Вспомнилось, как во время работы над темой про Кубеноозерье в повествовании про село Кубенское прочел: "Наконец-то в местном музее убрали стенды, рассказывающие, что первым населением края были вепсы и меря.."
Жаль. В этом заключается особая прелесть российского севера - в его племенном разнообразии в древние времена. Впрочем, топонимию не обманешь. Река Шуя под Вологдой - типично карельское название. Есть Шуя и около Петрозаводска. И даже в Ивановской области. А Василий Осипович Ключевский - великий русский историк, будучи этническим мордвином, в своих исторических трудах немало внимания уделил финно-уграм. Такие пейзажи навевают древнюю причастность к этому северному миру....
" Пял, Кулгом, Пелус, Наглим.... Сколько их, темных в твоем словаре ! Угры ушли, да остались угоры. Волга. Москва. Как горят на воде темные шапки - прямые укоры. Десять столетий не меркнут они. Бездну печалей таят топонимы. Угры и финны, гони не гони, вечно пребудут, водою хранимы..."
Василий Осипович Ключевский. Курс русской истории. Том первый. Стр. 296:
"На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сел, рек и урочищ. Прислушиваясь к этим названиям, легко заметить, что они взяты из какого-то одного лексикона, что некогда на всем этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и что он родня тем наречиям, на которых говорит туземное население нынешней Финляндии и финские инородцы Среднего Поволжья: мордва и черемисы.
Так и на этом пространстве, и в восточной полосе Европейской России встречаем множество рек, названия которых оканчиваются на - ВА: ПРОТВА, МОСКВА, СЫЛВА, КОСВА..."
"Костромская сторона давно стала символом русской патриархальности и вечного покоя. Если хотят подчеркнуть, что Россия стоит, не поддаваясь злым внешним ветрам, непременно вспомнят или саму Кострому, или какой другой город вроде нее. К сожалению за 20 век советский утюг прошелся по городу во всех направлениях, а внутренняя политика нынешней Москвы, как и везде, превращает некогда цельный костромской народ в серую толпу «дорогих рассиян».
Но многое сохранилось. Нам видится, что человеку который хочет узнать потаенную правду о России, нужно начать с истории заволжской части древней Мерянской земли - Костромы. В ней есть много таинственного. Так например, московский журналист Е.Арсюхин, разбирая костромскую историю, пришел к поразившему его самого выводу, что Смута начала 17-го века, вполне возможно, затеяна стараниями самих Романовых, но это следующая история, а мы начинаем историко-антропологический экскурс в раннюю историю Костромского Заволжья."
Здесь - маленькая выдержка из костромского краеведческого форума...
Ближе к вечеру мы приехали в маленькую деревушку, которую ее обитатели просили не называть. Чужие здесь не ходят. Нет указателя на трассе. Нас встретил двоюродный брат жены и проводил по узкой лесной дороге в деревушку, каких ныне очень мало на бескрайних просторах Северной Руси. Мы были здесь в 2008 году по очень запоминающемуся поводу: здесь раз в пять лет собираются родственники одного исконно костромского рода. Они и хранят эту деревушку от лихих людей, железных безумных заборов и повсеместных живописных помоек.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 21 сен 2018, 23:08, всего редактировалось 2 раза.
Деревенька без названия. Начало сентября 2011 года.
Зимой в деревне живут всего несколько семей. А летом - несколько человек в каждом доме. Много детей. И нет обычных для северных деревень опустившихся бывших крестьян.
Кострома сравнительно недалеко и работающее среднее поколение приезжает в деревушку даже в рабочие дни.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 21 сен 2018, 23:09, всего редактировалось 2 раза.
Деревенька без названия. Начало сентября 2011 года.
Этот дом - самый красивый в маленькой деревне. В нем живет Мастер. Окна и углы украшены умело вырезанным деревянным кружевом. "Я кружева режу, а жена цветы выращивает", - рассказал немногословный хозяин.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 21 сен 2018, 23:10, всего редактировалось 2 раза.