Был август 2011 года. Вечерний сумрак тихо обнимал озеро и берега.
Тихий вечер бесшумно ласкал воду свежим дыханием наступающей ночи. На засыпающее озеро опустилась тишина отдыхающего от забот дневных предосеннего, огромного и древнего, вечного как мир, хранящего нежную суровую чистоту, полного легенд, преданий и тайн, безграничного Севера.
Так в воспоминаниях о далеком беззаботном детстве прошел день в Кубеноозерье. Мы отдыхали на уютной даче, чтобы наутро вспомнить милые подробности о деревне Шолохово и Кубенском озере. Завтра - рассказ о добром уютном доме. Которого не стало в сентябре 2008 года.
Дом и его хозяева. Начиная с 1920-х годов прошлого века.
В середине 1960-х дом выглядел вот так. На схеме дом обозначен № 38. Сейчас его нет. И соседнего дома тоже нет. Уцелел только дом, что слева. Обозначенный № 21. Он и сейчас жив-здоров и обитаем. Я уже писал, что живет в нем сын прежнего хозяина Николая Павловича Буликова, Александр Николаевич Буликов. Дома, куда приезжал я радостно и гостил с удовольствием, этого дома нет. Восьмого сентября 2008 года он сгорел.
Дом был построен в далеком, очень далеком 1924 году. Над дверью в сени так и было начертано мастером - строителем: "Сей дом построен в 1924 году".
Немного ниже этого дома, правее его, стоял самый старый дом деревни. Он принадлежал отцу Ивана Дмитриевича, торговцу Дмитрию Ивановичу. Так получилось, что в семье, чередуя поколения, менялись имена Иван и Дмитрий. Дмитрий Иванович умер рано. Его сын, Иван Дмитриевич, родился 22 октября 1888 года. Когда стал взрослым, ушел служить в царскую армию. Как рассказывал его сын Дмитрий Иванович: " Служить отец ушел за брата Костю". Костя был старшим и имел несколько детей. Служил Иван Дмитриевич в артиллерии и воевал на протяжении всей первой мировой войны. Была в доме фотография: солдат в фуражке царской армии с подкрученными по моде усами. Нина Ивановна фотографию эту нам благословила... Ниже она есть.
В 1918 году Иван Дмитриевич со службы пришел. Первая мировая закончилась. Призыва в Красную Армию каким -то образом удалось избежать. Женился. В жены взял Августу Николаевну Герасимову. Через год у них родился сын Митя - Дмитрий Иванович. 13 сентября 1919 года.
Кстати, когда ушли из жизни хозяева Дома, в начале 2000-х, когда в Доме царил грустный бесхозный беспорядок, встретилась мне среди бумаг очень старая фотография. Юная Августа Николаевна с подругами. Означена 1916 годом.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 14 июн 2015, 22:19, всего редактировалось 1 раз.
Фотография 1916 года. Августа Николаевна Герасимова - слева. Кто-то пометил ее крестиком. Это для людей посторонних. Я и так знаю, что это Августа Николаевна. Узнаваемый снимок. Августе Николаевне - 25 лет.
Из воспоминаний Дмитрия Ивановича знаю, что у молодой семьи в 1920 году сгорел овин с убранным по осени хлебом. Беда это была для крестьянской семьи большая. Иван Дмитриевич запомнил, что такое пожар на всю жизнь. С огнем обращался всегда очень осторожно. Берег свой дом всю жизнь. Новые хозяева умудрились спалить дом через 4 года владения строением...
Стоит вспомнить об образовании крестьянской семьи. Иван Дмитриевич закончил 4 класса ЦПШ. Августа Николаевна - 2 класса. Читали хорошо и считали тоже. Все годы, какие довелось бывать у стариков в 1960-е годы, помню Ивана Дмитриевича, выписывающего и читающего ежедневно газеты "Сельская жизнь" и "Красный Север". Августа Николаевна ежедневно читала толстенную, в кожаном переплете церковного содержания книгу. Меня тогда такая литература не интересовала вовсе. Августа Николаевна утверждала, что в книге сказано: погибель Руси придет с востока... Кажется, написанное начинает сбываться.
В 1920-е годы Иван Дмитриевич работал плотником. Купил веялку и молотилку. Земли в семье было три пая. Держали коров, молоко носили на молокозавод, сдавали. Мясо оставляли себе. Дмитрий Иванович в записках отмечает, что в 1920-е годы ( 1921 - 1932 г.г.) жили хорошо, каждую неделю пекли белые пироги: наливушки, ягодники, рыбники). Деньги при НЭПе водились. В хозяйстве держали корову, теленка, была лошадь и до десяти овец.
Забегая вперед, отмечу, что корову держали до середины 1960-х, овец Августа Николаевна обихаживала до конца дней своих ( 1984 год).
В 1921 году в семье родился сын Николай. Прожил мальчик всего 9 лет: в 1930 году простудился, заболел минингитом и умер.
В 1924 году у Ивана Дмитриевича и Августы Николаевны родилась дочь Елена. Увы, со здоровьем у девочки тоже были проблемы. Лена постоянно болела, замуж так и не вышла. Прожила она 70 лет. Особенно трудно Елене пришлось после смерти в 1984 году Августы Николаевны. Конечно, живший в Вологде старший брат Дмитрий Иванович приезжал в деревню каждую неделю, но болезненная и привыкшая жить с родителями Лена очень страдала..
Дом и его обитатели. Из фотографий лета 1956 года.
Этот снимок сделан в деревне Шолохово в 1956 году. Дмитрий Иванович, сестренка Вера, родившаяся на Сахалине в 1955 году и Лена. Дмитрию Ивановичу - 37 лет. Елене Ивановне - 32 года.
Из воспоминаний Дмитрия Ивановича:
В 1934 году продали родительский дом и корову и купили ДОМ, который на долгие годы стал родным и Ивану Дмитриевичу с Августой Николаевной, и их детям. Дом купили у брата Августы Николаевны - Дмитрия Николаевича Герасимова.
В семье Герасимовых были, кроме Августы Николаевны сестры: Ира - в 1990-х она еще жила в Вологде.
Валентина - жила в Ленинграде.
Нина - уехала замуж в Махачкалу ( ! ).
Иван Дмитриевич в 1920-е годы летом в Ярославль уезжал.
Димитрий Иванович: "Отец был в Ярославле. Мы поехали косить. Запрягли лошадь в ондрец. Мать правила. Вдруг лошадь задними ногами достала по ондрецу и понесла. Доски вылетели, дети ( Николай, Дмитрий и Лена ) -тоже. Мать направила лошадь на огород и так ее остановила. А лошадь меня за темя укусила... Ладно мать спасла.."
В колхоз Иван Дмитриевич вступил в 1932 году со второго захода. Первыми вступили в колхоз бедняки, безлошадные. Пришлось отдать в колхоз лошадь и корову. Овцы остались дома.
Обобществлялись также не примыкающие к домам постройки ( амбары, риги, овины ).
В колхозе Иван Дмитриевич плотничал. В 1938 году ему исполнилось 50 лет. Поэтому на войну в 1941 году его уже не взяли. Так и работал в колхозе, зимой ловил рыбу.
О рыбалке рассказывать любил. Вот один из эпизодов: Был у них в артели рыбак Репин Николай. Он трубку в зубах держал всегда, даже когда не курил. Опустили невод в прорубь. Николай по карманам стал шарить, трубку искать. А трубка - в зубах. Выругался Коля. Трубка упала в прорубь и утонула...
Иван Дмитриевич с внучкой Верой на крыльце дома. Щолохово. 1956 год.
Здесь Ивану Дмитриевичу - 68 лет. Внучке - годик. Иван Дмитриевич сидит на крыльце, которое мне очень нравилось. Под крыльцом было достаточно просторное для нас, мальчишек, помещение. Правда, нравилось нам там, когда я учился в деревне в 4 классе. Позже Иван Дмитриевич разрешил мне в правом приделе дома, там, где хранилось сено, отгородить небольшую комнатушку. Непременным условием обитания в ней был категорический запрет использования любого огня. Только электрический фонарик. Я с восторгом оборудовал личные аппартаменты и вплоть до времен, когда речные и морские дороги почти разлучили меня с деревней, обитал в своей летней комнатушке все лето...
Снимок 1956 года. Дмитрий Иванович у дома. Пытался я этот снимок улучшить, увы затемнение делает его еще менее просматриваемым.
Дмитрий Иванович о себе. Родился я 13 сентября 1919 года. Тогда сельсовет назывался Шолоховским, а район был Кубено- Озерским. Вологодским район стал уже в 1960-е годы. Какое -то время сельсовет был Борисовским. В 1960-е годы - Новленский сельсовет.
В Школу ходил в Шолохове, она находилась в доме раскулаченного купца Николая Павловича Белоглазова.
До этого ( 1932 год) школа находилась в деревне Острецово ( рядом с Шолохово), в доме Фаины Серышевой. Фаина жила одна.
Когда ходил во второй класс, учительница посылала учить первоклассников.
Только из деревни Котлово ходило в школу человек десять. Чашковские ( деревня Чашково ) ходили в школу в деревню Тарасово.
В Шолоховской школе было три помещения и все были заполнены. Работали три учителя. Мальчишек - сверстников было около 30 человек. А в Котлове было 20 девок и всего три парня. В Шолохове было 10-12 девок, не более.
Играли в игры: летом - городки, лапта, муха, катание колеса, гонка попа.
Купались в прудах и на озере. Ловили карасей в прудах. Прудов в деревне было пять.
Игра "муха": втыкали палку в землю, на нее ставили палку с крючком. Вокруг по диаметру, по кругу около 15 метров - лунки. У лунок стояли мальчишки с палками. Если "муху" не сбили - тот, кто ставил муху, занимал лунку. Ставить "муху" было хлопотно.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 25 сен 2015, 17:38, всего редактировалось 1 раз.
Дом и его обитатели. Из фотографий лета 1956 года.
Моя мама Нина Сергеевна у крыльца дома. Лето 1956 года. Отпуск.
На фото хорошо видна хозяйственная часть дома, два этажа. Внизу находились назем и стая. Назьмом называлась нижняя часть двора, где стояла корова и жили куры. Назем имел земляной пол, но примерно четвертая его часть была заслана нетолстыми стругаными бревнами. На этом настиле на соломе лежала корова. В углу был устроен насест для кур. Часть низа двора была отгорожена стеной, туда вела дверь. Эта часть называлась стая. В стае жили овцы.
Верхняя часть двора была разделена на хозяйственную часть и кладовую. В кладовой стояли сундуки с одеждой, лежали рамки для ульев, стояла медогонка, хранилась разная хозяйственная утварь. Хозяйственная часть составляла две трети верха двора. Здесь стоял большой столярный верстак Ивана Дмитриевича. До сих пор с грустью вспоминаю его рациональное устройство: тиски, клинья, множество стамесок и долот, рубанки и фуганки, уровни, отвесы, коловороты и сверла. Рядом с верстаком стоял огромный кряжик - часть ствола толстой березы диаметром не менее 60 сантиметров и высотой около полуметра. На кряжике удобно было строгать топором, пилить, сверлить.
О нахождении в хозяйственной части говорили: на сарае. На сарае стояло ручное точило, керосинка для приготовления пищи, два ларя для муки, висели сети и хранились косы, серпы, грабли.
На фото - Дмитрий Иванович кроет дранкой крышу двора. Лето 1956 года.
На этой фотографии хорошо виден придел с правой стороны двора. Придел тоже имел два, а точнее, полтора этажа. Рядом с домом этаж был полноценным, но крыша придела постепенно уменьшала высоту и этаж становился полуэтажом. На втором этаже хранилось сено, его выгружали в ворота, что на первом плане и подавали наверх. Внизу тоже лежало сено, его, как находящееся ближе к земле, скармливали в первую очередь. Из придела вели двери и вниз, на назем, и вверх, на сарай. Были двери в огород -загороду.
Дом первоначально был покрыт специальным тесом. Особенностью такого теса было наличие на нем двух канавок для стока воды. Тес фактически лежал в два ряда. Верхняя доска серединой закрывала нижний стык. В 1956 году тесовой кровле исполнилось 32 года. В то время тес такого качества массово уже не пилили. Крестьяне перешли на дранку. Дранку драли прямо в деревне при помощи простого станка и привода от трактора -колесника. Я нашел в сети фотографию такого трактора и в скором времени расскажу про дранку подробнее. Дмитрий Иванович тогда не успел покрыть дранкой весь двор. Иван Дмитриевич еще пару лет в сухое теплое время продолжал эту работу. Когда я учился в 4 классе и оставался в деревне на зиму, охотно помогал весной Ивану Дмитриевичу крыть крышу.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 22 фев 2020, 20:03, всего редактировалось 1 раз.