Катера "Ост" (1932) и "Норд" (1932, будущ. назв. "Юг"), Чёрное море
Модератор: yan
Катера "Ост" (1932) и "Норд" (1932, будущ. назв. "Юг"), Чёрное море
Уважаемые форумчане! Некоторое время назад мне показывали советскую почтовую открытку, изданную в 1935 г. в г. Ростове-на-Дону. На ней изображен на фоне Кавказского побережья теплоход "Ост", явно выполняющий некую экскурсионно-туристическую программу, так как битком набит праздными пассажирами. В периодической литературе я нашел упоминание о том, что в 1941 г. три больших судна Сочинского пароходства - "Норд", "Ост" и "Заря" были переданы Черноморскому флоту, из них "Ост" и "Заря" впоследствии погибли. Можете поделиться информацией, если она, конечно, в рамках обозначенной темы? В частности - по "Осту". Заранее благодарен. Николай.
Последний раз редактировалось yan 31 июл 2022, 12:01, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Сообщение перепрофилировано сегодня в первое сообщение новой темы без изменений своего содержания из бывшей темы <Сочинские катера> при её расформировании и закрытии. Название сообщения заменено, прежнее: <Re: Сочинские катера> .Редактор форум
Причина: Сообщение перепрофилировано сегодня в первое сообщение новой темы без изменений своего содержания из бывшей темы <Сочинские катера> при её расформировании и закрытии. Название сообщения заменено, прежнее: <Re: Сочинские катера> .Редактор форум
Re: Сочинские катера
О Сочинских катерах "Норд" и "Ост" мне известно совсем мало. Оба были однотипными, оба были построены в Одессе в 1932 году и в том же году введены в эксплуатацию в Сочи. Тоннаж каждого из катеров составлял по 209 BRT. Портом приписки обоих судов был также Сочи. Другой информации о них у меня пока нет.
Re: Сочинские катера
Спасибо, Ян! Ради интереса глянул в книгу из серии "История фабрик и заводов" об Одесском СРЗ: "Имени 50-летия Советской Украины". "Маяк", Одесса, 1973 г. Об "Осте", "Норде" - ничего. А вот зато: " "В феврале 1955 года успешно прошли испытания головного пассажирского прогулочного катера "Аркадия" (165 с.). Н.В.
Re: Сочинские катера
Здравствуйте Ян1 Небольшая информация по "Норду" и "Осту"
Пассажирские теплоходы
Сочинского государственного морского
пароходства «Ост» и "Норд"
По заказу «Совторгфлота» в 1932 году на Одесском заводе имени Марти были построены два однотипных, одновинтовых пассажирских теплохода «Ост» и «Норд». Суда водоизмещением 285 тонн (209 брт), длиной 37,6 м, шириной 6,61 м и осадкой 2,35 м имели 300 пассажирских мест. Дизель фирмы Бенц (Германия) мощностью 375 л.с. обеспечивал им скорость хода в 13 узлов. Теплоходы, переданные Сочинскому торговому порту, до 1941 года эксплуатировались на местных пассажирских курортных линиях.
После начала Отечественной войны 22 июня 1941 года «Ост» и «Норд» были мобилизованы и переоборудованы в тральщики. 29 июня «Ост» получил название «Т-514», а «Норд» «Т-513». Их вооружение состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и тралов. Экипаж - 35 человека. 2 июля 1941 года тральщики «Т-513» и «Т-514» с бортовыми № 65 и 66 вошли в состав ЧФ. Позже «Т-513» был передан в состав Азовской военной флотилии. Он с 21 по 23 ноября 1941 года участвовал в переброске личного состава 106 стрелковой дивизии из Темрюка в Приморско-Ахтарскую. Во время проведения Керченско-Феодосийской десантной операции «Т-513» («Норд») был включен в пятый десантный отряд. Ему предстояло высадить 1000 десантников в районе Еникале. Переход проходил в штормовых условиях. Часть высадочных средств была потеряна. По приказу командующего Азовской флотилии отряд 26 декабря направили к мысу Хрони. Однако высадка десанта из-за огня противника и сильного наката не состоялась. К утру 27 декабря пятый отряд ушел в Темрюк. В час ночи 29 декабря 1941 года отряд снова подошел к мысу Хрони. К этому времени высаженные 26 декабря десантники продвинулись в глубь побережья. Оставленный без прикрытия район высадки был вновь занят противником и суда ушли в Темрюк. 30 декабря к выходу в море был подготовлен еще один отряд, в состав которого был включен «Т-513». Отряд должен был высадить десант в районе Еникале или у мыса Хрони, но 31 декабря стало известно об освобождении Керчи. В 1942-1943 годах тральщик «Т-513» использовался в основном для перевозки раненых. Судно выполнило 76 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 6501 человек, из них 2831 лежачих. После войны в 1946 году теплоход «Норд» был возвращен Сочинскому пароходству. В 1953 году теплоход получил новое наименование «Юг». В 1968 году его списали.
«Т-514» (борт.№ 66) в 1942 и начале 1943 года использовался для перевозки раненых между портами Кавказского побережья. Теплоход совершил 30 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 2256 человек, из них 874 лежачих. Затем тральщик начал ходить на коммуникации Геленджик - Мысхако по доставке на «Малую землю» воинских пополнений и боеприпасов. 4 марта 1943 года «Т-514» («Ост»), вышел из Геленджика на Мысхако с грузом боеприпасов и продовольствия. При подходе к месту выгрузки в 22 часа 33 минуты он подорвался на немецкой магнитной мине и затонул. Есть и фото этих судов, но не знаю как их выставить . С уважением Ю.Н.
Пассажирские теплоходы
Сочинского государственного морского
пароходства «Ост» и "Норд"
По заказу «Совторгфлота» в 1932 году на Одесском заводе имени Марти были построены два однотипных, одновинтовых пассажирских теплохода «Ост» и «Норд». Суда водоизмещением 285 тонн (209 брт), длиной 37,6 м, шириной 6,61 м и осадкой 2,35 м имели 300 пассажирских мест. Дизель фирмы Бенц (Германия) мощностью 375 л.с. обеспечивал им скорость хода в 13 узлов. Теплоходы, переданные Сочинскому торговому порту, до 1941 года эксплуатировались на местных пассажирских курортных линиях.
После начала Отечественной войны 22 июня 1941 года «Ост» и «Норд» были мобилизованы и переоборудованы в тральщики. 29 июня «Ост» получил название «Т-514», а «Норд» «Т-513». Их вооружение состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и тралов. Экипаж - 35 человека. 2 июля 1941 года тральщики «Т-513» и «Т-514» с бортовыми № 65 и 66 вошли в состав ЧФ. Позже «Т-513» был передан в состав Азовской военной флотилии. Он с 21 по 23 ноября 1941 года участвовал в переброске личного состава 106 стрелковой дивизии из Темрюка в Приморско-Ахтарскую. Во время проведения Керченско-Феодосийской десантной операции «Т-513» («Норд») был включен в пятый десантный отряд. Ему предстояло высадить 1000 десантников в районе Еникале. Переход проходил в штормовых условиях. Часть высадочных средств была потеряна. По приказу командующего Азовской флотилии отряд 26 декабря направили к мысу Хрони. Однако высадка десанта из-за огня противника и сильного наката не состоялась. К утру 27 декабря пятый отряд ушел в Темрюк. В час ночи 29 декабря 1941 года отряд снова подошел к мысу Хрони. К этому времени высаженные 26 декабря десантники продвинулись в глубь побережья. Оставленный без прикрытия район высадки был вновь занят противником и суда ушли в Темрюк. 30 декабря к выходу в море был подготовлен еще один отряд, в состав которого был включен «Т-513». Отряд должен был высадить десант в районе Еникале или у мыса Хрони, но 31 декабря стало известно об освобождении Керчи. В 1942-1943 годах тральщик «Т-513» использовался в основном для перевозки раненых. Судно выполнило 76 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 6501 человек, из них 2831 лежачих. После войны в 1946 году теплоход «Норд» был возвращен Сочинскому пароходству. В 1953 году теплоход получил новое наименование «Юг». В 1968 году его списали.
«Т-514» (борт.№ 66) в 1942 и начале 1943 года использовался для перевозки раненых между портами Кавказского побережья. Теплоход совершил 30 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 2256 человек, из них 874 лежачих. Затем тральщик начал ходить на коммуникации Геленджик - Мысхако по доставке на «Малую землю» воинских пополнений и боеприпасов. 4 марта 1943 года «Т-514» («Ост»), вышел из Геленджика на Мысхако с грузом боеприпасов и продовольствия. При подходе к месту выгрузки в 22 часа 33 минуты он подорвался на немецкой магнитной мине и затонул. Есть и фото этих судов, но не знаю как их выставить . С уважением Ю.Н.
Re: Сочинские катера
Здравствуйте, Юрий !
Огромное Вам спасибо за интереснейшую и редкую информацию !!! Теперь благодаря Вам я буду знать, что послевоенный Сочинский катер "Юг" и довоенный "Норд" - одно и то же судно.
Буду очень рад увидеть Ваши фотографии этих исторических катеров.
С уважением и дружеским приветом
Ян
Огромное Вам спасибо за интереснейшую и редкую информацию !!! Теперь благодаря Вам я буду знать, что послевоенный Сочинский катер "Юг" и довоенный "Норд" - одно и то же судно.
Буду очень рад увидеть Ваши фотографии этих исторических катеров.
С уважением и дружеским приветом
Ян
Последний раз редактировалось yan 31 июл 2022, 12:03, всего редактировалось 1 раз.
Причина: техническая корректировка текста сообщения
Причина: техническая корректировка текста сообщения
Re: Сочинские катера
Здравствуйте Ян! Фотографии судов в интернете я никогда не выставлял. Они получены мной от Б Лемачко и В Данилова. При большой необходимости можно их передать лично через эл почту. С уважением Ю.Н.
Re: Сочинские катера
Юрий! Большое спасибо. Я может быть тоже расстараюсь с фотографией "Оста". Н.В.
Re: Сочинские катера
Представляю фотографии исторических Сочинских катеров "Ост" и "Норд" (позже - "Юг"), которые нам любезно предоставил Юрий Трифонов ( Юрий ).
Катер "Ост". Сочи. Довоенная фотография
Катер "Норд". Сочи
Катер "Юг" (бывшее название - "Норд"). Сочи
Юрий, большое Вам спасибо за интересную информацию о Сочинских довоенных прогулочных катерах и отличные фотографии !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Катер "Ост". Сочи. Довоенная фотография
Катер "Норд". Сочи
Катер "Юг" (бывшее название - "Норд"). Сочи
Юрий, большое Вам спасибо за интересную информацию о Сочинских довоенных прогулочных катерах и отличные фотографии !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Последний раз редактировалось yan 31 июл 2022, 12:04, всего редактировалось 1 раз.
Причина: техническая корректировка текста сообщения
Причина: техническая корректировка текста сообщения
Re: Сочинские катера
Представляю открытку катера "Юг" (бывш. "Норд") из моей коллекции.
Катер "Юг" (бывшее название - "Норд"). Сочи
Открытка. Издание фотохудожественного предприятия управления местной промышленности г. Сочи. Июнь 1959 г.
Очевидно, что в послевоенный период (возможно перед переименнованием в 1953 году) этот катер прошёл полномасштабную модернизацию где практически полностью изменил свой внешний облик. Были заменены не только отдельные детали, но и даже модернизированы целые части корпуса, такие как носовая часть. Если изначально судно имело достаточно старомодный облик, характерный для судов, построенных в 1910-е - начале 1920-х годов, то после модернизации катер принимает очертания судна, характерного для концепций постройки второй половины 1930-х годов, которая оставалось наиболее прогрессивной ещё практически до конца 1950-х годов.
Катер "Юг" (бывшее название - "Норд"). Сочи
Открытка. Издание фотохудожественного предприятия управления местной промышленности г. Сочи. Июнь 1959 г.
Очевидно, что в послевоенный период (возможно перед переименнованием в 1953 году) этот катер прошёл полномасштабную модернизацию где практически полностью изменил свой внешний облик. Были заменены не только отдельные детали, но и даже модернизированы целые части корпуса, такие как носовая часть. Если изначально судно имело достаточно старомодный облик, характерный для судов, построенных в 1910-е - начале 1920-х годов, то после модернизации катер принимает очертания судна, характерного для концепций постройки второй половины 1930-х годов, которая оставалось наиболее прогрессивной ещё практически до конца 1950-х годов.
Re: Сочинские катера
И вновь - фотография исторического Сочинского катера "Норд" (позже - "Юг"), которую нам любезно предоставил Юрий Трифонов:
"Еще одно фото "Норда". Судно на нем в довольно необычном использовании. В июне 1938 года теплоход служил в качестве передвижного агитационного пункта в компании по выборам в Верховный Совет."
Катер "Норд". Сочи. Июнь 1938 года.
Теплоход служил в качестве передвижного агитационного пункта в компании по выборам в Верховный Совет
Юрий, большое Вам спасибо за ещё одну прекрасную фотографию !
С уважением и дружеским приветом
Ян
"Еще одно фото "Норда". Судно на нем в довольно необычном использовании. В июне 1938 года теплоход служил в качестве передвижного агитационного пункта в компании по выборам в Верховный Совет."
Катер "Норд". Сочи. Июнь 1938 года.
Теплоход служил в качестве передвижного агитационного пункта в компании по выборам в Верховный Совет
Юрий, большое Вам спасибо за ещё одну прекрасную фотографию !
С уважением и дружеским приветом
Ян