Лайнер "Сванетия" (1937)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Лайнер "Сванетия" (1937)



Нет, никогда, ничей я не был современник…
О.Мандельштам

Сегодня – 17.04.2007. Ровно 65 лет тому назад, 17.04.1942 в Чёрном Море произошла страшная катастрофа. В результате бомбардировки и торпедирования авиацией ВВС Германии погиб пассажирский лайнер "Сванетия" Черноморского Пароходства. Вместе с ним морская пучина поглотила более 700 человеческих жизней. Пассажирский лайнер "Сванетия" был небольшим но очень красивым и элегантным, прогрессивным для своего времени судном. Это был один из трёх самых современных лайнеров в составе морского пассажирского флота СССР в предвоенное время.


Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "Helsingors J. & M. Helsingoer", Дания.
Строительный номер: 244.
Тоннаж: 4125 BRT.
Дедвейт: 1500 tdw.
Длина судна: 101,0 метров.
Ширина судна: 14,5 метров.
Главная энергетическая установка: двa дизельных мотора "Burmeister & Wain".
Мощность главных двигателей: 5400 лошадинных сил.
Средняя скорость: 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Максимальная скорость: 17 узлов (примерно 31,48 км/час).
Количество винтов: 2.
Пассажировместимость (в 1937 году): 215 человек.
Порт приписки (1937 – 1941): Одесса, СССР.



Изображение
Теплоход "Сванетия" возле побережья Дании. 1937 год

Пассажирский теплоход "Сванетия" был спущен со стапеля в 1936 году, полностью построен, передан заказчику – СССР и введен в эксплуатацию в 1937 году. Сразу же после ввода в эксплуатацию судно взяло курс из Дании на Чёрное Море в свой порт приписки – Одессу.

Теплоход "Сванетия" был очень инновационным и прогрессивным судном для своего времени. Красивые и элегантные очертания форм, рациональные и современные обводы корпуса, отсутствие нагромождений архаичных конструкций оснастки на открытых палубах делали "Сванетию" необычным судном, к такому уровню мировое пассажирское судостроение снова пришло лишь к концу 50-х годов. Это было самым современным пассажирским судном СССР на Чёрном Море до Войны 1941-1945, и одним из трёх самых современных пассажирских судов в предвоенном СССР.

Сначала судно стало совершать рейсы по Крымско-Кавказской линии Одесса – Батуми, а затем стало на Ближневосточную линию Одесса – Александрия. Теплоход "Сванетия" изначально и предназначался для работы на этой международной пассажирской линии, и стал основным пассажирским судном, обслуживавшим её в предвоенный период. Теплоход "Сванетия" был более комфортабельным судном, чем все остальные Советские пассажирские суда на Чёрном Море в то время. Об этом говорит также и большое количество площади пассажирских помещений, приходившихся на этом судне на каждого пассажира – такая низкая пассажировместимость была необычна для Советских пассажирских судов того времени, и по этому показателю теплоход "Сванетия" был уже больше приближён к послевоенным судам типа "Киргизстан" чем ко многим своим ровестникам.

Дальнейшим развитием основных концепций и направлений этого проекта, вероятно, явились два однотипных между собой пассажирских лайнера "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов", построенные несколькими годами позднее для работы на другой Советской международной линии, Ленинград – Лондон.

Наверное, многие Одесские мальчишки той предвоенной поры загорались мечтой о морской романтике, будучи воодушевлёнными этим загадочным судном, современный силуэт которого был обращён в будущее…

В 1941 году, после начала войны, теплоход "Сванетия" был перепрофилирован а затем и переоборудован в санитарный транспорт.

В августе 1941 года "Сванетия" перевезла из Стамбула в Батуми сотрудников Советского посольства в Германии в рамках проведённого тогда обмена на сотрудников посольства Германии в СССР. Сотрудники Советского посольства, генеральных консульств и торговых представительств СССР были доставлены из Германии в Стамбул сухопутным путём ( Турция сохраняла в войне нейтралитет ). После состоявшегося обмена большинство граждан СССР отправились на теплоходе "Сванетия" в Батуми ( лишь посол и несколько высокоранжированных сотрудников отбыли из Анкары в Москву специальным самолётом). Судно шло вдоль самого Турецкого берега ( по специальной договорённости с Турцией, не выходя в нейтральные воды, так как там уже оно могло быть атаковано Германской авиацией или флотом. Эта операция завершилась благополучно.

Сначала, до середины октября 1941 года, судно принимало участие в потдержании сообщения осаждённой Одессы с Крымом и Кавказом, а затем в потдержании сообщения осаждённого Севастополя с Кавказом. При переходах из Севастополя в Новороссийск судно не могло идти вдоль Крымских берегов или на небольшом удалении от них, поскольку они были уже захвачены Германской армией, и оттуда мог произойти как обстрел из орудий или наводка для авиации, так и атака со стороны самих Германских ВВС. Поэтому из Севастополя судно сначала уходило как можно дальше в открытое море, и отойдя уже далеко от Крымских берегов, брало курс на Новороссийск. Это не исключало совсем встречу с авиацией или флотом Германии и её союзников, но, по краиней мере, сильно снижало её вероятность.

17 апреля 1942 года теплоход "Сванетия" и сопровождавший его эсминец "Бдительный" на пути из Севастополя в Новороссийск как раз находились уже на большом удалении и от берегов Крыма и ещё далеко от побережья Кавказа, примерно в центральной части восточной половины Чёрного Моря. На борту "Сванетии" находились 900 раненных. Днём суда были атакованы авиацией ВВС Германии. В атаках участвовали сначала 12, а затем 9 самолетов. От попадания 2 бомб и 2 торпед теплоход "Сванетия" получил сильные повреждения и начал тонуть. Через 40 минут судно затонуло. На эсминец "Бдительный" смогли подобрать из воды и спасти 193 человека. Из находившихся на борту "Сванетии" 900 человек, более 700 – погибли. Эсминец "Бдительный" смог дойти до Новороссийска и туда были доставлены те, кого удалось спасти в катастрофе "Сванетии".

"Сванетия" затонула в точке с координатами 43°00' северной широты и 36°48' восточной долготы. Судно не было поднято, оно лежит на глубине свыше двух километров в сероводородном слое, находящемся на глубине в Чёрном Море, и, скорее всего, уже никогда и никем не будет увидено.

Светлая память всем погибшим...


Ян Пичиневский
Гамбург, 17.04.2007, в день 65-летия гибели лайнера "Сванетия"

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

Интересная статья, повествующая о гибели "Сванетии"(1937). В статье представлена другая фотография лайнера.
Ссылка на статью:
http://wreck.ru/11-12/1.html


Интересная статья, повествующая о биографии лайнера "Сванетия"(1937) после начала Войны 1941-1945 с подробным описанием гибели судна.
Ссылка на статью:
http://fictionbook.ru/author/nepomnyash ... tml?page=8

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

Всвязи с очевидным противоречием двух версий о судьбе теплохода "Сванетия"(1937) в июне 1941 - начале 1942 годов я хочу ещё раз проверить вероятность обозначенных в них событий.

1 версия. Теплоход "Сванетия" перевёз в самом начале войны сотрудников бывшего Посольства СССР в Германии из Стамбула в Батуми.

2 версия. Теплоход "Сванетия" встретил начало войны в Стамбуле и простоял там вне эксплуатации аж до начала 1942 года.


Вопрос. Можно ли как-то достоверно подтвердить то, что теплоход "Сванетия" перевёз в самом начале войны сотрудников бывшего Посольства СССР в Германии из Стамбула в Батуми ? Есть ли точные даты того, когда происходило это событие ?

igor
Новый человек на судне
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 10:25

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение igor »

В Хронике ВОВ на Черном море, вып. 2 (1946 г) СВАНЕТИЯ впервые появляется именно 23.2.42, пришедшая в Поти. До того не мелькает ни разу, в 1941 г. не упоминается вовсе. Это говорит в пользу версии о нахождении в Стамбуле до февраля 1942 г.
Кроме того, в последнем рейсе судно имело на борту только 221 раненого, а плюс к тому 358 чел. из 40-й кавдивизии и 99 пассажиров. Погибло судно от попадания двух торпед, бомб не было. ЭМ БДИТЕЛЬНЫЙ спас 143 человека, но 17 из них вскоре умерли. Указано, что погибло 535 чел., но эта цифра явна неверна - она получена отнятием числа спасенных от общего числа пассажиров, экипаж при этом не учитывается. Либо ошибка в указании загрузки и 99 - число пассажиров и экипажа.
Источник тот же, Хроника.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

igor

Здравствуйте ! Приветствуем Вас на нашем Форуме ! Спасибо Вам большое за интересную историческую информацию !

Оставайтесь с нами !

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

Для взаимосвязи тем о самых современных морских пассажирских судах СССР последнего превоенного периода

В последние предвоенные годы для СССР были построены и введены в эксплуатацию три новых современных для того времени морских пассажирских судна, по прогрессивности своих проектов очень отличавшиеся в положительную сторону от остальных судов тогдашнего морского пассажирского флота страны. Это были однотипные Балтийские турбоэлектроходы "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов"(позже - "Балтика"), порт-приписки обоих - Ленинград (ныне - Санкт-Петрбург) и меньший размерами и неоднотипный ни с какими другими судами Черноморский теплоход "Сванетия"(1937 г. постройки), порт приписки - Одесса:


- тема о турбоэлектроходе "Иосиф Сталин", 1940 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=891

- тема о турбоэлектроходе "Балтика", бывш. "Вячеслав Молотов", 1940 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=1116

- тема о теплоходе "Сванетия", 1937 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=49

начкар
Новый человек на судне
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 май 2014, 17:15

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение начкар »

Приветствую всех! Тема не безразлична, с ноября 2011 года пытаюсь собрать материалы о гибели "Сванетии" , создал целый раздел на ФПД - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?board=245.0 .

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

начкар

Здравствуйте !

Приветствую Вас на нашем форуме, и благодарю за ссылку на очень интересный Форум о "Сванетии". Если Вы не возражаете, я продублирую Ваше сообщение и в разделе "Круизный интернет" здесь же, на нашем форуме.

Оставайтесь с нами !

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

17 апреля 2017 года, исполнилось 75 лет со дня гибели Советского военного транспорта, бывшего в мирное время пассажирским лайнером, теплохода "Сванетия", 1937 г. постройки. Погибли сотни человек.

Форум "Круизник" скорбит по погибшим и выражает глубокое соболезнование их потомкам. Вспомним отдельным словом и Одесский экипаж судна. Погибшее судно до сих пор не найдено на дне Чёрного моря.

В период перед началом Германско-Советской войны 1941-1945 гг "Сванетия" стала самым современным морским пассажирским судном СССР в Чёрном море, красивым и элегантным лайнером передовой прогрессивной конструкции и достаточно загадочной судьбы, многие тайны которой в достаточной степени не разгаданы и по сей день.


ЯнПи
30 апреля 2017 года

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Лайнер "Сванетия" (1937)

Сообщение yan »

О гибели капитана "Сванетии", А.С. Беляева.

"8 сентября прибыли в порт Сухуми, который ещё до нашего прибытия подвергся бомбежке вражеской авиации.
...
Здесь же на причале мы узнали, что во время бомбежки погиб капитан А.С.Беляев, бывший капитан теплохода "Сванетия", спасшийся до этого в числе лишь нескольких человек при гибели теплохода ""Сванетия" в период обороны Севастополя и находившийся в Сухуми на отдыхе."


(описывая события 1942 года)

Стр. 189, глава 10, второй части книги Kапитана Михаила Григора "Море - моя судьба. Воспоминания капитана", выпуска Одесского издательства "Маяк", 1987 года

Ответить