Статья о теплоходе "Николай Островский", бывш. "Чайка"(1931)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Статья о теплоходе "Николай Островский", бывш. "Чайка"(1931)

Сообщение yan »

Товаропассажирский теплоход
Азовского государственного морского пароходства
«НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ»


Изображение

Теплоход «Чайка» перед спуском на воду, 1930 год

1 августа 1928 года по заказу Совторгфлота на Севастопольском морском заводе был заложен товаропассажирский теплоход для Азовско-Черноморской линии, получивший наименование «ЧАЙКА» (строительный № 80/36). Судно имело водоизмещение 2625 т (2121,5 брт), грузоподъемность 742 т, длину наибольшую 79,9 м, ширину наибольшую 12,04 м и осадку в полном грузу 4,0 м. Оно принимало на борт 24 человека в 1-м классе, 76 – во 2-м, 242 – в 3-м, а также 50-100 туристов на палубу. Экипаж составлял 62 человека. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Главные двигатели (2х715 л.с.) Харьковского паровозостроительного завода, построенные по системе Зульцера, обеспечивали теплоходу скорость хода в 12,4 узла.
15 апреля 1930 года «ЧАЙКА» была спущена на воду и 2 декабря 1931 года передана заказчику – Наркомводу СССР. Портом приписки судна стал Ростов на Дону (№ 202). В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ЧАЙКА» получила высший класс регистра СССР. С 15 марта 1934 года теплоход вошел в состав вновь образованного Азовского государственного морского пароходства. В этом же 1934 году экипаж теплохода показал образцы ударной работы. 7 января 1937 года в соответствии с директивой НКВТ «ЧАЙКА» получила новое имя, став теплоходом «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ». До конца 1939 года судно в паре с теплоходом «ДЕЛЬФИН», получившем в 1936 году название «АНТОН ЧЕХОВ», эксплуатировалось на экспрессной линии Ростов – Батуми. Совершались также единичные рейсы в Турцию.
По просьбе командования Черноморским флотом 29 октября 1939 года теплоход «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ» из АГМП был передан военным морякам, переименован в «ОСТРОВСКИЙ» и поставлен на переоборудование в минный заградитель. До 8 июля 1940 года, когда теплоход вошел в состав боевых кораблей Черноморского флота, на нем установили два 76,2 мм и четыре 45 мм орудия, оборудовали минные погреба на 200 мин «КБ-3», а также смонтировали необходимую аппаратуру связи, химической защиты, управления огнем и т.д.
После начала Отечественной войны минный заградитель «ОСТРОВСКИЙ» в конце июня и июле 1941 года активно использовался в постановке минных заграждений на подходах к базам и побережью. Так в период с 17 по 19 июля 1941 года в районе озера Устричное минный заградитель совместно с БТЩ «ЯКОРЬ» и «ИСКАТЕЛЬ» выставили 510 мин образца 1926 года и 160 минных защитников. Всего за два месяца войны корабль произвел одиннадцать оборонительных постановок. Однако, в связи с изменившейся обстановкой, с конца июля ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» был полностью переключен на военно-транспортные перевозки в Севастополь, Феодосию, Керчь и порты Кавказа.

Изображение

Теплоход «Чайка»

В начале 1942 года корабль был поставлен на ремонт в ковше Туапсинского судоремонтного завода. 23 марта 1942 года досрочно отремонтированный ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» готовился к проведению испытаний на швартовых. На судне кроме команды находились бригады ремонтников и подростков из ремесленных училищ, заканчивающих отделочные работы.
Неожиданно, в 16 часов начался массированный налет немецкой авиации. В корабль сразу попало две бомбы, одна из них взорвалась под судном. Подброшенное, а затем опрокинутое взрывом, оно легло бортом на грунт. Оставшаяся над водой часть корабля загорелась. Прибывшие на двух машинах пожарные бросились спасать людей и начали тушение, но очередная бомба разметала людей и технику. Одна пожарная машина была посечена осколками, а вторая сгорела. Водолазы также пытались спасти людей с корабля, однако спасти удалось только 3 человек. Спасательная шлюпка с теплохода «ГРУЗИЯ», стоящего на ремонте рядом с минным заградителем, подобрала с воды восемь раненых и обожженных моряков. Около сотни рабочих, членов экипажа и пожарных погибло.
В 1946 году обгоревший остов минного заградителя «ОСТРОВСКИЙ» лежал правым бортом на грунте, а левый был над водой. Военные моряки-спасатели в августе-сентябре этого года с помощью взрывов разделили судно на части, подняли их и передали на металлолом.


© Трифонов Ю.Н. 2002 г.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статья о теплоходе "Николай Островский", бывш. "Чайка"

Сообщение yan »

И вновь я очень признателен Юрию Трифонову за его замечательную статью об историческом теплоходе "Николай Островский" (бывшая "Чайка" 1931 г. постр.), которую он любезно предоставил для публикации на нашем Форуме.

Юрий, огромное Вам спасибо !

С уважением и дружеским приветом
Ян

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Статья о теплоходе "Николай Островский", бывш. "Чайка"

Сообщение Юрий »

Ян! Спасибо Вам за добрые слова. Хотелось бы уточнений и добавлений в справку от знатоков и любителей флота.
С уважением ЮН

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статья о теплоходе "Николай Островский", бывш. "Чайка"

Сообщение yan »

Для связи тем. Тема об однотипном теплоходе "А.Чехов": viewtopic.php?f=13&t=758

Ответить