Пассажирский теплоход "Башкирия"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

"Водный транспорт", 9 сентября 1978 года. О теплоходе "Башкирия"

Изображение

К берегам Антарктиды.

В советских антарктических экспедициях еще никогда не участвовала столь большая флотилия, отправляющаяся скоро в дальний путь. Восемь судов возьмут курс в моря Космонавтов, Лазарева, Сомова и Уэдделла, к Берегу Правды, острову Ватерлоо, мысам Беркс и Норвегия. Новую экспедицию на Крайний Юг возглавит заместитель директора Арктического и Антарктического института доктор географических наук лауреат Государственной премии СССР Е.С.КОРОТКЕВИЧ. Корреспондент "Водного транспорта" обратился к нему с просьбой прокомментировать намеченные работы. Вот что рассказал ученый, который в четвертый раз ступит на ледяной материк.

С Балтики и Черного моря к берегам Антарктиды пойдут корабли науки ПРОФЕССОР ВИЗЕ и ПРОФЕССОР ЗУБОВ, дизель-электроходы ледового класса МИХАИЛ СОМОВ и КАПИТАН МАРКОВ, пассажирские лайнеры БАШКИРИЯ и ЭСТОНИЯ, сухогрузный теплоход ВАСЯ АЛЕКСЕЕВ и танкер полярного плавания БАМ.
Последние два судна являются новичками, а остальные уже посещали высокие южные широты. Моряки перевезут на Белый континент около 600 исследователей, тысячи тонн оборудования, снаряжения, строительных конструкций, продовольствия и горючего, самолеты, вертолеты... Научные и транспортные операции охватят огромную акваторию Южного океана.
Очередная, 24-я советская антарктическая экспедиция проведет круглогодичные и сезонные разнообразные наблюдения и эксперименты в области аэрометеорологии, геофизики, глянциологии, океанологии, охраны окружающей природной среды, медицины.
Значительное внимание будет уделено оперативной передаче прогнозов погоды и ледовой обстановки судам и самолетам, совершающим рейсы в Антарктике, дальнейшей автоматизации сбора и обработки научной информации с помощью радиометеорологических и магнитно-вариационных станций, электронно-вычислительной техники. Продолжатся строительно-монтажные работы на ряде советских баз.
Состоятся крупные геолого-геофизические и топографо-геодезические изыскания, начатые три года назад в обширной и малоизученной области горных хребтов и ледников, прилегающей к побережью южной части моря Уэдделла. Отправной базой послужит сезонная станция Дружная на шельфовом леднике Фильхнера. Дизель-электроход КАПИТАН МАРКОВ доставит сюда специалистов и авиаторов. Из обсерватории Мирный в глубь безжизненной снежной пустыни вновь направятся научные санно-гусеничные поезда. Полевые партии выполнят глянциологические и геофизические измерения на ледовом куполе Антарктиды. Ученые, находящиеся на судах ПРОФЕССОР ВИЗЕ и ПРОФЕССОР ЗУБОВ осуществят продолжительные океанографические исследования по программе "Полярный эксперимент - Юг".
На труднодоступной Земле Мэри Бэрд предстоит создать станцию Русская. Для нее выбрано место в районе мыса Беркс на свободном ото льда участке выхода коренных горных пород.Строительством займутся участники рейса судна МИХАИЛ СОМОВ.
На советских станциях останутся зимовать свыше 250 полярников. Возглавит их кандидат географических наук А.Н. Артемьев. Он ранее руководил обсерваторией Мирный и дважды- геофизической базой Восток на Южном геомагнитном полюсе. В нашей экспедиции станут работать специалисты Австралии, ГДР, Польши, США и Чехословакии. Ученые Советского Союза продолжат сотрудничество с зарубежными коллегами из стран - участниц международного договора об Антарктике.


Вел интервью Г, БРЕГМАН.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

"Водный транспорт", 26 января 1980 года. О теплоходе "Башкирия"

Изображение

Дизель-электроход "Михаил Сомов" в Антарктиде. Фото журнала "Морской флот".

Из страны льдов.


Теплоход БАШКИРИЯ идет из Южного океана в Одессу. Экипаж пассажирского лайнера почти два месяца работал у берегов далеких островов и Антарктиды. Вместе с моряками домой возвращаются полярники, зимовавшие на Белой земле.

Когда держали путь в главный научный центр Молодежная, девять суток сопутствовали густые туманы, снегопады и айсберги. Но вот тяжелые льды преградили подступы к морю Космонавтов. Передали на теплоход ПИОНЕР ЭСТОНИИ большую группу будущих новоселов шестого континента. Судно ледокольного типа продолжило переход в район станции, а мы легли в дрейф в 200 милях от побережья. Завершив крупную транспортную операцию, оба теплохода пошли к острову Кергелен, где состоялось рандеву с кораблем науки ПРОФЕССОР ВИЗЕ. Затем мы снова взяли курс на Крайний Юг.
Преодолев в море Дейвиса пояс плавучих льдов, достигли обсерватории Мирный. Это был последний пункт захода. Весь рейд оказался закованным в мощный припай. Ошвартовались у его кромки. По соседству стал и ПИОНЕР ЭСТОНИИ. Началась перевозка людей и грузов вертолетами МИ-8. Они садились на лед в 30 метрах от судового трапа и совершали рейсы из импровизированной гавани в научный городок.
Вскоре припай стал подтаивать, на нем появились многочисленные трещины....
За два дня до отхода выпало серьезное испытание. Сильный шквалистый ветер и зыбь оторвали ледяное поле, у которого мы находились. Наш теплоход быстро понесло к перемещающимся айсбергам.Опасного столкновения удалось избежать благодаря своевременным, умелым маневрам и самоотверженности экипажа, возглавляемого капитаном К.ЛОСКУТОВЫМ. Выполнив задания по плану 25-й САЭ, БАШКИРИЯ первой из ее шести судов покинула ледяной материк.


Э.БОРИСОВ, второй помощник капитана. ( по радио )

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Виталис, спасибо большое за интересное продолжение темы !


И от меня немного, пока - косвенной информации о судне.

1965 год, май - сентябрь (включительно):

на тогдашней экспрессной линии Одесса - Батуми - Одесса в этот период времени теплоход "Башкирия" рейсов не выполнял.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

В период с апреля по сентябрь 1971 года (включительно) теплоход "Башкирия", в числе ряда других судов, выполнил 8 рейсов по Крымско-Кавказской экспрессной линии Одесса - Батуми - Одесса. В рейсы из Одессы лайнер уходил 1, 8 и 15 июля, 6, 13, 20 и 27 августа, 18 сентября. Расписане заходов судна на линии во время тех рейсов 1971 года выглядело следующим образом.

1, 8 и 15 июля, 20 и 27 августа:

1 день. Одесса, отход в 21:00
2 день. Евпатория, 7:00 - 8:00
2 день. Севастополь, 12:00 - 13:30
2 день. Ялта, 18:30 - 20:30
3 день. Новороссийск, 8:30 - 10:00 (в июле) // 7:30 - 9:30 (в августе)
3 день. Туапсе, 15:30 - 16:30 (в июле) // 14:30 - 15:30 (в августе)
3 день. Сочи, 20:00 - 23:30 (в июле) // 19:00 - 23:30 (в августе)
4 день. Сухуми, 5:30 - 8:00 (в июле) // 6:30 - 8:00 (в августе)
4 день. Поти, 12:30 - 13:30
4/5 день. Батуми, 16:30 - 12:00
5 день. Поти, 15:00 - 16:00
5 день. Сухуми, 20:30 - 24:00
6 день. Сочи, 6:00 - 10:00
6 день. Туапсе, 13:30 - 14:30
6 день. Новороссийск, 19:30 - 21:30
7 день. Ялта, 9:30 - 13:00
7 день. Севастополь, 18:00 - 19:00
7 день. Евпатория, 23:00 - 24:00
8 день. Одесса, приход в 10:00

6 и 13 августа, 18 сентября:

1 день. Одесса, отход в 19:00
2 день. Ялта, 9:00 - 15:00
3 день. Сочи, 8:30 - 13:45
3 день. Сухуми, 19:00 - 24:00
4/5 день. Батуми, 7:00 - 24:00
6 день. Сухуми, 7:00 - 11:45
6 день. Сочи, 17:00 - 22:45
7 день. Ялта, 15:45 - 21:00
8 день. Одесса, приход в 11:00

Как видно из этих расписаний, в тот год теплоход "Башкирия" ещё выполнял на линии в основном исключительно пассажирскую функцию - осуществление сообщения между портами. Лишь три рейса были проведены в как бы облегчённом формате - было сокращено количество заходов, увеличена продолжительность стоянки в портах.

Да и вообще заметно, что судно было занято на линии полностью лишь в августе, и почти полностью - в июле. В сентябре был совершён лишь один рейс. В апреле, мае и июне 1971 года рейсов по Крымско-кавказской линии у "Башкирии", видимо, не было вообще.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

1975 год

Благодаря воспоминаниям ветерана ЧМП Аркадия Гринберга, опубликованным в одном из январских и одном из июльских номеров Одесской газеты "Моряк" 1995 года, известно следующее.

В начале года теплоход "Башкирия" совершал рейсы по Ближневосточной линии.

В июле-августе теплоход "Башкирия" совершил рейс (рейсы ?) на Кубу.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

Теплоход БАШКИРИЯ в 1973 году.

http://moryakukrainy.livejournal.com/8743.html

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

Теплоход БАШКИРИЯ в 1980 году.

Изображение

Теплоход БАШКИРИЯ в Одессе. Фото 1980-х.

Газета "Водный транспорт" от 19 июня 1980 года.

Горит Олимпийский факел.

Сегодня в древней Олимпии будет зажжен огонь игр ХХII Олимпиады в Москве. Его путь в нашу столицу пройдет по дорогам Греции, Болгарии, Румынии, по Молдавии, Украине, РСФСР. 18 июля факел будет доставлен в Москву и на следующий день вспыхнет в чаше, установленной на Центральном стадионе имени В.И.Ленина.

В прошлую пятницу от празднично украшенного Одесского морского вокзала вышел в рейс к греческому порту Пирей пассажирский лайнер БАШКИРИЯ. На его борту - огромная красочная надпись "Официальный перевозчик ХХII Олимпийских игр".
Рейс необычный, можно сказать - первый олимпийский. Так во всяком случае считают члены экипажа судна.
- Моряки БАШКИРИИ гордятся тем, - рассказывает начальник Управления пассажирского флота ЧМП Н.Комиссаров, - что им оказано доверие доставить в Грецию колонну сопровождения Олимпийского огня.
Двадцать человек из группы сопровождения и три микроавтобуса РАФ будут доставлены в Пирей, откуда они направятся в Афины.
Перед отплытием заместитель начальника Управления эстафеты и церемоний Оргкомитета ОЛИМПИАДА - 80 Ю. Чемезов рассказал:

- Наша группа сопровождения состоит из 24 человек. Экипаж автобуса ЛАЗ отправился из Одессы сушей. Все машины изготовлены львовскими и рижскими автомобилестроителями специально для сопровождения факельной эстафеты. У них высокие ходовые качества, они отличаются исключительной надежностью, комфортабельностью. В составе группы представители Оргкомитета ОЛИМПИАДА - 80 и ЦК ВЛКСМ, водители, переводчики и связисты, а также хранители огня.
Группу хранителей огня возглавляет главный конструктор олимпийского факела Борис ТУЧИН. Разработанные им и его ленинградскими коллегами факелы не похожи на факелы прошлых Олимпиад. Оригинальной формы, изготовленные из алюминия, они имеют вес всего 700 граммов, могут надежно гореть до десяти минут даже в сильный дождь. Пять тысяч факелов уже разосланы Оргкомитетом по странам, на территории которых пройдет эстафета.

Каждый факелоносец, пронеся Олимпийский огонь один километр, передает его товарищу. При этом у бегунов останутся на память факелы, специальная форма, вымпелы, памятные медали и почетные дипломы Оргкомитета.
Одна из основных обязанностей группы Б. Тучина - хранение дубликатов Олимпийского огня в специально сконструированных лампах, находящихся в автобусе.
- Для меня огромная честь, - рассказал журналистам участник трех Олимпиад и двукратный олимпийский чемпион, председатель Федерации бокса СССР Б.ЛАГУТИН, - быть участником этой группы. Только раз в жизни может представиться возможность участвовать в торжественной церемонии зажжения и сопровождения Олимпийского огня.
За рулем автобусов группы сопровождения первоклассные водители - испытатели. Например, на львовском ЛАЗе - экс-чемпион Европы по фигурному вождению автомобилей С.БОРИН, на одном из РАФов - уже прошедший всю олимпийскую трассу в прошлом году рижский водитель А.ПЕТРОВСКИС.
Одесситы тепло проводили в плавание к берегам Греции участников колонны сопровождения Олимпийского огня.


Е. АЛЕКСАНДРОВ.
Одесса


Вчера в редакцию с борта теплохода БАШКИРИЯ пришла радиограмма. Его капитан К.Н.ЛОСКУТОВ сообщил, что судно благополучно доставило в порт ПИРЕЙ делегацию эстафеты Олимпийского огня. В рейсе члены экипажа теплохода встречались с представителями Оргкомитета ОЛИМПИАДА - 80 и другими членами делегации.
Экипаж БАШКИРИИ награжден дипломом Оргкомитета и памятным вымпелом.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

Газета "Водный транспорт" от 16 декабря 1980 года.

Изображение

Антарктида. Выгрузка оборудования.

Теплоход БАШКИРИЯ в Антарктиде.

Черноморский теплоход БАШКИРИЯ в шестой раз достиг Белого континента. Сюда прибыл многочисленный передовой научный десант 26-й советской антарктической экспедиции, руководимой В. Сердюковым.
Экипаж, возглавляемый капитаном С. РОДИНЫМ, приступил к работе у берегов ледяного материка. Посетили уже станцию Беллинсгаузен, где сменили часть сотрудников. Возобновили плавание в Южном океане. На подступах к морю Уэдделла состоялась первая крупная транспортная операция при встрече с дальневосточным дизель-электроходом КАПИТАН МАРКОВ.
Укрывшись от высокой волны между ледовыми перемычками, легли в дрейф. Спустили мотоботы и в течение шести часов перевезли людей, несмотря на крупную зыбь и снежные заряды.


Э.НАЗАРОВ, первый помощник капитана. ( по радио )

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Виталис, и снова спасибо большое за продолжение публикации интересного материала, освещающего хронику судьбы теплохода "Башкирия" !

И от меня.

В период с апреля по декабрь 1977 года (включительно) теплоход "Башкирия", в числе ряда других судов, выполнил всего 4 рейса по Крымско-Кавказской экспрессной линии Одесса - Батуми - Одесса. В рейсы из Одессы лайнер уходил 2 и 23 июля, 13 августа, 3 сентября. Расписане заходов судна на линии во время тех рейсов 1977 года выглядело следующим образом.

1 день. Одесса, отход в 19:00 (в июле) // в 19:30 (в августе и сентябре)
2 день. Ялта, 9:00 - 15:00 (в июле) // 9:30 - 15:00 (в августе и сентябре)
3 день. Сочи, 8:00 - 13:30
3 день. Сухуми, 19:00 - 24:00
4 день. Батуми, 7:00 - 23:00 (в июле и сентябре) // 7:30 - 23:00 (в августе)
5 день. Сухуми, 7:00 - 11:30
5 день. Сочи, 17:00 - 22:30
6 день. Ялта, 16:00 - 21:00
7 день. Одесса, приход в 11:00

Как видно из этих расписаний, в тот год теплоход "Башкирия" ещё выполнял на линии пассажирскую функцию - осуществление сообщения между портами, но уже только в облегчённом формате. Расписание и конфигурация заходов практически похоже на второе расписание судна за 1971 год, но продолжительность его круговых рейсов сократилась до 6 дней - за счёт сокращения длительности стоянки в Батуми. Теплоход "Башкирия" больше не ночевал в Батуми, а уходил поздним вечером в день прихода - на сутки раньше, чем в аналогичном расписании за 1971 год.

Заметно, что судно выполняло рейсы на линии крайне редко, лишь эпизодически. В апреле - июне и октябре - декабре 1977 года рейсов по Крымско-Кавказской линии у "Башкирии", видимо, не было вообще. Возникает предположение, что, поскольку, судно, в основном, в этот год (1977) могло работать на Ближневосточной линии, то его рейсы по Крымско-Кавказской линии могли быть, как бы, специальным дополнением для возможности покупки сочленённых пассажирских билетов: например, Стамбул - Одесса - Батуми, или например, Ялта - Одесса - Александрия, и т. д. Хотя, это, конечно, пока только предположение.
Последний раз редактировалось yan 03 июл 2014, 00:07, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Исправление ошибки в расписании судна

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

Газета "Водный транспорт" от 03 февраля 1981 года.

До новых встреч, Белая земля !


Изображение

Сухогруз МИХАИЛ СОМОВ у берегов Антарктиды. Фото журнала "Морской флот"

Теплоход БАШКИРИЯ идет из Южного океана в Одессу. Экипаж, возглавляемый капитаном С.РОДИНЫМ, выполнил все задания очередного, шестого антарктического рейса. На черноморском пассажирском лайнере домой возвращаются люди, завершившие зимовку на побережье и ледовом куполе заснеженной земли. Скоро перед моряками и полярниками откроются родные маяки.


Посетив Фолклендские и Южные Шетландские острова, мы продолжили переход в водах Антарктики. Лето ныне тут запоздало, пришлось действовать в сложных навигационных условиях, большей частью среди льдов и айсбергов. Первая операция состоялась в 27 милях восточнее острова Кандлмас из необитаемого Южно- Сандвичева архипелага. При крупном волнении и снегопаде пересадили геологов, геофизиков и летчиков сезонной базы Дружное на ледокольно-транспортное судно КАПИТАН МАРКОВ. Оно пошло в море Уэдделла, а БАШКИРИЯ возобновила плавание. Во время высадки и перевозки полярников на мотоботах высокую выучку показала группа наших моряков, руководимая старшим помощником капитана Э.БОРИСОВЫМ.
Вскоре отдали якорь в бухте Кинг- Эдуард острова Южная Георгия. Персонал английской станции Грютвикен оказал теплый прием. Нас ознакомили с поселком, проводимыми работами и окрестными примечательными местами. Гостями экипажа стали зарубежные коллеги. Пополнив запасы пресной воды, направились в море Космонавтов. На подступах к нему встретились с кораблем науки ПРОФЕССОР ВИЗЕ и приняли свыше 50 новоселов шестого континента.
Когда достигли района Молодежной - столицы советских исследователей Антарктиды, разразился мощный циклон. Редкий в это время года, он охватил огромную акваторию океана и бушевал пять дней. Хотя зыбь разрушила часть ледового панциря, сковавшего поверхность моря, массивный припай все же преградил путь к побережью. Дизель-электроход ледового класса МИХАИЛ СОМОВ и опекаемая им БАШКИРИЯ смогли приблизиться к нашей главной базе лишь на расстояние 65 миль. Тогда экипажи судовых вертолетов МИ-8 начали перевозить на материк зимовщиков и первоочередное снаряжение.
Совместно с МИХАИЛОМ СОМОВЫМ совершили переход к Берегу Правды. Преодолев пояс тяжелых льдов моря Дейвиса, подошли к старейшей советской южнополярной обсерватории Мирный. В последнем пункте захода лайнера авиаторы вновь перекинули "мост" от стоянки кораблей в научный городок. Здесь высадился доставленный нами первый, самый многочисленный десант ученых и специалистов 26-й антарктической экспедиции во главе с ее начальником В.СЕРДЮКОВЫМ. Новая смена приступила к вахте в обсерватории Мирный и на станции Восток у Южного геомагнитного полюса. Участники походов научных санно-гусеничных поездов проникнут в безжизненные районы Центральной Антарктиды. Тут южнополярным летом снова состоятся гляциологические, геофизические, радиолокационные и иные изыскания.
Природа Крайнего Юга своенравна и преподносит любые сюрпризы. Так произошло и на этот раз. Неожиданно на рейде обсерватории пришли в движение айсберги-исполины и обширные поля взломанного припая. Мы временно покинули "гавань" и вышли на чистую воду, легли в дрейф. Когда обстановка улучшилась, вернулись к Берегу Правды. Закончив свою пятую по счету транспортную операцию, распрощались с полярниками Мирного. Флагман экспедиционной флотилии МИХАИЛ СОМОВ вторично провел БАШКИРИЮ сквозь ледовые преграды. Он остался в Южном океане, а мы взяли курс на север, в Черное море. До новых встреч, Белая земля !


Э.НАЗАРОВ, первый помощник капитана.
Борт теплохода БАШКИРИЯ.

Ответить