Бывший теплоход "Азербайджан" будет разделан на металлолом
Бывший Украинский, а ещё ранее - Советский, теплоход "Азербайджан" будет разделан на металлолом на разделочной верфи в Коацакоалькос (Coatzacoalcos, Мексика). Бывший "Азербайджан" является третьим судном серии из пяти судов типа "Белоруссия", построенных для бывшего СССР в Финляндии в 1975-1976 годах. Теплоход "Азербайджан" был построен в 1975 г, его величина в первой половине 1990-х годов составляла, примерно, около 15500 BRT.
Теплоход "Азербайджан", 1976 год. Почтовая открытка СССР, 1977 год. Фото Е. Света
Одесса, начало 1976 года. Моё раннее детство. Небольшая квартира в четырёхэтажном старом доме в центральной части города. Скромная, отчасти довоенная мебель и убранство середины 1970-х, состоящее, в основном, из послевоенных неброских вещей. Приглушённый цвет старых обоев поры конца 1920-х - 1950-х гг. Виноградная лоза, обвивающая балкон. Уныло проходящие у ворот двора дома старые трамваи нескольких маршрутов. И вдруг на небольшом столике - необычный и необычайно красочный по тем временам небольшой рекламный плакат. На нём - невиданного мной до того времени облика пассажирское судно, стремительной фантастической формы ! В глаза сразу бросалась его совершенно необычная дымовая труба - корабль откуда-то из будущего ! Всё это так отличалось от привычного облика пассажирских кораблей, сформировавшегося из картинок детских книжек и рассказов взрослых. На плокате была лишь одна надпись - " Теплоход "Азербайджан" ". Это словосочетание произносилось взрослыми, когда я интересовался увиденным необычным судном на картинке. Словосочетание это стало для меня надолго именем нарицательным. Стоит ли говорить о том, что о значении названия судна я узнал лишь несколько лет спустя после того, как усвоил понятие " Теплоход "Азербайджан" ".
Те яркие детские впечатления укрепились ещё и тогда, когда весной 1976 года мы с мамой ходили гулять на Морвокзал, и теплоход "Азербайджан", видимо, придя после постройки в Одессу и готовясь к своим первым рейсам, стоял у 15 причала. И я увидел это судно наяву, хотя больше запомнилось наше с ним знакомство именно дома - когда увидел его на том небольшом рекламном плакате. Ещё несколько лет после этого я считал что такое судно, "Теплоход "Азербайджан"" - одно... И лишь когда в 1978 году состоялось моё небольшое путешествие на однотипном лайнере - теплоходе "Карелия", мне объяснили, что суда бывают и однотипные, и "Карелия" - точно такой же корабль, как и "Теплоход "Азербайджан"", различаются они лишь названиями. Я уже учился в школе в первом классе, когда узнал, что есть и теплоход "Белоруссия", и всё это, включая и "Теплоход "Азербайджан"" - суда типа, головным судном которого является она.
Сразу после завершения постройки и передчи СССР, теплоход "Азербайджан", как и остальные суда этой серии, вошёл в состав Черноморского Морского пароходства, его портом приписки стала Одесса. Судно практически не работало на внутренних линиях СССР, кроме, возможно, нескольких первых рекламно-демонстрационных рейсов в Чёрном море. Теплоход "Азербайджан" сразу стал на международную морскую пассажирскую линию Одесса - Венеция - Ялта - Одесса, сменив на этом направлении теплоход "Латвия", и проработал на этой линии вплоть до 1985 года (включительно). В холодное время года, когда рейсов на линии не было лайнер переходил во фрахт фирм морского туризма западных стран. После закрытия линии Одесса - Венеция после завершения всех запланированных на ней рейсов 1985 года, теплоход "Азербайджан" был отдан в круглогодичный фрахт фирмам морского туризма Великобритании и ФРГ. После 1985 года "Азербайджан" стал редким гостем в Одессе и в Ялте, ещё реже он появлялся в Ленинграде. Ежегодное зимнее докование судно однако часто проходило на Первом Судоремонтном заводе в Одессе.
В конце первой половине 1980-х гг в Бремерхафене была проведена модернизация судна, в ходе которой были максимально увеличены его круизные функции и поднят класс комфорта за счёт существенного сокращения его паромных функций. Теплоход "Азербайджан" превратился, фактически, из автопассажирского парома в т.н. круизный лайнер с автомобильной палубой. После распада СССР круизный лайнер перешёл под юрисдикцию Украины, он оставался в составе ЧМП, его портом-приписки по-прежнему была Одесса.
На рубеже конца 1995 - начала 1996 гг теплоход "Азербайджан" оставил круизный рынок западноевропейских стран, он был заменён на нём другими, более подходящими для этого по тогдашним коммерческим соображениям судами. В начале 1996 года лайнеру присваивается новое название - "Аркадия". В 1996-1997 гг "Аркадия" выполняла круизы, в основном, в различных Европейских регионах для туристов из Украины и других стран СНГ под фрахтом фирмы "Примэкспресс". Во второй половине 1997 года бывший теплоход "Азербайджан" в последний раз покинул Украину и формально и фактически, оставив Одессу навсегда.
В 1997-1998 гг судно находилось в аренде компании "SeaEscape Ltd" (США / возм. Греция), под новым названием "Island Holiday" совершая круизы с туристами из США в Карибском Бассейне и в Мексику. В 1998 году лайнер был продан компании "Commodore Cruise Line" (США / Греция) и переименован в его сегодняшнее и последнее название - "Enchanted Capri". В таком качестве теплоход выполнял круизы на восточном побережье США и в Карибском Бассейне, также, для Американских туристов. После того как дальнейшие операции "Commodore Cruise Line" стали невозможны по коммерческим соображениям, приведшим к её банкротству, бывший теплоход "Азербайджан", начиная с декабря 2000 года несколько лет находился вне эксплуатации в Новом Орлеане. Требования тогда ещё будущего нового SOLAS-2010 и современная тогдашняя конъюнктура стремительного развития круизного рынка требовали, к тому же, дорогостоящего ремонта, необходимого судну для возвращения к круизным или пассажирским рейсам. В результате такое возвращение становилось уже экономически нецелесообразным.
Но начиная с середины нулевых 2000-х гг - видимо, с 2007 года, судно использовалось как общежите и как транспортный корабль для работников буровых установок в Мексиканском заливе, позднее получив некоторые, соответствующие своему новому назначению, дополнительные атрибуты в своей конструкции. Новое применение помогло судну продержаться в эксплуатации и избежать отправки на разделку на металлолом ещё тогда, в первом десятилетии 2000-х гг. Название теплохода осталось при этом без изменения - "Enchanted Capri".
Такое использование судна продолжалось вплоть до последнего времени, причём ещё даже недавно оглашались планы возвращение его в круизную или пассажирскую эксплуатацию. Но и изменение мировой конъюнктуры, связанной с добычей нефти, произошедшей в последние годы - и особенно после февраля 2014 года, и нецелесообразность его дальнейшей эксплуатации в настоящем и бесперспективность в будущем в том числе и как возможного круизного судна как следствие резкого и всеобъемлющего ухудшения экономической ситуации на всём круизном рынке, связанного с глобальным распространением тяжёлой пандемии нового агрессивного вида коронарного вируса китайского происхождения Covid-19 не оставили для нынешних владельцев (на начало 2020 года) бывшего Одесского лайнера другого подходящего выхода кроме отправки его на разделку на металлолом. Как итог, 15 октября 2020 года быший теплоход "Азербайджан" прибыл на место разделки и на нём уже начинаются работы по демонтажу его конструкций. Судно станет вторым судном серии судов типа "Белоруссия", который будет разделано на металлолом и вскоре прекратит своё существование.
Ян Пичиневский
1 ноября 2020 года
Бывший теплоход "Азербайджан" будет разделан на металлолом
Модератор: yan
Бывший теплоход "Азербайджан" будет разделан на металлолом
И продолжение развития грустной истории бесславного завершения жизненного пути некогда гордого лайнера бывшей международной морской пассажирской линии Одесса - Венеция:
https://veracruz.lasillarota.com/estado ... do-/450934
https://veracruz.lasillarota.com/estado ... do-/450934
Re: Бывший теплоход "Азербайджан" будет разделан на металлолом
Между тем, в личной переписке меня спросили, в чём загадочность этой новости, ссылку на которую я охарактеризовал таким образом.yan писал(а): ↑04 ноя 2020, 20:24И продолжение развития грустной истории бесславного завершения жизненного пути некогда гордого лайнера бывшей международной морской пассажирской линии Одесса - Венеция:
https://veracruz.lasillarota.com/estado ... do-/450934
Я ответил, что загадочной она стала, на мой взгляд, во-первых, потому, что из предыдущих новостей следовало, что судно уже с 15.10.2020 находилось непосредственно на разделочной верфи. Во-вторых, потому что за последние 25 лет стало почти обыденностью, что когда подобным происшествиям при перегоне таких судов на разделку на металлолом предшествует какая-то общая небрежность в отношении к нему, то практически всегда в этом присутствовал какой-то подконтекст.
Бывший теплоход "Азербайджан" будет разделан на металлолом
Между тем, бывший теплоход "Азеребайджан" некоторое время тому назад был успешно снят с прибрежной отмели, куда его занесло во время шторма в процессе транспортировки этого судна к месту разделки на металлолом на мексиканском побережье. Буксировка судна к разделочной верфи/площадке была продолжена, и известно также, что оно туда прибыло и процесс разделки уже начался. Бывший пассажирский и круизный лайнер, некогда обслуживавший международную линию Одесса-Венеция, к концу лета этого года прекратит своё существование.
ЯнПи
8.05.2021
ЯнПи
8.05.2021
Бывший теплоход "Азербайджан" будет разделан на металлолом
yan писал(а): ↑08 май 2021, 19:37Между тем, бывший теплоход "Азеребайджан" некоторое время тому назад был успешно снят с прибрежной отмели, куда его занесло во время шторма в процессе транспортировки этого судна к месту разделки на металлолом на мексиканском побережье. Буксировка судна к разделочной верфи/площадке была продолжена, и известно также, что оно туда прибыло и процесс разделки уже начался. Бывший пассажирский и круизный лайнер, некогда обслуживавший международную линию Одесса-Венеция, к концу лета этого года прекратит своё существование.
ЯнПи
8.05.2021
Вынужден опровергнуть это собственное сообщение, поскольку тогдашние предварительные сообщения источников о снятии судна с мели и его успешной до-буксировки к месту разделки оказались инкорректны.
Бывший теплоход "Азербайджан" не был снят с отмели. Судно при, видимо, обстоятельствах нового серьёзного штормового волнения, последовавшего уже после его посадки на мель, раскололось примерно посередине длины своего корпуса на две части, и вместе с этим событием потерпело свою конструкционную гибель - что очевидно из ряда различных фотоснимков, отражающих его теперяшний облик. Также, по фотоснимкам с места крушения, заметно отсутствие ряда крупных и мелких деталей его конструкции.
Сам остов теплохода в этом, видимо - пустынном, месте, ожидает судьба, аналогичная судьбе известного остова бывшего трансатлантического лайнера "America" (1940 г. постр.), ставшего позже круизным судном, и тоже при буксировке выброшенного штормом на прибрежную отмель.
ЯнПи
8.08.2021