Об этих двух однотипных судах упоминатся совсем редко.
Эта серия, состоящая из двух небольших однотипных судов была сконцептирована в начале 1960-х годов для пассажирских перевозок на Каспийском Море, в первую очередь - между Баку и буровыми платформами-установками, расположенными в открытом море на удалении от побережья в районе Каспийского моря, омывающем Апшеронский полуостров. Суда обладали возможностью причаливания и швартовки а также операций по посадке/высадке пассажиров у недостаточно-оборудованных причальных конструкций. Оба судна обладали возможностью причаливания и при относительно неблагоприятных погодных условиях. Благодаря тому что оба лайнера были дизель-электроходами, они обладали и достаточно высокой манёвренностью. Очевидно, что оба судна обладали возможностью плавания и в широких, относительно глубоких реках.
Оба судна были построены на судоверфи "Волгоградский завод" в городе Волгоград и вступили в эксплуатацию на Каспийском Море для компании "Каснефтефлот":
Дизель-электроход "Бакы", 1962 год постройки, тоннаж судна - 2335 BRT, длина - 82,4 метра, ширина - 13,9 метров, осадка - 3,5 метра, количество дизельных моторов - 4, количество электромоторов - 2, количество винтов - 2, скорость судна - 16 узлов, пассажировместимость - 600 человек
Дизель-электроход "Волгоград", 1963 год постройки, тоннаж судна - 2335 BRT, длина - 82,4 метра, ширина - 13,9 метров, осадка - 3,6 метра, количество дизельных моторов - 4, количество электромоторов - 2, количество винтов - 2, скорость судна - 16 узлов, пассажировместимость - 600 человек
Головным судном серии был дизель-электроход "Бакы". 21.11.1962 в городе Волгоград на "Волгоградском заводе" в торжественной обстановке оно было передано заказчику и в тот же день отправилось из Волгограда в свой порт приписки - Баку. Но уже вскоре было переименновано. Новым названием судна уже в 1963 году стало "Б.К. Баба Заде". Под данным названием судно запечатлено в кинофильме "До новых встреч, Муслим" (СССР, 1963 год).
Портом приписки дизель-электроходов "Бакы"(с 1963 - "Б.К. Баба Заде") и "Волгоград" был Баку. Известно также и то, что оба судна совершали пассажирские рейсы и на других направлениях в регионе Каспийского Моря. Однако, относительно размещения пассажиров на судне существует различная информация: по одним данным пассажиры размещались в каютах, по другим - только в залах, оборудованных креслами или специальными спальными местами.
Пассажирами обоих судов были работники, обслуживающий персонал (и члены их семей), обслуживавшие буровые установки-платформы в Каспийском Море.
Судьба обоих судов известна.
Участник Форума речных путешественников "Мостурфлот" Ant-poc сообщил, что "Б.К. Баба Заде" был выброшен на мелководье острова Нарген в Баку, затем в 2001 году была начата его разделка на металлолом: судно просто перегнали на берег острова и затопили а дальше пошла разделка на металлолом. Начало разделки - 2001год.
Ещё к середине 2000-х годов разделка судна была полностью завершена.
Роман Волков (Новосибирск) сообщил: "Волгоград" в 1988 был передан Каспийской флотилии как опытовое судно ОС-248 и поставлен на переоборудование в запасной командный пункт флотилии. В силу известных событий переоборудование в полном объеме осуществлено не было и в 1997 судно списали.
В том же 1997 году бывший теплоход "Волгоград" был разделан на металлолом.
Таким образом, ни одно из судов этой серии не дожило до сегодняшнего дня.
Представляю уникальную фотографию. На ней запечатлён дизель-электроход "Бакы" в Волгограде, 21 ноября 1962 года. В этот день судно было передано судостроителем заказчику, и отправилось в свой первый рейс из Волгограда в порт-приписки на Каспийском Море - в Баку.
Дизель-электроход "Бакы" в Волгограде, 21 ноября 1962 года, фотографировал Виталий Темнышов
Я благодарю участника Форума речных путешественников "Мостурфлот" Ant-poc и Романа Волкова (Новосибирск) за информацию об последних этапах в биографии дизельэлектроходов "Бакы" (Б.К."Баба-Заде") и "Волгоград" ("ОС-248").
Я благодарю Виталия Темнышова, Одесского энтузиаста флота и ветерана Черноморского и Каспийского судоходства, за информацию о дизель-электроходе "Бакы", за редчайшую фотографию судна и за разрешение её публикации на Форуме речных путешественников.
ЯнПи
Штутгарт, 30.10.2009
Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Модератор: yan
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Дизель-электроход "Бакы". Сталинград (ныне - Волгоград), 28.04.1961. Судостроительный Завод.
Спуск судна на воду. Руководитель спусковой команды на судне - Виталий Темнышов
Редкая и уникальная фотография. На ней заметны элегантные формы корпуса и надстройки нового судна. Судно ещё не достроено, и труба временно находится не на своём месте.
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Дизель-электроход "Волгоград". В процессе постройки.
Волгоградский Судостроительный Завод, Волгоград, 1963 год
Ещё одна уникальная и очень красивая фотография, на которой запечатлена постройка "Волгограда". Элегантность и пропорциональность форм корпуса судов этого типа предстаёт перед нами во всей своей красе.
Большое спасибо Виталию Темнышову (Одесса), предоставившему отличные фотографии и позволившему опубликовать их на нашем Форуме !
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Интересная особенность корпусов - она подсказывает - что суда возможно планировалось еще эксплуатировать на Волге - привальный брус. Для "моряков" деталь вообщем то нехарактерная.
Но вот как мне кажется - визуально - он все же повыше, чем у традиционных волжских теплоходов.
Ян, а нет данных по длине и ширине судна? интересно прикинуть что к чему в сравнении с наиболее крупными речными судами.
Но вот как мне кажется - визуально - он все же повыше, чем у традиционных волжских теплоходов.
Ян, а нет данных по длине и ширине судна? интересно прикинуть что к чему в сравнении с наиболее крупными речными судами.
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Привет, Пётр !
В самом начале этой темы - моя вводная заметка (вводный постинг), и там голубым шрифтом приведены основные данные каждого из этих двух судов.
В самом начале этой темы - моя вводная заметка (вводный постинг), и там голубым шрифтом приведены основные данные каждого из этих двух судов.
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Ян, прошу прощения - проглядел. Собственно я вот о чем - вдоль борта судна идет привальный брус. Причем на том же уровне, что и речных теплоходов. Тоесть суда проектировались с учетом возможности подходить к стенкам речных вокзалов. В то же время - стенки речных вокзалов Волгограда и Астрахани (тоесть речных вокзалов ниже по течению Волгоградской ГЭС) достаточно высоки и в них сделаны спенциальные проемы для подачи трапов с пассажирских пароходов и теплоходов.
Вообщем у меня возник вопрос - зачем судну, с достаточно большой осадкой () возможность подхода к низким стенкам и дебаркадерам на реках. Это при том, что он еще не везде подойти сможет по осадке - к примеру один из лидеров по осадке среди речных пассажирских теплоходов на Волге - теплоходы проекта 301 - у них осадка 3 метра.
Вообщем у меня возник вопрос - зачем судну, с достаточно большой осадкой () возможность подхода к низким стенкам и дебаркадерам на реках. Это при том, что он еще не везде подойти сможет по осадке - к примеру один из лидеров по осадке среди речных пассажирских теплоходов на Волге - теплоходы проекта 301 - у них осадка 3 метра.
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Пётр, приветствую !
Собственно, история создания судов типа "Бакы", точнее цель их создания - достаточно загадочна. С этим связаны определённые загадки.
Как я правильно понимаю, оба судна являются в первую очередь - полноправными морскими пассажирскими судами. Кроме того, очевидно что в предпроектном задании к ним были поставлены достаточно серьёзные требования, с чем и конструкторы и судостроители с успехом справились. Эти суда должны были мочь производить плавания в условиях достаточно сильных морских штормов. Кроме того, они должны были мочь швартоваться возле буровых платформ в откратом море у различных причальных платформ ( понтонных и нет), располагавшихся достаточно низко над поверхностью моря. Такие причальные конструкции находились в открытом море и не были защищены какими-либо защитными сооружениями, которые свойственны морским портам. Конечно же, суда не должны были проводить швартовые операции во время тяжёлых штормовых условий и ощутимого волнения моря. Но они должны были мочь подходить к причальной конструкции и швартоваться при штатном ветре и волнении моря, свойственным открытому морю и отличающемуся от более благоприятных условий морских портов. Таким образом здесь для судов-снабженцев привальный брус - это дополнительный элемент защиты корпуса судов этого типа при швартовых операциях на незащищённых причальных конструкциях в условиях открытого моря.
Во-вторых, оба судна обладали способностью ходить по крупным рекам. Очевидно, что они могли полностью пройти всю реку Волга и прилегающую речную систему между основными морями, которые соединяет эта система, а также проходить по реке Кама до Перми. Врядли, теоретические возможности плавания по реке этих судов были ограничены лишь возможностью посещать Волгу не выше Волгограда. Возможно и для возможности причаливания на реках возле произвольных причальных конструкций на этих судах также предназначался привальный брус.
Я полагаю, что, наверно в долгосрочных планах изначально предполагалось строительство большéго количества судов типа "Бакы" и они должны были, наверно занять нишу универсальных пассажирско-круизных судов, способных без проблем проходить по всей Волжско-Камской речной системе и также без проблем совершать любые переходы в открытом море в бассейнах Чёрного, Балтийского, Каспийского и других прилегающих к Волге морей. Не говоря уже о том, что в те годы такое судно могло быть спроектировано и для оперативного его трансформирования в военно-транспортное судно. Сколько таких судов могло бы быть построено ? Я думаю, что в идеале каждый из крупных городов на Волге и на Каме вполне мог бы обладать до 2-4 таких судов. Такие суда могли бы базироваться и в крупных городах на Днепре. Но, как говорится, в реальности всё сложилось иначе, и по этому проекту было построено всего два пассажирских судна в профиле, так называемых, судов-снабженцев.
Силуеты судов очень элегантны, и их наверняка проектировали не только для того, чтоб построить в серии лишь два судна-снабженца. Таково моё мнение.
А я хочу представить ещё одну очень редкую и уникальную фотографию головного судна этой серии, дизель-электрохода "Бакы". Судно сфотографировал и фотографию любезно предоставил для публикации на нашем форуме Виталий Темнышов, который в те годы был сотрудником судоверфи в Волгограде и во время спуска д/эх "Бакы" на воду руководил спусковой командой на судне. Фотография публикуется впервые.
Дизель-электроход "Бакы".
После завершения постройки судно сдано заказчику. Перед уходом в порт-приписки Баку.
Волгоград, судоверфь. 21.11.1962
Собственно, история создания судов типа "Бакы", точнее цель их создания - достаточно загадочна. С этим связаны определённые загадки.
Как я правильно понимаю, оба судна являются в первую очередь - полноправными морскими пассажирскими судами. Кроме того, очевидно что в предпроектном задании к ним были поставлены достаточно серьёзные требования, с чем и конструкторы и судостроители с успехом справились. Эти суда должны были мочь производить плавания в условиях достаточно сильных морских штормов. Кроме того, они должны были мочь швартоваться возле буровых платформ в откратом море у различных причальных платформ ( понтонных и нет), располагавшихся достаточно низко над поверхностью моря. Такие причальные конструкции находились в открытом море и не были защищены какими-либо защитными сооружениями, которые свойственны морским портам. Конечно же, суда не должны были проводить швартовые операции во время тяжёлых штормовых условий и ощутимого волнения моря. Но они должны были мочь подходить к причальной конструкции и швартоваться при штатном ветре и волнении моря, свойственным открытому морю и отличающемуся от более благоприятных условий морских портов. Таким образом здесь для судов-снабженцев привальный брус - это дополнительный элемент защиты корпуса судов этого типа при швартовых операциях на незащищённых причальных конструкциях в условиях открытого моря.
Во-вторых, оба судна обладали способностью ходить по крупным рекам. Очевидно, что они могли полностью пройти всю реку Волга и прилегающую речную систему между основными морями, которые соединяет эта система, а также проходить по реке Кама до Перми. Врядли, теоретические возможности плавания по реке этих судов были ограничены лишь возможностью посещать Волгу не выше Волгограда. Возможно и для возможности причаливания на реках возле произвольных причальных конструкций на этих судах также предназначался привальный брус.
Я полагаю, что, наверно в долгосрочных планах изначально предполагалось строительство большéго количества судов типа "Бакы" и они должны были, наверно занять нишу универсальных пассажирско-круизных судов, способных без проблем проходить по всей Волжско-Камской речной системе и также без проблем совершать любые переходы в открытом море в бассейнах Чёрного, Балтийского, Каспийского и других прилегающих к Волге морей. Не говоря уже о том, что в те годы такое судно могло быть спроектировано и для оперативного его трансформирования в военно-транспортное судно. Сколько таких судов могло бы быть построено ? Я думаю, что в идеале каждый из крупных городов на Волге и на Каме вполне мог бы обладать до 2-4 таких судов. Такие суда могли бы базироваться и в крупных городах на Днепре. Но, как говорится, в реальности всё сложилось иначе, и по этому проекту было построено всего два пассажирских судна в профиле, так называемых, судов-снабженцев.
Силуеты судов очень элегантны, и их наверняка проектировали не только для того, чтоб построить в серии лишь два судна-снабженца. Таково моё мнение.
А я хочу представить ещё одну очень редкую и уникальную фотографию головного судна этой серии, дизель-электрохода "Бакы". Судно сфотографировал и фотографию любезно предоставил для публикации на нашем форуме Виталий Темнышов, который в те годы был сотрудником судоверфи в Волгограде и во время спуска д/эх "Бакы" на воду руководил спусковой командой на судне. Фотография публикуется впервые.
Дизель-электроход "Бакы".
После завершения постройки судно сдано заказчику. Перед уходом в порт-приписки Баку.
Волгоград, судоверфь. 21.11.1962
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Ян, тут много загадок. Вполне возможно - это был проект серии судов, предназначенных не только для работы на Каспии. Вполне возможно, их могли использовать на Балтийском море (круизы и рейсы с пассажирами вдоль Балтийского побережья СССР), заходы в реку Сайма. Также габарит позволяет проходить по Волгобалту, возможно имелись какие-то планы на Архангельск.
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Судьба пассажирских судов "Бакы" и "Волгоград"
Виталий Андреевич Темнышов, который был сотрудником судоверфи в Волгограде в те годы, когда на ней строились суда "Бакы" (позже - "Б.К. Баба Заде") и "Волгоград", отвечая на мой вопрос о том, как на дизель-электроходах этого типа производилась передача команд из рубки в машинное отделение, сообщил, что изначально на обоих судах не было автоматической системы передачи команд. Он предположил, что возможно, такие устройства на них могли появиться позднее, посколько вскоре после ввода обоих судов в эксплуатацию, в Баку на них был проведен ремонт с некоторыми доработками, одной из которых могла быть автоматическая система передачи команд.