Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Генерал Багратион"
Технические и пассажирские данные судна
Судоверфь постройки: "Howaldtswerke", Киль, Германия.
Тоннаж (в 1922 году): 7316 BRT.
Длина судна: 126 метров.
Ширина судна: 16,8 метров.
Главная энергетическая установка (в 1922 году): одна паровая машина.
Главная энергетическая установка (в 1937 году): одна паровая машина с пароотводящими турбинами.
Мощность энергетической установки (в 1922 году): 3000 лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (в 1937 году): 4500 лошадинных сил.
Средняя скорость(в 1922 году): 13 узлов (примерно 24 км/час).
Средняя скорость(в 1937 году): 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Пассажировместимость (в 1922 году): 980 пассажиров.
Экипаж (в 1922 году): 78 человек.
Пароход "Espana" (будущий "Генерал Багратион")
15 октября 1921 года грузопассажирский пароход "Espana" был спущен со стапеля для компании Hamburg Süd из Гамбурга. "Espana" стала первым новым судном, построенным для этой компании после окончания Первой мировой войны. Новое судно предназначалось для работы на линии между Гамбургом и портами на побережье Южной Америки. "Espana" могла принять на борт до 980 пассажиров: 300 человек могли разместиться в каютах III класса, и 680 пассажиров, в основном сезонных рабочих - в межпалубных помещениях (это были, вероятно, большие общие залы со множеством мест для лежания). Новый пароход был грузопассажирским судном, сконцептированным для выполнения ценодоступных пассажрских перевозок. К сожалению, пока не представляется возможным установить в точности название судна: в одних источниках оно значится как "Espana", в других - "España". Учитывая подходы в написаниях названий на Германских судах того периода, более вероятно, что названием судна было "Espana".
"Espana" стала головным судном серии из трёх однотипных судов. Второе судно серии, "La Coruna", было построено в 1921 году на судоверфи "Reiherstieg Schiffswerft & Maschinenfabrik"(Гамбург) для той же судоходной компании как и "Espana". Третье судно серии, "Vigo", было построено в 1922 году на той же судоверфи и также для той же судоходной компании как и "Espana". " La Coruna " былa потопленa в 1940 году. "Vigo" погиб в 1944 году.
21 января 1922 года пароход "Espana" ушёл в свой первый рейс из Гамбурга в Сантус с заходами в Ла Корунья, Виго, Лиссабон и Рио-де-Жанейро. При необходимости выполнялись заходы также и в Булонь, Бильбао и Сан-Франциско-до-Сул. Полный переход из Гамбурга в Сантус длился 26 дней. Вскоре на эту линию были поставлены и оба однотипных судна.
В 1927 году на судне был проведен первый крупный ремонт – модернизация.
Пароход "Espana" (будущий "Генерал Багратион")
В 1937 году на "Espana" был проведен полномасштабный ремонт. Были улучшены условия в каютных помещениях для 148 пассажиров III класса, включая новые общественные помещения. Кроме того, на судне была построена новая холодильная установка для транспортироки 2000 тонн свежего мяса. Энергетическая установка парохода в результате ремонта была ощутимо усилена достройкой пароотводящих турбин, что увеличивало мощность (энергетической установки) с прежних 3000 лошадиных сил до 4500. Это позволило судну развивать среднюю скорость до 15 узлов вместо прежней средней скорости, составлявшей 13 узлов. "Espana" и оба однотипных с ней судна работали на выше описанной линии до начала Второй мировой войны.
Когда началась Вторая мировая война, пароход "Espana" находился в Гамбурге. Вместе с 30 другими грузовыми и считавшимися таковыми судами пароход был мобилизован Военно-морским ведомством Германии для выполнения военно-транспортных задач. После 1940 года "Espana" осуществляла военно-транспортные рейсы в Норвегию, оккупированную в то время Германией. Пароход перевозил войска и технику. На борту судна были установлены лёгкие зенитные орудия.
Окончание войны пароход "Espana" встретил невредимым. В середине мая 1945 года в Саннефьорде (Sandefjord, Норвегия) судно перешло под командование Великобритании. А 10.05.1946, после официального раздела трофейного флота, доставшегося странам-победителям после победы над Германией, пароход передаётся СССР и происходит его переименование в "Генерал Багратион".
К сожалению, нет никаких точных данных о том, где эксплуатировалось это судно в СССР, где был порт его приписки, какие функции оно выполняло в СССР вообще. По некоторым косвенным сведениям о "Генерале Багратионе", можно предположить с большой вероятностью, что местом работы парохода были Дальневосточные регионы СССР, а видом деятельности – грузопассажирские или военно-транспортные нелинейные рейсы, вероятнее всего, в основном - в Охотском Море, и при этом владельцем судна могло быть другое ведомство или служба, необязательно что компания "Совторгфлот - Владивосток" ставший позднее Дальневосточным Морским Пароходством. Но это уже - лишь предположения, пусть даже и осованные на анализе косвенных данных. В качестве по-настоящему достоверной информации их воспринимать нельзя.
После того как о себе дали знать неразрешимые машинно-технические проблемы, судно было списано и в середине 1973 года продано в Японию. В Японии пароход получает новое название - "Fuji Maru No 3" и были предприняты попытки ввести его в эксплуатацию, что однако не удалось.
В 1974 году пароход "Fuji Maru No 3", бывший "Генерал Багратион" , бывший "Espana" был разделан на металлолом на Тайвани.
Применённая литература
Журнал "an Bord" 4/2003.
Ян Пичиневский
Составлено и впервые опубликовано: 29.09.2006
Улучшено и уточнено: 16.12.2014
Пароход "Генерал Багратион"
Модератор: yan
Пароход "Генерал Багратион"
Последний раз редактировалось yan 16 дек 2014, 00:15, всего редактировалось 2 раза.
Причина: улучшение формулировок текста и уточнения
Причина: улучшение формулировок текста и уточнения
Re: Пароход "Генерал Багратион"
Заметка об историческом пароходе "Генерал Багратион" (бывший "Espana") была дополнена фотографиями судна, были улучшены формулировки текста во многих предложениях, часть информации была при этом логически переструктурирована. Дополненная и оптически улучшенная заметка представлена в вводном постинге данной темы, вместо предыдущей версии заметки.