Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Лодьи - свидетельство достаточно высокого уровня развития судостроительного искусства в Кемском Поморье, в равной степени ставшего достоянием карельского народа и новгородцев.
Однако для плаваний в Белом море и продвижения на восток требовались суда, способные преодолевать ледовые поля.
И уже в 16 веке в Поморье начали строить парусники, которые иностранцы называли "круглыми". Как отмечал М.И.Белов в отличие от лодьи, судно, называемое КОЧ, имело яйцевидную форму, наиболее подходящую в условиях, когда льды сжимали корпус. Название КОЧ происходит от слова "коца", означавшего у новгородцев ледяную защиту. До нас дошли изображения коча. Судно имело одну или две мачты и специальную противоледовую обшивку ниже ватерлинии. Форштевень строили овальной формы, руль делали усиленной конструкции. Паруса были по некоторым данным, прямоугольными, площадь их достигала ста квадратных метров. Парусность уменьшали специальными фалами - дрогами. На палубе устанавливали вороты-кочки для снятия судна с мели, средства водоотлива, небольшие карбасы и лодки. Устройство и вооружение коча было достаточно сложным для того времени, от команды и кормщика требовались определенная сноровка и опыт.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 авг 2018, 23:07, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


Поморский коч 16 века. В эпоху тотального книжного дефицита, в самом начале 1980-х увидел я на витрине книжного киоска Витебского вокзала в Ленинграде издание Академии наук СССР, эдакую солидную монографию, которая называется "Мангазея. Мангазейский морской ход". Авторы М.И.Белов, О.В. Овсянников, В.Ф. Старков. Имя доктора исторических наук профессора М.И. Белова было мне знакомо, о Мангазее же знал лишь из курса вузовского учебника. Проштудировав монографию, узнал много интересного. Тема Мангазеи сама по себе объемна и близка мне уже тем, что в освоении "Мангазейского морского хода" участвовали и поморы Карельского берега. Рисунок поморского коча - из указанной книги.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 19 авг 2018, 22:23, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

В седьмой главе вышеупомянутого труда о Мангазее ( стр.108) читаем: "Находки древних судов и наскальных рисунков-редкое явление. На территории нашей страны петроглифы с изображением лодок и судов обнаружены на Кольском полуострове и побережье Белого моря, а также на Чукотке, где найдены наскальные изображения лодок.
Значительно реже суда встречаются в самих раскопках. Судовые части обнаружены при раскопках Великого Новгорода. Даже произведена попытка реконструкции новгородской ладьи 10-12 веков.
В свете сказанного находка морских судов на городище Мангазеи представляется особенно важной. Речь идет о богато представленной коллекции основных частей полярных кораблей - килей, форштевней и ахтерштевней, мачт, шпангоутов, бортовых и палубных досок, пера руля и других деталей полярных судов 16-17 веков. Находки этих вещей позволяют приступить к восстановлению самого древнего русского полярного корабля. К этому надо добавить находку графических изображений мангазейских судов , выполненных на кочевых досках древними мастерами."
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 19 авг 2018, 22:35, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Приведенные фрагменты - материальное подтверждение устройства поморского коча. Именно они помогли судостроителям клуба "Полярный Одиссей" воссоздать и испытать на морских просторах точную копию парусника северных морей.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:15, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

На раскопках городища Мангазеи было обнаружено два экземпляра солнечных часов-компасов. Небольших размеров и овальной формы костяные предметы имели на поверхности циферблат с 12 делениями. В центре овала расположено круглое гнездо диаметром 20-25 миллиметров. Именно поэтому такие часы в Поморье называли МАТКА.
Среди других навигационных инструментов поморы использовали свинцовый лот, один экземпляр которого был обнаружен на городище Мангазеи.


Интересный факт: в финском языке слово МАТКА означает: ПУТЬ, ДОРОГА, ПОЕЗДКА.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:26, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Компасы поморы берегли как зеницу ока . При раскопках Мангазеи археологи нашли несколько футляров от судовых компасов. Небольшие ( 10х15 сантиметров) кожаные футляры на лицевой стороне имели оттиск растительного или геометричекого орнамента. Футляр закрывался на железные застежки, через которые продевался металлический прут.

Западные мореходы все далее проникали на восток в полярных морях. Москва опасаясь, что иностранцы будут ходить в Мангазею, минуя Архангельск, приносивший немалый доход казне, правительственным указом в 1619 году запретила Мангазейский морской ход .Был открыт речной путь в порт на берегу реки Таз. Но иностранцам и сей путь был заказан. В 1672 году царь Алексей Михайлович упразднил Мангазею. Более подробно об этом уникальном поселении в Западной Сибири рассказывает вышеупомянутая монография М.И.Белова и его соавторов
.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 01:18, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Реконструкция коча в музее Красноярска.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:19, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Коч возник на Белом море как промысловое судно, но использовался и для коммерческих плаваний. Именно на кочах уроженец Великого Устюга Семен ДЕЖНЕВ совершил плавание от реки Колымы вокруг Чукотки на реку Анадырь в 1648 году.
В царствование Петра Первого по поморскому судостроению был нанесен жестокий удар. Петр запретил строить традиционно поморские суда. Особым актом было запрещено отправлять из Архангельска грузы на судах "прежнего дела". После смерти Петра Первого, авторитет коча был признан официально. Кочи были построены для Великой Северной ( Сибирской ) экспедиции 1734 года. Постепенно центр поморского судостроения переместился в карельскую Кемь. Там строили "староманерные" суда для промышленников и транспортных рейсов. В 1835 году Иван Иванович Пашин из Архангельска совершил плавание из порта Кола на Мурмане в Петербург. Это было первое появление поморского судна в столице империи.
Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф НАНСЕН при строительстве своего "ФРАМА", судна, способного выдержать сжатие полярными льдами, использовал форму корпуса поморского коча. Нет смысла в этой теме рассказывать про знаменитый трансарктический дрейф "ФРАМА" в конце 19 века. Любой поисковик выдаст про Нансена и его "ФРАМ" массу интереснейшей информации. Замечу лишь, что в 1935 году "ФРАМ" установили на берегу в Осло и сейчас этот исторический корабль является музеем и одновременно - памятником всем судам подобного типа, в том числе и славным поморским кочам.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 22:59, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Я уже упоминал о былой гордости Карельского Поморья - селе Сумский Посад. Ныне село входит в состав российской Карелии, а во времена царские входило в состав Архангельской губернии. Но административное деление - вещь очень условная. Многие исследователи Беломорья признают, что трудно определить грань между поморами русскими и поморами карельскими. А еще, во времена вольных плаваний к беломорским берегам норвегов, заметно здесь в коренном населении и влияние варяжского этноса.
Ныне некогда процветающий Сумпосад утратил все признаки провинциальной самодостаточности и мало чем отличается от запущенных и заброшенных тысяч и тысяч поселений российской провинции.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:03, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

В древние времена Сумпосад был городом ВЕЛИКИЕ СУМЫ. Прилагательное "великий" имели тогда всего несколько городов Руси. Но максимального расцвета Сумпосад достиг в качестве поморского села в 19 веке, когда в 1871 году там открыли мореходное училище. Училище работало до 1952 года. По непонятным для сумлян причинам, его перевели в Клайпеду. А ведь учебное заведение для небольшого городка, а тем более - села - гарантия от запустения. Приведу в пример два городка моей молодости. Первый - Великий Устюг. Там работали и работают доныне речное училище, автодорожный техникум, медучилище и ПТУ. В советское время, когда я там учился, учебных заведений было еще больше. И был Устюг, и доныне остается, городком молодежным, трудно, но активно живущим, это заметно по его сайтам в интернете. Второй городок - место двух моих плавпрактик - Беломорск. Там закрыли единственное учебное заведение - рыбацкую мореходку. Хиреет город, хоть он и райцентр. И это тоже заметно и по его внешнему виду, и по информации в интернете. Кстати, в соседней Финляндии практически во всех городках с населением более 5 тысяч человек есть минимум профтехучилище, а то и колледж. Сумпосад после ликвидации мореходки стал утрачивать свою известность. А ведь гордились сумляне селом не беспричинно: известен Сумпосад был не только как центр малого деревянного судостроения, но и как РОДИНА КАПИТАНОВ. Восемьдесят капитанов вышли из стен Сумпосадской мореходки, в их числе - знаменитый Владимир Иванович ВОРОНИН и ветеран Беломорско-Онежского пароходства капитан дальнего плавания Константин Григорьевич ПРОККУЕВ.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:11, всего редактировалось 2 раза.

Ответить