Юрий Трифонов
Товаропассажирский пароход
Азовского морского пароходства
«КИЕВ»
Пароход «Киев»
В 1891 году по заказу «Общества Пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям» на судостроительной верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» в Триесте строился колесный товаропассажирский пароход «КИЕВ» (строительный № 276). Судно вместимостью 580,46 брт, грузоподъемностью 21300 пудов, длиной 62,03 м, шириной 8,20 м и осадкой 2,13 м принимало на борт 60 пассажиров в каютах 1-го и 2-го классов, а также 400 пассажиров в помещениях 3-го класса. Экипаж 26 человек. Наклонная паровая машина смешанного давления, двойного расширения мощностью 610 л.с. обеспечивала ему скорость хода в 12,0 узлов. В конце 1891 года пароход был спущен на воду и в начале 1892 года вошел в строй. Портом приписки стал Ростов на Дону (№ 1107).
В 1900 году на собственном заводе Общества в Ростове на Дону пароход прошел капитальный ремонт. В 1912 году «КИЕВ» перешел в собственность судовладельца И. Я. Древицкого, а в 1912 году в состав судов пароходства Л.Л. Андрейса. В 1915 году его включили в состав образованного в 1913 году «Азовско-Черноморского пароходного Общества». Бывший владелец парохода Л.Л. Андрейс стал одним из учредителей этого общества.
В ходе Первой мировой войны, 22 января 1917 года, пароход был взят во «временное» распоряжение Морским ведомством. Решением Адмиралтейств-совета «КИЕВ» был утвержден в класс сетевых заградителей и III ранг судов. Вооружение: два 37 мм орудия. В мае 1918 года его захватили германские войска, затем англо-французские интервенты которые во время гражданской войны в апреле 1919 года передали пароход в распоряжение белогвардейцев. Во время эвакуации армии Врангеля из Крыма, пароход «КИЕВ» 13 ноября 1920 года, взяв на буксир пароход «ГЕНЕРАЛ РУЗСКИЙ», вышел из Севастополя в Константинополь.
Вскоре пароход «КИЕВ» продали с торгов румынской компании, где он начал эксплуатироваться на пассажирских линиях в низовьях Дуная под наименованием «IZMAIL». В 1940 году он числился в составе румынской судоходной компании «Societate Anonima Romăna de Navigatie pe Dunare» (S. R. D.), Bucuresti. 25 мая 1943 года на переходе Измаил-Килия пароход подорвался на мине и затонул. Вскоре румыны подняли «IZMAIL» и ввели его в строй. В конце Великой Отечественной войны в августе 1944 года он на Дунае был захвачен советскими войсками. В 1945 году пароход был передан СДГП и под прежним наименованием «КИЕВ» до 1946 года работал между портами Измаил и Джурджу, с заходом в Тульчу, с 1947 года на линии Вилково-Килия-Измаил-Рени.
Пароход «КИЕВ»
Пароход «Киев» прибывает в порт Ростов на Дону
После ремонта на Килийском судоремонтном заводе «КИЕВ» в 1950 году поставили на линию Измаил-Одесса. С 1951 года его капитаном назначили В.Н. Поперечного, занимавшего в то время пост капитана порта Килия. Он после войны одним из первых открывал плавание Дунай-Черное море. Неизвестный автор в Интернете сообщает об этом периоде судьбы судна следующее: "Ночью, когда лоцманы наотрез отказывались проводить суда Сулинским каналом, он сам, на ощупь проводил свое судно, руководствуясь каким-то шестым чувством, которым обладают немногие капитаны. Ему частенько приходилось задумываться, прикидывать, как бы безопаснее провести «КИЕВ» в Одессу. Один из последних рейсов мог оказаться трагическим. В ненастье кое-как дошли до пролива Быстрый, а там вышло из строя рулевое управление. Вызвали спасательный буксир, который не рискнул преодолеть резкую и крутую морскую зыбь и вернулся назад в пролив. С восьми вечера и до восьми утра боролся капитан с морем. Оно требовало все судно, а он отдавал ему одни якорные канаты, звено за звеном. И удержал пароход. К утру наладили рулевое управление, подняли якоря и своим ходом вошли в пролив."
Пароход «Ismail» после подрыва на мине, 25 мая 1943 г
Пароход «Киев» на Дунае, 40-е годы
После описываемого выше случая «КИЕВ» сняли с этой пассажирской линии. В сентябре 1954 года пароход ушел в порт Жданов, где был передан Азовскому пароходству. В 1957 году судно было списано и передано в качестве плавучего общежития для рабочих строительства порта в Сухом лимане (близ Одессы).
Москва, 2002 год
Дополнения: Москва, 2013 год
Пароход "Киев"
Модератор: yan
Пароход "Киев"
Благодарю автора статьи, Юрия Трифонова, за его интересную статью о судне, за позволение её публикации на нашем форуме, за отзывчивость !
Очень просим всех, кто что-нибудь знает дополнительно о любых этапах судьбы грузо-пассажирского парохода "Киев", поделиться с нами любой такой информацией ! Спасибо !
_ _ _ _ _ _ _
Ключевые наводящие слова для поиска данной темы:
"Киев", "Kiev", "Ismail", "Izmail", 1892
Очень просим всех, кто что-нибудь знает дополнительно о любых этапах судьбы грузо-пассажирского парохода "Киев", поделиться с нами любой такой информацией ! Спасибо !
_ _ _ _ _ _ _
Ключевые наводящие слова для поиска данной темы:
"Киев", "Kiev", "Ismail", "Izmail", 1892
-
- Пассажир 2-го класса
- Сообщения: 117
- Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15
Re: Пароход "Киев"
Пишут в книге "Русские дунайские пароходства", что в 60-х гг был разобран на металл. А как и где - неясно. Думаю, что разобрали там же - на ильичевском СРЗ
Re: Пароход "Киев"
Алексей, спасибо тебе большое за эту информацию !
Re: Пароход "Киев"
В 2015 году в Одессе вышла книга "История Ильичёвского морского торгового порта".Объёмное иллюстрированное издание, которое содержит информацию про историю начала строительства Ильчёвского порта.
Приведу фотографию из книги, на которой в дали виден пароход "Киев", а также небольшую цитату
"Сначала большинство служб управления порта располагались в каютах старого колёсного парохода "Киев", который привели из Одесского порта и пришвартовали к берегу рядом с будущим причалом №1. Кстати , в нём тогда размещалась и диспетчерская служба предприятия."
Приведу фотографию из книги, на которой в дали виден пароход "Киев", а также небольшую цитату
"Сначала большинство служб управления порта располагались в каютах старого колёсного парохода "Киев", который привели из Одесского порта и пришвартовали к берегу рядом с будущим причалом №1. Кстати , в нём тогда размещалась и диспетчерская служба предприятия."
Re: Пароход "Киев"
Игорь, спасибо Вам большое за интересное дополнение и исторические фотоснимки. А в какие годы это было по контексту повествования - хотя бы, начиная с какого времени там находилось это судно ?
Re: Пароход "Киев"
я думаю, что речь идёт о 1957-58 годах.
Re: Пароход "Киев"
Мне приходилось видеть пх"КИЕВ" у причалов старого морвокзала Одесского порта в начале 50-х годов, когда он совершал рейсы Измаил-Одесса-Измаил. Он был "одет" в белую форму и вид имел весьма приличный, даже щеголеватый.
Re: Пароход "Киев"
VEM
Спасибо Вам большое за интересное дополнение о судьбе судна !
Спасибо Вам большое за интересное дополнение о судьбе судна !