Пароход "Иван Сусанин"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение yan »

Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Иван Сусанин"


Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и / или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР ". Сегодняшняя, десятая заметка посвящена учебному / пассажирскому пароходу "Иван Сусанин". В СССР это судно совершало учебные рейсы, его портом-приписки был Севастополь, во второй половине 1950-х годов "Иван Сусанин" стал одним из самых первых морских пассажирских судов, вышедших на Крымско-Кавказскую Линию после окончания Войны 1941-1945.


Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "Stettiner Oderwerke, AG für Schiffs- und Maschinenbau", Stettin (Щецин), Германия.
Строительный номер: 644.
Тоннаж: 2170 BRT.
Длина судна: 95,2 метров.
Ширина судна: 11,6 метров.
Осадка судна: 4,2 метра.
Главная энергетическая установка: две паровые машины трёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки (в 1914 году): 3200 индиксированных лошадиных сил.
Мощность энергетической установки (в 1946 году): 3100 лошадиных сил.
Количество винтов: 2.
Средняя скорость (в 1914 году): 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Средняя скорость (в 1946 году): 14,5 узла (примерно 26,85 км/час).
Пассажировместимость (в 1939 году): 240 – 400 человек пациентов / раненных и медперсонала.
Пассажировместимость (в 1946 году): 300 - 350 курсантов (или пассажиров).
Экипаж (в 1939 году): 45 человек.
Экипаж (в 1946 году): 65 человек (включая и преподавательский персонал).
Порт приписки (1914 – 1945): Stettin(Щецин), Германия.
Порт приписки (1946 – 1959): Севастополь, СССР.



Изображение
Пароход "Иван Сусанин". Послевоенное время

Пассажирский пароход прибрежного плавания "Rügen" был спущен со стапеля 21 февраля 1914 года и введен в эксплуатацию 20 мая 1914 года в Германском городе Щецин ( Stettin) судоходной компанией "J.F.Braeunlich GmbH" из Щецина. В короткое время до начала I Мировой Войны судоходная компания "J.F.Braeunlich" использовала "Rügen" преимущественно в службе на пассажирской линии Stettin – Swinemuende.

21 ноября 1914 года под флагом Кайзеровского ВМФ Германии "Rügen" вступил в I Мировую Войну. Пароход использовался на Балтийском Море как вспомогательное судно для установки мин. С 4 июля 1918 года до окончания войны "Rügen" использовался в качестве школы подводников. 14 марта 1919 года судно по репарации было передано Великобритании, но уже 17 апреля 1919 года бывший владелец ( "J.F.Braeunlich" ) смог выкупить судно у Британской "Schipping Controller".

С 1921 года владельцем судна значится компания "Stettin-Rigaer Dampfschiffs-Gesellschaft" (судовладелец - R.C. Gribel, Stettin), "Rügen" совершает морские пассажирские рейсы на линии Щецин (Германия) - Рига (Латвия).

В сентябре 1939 года, с началом II Мировой Войны, пароход "Rügen" перешёл под управление Военно-морского ведомства Германии. С 16.09.1939 "Ruegen" используется как госпитальное судно на Северном Море, а в 1942 году переводится на Балтийское Море и используется также как госпитальное судно. Во время II Мировой Войны "Rügen" получает ещё одно название, военное: "Lazarettschiff H". В госпитальном варианте этот пароход принимал на борт до 400 человек пациентов / раненных и медперсонала. Окончание войны "Rügen" встретил неповреждённым.

11.03.1946, после официального раздела трофейного флота, доставшегося СССР и Великобритании после победы над Германией, пароход передаётся СССР. Далее следует переименование судна в "Иван Сусанин". С 3.06.1946 по 31.12.1946 пароход прошёл ремонт и некоторые перестроечные работы на судоремонтной верфи "VEB Mathias-Thesen-Werft" в Висмаре. Сразу после окончания ремонта, 31.12.1946 "Иван Сусанин" отбыл на Чёрное Море в свой новый порт-приписки - Севастополь.

Изначально предполагалось, что сразу же по прибытию в Севастополь, "Иван Сусанин" приступит к выполнению рейсов в качестве учебного судна. Но это состоялось позже. Дело в том, что в те годы была сильная нехватка торгового флота ( по причине его отсутствия ) на Чёрном Море, многие суда, полученные по репарации, находились или на длительных ремонтах и восстановлении, или были заняты перевозками в других регионах. И "Иван Сусанин" в качестве линейного пассажирского судна стал выполнять рейсы на Крымско-Кавказской Линии. Таким образом, этот пароход был одним из самых первых морских пассажирских судов, вышедших на Крымско-Кавказскую Линию после окончания Войны 1941-1945. Кроме того, известно, что эти рейсы были именно грузопассажирскими – почти в каждом рейсе судном перевозились и срочные / почтовые грузы.

Но к 1949 году на Чёрном Море, все-таки появился регулярный пассажирский флот, и где-то в это время "Иван Сусанин" завершил пассажирскую транспортную службу и перешёл к своему непосредственному предназначению – он стал учебным судном. До 1959 года (включительно) пароход "Иван Сусанин" был учебным судном и совершал плавания с курсантами школы морского судоходства Севастополя. Эти учебные плавания для будущих моряков проходили, в основном, в Чёрном Море.

В самом конце 1950-х годов проводилось массовое списание многих устаревших к тому времени судов торгового флота СССР, под которое попал и "Иван Сусанин". С 1960 года "Иван Сусанин" вычеркнут из регистровых списков Регистра "Lloyd’s Register of Shipping". О том, каким образом судно закончило свой жизненный путь, мне, к сожалению, ничего не известно, но можно с большой уверенностью сказать, что этот пароход не дожил до наших дней.


Применённая литература:

Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passagierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 55,56.


Ян Пичиневский
Штутгарт, 30.01.2007

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 15:03

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение farmacevt »

В конце 40-х годов портом приписки "Ивана Сусанина" становится Одесса. Имеются фотографии, датируемые не позднее чем летом 1948 г. На них - группа курсантов-практикантов ОВМУ (Одесского высшего мореходного училища) на "Сусанине". Там же - спасательный круг, надписанный должным образом. Впрочем, на судне могли проходить практику курсанты всех морских учебных заведений южного региона СССР (Херсон, Николаев, Батуми, Ростов-на-Дону, Астрахань, Баку).
В 50-е "Сусанином" командовал Денис Францевич Каминский. Конечно, посетителям форума вспомнятся "Благоев" и "Аджария", но судя по отзывам моряков, знавших его, это был совершенно замечательный человек и учитель.
В 1962 году за Одесским высшим инженерным морским училищем (бывшее ОВМУ) было закреплено учебно-производственное судно "Горизонт", "Экватор" отошел средней мореходке, а "Иван Сусанин" хотя и был списан, но еще длительное время использовался как блокшив водной станции (ппрототип яхт-клуба) в Сухом лимане. Недавно капитан дальнего плавания Анатолий Евгеньевич Скопин вспоминал, что позднее на бывшем пароходе "Иван Сусанин" проводились масштабные пожарные учения, в результате которых он полностью выгорел. Вновь сошлюсь на уважаемого Анатолия Евгеньевича - еще не так давно останки "Сусанина" можно было лицезреть на южной стороне второго ковша акватории Ильичевского СРЗ (это в районе бывшей переправы катеров). Всем удачи!

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение yan »

Николай, большое Вам спасибо за интересную информацию !

А известны ли какие-нибудь временные сведения о последних этапах судьбы "Ивана Сусанина": когда произошёл пожар, в каком состоянии было судно после него, когда последний раз видели останки судна, были ли они отправлены на разделку на металлолом ?


С уважением и дружеским приветом

Ян Пичиневский

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 15:03

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение farmacevt »

Уважаемый Ян! Я попытался уточнить временные параметры событий вокруг "Ивана Сусанина". Опять же ссылаюсь на Анатолия Евгеньевича Скопина. Все очень приблизительно: использовался как база яхт-клуба в начале 60-х (может быть даже и в 1961 году). Территориально располагался рядом с переправой катеров в Бурлачьей Балке (правее или севернее, если обратиться к лиману с восточного берега, т.е. со стороны Черноморки - Одессы). Пожар (учебный) мог состояться в 1966-67 году (very very about). Скорее всего это были плановые учения военизированной пожарной охраны (порта, СРЗ (?). Вопроизведу Анатолия Евгеньевича: "Запомнил потому, что весь Сухой лиман был в пене". А вот останки корпуса оказались на противоположном берегу - в районе малого дока, примерно в том месте, где Ильичевский СРЗ примыкал к АСПТР ЧМП, со стороны завода. Речь идет уже о 70-х годах. Наваливали на него различный маллический хлам. Анатолий Евгеньевич рассказывает, что ходил "Сусанин" весьма характерно: с постоянным креном на правый борт. Пожалуй это и вся моя куцая информация. Если удастся узнать что-то более конкретное - сразу сообщу. Удачи, Николай.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение yan »

Николай, большое Вам спасибо за интересную информацию !

Буду очень рад любым подробностям о том, как завершилась судьба останков судна.


Бывайте с нами почаще !

С уважением и дружеским приветом

Ян

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 15:03

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение farmacevt »

Уважаемый Ян! Если я правильно понял, в тексте статьи термин "школа морского судоходства Севастополя" есть фрагмент "свободного" перевода из какого-то использованного Вами источника? Если это не так, то о каком учебном заведении идет речь? Может быть имелась в виду "школа мореходного обучения"? Я придерживаюсь той точки зрения, что на каком-то этапе это судно могло быть приписано к Одесскому мореходному училищу. Не думаю, впрочем, что все это имеет принципиальное значение. Тут и в самом названии судна можно усмотреть двойной подтекст...
Искренне Ваш, Николай.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение yan »

Здравствуйте, Николай !

В оригинале пишется следующим образом:
Betriebsberufsschule für Seefahrt, Sevastopol

что дословно переводится как:
Производственное училище судоходства, Севастополь

Это, скорее всего, не точное указание названия учебного учреждения, а близкое к названию описание сути данного названия.


С дружеским приветом

Ян

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 15:03

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение farmacevt »

Честно говоря, Ян, смущает меня порт приписки - Севастополь, потому и пытался я увязать эту данность с наличием в Севастополе какого-либо учебного заведения ММФ (училища, курсов) в 40-е годы. Покопался в литературе, наткнулся в Инете на форум Мореход.ру по учебным заведениям ММФ и МРХ СССР, обнаружил у себя даже перечень ПТУ, средних и высших учебных заведений речного транспорта. Не вяжется... Думаю, все таки, что как приписали "Сусанина" в 1945 г. к Одесскому мореходному училищу, так до последних дней он там и числился. Может быть и была такая себе предварительная идея у военморов его для своих курсантов приспособить, вот тогда, конечно, мог и Севастополь в каких-нибудь бумагах нарисоваться.
Спасибо за общение. Удачи. Искренне Ваш. Н.В.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение yan »

В принципе, не исключено, что автор источника мог и ошибиться, и вместо Одессы написать Севастополь.

Возьмём на заметку. При случае уточним этот вопрос.

С дружеским приветом

Ян

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 15:03

Re: Пароход "Иван Сусанин"

Сообщение farmacevt »

В Инете нашел кое-что. Владимир Самойлович Шиф - "Одесское мореходное училище". Вот такие воспоминания о судне:
" В 1945 году училищу для практического обучения судоводителей и судомехаников был передан пароход "Иван Сусанин". Курсанты в шутку называли его "Полтитаником", имея ввиду, что затонувший в 1912 году "Титаник" имел две мачты и четыре трубы, а наш "Сусанин" только одну мачту и только две трубы. В 1952 году мне "посчастливилсь" несколько месяцев пребывать на этом судне, когда оно стояло в Одесском порту, и периодически выходило в море для выброса накопившегося мусора.
Пароход "Иван Сусанин" за старостью списали, а в 1954 году училищу передали судно "Экватор".
В Лос-Анджелесе в 2003 г. была издана книга Антона Барбариги "Далекий берег детства", включающая двусмысленный (в 70-е его бы заклеймили как антисоветский, на мой взгляд) рассказ "Чапля". Контекст его тот же - плавательная практика одесских и ленинградских курсантов на Черном море. Поскольку "любое использование материала книги, полностью или частично, без разрешения правообладателей запрещается" позаимствую из него только два курсантских названия судна: "Иван с усами", "2-х трубный крейсер".

Ответить