Гогландского маяка «ВТ-509» за пределами протраленной полосы захватил параваном-охранителем, но не подсек из-за малой скорости якорную мину. Притянутая к судну она взорвалась и разворотила борт в районе носовой части. Через пробоину в отсеки хлынула вода и затопила котельное отделение. Судно накренилось и лишилось хода. Начался неорганизованный спуск шлюпок, многие пассажиры, спускаясь по талям, попадали в воду, и около 40 человек утонуло. Однако команда быстро и энергично выправила ситуацию, ее умелые действия позволили сохранить лайнер на плаву.
К вечеру при помощи прибывшего к месту аварии тральщика «№ 121» (бывший буксир «Ижорец») лайнер отбуксировали «СТЕРЕГУЩИМ» на рейд Сууркюля острова Гогланд, где было выгружено 600 раненых. Высланные из Лужской губы пять тихоходных тральщиков к утру 13 августа провели эсминец с турбоэлектроходом на буксире за тралами на Кронштадтский рейд, а затем судно отбуксировали в Ленинград. Зимой 1941/1942 годов для сохранения турбин и моторов машинное отделение «ВЯЧЕСЛАВА МОЛОТОВА» обогревалось паром с пришвартованного к нему парохода «БИРУТА», топливо для которого экипаж лайнера собирал по всему блокадному Ленинграду.
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов»
С весны 1943 года на судне начались восстановительные работы. В 1944 году на пробоину поставили бетонную заплату, а 9 декабря 1945 года отправили в Ливерпуль, а затем в Амстердам для проведения капитального ремонта. После этого водоизмещение турбоэлектрохода достигло 8945 т (7494 брт). На нем теперь могли размещаться в двух комфортабельных каютах люкс-4 пассажира, в пяти каютах 1-го класса А-5 чел, в тридцати каютах 1-го класса В-60 чел, в 25 каютах туристского класса А-100 чел, в 34 каютах туристского класса В-170 чел и в 18 каютах туристского класса С-82 человека (всего-421 чел). К их услугам были музыкальные салоны, кинозалы, библиотеки, рестораны. Экипаж насчитывал 70 человек, обслуживающий персонал 91 чел.
Лайнер «Вячеслав Молотов», 1947 год
В июле 1946 года «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» вышел на линию Ленинград – Лондон. В этом же году он доставил из США на родину советскую делегацию 1-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В 1947 году, переданный в состав ЧГМП, лайнер ушел на Черное море, где летом ходил на линии Одесса-Крым-Кавказ, а зимой эксплуатировался на Ближневосточной линии.
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов» на Черном море
Турбоэлектроход «Вячеслав Молотов» на Дальнем Востоке
В апреле 1950 года лайнер был переведен на Дальний Восток и включен в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. Он начал обслуживать грузопассажирскую линию Владивосток - Петропавловск-Камчатский, которая на летнее время продлевалась до бухты Провидения и Анадыря с заходом в бухту Угольная. Приказом начальника ДВМП № 523 от 18 мая 1950 года «О повышении пассажировместимости судов, перевозящих пассажиров на летний период 1950 года» турбоэлектроходу «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» предписывалось принимать на борт 600 классных пассажиров.
Турбоэлектроход «Балтика», 1963 год
В 1955 году судно вернули на Балтику. В 1957 году оно получило новое имя «БАЛТИКА». С 1960 года турбоэлектроход стал работать на международной Европейской линии (Ленинград – Хельсинки – Копенгаген – Лондон - Гавр), а с 1962 года на пассажирской линии СССР (Рига) - Куба (Гавана), однако в летние месяцы «БАЛТИКА» продолжала обслуживать пассажирскую линию Ленинград-Лондон.
Турбоэлектроход «Балтика», Гаванна, Куба, 1962-1963 годы
С 1957 года «БАЛТИКА» стала привлекаться к мероприятиям по проведению Всемирных фестивалей молодежи и студентов. В 1957 году судно доставило в Ленинград делегатов на Московский фестиваль, в 1973 году - на Берлинский, в 1978 году - на Кубинский в Гаване. Та же почетная миссия была доверена «БАЛТИКЕ» и в 1985 году, когда в Советском Союзе проходил XII Всемирный фестиваль молодежи, посвященный 40-летию Победы над фашизмом. С начала 80-х годов «БАЛТИКА», успешно конкурируя с новейшими лайнерами Европейских стран, стала обеспечивать туристскую трассу Ленинград – Копенгаген – Лондон – Осло – Копенгаген – Ленинград. Помимо перевозки туристов, лайнер нередко использовался для выполнения различных дипломатических поручений. Так в сентябре 1960 года на турбоэлектроходе «БАЛТИКА» из порта Балтийск в Нью-Йорк на ХV сессию Генеральной Ассамблеи ООН была доставлена делегация СССР во главе с Н.С. Хрущевым.
«Балтика» официальный перевозчик участников Всемирного фестиваля молодежи в Гаване, 1978 г
Пассажирский турбоэлектроход «БАЛТИКА» Балтийского пароходства 28 августа 1973 года вышел из Гаваны в Ленинград с пассажирами. На следующий день судно легло на курс 57°—первый отрезок дуги большого круга. На судне не было путевой карты района Бермудских островов, и судоводители не знали, что курс, проложенный в 10 милях от берега острова, проходит через границу запрещенного для плавания района, а выбранная дистанция не обеспечивает безопасного прохода опасного участка. После полуночи 31 августа перешли на карту-сетку, на которую нанесли маяк Гибс-Хилл В 11 ч 00 мин по пеленгу и расстоянию до этого маяка определили место судна, оказавшееся на 17,2 мили впереди и на 8 миль правее счислимой точки. В 11 ч 39 мин легли на заранее рассчитанный курс 61,5° дуги большого круга, снос в сторону берега при этом не компенсировали. В 12 ч 00 мин, определившись по тому же маяку, продолжали следовать к опасности неизменным курсом при слабом ветре, отсутствии волнения и отличной видимости. Около полудня судно отворачивало вправо до курса 75° для обхода рыболовных сетей, поэтому оказалось несколько ближе к берегу. Капитан, не имея карты, совершенно необоснованно считал, что маяк Норт-Рок находится мористее всех опасностей и что, оставляя его к югу, судно их пройдет чисто. Поэтому, несмотря на то что «БАЛТИКА» находилась уже не в 10, а в 6,7 милях от берега, это не насторожило капитана, он по-прежнему был уверен, что судну ничего не грозит. Глубину не измеряли, при определениях вместо маяка Гибс-Хилл пеленговали башню Кинг-Пойнт. В 12 ч 16 мин турбоход с полного хода сел на рифы, получив значительные повреждения подводной части корпуса. Только 4 сентября, после откачки балласта и передачи топлива, с помощью других судов турбоход «БАЛТИКА» был снят с мели.
Турбоэлектроход «Балтика», первая половина 1980-х годов
Турбоэлектроход «Балтика» подготовлен к рейсу в Исландию, 1986 год
По состоянию данных на 1979 год тоннаж лайнера составлял 7494 брт, скорость судна равнялась 20 узлам. 1986 год стал, очевидно, последним, когда «БАЛТИКА» выполняла рейсы по линии Ленинград - Лондон. С завершением рейсов по этому маршруту прославленного турбоэлектрохода, прекратилось морское пассажирское сообщение и по самой этой линии.
Турбоэлектроход «Балтика» на закате
Турбоэлектроход «Балтика» перед списанием, 1987 год
Во время первой встречи президентов СССР и США М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкьявике в октябре 1986 года лайнер «БАЛТИКА» использовался в столице Исландии как плавучая гостиница для размещения советской делегации. Активная служба турбоэлектрохода продолжалась до 1987 года, а затем он был выведен из эксплуатации и продан компании «Ahmed & Co». В марте 1987 года «БАЛТИКА» прибыла в Пакистан и в Gadani Beach (Гадани Бич) 28 марта этого же года началась разделка лайнера на металлолом.
Москва, 2002 год
Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Схема палуб турбоэлектрохода "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов"), присланная Юрием Трифоновым, автором вышеопубликованной статьи об истории этого судна
Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Уважаемый Юрий Николаевич !
От имени нашего форума - огромное Вам спасибо за потрясающую статью о прекрасном историческом судне, интересные материалы, за Ваши участие и отзывчивость, за то что поделились с нами Вашими знаниями, позволили их опубликовать !
Спасибо Вам и за другие матриалы о судах и их истории, котоыми Вы с нами всегда с удовольствием делились, и в этом сезоне, и в прошлые годы, за Вашу доброту и преданность идеалам энтузиазма истории морского флота, передачу Ваших знаний следующим поколениям !
Турбоэлектроход «Балтика». Линия Ленинград - Лондон.
Почтовая марка СССР, 1959 года выпуска. Художник Н. Круглов
Дорогие друзья !
Пассажирский лайнер, турбоэлектроход "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов"), был действительно необычным и очень значимым в истории морского пассажирского флота СССР судном.
"Вячеслав Молотов" стал самым последним, а с учётом деталей - и самым современным морским гражданским судном предвоенного СССР, входя с ещё двумя судами, одно из которых - однотипный с ним "Иосиф Сталин", в число передовых по своим проектам для своего времени судов. Оба однотипных де-факто балтийских лайнера "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов" (будущая "Балтика"), черноморские лайнер "Сванетия"(1937) и скоростной глиссер-катамаран "Экспресс" а также ещё вероятно два Сочинских катера являли собой устремление в будущее в тогдашнем СССР, олицетворяли собой гордость и надежду на благополучие и процветание Советского морского пассажирского флота, которая спустя не простые десятилетия стала реальностью.
"Вячеслав Молотов" - боевой ветеран, он участвовал в боевых действиях, заслужил уважение и славу, пережил войну. Он стал одним из немногих, порядка всего 3-5 пассажирских судов СССР на Балтийском море, которые пережили войну и вернулись в строй в послевоенное время, и в любом случае - самым лучшим и современным Советским пассажирским судном, пережившим войну. Из нескольких прекрасных предвоенных судов, перечисленных в предыдущем абзаце, как минимум из четырёх первых - всех кроме "Вячеслава Молотова" унесла война...
Лайнер был узнаваем и популярен, его стилизованный типичный облик часто находил отражение в оформительских работах, рисунках, наглядных изображениях обобщённых черт пассажирского судна. Было издано много фотографических и рисованных как почтовых так и ведомственных и рекламных открыток, отображавших жизненный путь турбоэлектрохода в разные его периоды.
Судно стало одним из немногих в морском пассажирском флоте бывшего СССР, которое дважды запечатлено на почтовых марках бывшего Советского Союза - в первый раз в 1947 году под названием "Вячеслав Молотов" а во второй - в 1959 году уже под названием "Балтика" (изображение данной марки приведено выше).
В первое послевоенное время, а затем с 1955 года на протяжении целых десяти лет, до ввода в эксплуатацию "Александра Пушкина", "Вячеслав Молотов" (будущая "Балтика") был флагманом Балтийского пароходства, самым лучшим и известным морским судном Ленинграда того времени.
Большую часть послевоенного времени турбоэлектроход "Балтика" и морская пассажирская линия Ленинград - Лондон были неразрывно связаны друг с другом, а когда ушла навсегда "Балтика" - закрылась и её линия.
Видимо, технически - "Балтика" могла ещё несколько лет работать и после 1986 года. Но непосредственные следствия и выводы, последовавшие после катастрофы парохода "Адмирал Нахимов", привели к тому, что в конце 1986 года в СССР были выведены из эксплуатации и списаны последние относительно крупные пассажирские суда предвоенной постройки. Среди них была и "Балтика", которая в любом случае была достойна того, чтоб, может быть, найти где-нибудь место в качестве судна-музея и остаться реальным достоянием для потомков.
Жаль, что это судно не смогло дожить до наших дней, не смогло стать судном-памятником. Ещё раз большое сапсибо Юрию Трифонову, что рассказал нам о нём.
Ян Пичиневский
18.08.2013
От имени нашего форума - огромное Вам спасибо за потрясающую статью о прекрасном историческом судне, интересные материалы, за Ваши участие и отзывчивость, за то что поделились с нами Вашими знаниями, позволили их опубликовать !
Спасибо Вам и за другие матриалы о судах и их истории, котоыми Вы с нами всегда с удовольствием делились, и в этом сезоне, и в прошлые годы, за Вашу доброту и преданность идеалам энтузиазма истории морского флота, передачу Ваших знаний следующим поколениям !
Турбоэлектроход «Балтика». Линия Ленинград - Лондон.
Почтовая марка СССР, 1959 года выпуска. Художник Н. Круглов
Дорогие друзья !
Пассажирский лайнер, турбоэлектроход "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов"), был действительно необычным и очень значимым в истории морского пассажирского флота СССР судном.
"Вячеслав Молотов" стал самым последним, а с учётом деталей - и самым современным морским гражданским судном предвоенного СССР, входя с ещё двумя судами, одно из которых - однотипный с ним "Иосиф Сталин", в число передовых по своим проектам для своего времени судов. Оба однотипных де-факто балтийских лайнера "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов" (будущая "Балтика"), черноморские лайнер "Сванетия"(1937) и скоростной глиссер-катамаран "Экспресс" а также ещё вероятно два Сочинских катера являли собой устремление в будущее в тогдашнем СССР, олицетворяли собой гордость и надежду на благополучие и процветание Советского морского пассажирского флота, которая спустя не простые десятилетия стала реальностью.
"Вячеслав Молотов" - боевой ветеран, он участвовал в боевых действиях, заслужил уважение и славу, пережил войну. Он стал одним из немногих, порядка всего 3-5 пассажирских судов СССР на Балтийском море, которые пережили войну и вернулись в строй в послевоенное время, и в любом случае - самым лучшим и современным Советским пассажирским судном, пережившим войну. Из нескольких прекрасных предвоенных судов, перечисленных в предыдущем абзаце, как минимум из четырёх первых - всех кроме "Вячеслава Молотова" унесла война...
Лайнер был узнаваем и популярен, его стилизованный типичный облик часто находил отражение в оформительских работах, рисунках, наглядных изображениях обобщённых черт пассажирского судна. Было издано много фотографических и рисованных как почтовых так и ведомственных и рекламных открыток, отображавших жизненный путь турбоэлектрохода в разные его периоды.
Судно стало одним из немногих в морском пассажирском флоте бывшего СССР, которое дважды запечатлено на почтовых марках бывшего Советского Союза - в первый раз в 1947 году под названием "Вячеслав Молотов" а во второй - в 1959 году уже под названием "Балтика" (изображение данной марки приведено выше).
В первое послевоенное время, а затем с 1955 года на протяжении целых десяти лет, до ввода в эксплуатацию "Александра Пушкина", "Вячеслав Молотов" (будущая "Балтика") был флагманом Балтийского пароходства, самым лучшим и известным морским судном Ленинграда того времени.
Большую часть послевоенного времени турбоэлектроход "Балтика" и морская пассажирская линия Ленинград - Лондон были неразрывно связаны друг с другом, а когда ушла навсегда "Балтика" - закрылась и её линия.
Видимо, технически - "Балтика" могла ещё несколько лет работать и после 1986 года. Но непосредственные следствия и выводы, последовавшие после катастрофы парохода "Адмирал Нахимов", привели к тому, что в конце 1986 года в СССР были выведены из эксплуатации и списаны последние относительно крупные пассажирские суда предвоенной постройки. Среди них была и "Балтика", которая в любом случае была достойна того, чтоб, может быть, найти где-нибудь место в качестве судна-музея и остаться реальным достоянием для потомков.
Жаль, что это судно не смогло дожить до наших дней, не смогло стать судном-памятником. Ещё раз большое сапсибо Юрию Трифонову, что рассказал нам о нём.
Ян Пичиневский
18.08.2013
Re: Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
del
Последний раз редактировалось Аристарх 15 июл 2017, 01:37, всего редактировалось 1 раз.
Re: Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Аристарх
Здравствуйте !
Огромное Вам спасибо за редкие и красивые фотографии, за интересную информацию о постройке судна.
Сейчас уже не помню точно, но кажется где-то читал, что "Вячеслав Молотов" был ни то предпоследним, ни то даже последним судном, строительство которого в Голландии было завершено до её оккупации Германией.
Судно, видимо, оказалось столь удачным, что тех даже самых простых испытаний оказалось достаточным для почти полувека его службы. А не произойди катострофы "Адмирала Нахимова" - эксплуатировалась бы "Балтика" ещё до года 1990-го как минимум, и даже может у неё был бы шанс после завершения рейсовых плаваний остаться в качестве судна-музея на долгие годы.
Здравствуйте !
Огромное Вам спасибо за редкие и красивые фотографии, за интересную информацию о постройке судна.
С учётом того, что это было уже не головное судно серии, а существенных отличий между головным("Иосиф Сталин") и вторым судном("Вячеслав Молотов") не было, то такое в принципе, допускается. Тем более в чрезвычайных обстоятельствах, как те которые тогда имели места из-за угрозы вторжения Германии в Голландию.Аристарх писал(а): В связи с угрозой, со дня на день, оккупации Голландии полноценные ходовые испытания не проводились. 30 апреля судно было выведено в
Северный морской канал и даны реверсы вперед-назад
Сейчас уже не помню точно, но кажется где-то читал, что "Вячеслав Молотов" был ни то предпоследним, ни то даже последним судном, строительство которого в Голландии было завершено до её оккупации Германией.
Судно, видимо, оказалось столь удачным, что тех даже самых простых испытаний оказалось достаточным для почти полувека его службы. А не произойди катострофы "Адмирала Нахимова" - эксплуатировалась бы "Балтика" ещё до года 1990-го как минимум, и даже может у неё был бы шанс после завершения рейсовых плаваний остаться в качестве судна-музея на долгие годы.
Re: Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
открытка из того периода , когда " Вячеслав Молотов " был на Чёрном море
- Вложения
-
- Сухуми . Пристань.
- IMG_7864.JPG (183.9 КБ) 38944 просмотра
Re: Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Для взаимосвязи тем о самых современных морских пассажирских судах СССР последнего превоенного периода
В последние предвоенные годы для СССР были построены и введены в эксплуатацию три новых современных для того времени морских пассажирских судна, по прогрессивности своих проектов очень отличавшиеся в положительную сторону от остальных судов тогдашнего морского пассажирского флота страны. Это были однотипные Балтийские турбоэлектроходы "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов"(позже - "Балтика"), порт-приписки обоих - Ленинград (ныне - Санкт-Петрбург) и меньший размерами и неоднотипный ни с какими другими судами Черноморский теплоход "Сванетия"(1937 г. постройки), порт приписки - Одесса:
- тема о турбоэлектроходе "Иосиф Сталин", 1940 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=891
- тема о турбоэлектроходе "Балтика", бывш. "Вячеслав Молотов", 1940 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=1116
- тема о теплоходе "Сванетия", 1937 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=49
В последние предвоенные годы для СССР были построены и введены в эксплуатацию три новых современных для того времени морских пассажирских судна, по прогрессивности своих проектов очень отличавшиеся в положительную сторону от остальных судов тогдашнего морского пассажирского флота страны. Это были однотипные Балтийские турбоэлектроходы "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов"(позже - "Балтика"), порт-приписки обоих - Ленинград (ныне - Санкт-Петрбург) и меньший размерами и неоднотипный ни с какими другими судами Черноморский теплоход "Сванетия"(1937 г. постройки), порт приписки - Одесса:
- тема о турбоэлектроходе "Иосиф Сталин", 1940 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=891
- тема о турбоэлектроходе "Балтика", бывш. "Вячеслав Молотов", 1940 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=1116
- тема о теплоходе "Сванетия", 1937 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=49
Re: Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Igor62
Спасибо Вам большое за публикацию красивой исторической открытки - действительно очень необычно видеть заход лайнера "Вячеслав Молотов" (будущая "Балтика") в один из городов на Чёрном море !
Спасибо Вам большое за публикацию красивой исторической открытки - действительно очень необычно видеть заход лайнера "Вячеслав Молотов" (будущая "Балтика") в один из городов на Чёрном море !
Re: Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Алексей, это уже был совершенно иной новый стиль, зародившийся во второй половине 1930-ых годов и всё более находивший распространение. С оформлением грузовых судов он, думаю, никак не связан, а ведёт своё происхождение из различных стилей 1890-х - 1920-х годов, где на первое место выходили художественная элегантность в сочетании с рационализмом и демократичность. Естественно что этот стиль шёл как бы в противоречие с также господствовавшими тогда Арт-Деко всех видов (в частности, в котором был оформлен будущий дизель-электроход "Россия") и купеческий Ганзейский стиль Бремеского вида (в частности, в котором был оформлен будущий пароход "Адмирал Нахимов").Алексей Сёмин писал(а): Однако, скажу весьма скромненькие интерьерчики как кают так и общественных помещений. Вполне сопоставимые с грузовыми транспортными судами того времени.
Совсем не видно той роскоши как на России, Нахимове...
И естественно, уже тогда, в последние предвоенные годы и начался процесс, когда популяность шикарных стилей оформления внутренних помещений пошла на спад, а демократичность - на подъём. И там где только это становилось возможным - в декоре применялись стили, соответствующие новым концепциям понимания оформления внутренних помещений как и новым течениям общественной мысли.
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Лайнер "Балтика" (бывш. "Вячеслав Молотов")
Всеже "Patria" и "Berlin" (первоначальные названия России и Нахимова соответственно) строились для работы на трансатлантической линии, где требования к интерьерам даже на судах "второго эшелона" были весьма высокие. А "Сталин" и "Молотов" сооружались для куда бюолее прозаической работы. И здесь явно присутствует попытка пусть и минимального, но снижения стоимости судна - пусть и за счет экономии на той же отделке. ЛУчше проще, но добротно и дешевле. К примеру листы линкруста, стоявшие на теплоходах проекта 588 служили лет по 40 (ну если среди пассажиров варваров не было)
Орда не дремлет! Орда зла!