Одесские катера

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Одесские катера, 1.11.2021

Сообщение yan »

Сводка от 1 ноября 2021 года
(подготовлено форумом-сайтом "Круизник" и морским бюро Яна Пичиневского)

Выполнение морских прогулок в Одессе, очевидно, уже завершено. Возобновление работы катеров на регулярных прогулочных маршрутах состоится, вероятно, как предполагается - с наступлением весны будущего года при благоприятных погодных условиях. Катерная навигация 2021 года, в целом, окончена. Последние регулярные морские прогулки в этом году были выполнены в период между 12 и 22 октября: формулируя обобщённо - в середине октября.


Изображение
Скоростной летний мини-катер "Легенда-1"


Начинается зимняя навигация 2021/2022 годов.

Катер "Севастополь" (судно типа "Александр Грин") находятся в состоянии готовности - он осуществляет сообщение с судами, находящимися на рейде и, видимо, может выполнить и морские прогулки по индивидуальным заказам, если не будут проходить в это время плановый межсезонный ремонт. Необходимые условия - достаточное для рентабельности рейса количество желающих, хорошие навигационные и погодные условия, отсутствие волнения моря, как и отсутствие возможных запретов, связанных с актуальными сейчас дополнительными требованиями по эпидемиологической безопасности и гигиене.

Катер "Валенсия" в настоящее время находится на доковом ремонте. Он был поднят из воды, и пока не поступало сведений о его возвращении в плавучее состояние.

Зимнюю навигацию мы не будем сопровождать регулярными сводками, но будем сообщать обо всех значимых новостях, связанных с катерами в Одессе, если таковые будут иметь место.

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Одесские катера, итоги навигации 2021 года

Сообщение yan »

Итоги навигации 2021 года
(подготовлено морским бюро Яна Пичиневского)

Изображение
Катамаран "Хаджибей"

Навигация регулярных морских прогулок в этом году началась 1 мая (на полмесяца - месяц позже чем в годы, предшествовавшие 2020), достигнув наибольшей своей интенсивности и пика, как и в предшествующие более чем два с половиной десятилетия - в августе. Последние прогулочные рейсы навигации были выполнены катером "Генерал Кунгурцев" (судно типа "Евпатория") и мини-катером "Круіз" - в период между 12 и 22 октября (на одну -три недели раньше чем в годы, предшествовавшие 2020).

Сравнительно длительная задержка начала навигации и её более раннее окончание связаны с глобальным распространением тяжёлой пандемии нового агрессивного вида искусственно-созданного коронарного вируса китайского происхождения Covid-19. Этот же фактор оказывал своё воздействие на навигацию в течение всего сезона - на всех судах, выполнявших морские прогулки, в их каждом отправлении, как минимум формально, действовали основные актуальные в 2021 году на всех видах транспорта требования по эпидемиологической безопасности и гигиене. В 2021 году в Одессе в разгар летнего сезона отпусков, особенно в августе, находилось большое количество отдыхающих и туристов из всех регионов Украины. Но всё же, тех, кто проводил и в 2021 году свой летний отдых в Одессе, было существенно меньше не только чем ежегодно в период 2016-2019 гг, но и не превышало в целом соответствующих показателей первых двух лет войны - 2014-2015 гг. Присутствовало и сравнительно меньше, ставших привычными в Одессе за последние десятилетия, туристов из стран Европейского Союза, Израиля и США, которые и в этом году по известной причине не всегда могли проводить отпускные поездки вдали от своих стран.

В этом году, как и в ряд предыдущих лет, катера отправлялись, в основном - от причала Морвокзала и только, преимущественно, на морские прогулки без промежуточных заходов. В самый разгар навигации, в августе, средний интервал отходов катеров на морские прогулки составлял около 7-10 минут, что, в принципе, сопоставимо с аналогичным показателем нескольких прошлых лет. Как минимум с конца июня по воторую половину сентября скоростной летний мини-катер "Легенда-1" выполнял ежедневно, от 'центрального' пирса в Ланжероне до нескольких отправлений в течение дня, морские прогулки в сторону Аркадии и/или в сторону Воронцовского Маяка без промежуточных заходов. В подгонных рейсах "Легенды-1" - утреннем, от Морвокзала на Ланжерон, и вечернем - из Ланжерона на Морвокзал, присутствовала, вероятно, возможность и пассажирского проезда по-договорённости. В эти рейсы судно отправлялось без конкретного расписания, а решение о перевозке пассажиров принималось по поступлении конкретной заявки.

По-договорённости, отдельные судозаходы в Аркадию (подход к бывш. катерному пирсу - 'южному' пирсу пляжа), выполнялись скоростными летними катер-лодками "Андромеда" и "Пегас", прибывавшими сюда для разворота в море недалеко от берега, в ходе их 'круговых' морских прогулок от причала Морвокзала. Такие рейсы выполнялись не в каждый день, но иногда вплоть до 1-2 раз в день (без расписания, по поступлении конкретной заявки).

В эксплуатации находились катамаран "Хаджибей", Бердянский катер "Генерал Кунгурцев" (судно типа "Евпатория", порт-приписки Мариуполь), катера "Сплит", "Валенсия", "Севастополь" (все три – суда типа "Александр Грин"), мини-катер "Круіз" (порт-приписки Киев), два однотипных между собой скоростных летних мини-катера "Легенда-1" и "Легенда-2" (порт-приписки Киев) и две однотипные между собой скоростные летние катер-лодки "Андромеда" и "Пегас". Всего - 10 единиц флота шести различных типов.

Вне эксплуатации находятся катера "Ливерпуль" (с 1992 года), "Ванкувер" (начиная с 2012 года) и "Генуя" (с 1.07.2015, судно длительное время находилось в Херсоне, в первой половине сентября 2019 г. возвратилось в Одессу), все три – суда типа "Александр Грин".

Ещё один катер - "Иокогама" (также, судно типа "Александр Грин") в 2019 году проходил глубокий ремонт, и в плавания не выходил. В прошлом, 2020 году, ремонт на нём был, очевидно, завершён, и известно также, это судно даже выполнило несколько рейсов. Но были ли эти рейсы регулярными пассажирскими или же техническими (возм. пробными) - точных данных, к сожалению, нет. По состоянию на 2021 год, катер "Иокогама", по сути, не эксплуатировался - по крайней мере, других сведений об этом морском трамвайчике редакции сводок не поступало.

Ещё два судна находились в Одесском порту вне эксплуатации - это, по-прежнему, Мариупольский катер "Савона" (судно типа "Евпатория") и прогулочное банкетное судно "Bohemia" (порт-приписки Киев), стоящее в районе 20-21 причалов. Последнее - это проходившее в межсезонье 2020-2021 гг ремонт в Одессе прибывшее из Киева большое речное-озёрное прогулочное судно-катер "Святой Андрей", по одному из источников информации, готовившееся к выполнению прогулочно-банкетных рейсов из Одесского порта по специальным заказам. Изначальное и бывшее название судна - "Фёдор Литке", которое было построено, вероятно, в 1955 году, величина - свыше 600 GT, модернизировано примерно во второй половине нулевых 2000-х гг.

Кардинально значимых новинок, нововведений или изменений, которые могли бы рассматриваться как 'событие года', в катерную навигацию 2021 года в Одессе, по данным, располагаемым редакцией сводок, не происходило.


ЯнПи
21.11.2021

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Одесские катера

Сообщение yan »

Для взаимосвязи с темами форума о катерах и прогулочном катамаране Одессы, построенных в 1960-е - 1980-е гг, и уже плававших в качестве Одесских прогулочных судов ещё до конца февраля 2014 года

- тема о катамаране "Хаджибей": viewtopic.php?f=13&t=1701

- тема о катере "Валенсия" (1970 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=1600

- тема о катере "Радуга-12": viewtopic.php?f=13&t=1391


Для взаимосвязи с темами форума о катерах Одессы, построенных до июня 1941 года, и плававших в годы раннего послевоенного периода после 1945 г. в составе портофлота Одессы в числе первых морских трамвайчиков города

- тема о катере "Капелла" (1922 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=1313

- тема о катере "Пётр Лукомский", бывш. "Зарница" (1928 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=1322

- тема о катере "Прут" (1935 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=1282

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Одесские катера, Черноморск

Сообщение yan »

Благодаря Igor62 стало известно, что бывший Ильичёвский катер "Одесский пионер" (судно типа "А.Грин") есть, он по-прежнему находится вне эксплуатации, с высокой вероятностью - в порту Черноморска. В настоящий момент этот бывший морской трамвайчик предлагается к продаже.

Большое спасибо Игорю за информацию !

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Одесские катера, Черноморск

Сообщение Igor62 »

yan писал(а):
19 янв 2022, 22:21
Благодаря Igor62 стало известно, что бывший Ильичёвский катер "Одесский пионер" (судно типа "А.Грин") есть, он по-прежнему находится вне эксплуатации, с высокой вероятностью - в порту Черноморска. В настоящий момент этот бывший морской трамвайчик предлагается к продаже.

Большое спасибо Игорю за информацию !
Действительно, государственное предприятие "Морской торговый порт"Черноморск" через систему электронных торгов prozorro, выставило на продажу 10 плавсредств, среди которых и пассажирское судно "Одесский пионер" 1972 года постройки.
На Ильичёвском судоремонтном заводе, морскими "трамвайчиками" называли суда проекта 1438 типа "Вест", упрощённая версия проекта 1430, которые работали на перевозке пассажиров в Севастополе.

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Одесские катера, Черноморск

Сообщение yan »

Igor62 писал(а):
20 янв 2022, 10:04
На Ильичёвском судоремонтном заводе, морскими "трамвайчиками" называли суда проекта 1438 типа "Вест", упрощённая версия проекта 1430, которые работали на перевозке пассажиров в Севастополе.
Эти катера - ещё большие именно 'трамвайчики' , чем катера типа "А.Грин", хотя и катера типа "А.Грин" предназначались в большой степени для работы на линиях. Но я не думаю, что катера типа "Молодёжный" (= суда проекта 1438 типа "Вест") являются упрощённой версией катеров типа "А.Грин" - видимо, скоре усложнённой. Ведь в их задачу входит более высокая и оперативная манёвренность в более сложных габаритных и волновых условиях, с не меньшим обеспечением надёжности. Этот тип катеров, кстати, не единственный известный распространённый тип с этим назначением. Два известных типа аналогичного предназначения катеров ("старые" и "новые") работают в Гамбурге. Они там называются Hafenfähren (дословный перевод - портовые паромы).

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Одесские катера, Черноморск

Сообщение Igor62 »

"Упрощённая версия" это со слов ветеранов завода, совсем другая надстройка, пассажирские салоны и т. д. по внешнему виду заметны эти отличия.
IMG_8144.JPG
IMG_8144.JPG (34.21 КБ) 5416 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Одесские катера, Черноморск

Сообщение yan »

Да. Это и есть катера типа "Молодёжный".

А вот его "одноклассник" из Гамбурга. Катер основного современного типа этих судов, которые я бы классифицировал как городской портовый морской трамвайчик. Основного типа из тех их типов, которые сегодня работают на разных пассажирских (пассажирско-паромных) линиях в Гамбурге.

А катера типа "А.Грин" - это просто, морские трамвайчики, обычные.

Изображение

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Одесские катера, 23.08.2022 (сводка военного времени)

Сообщение yan »

23 августа 2022 года
Сводка военного времени.
(Морское бюро Яна Пичиневского)



Сегодня, 23 Августа 2022 года - День Государственного флага Украины
Завтра, 24 Августа 2022 года - День Независимости Украины
Завтра, 24 Августа 2022 года - полгода с начала полномасштабной российской агрессии и вторжения в Украину



Изображение
Фотоснимок выполнен с борта катера "Генерал Кунгурцев", во время морской прогулки.
Фото Яна Пичиневского



В связи с военным положением и соображениями безопасности в этом году никакие морские прогулки не выполняются.

Выполняются лишь некоторые линейные пассажирские транспортные рейсы в морских зонах неморских акваторий - по графикам и другим основным элементарным правилам и требованиям военного времени.


Напомню, перед рассветом, 24 февраля 2022 года, началось масштабное российское вторжение в Украину, произошедшее со всех мест откуда это было возможно. Это вторжение произошло в ходе Российско-Украинской войны, начавшейся в феврале 2014 года, и его целью для страны-агрессора (россии) является уничтожение Украинской государственности, захват территории страны и тотальное порабощение её населения. Масштаб вторжения и военные действия этой войны по своим интенсивности и масштабам превосходят Германско-Советскую войну 1941-1945 году, а жестокость и кровожадность армии развязавшей войну страны ничем не уступают тогдашним, а часто их и превосходят. Благодаря беспримерной стойкости, отваге, мужеству, героизму, профессионализму и высокой мотивации армии Украины, сплочённости и высочайшему достоинству народа Украины, благодаря принципиальной позиции, безусловной и многогранной поддержке и помощи западных стран, удалось стабилизировать линию фронта. А в ближайшем будущем окончательная стабилизация и перехват Украиной инициативы в войне станут очевидны.

Как только ситуация изменится окончательно кардинально в пользу Украины, станет возможным безопасное, уверенное и надёжное возобновление туризма в Одессе и всей западной части Чёрного моря - катера вернутся на свои традиционные и желанные многими морские маршруты Одесского побережья.

Maksym
Новый человек на судне
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 22:06

Re: Одесские катера

Сообщение Maksym »

Катера "Валерий Чкалов" и "Александр Беляков"

14121937_.jpg
14121937_.jpg (95.16 КБ) 4318 просмотров

Ответить