Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

От географии до искусства.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ОНЕГО И РЫБИНСКОЕ МОРЕ.

Изображение



Если во время стоянок в заонежских деревушках народ пароходский просто наслаждался тишиной и красотой природы, во время стоянки в Повенце, ожидая сопровождения каравана земснаряда, принадлежащего каналу имени Москвы, любители волейбола выбрались с мячом на причал.



Изображение




К сожалению, снимков того перехода у меня нет. Нашел лишь фотографию буксира "СУВОРОВ" из Москвы, того самого, вместе с которым буксировали караван земснаряда "МОСКОВСКИЙ" из Повенца в Вытегру. Повенец- поселок на севере Онего, место, где начинается Беломорско-Балтийский канал. Вытегра - юг Онежского озера, место начала Волго-Балта. В тетради с "Онежскими записками" нашел лишь упоминание о буксировке. Был август. Солнечная ветреная погода. Волна с севера. Мы шли вдоль восточного берега. Пароход "ИВАН БЕРИНГ" буксировал земснаряд. Теплоход "СУВОРОВ" вел брандвахту и мотозавозню - небольшой теплоходик для завозки якорей земснаряда. Слава богу, как и положено, на завозне людей не было. Ибо завозня вдруг зарылась в очередную волну и ...исчезла. Естественно, буксирный трос лопнул... В Вытегре мы долго стояли - составляли акт. Наш капитан Николай Федорович ехидничал: " Онего, это вам не "рыбинское море". Здесь волна бывает..."
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 31 окт 2019, 21:48, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ДЕРЕВЬЯ ЖЕЛТЫЕ.


Изображение

Много маяков было тогда по берегам карельского моря. И на всех в течение навигации побывали мы, экипаж обстановочного парохода "ИВАН БЕРИНГ". Даже корову как-то возили на один из маяков. К сожалению, ныне большинство маяков не работают. Не нужны стали. Маяк Сухой Нос запомнился в связи с маленьким эпизодиком в тетрадочке о той навигации. На подходе к маяку Сухой Нос Николай Федорович долго рассматривал берег в бинокль. Дело было в начале июля. Спросил сам себя: "что-й то деревья - то желтые?" Походил по мостику. Снова в бинокль глянул. Рулевого спросил: " Деревья почему-то желтые..?" Еще походил. Еще в бинокль поизучал лес на берегу. Поставил бинокль. Вздохнул: "Пожелтели, вот и желтые..." Монолог этот любил потом театрально повторять наш стармех, бережно хранящий все капитанские байки и шутки. Капитанские и про капитана...

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ВОДОЛАЗЫ ОТУ.

Изображение

Как-то у деревянного пирса в Беломорканале работали водолазы с ДТС. Процесс подъема был мною заснят, благо пленка в аппарате была... Середина лета 1969 года. ББК.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

К сожалению, ни имени водолаза, ни причины спуска я нигде не зафиксировал, да и пленку считал испорченной, но несколько снимков на ней все же отцифровались.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ВОДОЛАЗ ОТУ Г.А. ЖЕБРАК.

Изображение

Благодаря бассейновой газете "Водник Карелии" мы все же знаем имя одного из водолазов ОТУ. ЖЕБРАК Г.А.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ОТУ 1950-Х ГОДОВ.

Изображение

Изображение

В 1950-е годы наряду с новым пароходом "ИВАН БЕРИНГ" в ОТУ работал старый для того времени пароход "БАКУНИН". О работе пароходов рассказала заметка за 1955 год в бассейновой газете "Водник Карелии".


Буксирный пароход "БАКУНИН" был построен в 1905 году в Нижнем Новгороде. Мощность двух паровых машин составляла 300 л.с. Длина габаритная - 30, 8 метра, ширина габаритная - 5,85 метра, осадка- 2, 1 метра, максимальная скорость 9 узлов. Апроход принимал на борт 25 тонн угля для работы котельной установки.
До 1919 года пароход назывался "КУМСА". В 1940-1941 годах прошел капитальный ремонт.
15 октября 1941 года мобилизован в ВМФ, использовался как канонерская лодка Онежской военной флотилии ( КЛ-40 ). Возвращен Управлению Беломорско-Балтийского канала 20 июля 1944 года. Работал в Онежском техническом участке до 9 декабря 1961 года. Списан и разделан на металл в Петрозаводске.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ОЖИДАНИЕ ЗЕМСНАРЯДА В БЕЛОМОРКАНАЛЕ. ИЮЛЬ 1969 ГОДА.

Изображение

Изображение

В июле даже студеные воды Беломорканала прогреваются местами до 20 градусов. А солнечные лучи ласково приглашают понежиться в теплых волнах южного ветра, загореть и закалиться перед скорым приходом долгой дождливой осени и бесконечной зимней стужи.
Пароход "ИВАН БЕРИНГ" встал на якорь между шлюзами и ждет завершения работы земснаряда, чтобы затем увести его в озеро. Несколько часов стоянки - время для загара и купания.


Изображение

Иван Макарович СУРВО не загорает. Но тоже выбрался на верхнюю палубу, молчит и вглядывается в извилистый фарватер канала. Молодежь купается, загорает, балагурит, а второй механик думает о своем, потаенном, и мы никогда не узнаем, о чем. Немногословен был СУРВО, лишь изредка его искрящие своеобразным северным юмором шутки изрядно веселили экипаж.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. СУРВО И МЯКШИН.

Изображение


К Макарычу, задумчиво пребывающему на мостике, спустился с рубки уставший загорать Сергей МЯКШИН. Сергей умел разговорить молчаливого механика и уже через пять минут в руках СУРВО оказался бинокль. Мимо тихо брел череповецкий "ВОЛГО-БАЛТ-18" и Сергей заметил на его шлюпочной палубе двух интересных девушек. Иван Макарыч, при всей своей серьезности, не устоял перед вкрадчивой речью Сереги. Тот неподражаемо расхваливал девиц, заявив, что вологодские красавицы зело привлекательны и по берегам канала таких не сыскать. Макарыч обиделся за родные берега детства и приступил к критическому исследованию приплывших на ББК череповецких див. Чем закончился спор, теперь уже и не вспомнить, но Макарыч с биноклем получился на фото убедительно.

Изображение

А потом - взяли на буксир земснаряд и отправились в Петрозаводск по задремавшему июльскому Онего.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 20 окт 2018, 22:09, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. МАШИННО-КОТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. "БЧ-5".

Изображение


В машинном отделении обстановочного парохода "ИВАН БЕРИНГ".

Изображение

Изображение

Машинист Володя ПУГАЧЕВ в машинном отделении.

Изображение

Второй механик Иван Макарович СУРВО на вахте.

Изображение

Сергей МЯКШИН изредка посещал машинное отделение. Все же, в первую свою практику на Северной Двине, он работал как рулевой-машинист. На пароходе "ИВАН БЕРИНГ" совмещения профессий не было и Сергей выбрал должность рулевого. " В машинном отделении, если нет "совмещенки" обе вахты - ниже главной палубы. А хочется поглазеть на красоты Онежского озера", - обосновал свой выбор Сергей.

Изображение


Котельное отделение парохода "ИВАН БЕРИНГ". Топливом для котла служил мазут, но автоматики, которую практиканты из Великого Устюга привыкли видеть в котельных отделениях двинских буксиров - "генералов", на "БЕРИНГЕ" было гораздо меньше. Да и котельное отделение, в отличие от вызывающе сияющих первозданной ухоженностью котельных отделений пароходов проекта 732 устюгской приписки, на пароходе "ИВАН БЕРИНГ" вид имело скромный, без вызывающего шика. Не сияли надраенные до зеркального блеска латунные детали, окрашенные серебрянкой переборки и изоляция котла в течение навигации не обновлялись, вспомогательные насосы- "донки" не выглядели, словно только что установленные и лишь вчера полученные от машиностроителей.

На двинских "генералах" было именно так. С первого дня практики "салаги" во время вахты всегда что-нибудь чистили, красили, обновляли под руководством более опытных механиков и машинистов. Обыденность внешнего вида МКО "БЕРИНГА" сразу бросилась в глаза устюжанам. И Сергей, и Виталис, и прибывшие позже Миша и Николай - все изъявили желание работать матросами-рулевыми. Только Володя ПУГАЧЕВ избрал должность машиниста.
С кочегарами на пароходе "ИВАН БЕРИНГ" было совсем плохо. Если матросы-рулевые замещали вакансии третьего отсутствующего "моряка", кочегар физически не мог работать у котла шесть через шесть часов. "ИВАН БЕРИНГ" частенько стоял по ночам в различных пунктах Онежского озера. И рулевые, и даже машинисты, могли расслабиться, отдохнуть от руля или работы на реверсах машин. Кочегары даже во время стоянки обязаны были следить за котлом: расход пара все равно имел место быть: работали пародинамки, отопление, душевые, камбуз, малые насосы качали воду в гальюны и умывальники. Кочегарам приходилось чистить форсунки, контролировать исправную их работу, мыть т.н. "теплые ящики". Не часто, но случалось: в водогрейных трубках далеко не "молодого" котла появлялись свищи, пар вырывался в топку, приходилось отключать форсунки, спускать пары и те же кочегары, одетые в валенки, телогрейки, зимние шапки, отправлялись в котел, искали свищ, глушили неисправную трубку. Работа отнюдь не простая. После того, как прохудившуюся трубку отключали, приходилось таскать в котельное отделение дрова, разводить в топке пламя, поднимать давление в котле до значения, когда пар мог, поступая в форсунки распылять горячий мазут в топке.
А еще в течение навигации проводилась котлочистка. Пароход на несколько дней выводился из эксплуатации. И если палубная команда не спеша занималась покраской корпуса, палуб и некоторых помещений, кочегары чистили котел, работая в условиях, напоминающих картины пресловутого ада.


Капитан рассказывал, что при переводе парового флота на мазут, условия работы кочегаров все же значительно улучшились. Времена, когда пароходы работали на угле и даже дровах, запомнились Николаю Федоровичу вечной проблемой поисков тех, кто часами должен был бросать в топку уголь, убирать шлак, грузить уголь в порту.
Кочегаров "добывали" следующим образом. В Петрозаводске капитан брал двух крепких матросов и вел их к одному из винных магазинов. Там, за углом обязательно валялся какой-нибудь пьянчужка, перебравший зелья. Чаще всего, даже был выбор. Капитан выбирал наиболее крепкого и наименее замызганного мужичка, матросы тащили избранника на пароход. Укладывали в каюте. Обычно операция проводилась незадолго до отхода и "избранник" приходил в себя уже когда пароход топал в открытом Онего. Новоиспеченного кочегара слегка похмеляли и отводили в котельное отделение, где машинист и механик объясняли новоиспеченному "мореходу" его обязанности. Бывали случаи, " духи" на пароходе задерживались. Все же - кормят, постелью обеспечен, да еще и приплачивают немного. Если имел место побег, операция по доставке нового кочегара повторялась.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 24 окт 2018, 00:56, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. КАЮТ-КОМПАНИЯ.

Изображение

Все фотографии внутри помещений - низкого качества. Фотовспышки у автора не было - фотоаппарат "Зоркий" выпуска 1955 года не имел синхронизатора со вспышкой и посему получались снимки, которые и показывать-то не хочется. На этом- фрагмент помещения, где экипаж завтракал, обедал, ужинал, иногда в этом помещении проводились собрания и неформальные посиделки, если погода не позволяла собираться на палубе. Капитан Николай Федорович РУБЦОВ именовал помещение кают-компанией, но сие наименование вряд ли являлось верным. Посему большинство членов славного экипажа обстановочного парохода использовали краткое "салон" или "столовая". Помещение имело два входа-выхода - с правого и левого борта, большие прямоугольные иллюминаторы, хорошо видные на большинстве снимков парохода, и "амбразуру" из камбуза, которую при желании можно разглядеть на снимке. В "амбразуре" видна повар-кок Мария и свет иллюминатора на камбузе. На двери левого борта - вымпел "Победителю социалистического соревнования", традиционная награда тех времен. Над "амбразурой" камбуза - обязательное "Расписание общесудовых тревог". Столы на снимке не видны. Их два - слева и справа. Между столами -небольшой буфет, где всегда стояла кружка с компотом и порция радиста Яковлевича. Наш "маркони" был в свое время прооперирован на предмет удаления части органов пищеварения и не мог сразу съедать весь обед. Поэтому и стояла на полке буфета перманентно его "пайка".
А еще Яковлевич запомнился любовью к одеколону "Светлана". После получки радист закупал этот одеколон числом сразу несколько десятков флаконов. Яковлевич дозировал "лекарство" и стабильно находился слегка подшофе благодаря животворящему воздействию "Светланы". Объяснял он этот обычай волшебным воздействием разведенной онежской светлой водицы в процентном отношении "фифти-фифти" целебной "Светланой". - Давно бы помер, если бы не "Светлана",- улыбаясь утверждал Яковлевич, бодяжа одеколон в любимой эмалированной кружке.
Принимая во внимание важность этого жизнесберегающего действа, капитан к Яковлевичу претензий не имел: после давнего случая в Ладоге "маркони" службу нес добросовестно. Радиограммы уходили и принимались вовремя, электрозаведование, которое тоже было на Яковлевиче, находилось всегда в исправном состоянии.


Изображение

Радист-электрик А.Я.МАСАЛОВ.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ИЗ ДНЕВНИКА 1969 ГОДА.

Изображение

ДЕРЕВНЯ ПЕГРЕМА. МАЙ 1969 года.


Яркое весеннее небо. Еще вчера все вокруг было серым, небо выглядело совсем не весенним, низким, холодным, тяжелым.
Вздрагивая стареньким корпусом, полз наш пароход неведомым нам, так не похожим на Двину озером Онего,шли узким извилистым фарватером, плавно огибали черные мохнатые острова, а на штурманском столе лежала настоящая морская карта.
Сегодня пароход отдыхает. Ручейки от стаявшего с надстройки льда сбегают в ватервейсы. Гулко стучат о сталь палубы тяжелые капли воды. Слезы весенней радости сбегают по пореборкам. Тишина. Редкие порывы ветра где-то в заливах, где -то в соснах островов. Синие заливы Онего - там, где пароход шел вчера. А сегодня - мох берега как дорогой персидский ковер под ногами осинок и берез, сосен и елей. Яркая вода и яркое небо. Деревня Пегрема. Просторные дома, поставленные на века. Два этажа. Солнышко греет старые бревна и от домов исходит здоровая невидимая сила. Избы срублены любовно, бревнышко к бревнышку уложены плотно и конопачены надежно.
Затаились у воды старые приземистые баньки, обязательные для каждого северного дома. Взметнула куполок к сини неба маленькая деревянная часовня.
Пегрема была большой деревней. Была. Сейчас большинство просторных изб смотрят на нас немым укором брошенного жилища. Заросла травой узкая тропинка на некогда широкой деревенской улице. Не бегают у изб беспечные деревенские мальчишки.
Лишь грустные старушки греются на лавках с солнечной стороны: вышли посмотреть на первый в эту навигацию пароход. Могучие избы молчат проемами запертых навсегда дверей. Люди уехали отсюда в недальний Петрозаводск, в тесноту коммуналок и бараков, уехали туда, где есть работа и асфальт, где магазины и рынки, где фонари на улицах и надежда получить квартиру с теплым нужником.
Там тоже не сладко. Выматывающие смены у станков на заводах, давка в автобусах, очереди в магазинах, тысячи мелких бытовых забот.
Вспомнился мудрый дед-колхозник и его ностальгические рассказы о крестьянской "досюльности". Дед так и не принял колхозную коллективизацию и будучи плотником - профессионалом, никак не мог понять безалаберность колхозных строек.
- Я как с ерманской пришел, дом себе срубить мог. Крыша тесом крыта, опушка из добротной вагонки, просторный двор, крыльцо резное. А ноне что строят ? Крышу толем кроют, как на бараке каком.. О вагонке и не вспомнят. А печи как кладут ? Пять лет - и посыпалась. Забыты секреты старинные. Вот и бежит молодежь в город...
В дедовой деревне треть домов от того, что было в двадцатые годы осталась. В Пегреме - и того меньше...


Изображение


Матрос Миша МОТЫГИН осваивает гитару. И напевает, вспоминая частушки деревенского детства:
" Меня мамка попросила: наломай на помело...Какое, мамка, помело ! Меня по девкам повело !"
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 02 дек 2018, 23:58, всего редактировалось 1 раз.

Ответить