год основания - 862
расположение - Ярославская область, берег озера Неро
До этого я здесь был дважды - в 91-м и 94-м. Тогда город произвел весьма удручающее впечатление. Общий развал в стране многократно отражался на вот таких небольших провинциальных городах. Конечно, нельзя сказать, что в Ростове сегодня все хорошо. Но факт - город производит уже совершенно другое впечатление, нежели 20 лет назад.
Итак - первое упоминание о Ростове Великом относится к 862 году. Причем в записи "Повести временных лет" за 862 год город уже упоминается как существующий:
То есть город древнее. Согласно существующим археологическим данным (Савельев - 1854, Рерих - 1903, Эдинг - 1924-1925, 1929 - 1930, Леонтьев - 1972-1973, 1980) в излучине реки Сара существовало Сарское Городище - на данный момент оно считается самым древним поселением на берегах озера Неро. Наиболее древние свидельства показывают что оно относится к VII веку. Географически оно расположено рядом с селами Деболово и Никольское Ростовского района Ярославской области. От него до озера 5,5 км. Хотя форма берега в этой части озера позволяет предпологать, что в те годы уровень воды был выше и поселение могло распологаться на берегу. Существует две гипотезы возникновения Ростова. Согласно первой, город возник еще в дославянские времена и в последствии в силу своего развития постепенно "перетянул" население Сарского городища (от него до Ростова примерно 16 км - в принципе один неспешный дневной переход). По второй - город с христианской общиной (современный Ростов) существовал паралельно с языческим сарским городищем и если основная коммерческая деятельность проходила на городище, то сам город был основным центром обороны. Можно сказать одно - это один из древнейших город Руси наряду с Новгородом (согласно "официальной" версии - год основания Новгорода - 859) и Киевом (первые славянские поселения на этом месте относятся к V-VI веку, а городом Киев официально стал считаться с 882 года). Опять же - боле менее историю тех лет мы знаем фактически только по "Повести временных лет", да и то - в третьей, 1116-1117 года редакции.Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
в переводе Д. С. Лихачева (редакция 1116 года, Лаврентьевский список).
То что мы сегодня именуем кремлем в Ростове - это митрополичий двор, сооружение которого датируется XVII веком (нынешние сооружения). Форма башен и стен достаточно традиционна. Наиболее древнее в этом районе сооружение - Успенский собор - он построен в 1508-1512 годах
Начинаем движение - от вокзала (здесь авто и жд вокзалы на одной площадке) идет улица Луначарского. Старые дома, которые боле менее сохранились подновили, а уж совсем халупы и развалюхи снесли. В конце концов - турист невольно идет по этой улице - она к кремлю выводит. Вид теперь хоть боле менее пристойный
станция юных туристов разместился в крестьяноском доме - судя по дому хозяин был зажиточный
на Окружной улице, сюда так просто заглянул, наметил планы на будущее
вот такой интересный особняк в стиле модерн
цветущий май. НАдо сказать погодка просто разгулялась. Когда я 12 числа приехал в Москву было весьма прохладно
одно из зданий гимназии им. А. Л. Кекина - одного из представителей весьма богатого купческого рода Ростова
основное здание гимназии
сразу за гимназией начинаются земляные укрепления. Церковь Вознесения Господня на Валах
над торговыми рядами возвышаются церковь Спаса Всемилостивейшего на торгу, звонница и Успенский собор - самый грандиозный храм Ростова - бывший кафедральный собор всей Ростовской Митрополии
между звонницей и обором проглядывает кремль - точнее - митрополичий двор
Звонница Успенского собора
один из входов в собор - цвет - это краска, которая накладывалась на сырую штукатурку при росписи. То есть это краска XVI века
ворота кремля и надвратная церковь Воскресения Христова в Кремле
не спрорю - в московский кремль вход дороже
черемуха во всю цветет
церковь Иконы Божией Матери Одигитрия
Красная палата и пруд с домиком для уток
церковь Иоана Богослова
церковь Григория Богослова
Водяная башня
и панорамный вид с обзорой площадки на Водяной башне
слева озеро Неро, в дали на берегу виден Спасо-Яковлевский Дмитриевский мужской монастырь.
Сам кремль - слева на право: церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сенях, крыша Самуилова корпуса, церковь Григория Богослова, церковь Иоана Богослова, церковь Иконы Божией Матери Одигитрия, надвратная церковь Вознесения Христова в Кремле, за территорией кремля Успенский собор, звонница, церковь Спаса Всемилостивого на Торгу, торговые ряды
здания пивоварни и амбара
галерея соединяет Княжий (слева) терем и Белую палату
здесь галерея соединяет княжий терем и пивоварню, за ней - Дровяная башня
а помнишь, как ты меня гонял? Где-то по этим галереям Юрий Яковлев и Леонид Куравлев бегали от стрельцов. Возможно что как раз в Белой палате Жорж Милославский (Леонид Куравлев) и воскликнул - Эврика! Царские шмотки!
именно здесь, в Ростовском кремле проходили съемки комедийной картины Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию"
вид на озеро Неро с Водяной башни
Церкви Дмитрия Ростовского и Бориса и Глеба
Вид на озеро Неро и Спасо-Яковлевский Дмитриевский мужской монастырь
ворота, выходящие на улицу Каменный мост, за ними - церковь Иоана Богослова
но в отличии от вологодской улицы Каменный мост у ростовской тезки нет никакого моста. Кстати в Вологде Каменный мост - одна из самых коротких улиц.
Успенский собор
местный флот - прогулка со слов водилы (его еще изловить и понять проблема была - акцент у него кошмарный) обойдется в 9 тыщ. Правда вся прогулка или 9000 в час - я так и не понял. Цена сразу отбила желание. За 9 тысяч в час стоя... Это доложу вам грабеж.
Матроскин, точнее местный шкипер. К разговору склоняется за кусок колбасы. Но от пристани не отходит!
теперь отправимся в Спасо-Яковлевский Дмитриевский мужской монастырь, дома по дороге к нему
здесь собственно типичная городская застройка XVIII - XX веков различной степени сохранности. Немало домов с резными наличниками - моя слабость.
здание 1914 года постройки, стиль русская эклектика. Судя по кресту на фронтоне - оно изначально строилось как больница. В настоящее время здание заброшенно. В советские годы в этом здании (со слов местных жителей) размещались различные медицинские учреждения, последним был роддом.
к монастырю выходит улица Энгельса. В ее перспективе за монастырской стеной виден собор Дмитрия Ростовского
барельефы и скульптуры собора
надвратная колокольня
Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом (умер 27 ноября 1392; память — 27 ноября). Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (сейчас над ним — часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию правдной Анны) или Иаковлевским — по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).
Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.
В 1702—1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Приехавший 1 марта 1702 в Ростов по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения — в юго-западном углу храма.
С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему Синоду.
В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765—1836 годах обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём.
В 1760-е годы в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.
Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой. На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами — высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.
В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы.
В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского. Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря — графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).
В 1836 году возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохия (ум. 1824) и архимадрита Иннокентия (ум. 1847), справа — Полежаевых Михаила Михайловича (ум. 1876) и Веры Леонидовны (ум. 1885).
В 1860-х годах был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).
В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители — Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь.
В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.
В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.
В 1909 году возникает традиция перенесения мощей св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель — Н. П. Шереметев), остальное время — в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.
С 27 февраля 1909 года до закрытия обители настоятелем был епископ (впоследствии митрополит) Иосиф (Петровых).
После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.
В 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву
15 апреля 1991 года монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.источник
Впервые в этом монастыре я оказался в 1994 году. Тогда реставрация двигалась крайне медленно. Монастырь тогда выглядел удручающе.
церковь Иакова Ростовского и церковь Зачатия Анны
паперть и собор Дмитрия Ростовского
часовня Иакова Ростовского
юго-восточная башня
церковь Спаса Преображения
вид на озеро Неро со смотровой площадки Югозападной башни
виды Спасо-Яковлевского Дмитриевского мужского монастыря со смотровой площадки юго-западной башни и галереи крепостной стены у южных ворот
но пора переползать на вокзал - ибо если "проморгать" проходящий ярославский автобус - тут можно и застрять (спасибо ЭРжидам)
дома и детали их оформления - все те же наличники
ЗЁБРА!!!
за эти домом находистся гостевой дом "Царевна-Лягушка", а напротив гостиницы - ресторан "Иван Царевич". Да, Ростов теперь считается родиной этой сказочной парочки (когда узнал, не вольно вспомнил "Сектор Газа")
Церковь Покрова Пресявтой Богородицы
Здесь ул. Ленинская переходит в Каменный мост
глянув уже у кремля на часы - шмыгнул в такси и уже через 15 минут ехал в автобусе на Москву.
Теперь о том как добраться до Ростова. Сразу скажу - прямые автобусы есть только на Ярославль. Проходящими - можно из Ярославля, Рыбинска, Костромы, Москвы, Иванова. С поездами все не есть гуд - большинство поездов проходят Ростов без остановки. При покупке билета обращайте внимание на название станции - Ростов-Ярославский! А то отправитесь чего доброго на Дон. Из Москвы поезда идут сюда с Ярославского вокзала, автобусы от автовокзала на Щелковском шоссе (м. Щелковская). Стоимость автобусного билета на май 2014 года - 592 рубля, жд - сидячий - колеблется в пределах 850 - 1100 руб. Пригродные поезда из Ростова идут в Ярославль и (в сторону Москвы) до Александрова. Кстати как вариант - в Александрове на другой поезд или электричку пересесть проще.
____________________________________________________________________
1 - термин "Золотое Кольцо России" появился в 1967 году после одноименного очерка в газете "Советская Россия", написанным искусствоведом Юрием Бычковым