Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Модератор: yan
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Об этом судне, честно говоря, никогда не приходилось ничего слышать, но судя по определённым косвенным фактам - оно должно было существовать, и при том, вероятно, не позднее 1960-го года. Может, кто-нибудь сможет подсказать нам недостающие сведения о нём.
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Ян, фото середины 50-х, сделаны (судя по приведенным подписям фотографа) в Астрахани. То есть получается, что судно ходило скорей всего на линии Баку - Астрахань. Такая линия была, согласно рассписания на навигацию 1971 года. Но в 71-м на ней стоит "Киргизстан". В рассписании 1971 года в рассписании два пассажирских судна - Киргизстан и Азизбеков. Так же приводится рассписание паромной линии Баку - Красноводск, но там указано, что работают только паромы, названий не приводится.
Но вот что интересно. Все тот же "Справочник пассажира" 1963 года. Указана только одна линия - Баку - Красноводск, работал на ней теплоход "Туркменистан". Других линий нет, но есть тарифная таблица на перевозку пассажиров от порта Баку до портов Красноводск, Махачкала и Астрахань.. Более того, на следующей страницу Схема основных морских линий Каспийского моря. На ней показана линия Баку-Красноводск и маршрут по северу Каспия - Баку - Махачкала - Астрахань (р. Волга) - Баутино - Гурьев (р. Урал).
В "справочнике пассажира" за 1989 год пассажирские линии по Каспийскому морю не указаны.
Так что есть еще одна "темная лошадка" - теплоход "Азизбеков". Собственно он работал в паре с т/х "Гурьев" - проект 543, тип Алупка. Согласно данным, приведенным на сайте fleetfoto.ru - перестроен в яхту и работает под именем Veten. На том же ресурсе п/х Москва указан как танкер. В книге В. А. Пермякова упоминания о таком танкере в пароходстве "Волготанкер" не встречал.
Но вот что интересно. Все тот же "Справочник пассажира" 1963 года. Указана только одна линия - Баку - Красноводск, работал на ней теплоход "Туркменистан". Других линий нет, но есть тарифная таблица на перевозку пассажиров от порта Баку до портов Красноводск, Махачкала и Астрахань.. Более того, на следующей страницу Схема основных морских линий Каспийского моря. На ней показана линия Баку-Красноводск и маршрут по северу Каспия - Баку - Махачкала - Астрахань (р. Волга) - Баутино - Гурьев (р. Урал).
В "справочнике пассажира" за 1989 год пассажирские линии по Каспийскому морю не указаны.
Так что есть еще одна "темная лошадка" - теплоход "Азизбеков". Собственно он работал в паре с т/х "Гурьев" - проект 543, тип Алупка. Согласно данным, приведенным на сайте fleetfoto.ru - перестроен в яхту и работает под именем Veten. На том же ресурсе п/х Москва указан как танкер. В книге В. А. Пермякова упоминания о таком танкере в пароходстве "Волготанкер" не встречал.
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Пётр, приветствую !
Давай, всё же, не будем перегружать побочной информацией тему о судне, о котором информации, кроме двух его фотографий, итак пока практически нет.
Я хотел сказать лишь о том, что начиная с 1961 года на Каспийском море должно было появиться новое (на то время) пассажирское судно, которое должно было носить название - "Москва". Это не стало реальностью, судно, которое должно было получить это название - получило совсем другое, и пока достоверно не понятно, пришло ли то судно в Каспийское море или сразу - в другой бассейн. Но суть не в этом судне - преднамеренно не называю его названия, чтоб не запутывать обсуждение. Суть в том, что начиная с 1961 года на Каспийском море появилась вакансия на такое название ("Москва") для пассажирского судна. Это - одно из косвенных свидетельств. Есть ещё и другие, указывавшие на то, что в этот период времени (с неизвестного года по 1960-ый) на Каспийском море должно было существовать какое-то такое подобное судно.
Что касается линии Баку - Астрахань, то её существования я под сомнение и не ставил. Таковая существовала, как минимум до лета 1980-го года.
Что касается сведений из "Справочника пассажира 1989 года", то следует помнить о том, что в нём многие (если не все) сводки о расписаниях и тарифах морских пассажирских судов, а также линии, на которых они работали, приведены по состоянию на 1986 год.
Но давай дождёмся, может кто-нибудь сможет нам сообщить какую-нибудь информацию о Каспийском пароходе "Москва".
Давай, всё же, не будем перегружать побочной информацией тему о судне, о котором информации, кроме двух его фотографий, итак пока практически нет.
Я хотел сказать лишь о том, что начиная с 1961 года на Каспийском море должно было появиться новое (на то время) пассажирское судно, которое должно было носить название - "Москва". Это не стало реальностью, судно, которое должно было получить это название - получило совсем другое, и пока достоверно не понятно, пришло ли то судно в Каспийское море или сразу - в другой бассейн. Но суть не в этом судне - преднамеренно не называю его названия, чтоб не запутывать обсуждение. Суть в том, что начиная с 1961 года на Каспийском море появилась вакансия на такое название ("Москва") для пассажирского судна. Это - одно из косвенных свидетельств. Есть ещё и другие, указывавшие на то, что в этот период времени (с неизвестного года по 1960-ый) на Каспийском море должно было существовать какое-то такое подобное судно.
Что касается линии Баку - Астрахань, то её существования я под сомнение и не ставил. Таковая существовала, как минимум до лета 1980-го года.
Что касается сведений из "Справочника пассажира 1989 года", то следует помнить о том, что в нём многие (если не все) сводки о расписаниях и тарифах морских пассажирских судов, а также линии, на которых они работали, приведены по состоянию на 1986 год.
Но давай дождёмся, может кто-нибудь сможет нам сообщить какую-нибудь информацию о Каспийском пароходе "Москва".
Re: Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Пётр, спасибо большое, что открыл новую интересную тему, опубликовал редкие исторические фотографии !
На нашу просьбу откликнулся Юрий Трифонов, который прислал для публикации свою статью об этом необычном судне. С удовольствием сейчас опубликую статью Юрия Николаевича о теплоходе "Москва".
На нашу просьбу откликнулся Юрий Трифонов, который прислал для публикации свою статью об этом необычном судне. С удовольствием сейчас опубликую статью Юрия Николаевича о теплоходе "Москва".
Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Юрий Трифонов
Товаропассажирский теплоход
Каспийского государственного морского
пароходства «Москва»
Пароход «Императрица Александра»
По заказу судоходного российского общества «Кавказ и Меркурий» в 1896 году в Спасском затоне на собственном заводе общества был построен почтово-пассажирский пароход «Императрица Александра». Судно водоизмещением 2050 т, вместимостью 1455,98 брт, длиной 74,1 м, шириной 10,35 м и осадкой 4,14 м принимало на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 53 в каютах 2-го класса и 60 в помещениях 3-го класса. Две вертикальные паровые машины двойного расширения общей мощностью 1100 л.с. обеспечивали пароходу скорость хода в 12,0 узлов.
Долгие годы «Императрица Александра», приписанная к порту Астрахань (№ 1972), обеспечивала пассажирские перевозки на Каспии, однако в 1916 году пароход был сильно поврежден во время шторма. После февральской революции 29 апреля 1917 года судно было переименовано и названо . Во время гражданской войны пароход был мобилизован и с 1919 года служил транспортом флотилии белых. В 1920 году транспорт «Москва» был захвачен частями Красной армии и передан Каспмортрану.
С 1922 года пароход входил в состав Государственного Каспийского пароходства, а с 1923 года А/О «Каспар». С 1930 года судно находилось в составе А/О «Совторгфлот».
Во время очередного ремонта в 1930-1931 годах пароход получил новую энергетическую установку - два дизеля по 600 л.с., обеспечивающих теплоходу «Москва» скорость хода в 11,6 узла. С 1934 года судно находилось в составе Каспийского морского пароходства. В 1935 году теплоход принимал на борт 17 пассажиров в каютах 1-го класса, 56 в каютах 2-го класса, 85 в помещениях 3-го класса и 340 палубных пассажиров.
В начале Отечественной войны судно в августе 1941 года было мобилизовано и в качестве корабля ВНОС с названием «ВН-12» включено в состав Каспийской военной флотилии. Его вооружение состояло из двух 45 мм, одного 20 мм орудий, одного 12,7 мм и четырех 11,43 мм пулеметов. С 12 октября 1941 года корабль с прежним названием «Москва» переформировали в транспорт. Он интенсивно использовался в перевозке воинских подразделений и грузов, эвакуировал мирное население. В июне 1942 года «Москва» была передана медицинской службе Каспийской военной флотилии. До расформирования в феврале 1943 года санитарно-транспортное судно «Москва» выполнило 12 эвакуационных рейсов (Баку-Красноводск и Махачкала-Красноводск). Общее количество эвакуированных-4181 человек, в среднем 348 чел за рейс. 24 октября 1943 года судно находилось в порту Красноводска под разгрузкой. Во время пожара взрывчатых веществ, скопившихся на причалах порта, произошла их детонация и взрыв. Теплоход получил тяжелые повреждения.
Теплоход «Москва»
Теплоход «Москва», начало 70-х годов
В 1958 году он был восстановлен на судоремонтном заводе им. Паркоммуны в Баку. На теплоходе установили два дизеля по 800 л.с. Скорость возросла до 13,7 узлов, а вместимость судна увеличилась до 1722 брт. Теплоход теперь мог принимать на борт 18 пассажиров в каютах 1-го класса, 48/8 в каютах 2-го класса, 184 в каютах 3-го класса и 42 палубных пассажира. Экипаж 50 человек. Судно снова вышло на грузопассажирские линии Каспийского моря. В июле 1972 года его списали и вскоре отправили на разборку.
Москва, 2002 год
Товаропассажирский теплоход
Каспийского государственного морского
пароходства «Москва»
Пароход «Императрица Александра»
По заказу судоходного российского общества «Кавказ и Меркурий» в 1896 году в Спасском затоне на собственном заводе общества был построен почтово-пассажирский пароход «Императрица Александра». Судно водоизмещением 2050 т, вместимостью 1455,98 брт, длиной 74,1 м, шириной 10,35 м и осадкой 4,14 м принимало на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 53 в каютах 2-го класса и 60 в помещениях 3-го класса. Две вертикальные паровые машины двойного расширения общей мощностью 1100 л.с. обеспечивали пароходу скорость хода в 12,0 узлов.
Долгие годы «Императрица Александра», приписанная к порту Астрахань (№ 1972), обеспечивала пассажирские перевозки на Каспии, однако в 1916 году пароход был сильно поврежден во время шторма. После февральской революции 29 апреля 1917 года судно было переименовано и названо . Во время гражданской войны пароход был мобилизован и с 1919 года служил транспортом флотилии белых. В 1920 году транспорт «Москва» был захвачен частями Красной армии и передан Каспмортрану.
С 1922 года пароход входил в состав Государственного Каспийского пароходства, а с 1923 года А/О «Каспар». С 1930 года судно находилось в составе А/О «Совторгфлот».
Во время очередного ремонта в 1930-1931 годах пароход получил новую энергетическую установку - два дизеля по 600 л.с., обеспечивающих теплоходу «Москва» скорость хода в 11,6 узла. С 1934 года судно находилось в составе Каспийского морского пароходства. В 1935 году теплоход принимал на борт 17 пассажиров в каютах 1-го класса, 56 в каютах 2-го класса, 85 в помещениях 3-го класса и 340 палубных пассажиров.
В начале Отечественной войны судно в августе 1941 года было мобилизовано и в качестве корабля ВНОС с названием «ВН-12» включено в состав Каспийской военной флотилии. Его вооружение состояло из двух 45 мм, одного 20 мм орудий, одного 12,7 мм и четырех 11,43 мм пулеметов. С 12 октября 1941 года корабль с прежним названием «Москва» переформировали в транспорт. Он интенсивно использовался в перевозке воинских подразделений и грузов, эвакуировал мирное население. В июне 1942 года «Москва» была передана медицинской службе Каспийской военной флотилии. До расформирования в феврале 1943 года санитарно-транспортное судно «Москва» выполнило 12 эвакуационных рейсов (Баку-Красноводск и Махачкала-Красноводск). Общее количество эвакуированных-4181 человек, в среднем 348 чел за рейс. 24 октября 1943 года судно находилось в порту Красноводска под разгрузкой. Во время пожара взрывчатых веществ, скопившихся на причалах порта, произошла их детонация и взрыв. Теплоход получил тяжелые повреждения.
Теплоход «Москва»
Теплоход «Москва», начало 70-х годов
В 1958 году он был восстановлен на судоремонтном заводе им. Паркоммуны в Баку. На теплоходе установили два дизеля по 800 л.с. Скорость возросла до 13,7 узлов, а вместимость судна увеличилась до 1722 брт. Теплоход теперь мог принимать на борт 18 пассажиров в каютах 1-го класса, 48/8 в каютах 2-го класса, 184 в каютах 3-го класса и 42 палубных пассажира. Экипаж 50 человек. Судно снова вышло на грузопассажирские линии Каспийского моря. В июле 1972 года его списали и вскоре отправили на разборку.
Москва, 2002 год
Re: Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Огромное спасибо Юрию Николаевичу Трифонову не просто за оперативный внеплановый отклик, за то, что фактически открыл для нас такое необычное и бывшее до сегодняшнего дня загадочным, историческое судно, пассажирский лайнер "Москва", 1896 года постройки !
Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Расписание движения теплоходов "Туркменистан" и "Москва"(1896) и тарифы на линии Баку - Красноводск - Баку в период с мая по сентябрь 1962 года. Это полное расписание данной морской пассажирской линии в указанный период.
Коллекция Яна Пичиневского
Коллекция Яна Пичиневского
Re: Пароход Каспийского пароходства "Москва"
Согласно справочника Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945" М. ВИ. 1988 стр441 п/х "Москва" с 28.8.41 по 12.10.41 был переименован в ВН-13, а не ВН-12, как ошибочно говорится в статье о пароходе.До 28.8.41 под этим номером был п/х "Спартак".
Re: Пароход Каспийского пароходства "Москва"
sang
Здравствуйте !
Мы рады Вам на нашем форуме, большое спасибо внимание и уточнение !
Оставайтесь с нами !
Здравствуйте !
Мы рады Вам на нашем форуме, большое спасибо внимание и уточнение !
Оставайтесь с нами !