Военная плавбаза "Смольный" (1907)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5052
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Военная плавбаза "Смольный" (1907)

Сообщение yan »

Плавбаза Балтийского флота
«СМОЛЬНЫЙ»


Изображение
Пароход «TOSNO»

В ходе первой мировой войны для размещения экипажей подводных лодок, а также запасных торпед и предметов снабжения Морское ведомство России 15 мая 1915 года приобрело застигнутый войной в Петрограде английский товаропассажирский пароход «TOSNO».

Судно, построенное в июне 1907 года на верфи «Earle's SB. & Eng. Co., Ltd», Hull (строительный № 532), принадлежало британской компании «T. Wilson, Sons & Co., Ltd», Hull. Оно имело водоизмещение 3200 т, вместимость 2000 брт, длину 96,9 м, ширину 12,3 м и осадку 5,5 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала скорость хода в 12 узлов.

Под названием «ТОСНО» пароход был передан для переоборудования в транспорт-базу подводных лодок на Путиловскую верфь. 12 сентября 1916 года плавбаза «ТОСНО» была зачислена в состав Балтийского флота. Ее вооружение состояло из четырех 45 мм орудий. Экипаж 148 человек.

Обеспечивая в течение первой мировой войны боевую деятельность подводных лодок Балтийского флота, личный состав транспорта «ТОСНО» 25 октября 1917 года перешел на сторону Советской власти. Во время Ледового похода 9 апреля 1918 года, в составе третьего отряда судов, плавбаза на буксире увела из Гельсингфорса в Кронштадт подводную лодку «КУГУАР». С 1 февраля 1919 года транспорт был включен в состав Действующего отряда судов флота Балтийского моря в качестве плавбазы дивизиона подводных лодок. 31 декабря 1922 года плавбаза была переименована. В честь Смольного института, где в дни Октябрьского вооруженного восстания размещался штаб революционных сил Петрограда, судно получило название «СМОЛЬНЫЙ».

3 марта 1925 года Председатель Реввоенсовета СССР, наркомвоенмор М.В. Фрунзе провел на плавбазе совещание балтийских подводников по вопросу строительства советских подводных лодок. С 1937 по 1938 год плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» прошла капитальный ремонт. В 1939 году корабль обеспечивал действия подводных лодок во время военного конфликта с Финляндией. Перед началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года плавбаза дислоцировалась в Усть-Двинске и обслуживала подводные лодки «С-1,3-9» 1-го дивизиона, 1-ой бригады ПЛ КБФ.

С приближением немецких войск к Риге и усилением массированных налетов авиации на корабли плавбаза 28 июня была переведена в Моонзунд на рейд Куйвасте. 1 июля после углубления фарватера плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» вслед за крейсером «КИРОВ» по Моонзудскому проливу была переведена в Таллинн, а позже в Ленинград. Зимой первого года войны плавбазу ошвартовали у гранитной стенки реки Невы напротив Адмиралтейства, помещения которого приходилось снабжать электроэнергией. Рядом с ней зимовали подлодки подшефного 1-го дивизиона. В октябре 1944 года после прекращения военных действий с Финляндией, плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» в составе дивизиона подлодок была передислоцирована в Хельсинки, затем на Ханко и в Турку.

После второй мировой войны судно еще некоторое время служило в качестве плавбазы, позже плавказармы. В конце 60-х годов корабль-ветеран пошел на слом.


© Трифонов Ю.Н. 2002 г.

yan
Staff
Сообщения: 5052
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Военная плавбаза "Смольный" (1907)

Сообщение yan »

Юрий, огромное Вам спасибо и за новую интересную статью, и за то что позволили опубликовать её на нашем Форуме !

Может быть, кто-нибудь из участников или гостей нашего форума сможет поделиться с нами и непосредственно фотографией военной плавбазы "Смольный" (бывш. "Тосно"), принадлежащей к любому времянному периоду биографии судна

yan
Staff
Сообщения: 5052
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Военная плавбаза "Смольный" (1907)

Сообщение yan »

Открытка, на которой изображено судно, очень красива. По ней видно, что пароход совершал рейсы даже в районе побережья Италии - в свою бытность грузопассажирским судном. И даже сам факт того, что была изготовлена цветная открытка с изображением судна - в какой-то степени повышает статус его значимости. Предположу, что оно совершало регулярные рейсы между Британскими островами и Средиземноморьем. Окажись оно на Черноморском побережье СССР в годы этак 1920-ые - наверняка попало бы и в грузопассажирскую эксплуатацию.

Может, кто-нибудь сможет подсказать и изначальную пассажировместимость судна "Tosno" ?

yan
Staff
Сообщения: 5052
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Военная плавбаза "Смольный" (1907)

Сообщение yan »

Аристарх

Здравствуйте !

Огромное Вам спасибо за дополнительную информацию и интересные фотографии судна !

Как можно видеть, это было для своего времени и величины очень необычное, красивое судно, с достаточно лаконичным и рациональным и вместе с тем красивым дизайном надстройки и органично сочетающимися рамерениями надстроечных конструкций и корпуса самого судна.
Последний раз редактировалось yan 30 авг 2022, 14:48, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Сокращение части текста сообщения, потерявшей актуальность после удаления одного из своих предшествующих сообщений в этой теме одним из бывших московских участников форума

Ответить