Юрий Трифонов
Товаропассажирский теплоход
Каспийского государственного морского
пароходства «Москва»
Пароход «Императрица Александра»
По заказу судоходного российского общества «Кавказ и Меркурий» в 1896 году в Спасском затоне на собственном заводе общества был построен почтово-пассажирский пароход
«Императрица Александра». Судно водоизмещением 2050 т, вместимостью 1455,98 брт, длиной 74,1 м, шириной 10,35 м и осадкой 4,14 м принимало на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 53 в каютах 2-го класса и 60 в помещениях 3-го класса. Две вертикальные паровые машины двойного расширения общей мощностью 1100 л.с. обеспечивали пароходу скорость хода в 12,0 узлов.
Долгие годы «Императрица Александра», приписанная к порту Астрахань (№ 1972), обеспечивала пассажирские перевозки на Каспии, однако в 1916 году пароход был сильно поврежден во время шторма. После февральской революции 29 апреля 1917 года судно было переименовано и названо

. Во время гражданской войны пароход был мобилизован и с 1919 года служил транспортом флотилии белых. В 1920 году транспорт «Москва» был захвачен частями Красной армии и передан Каспмортрану.
С 1922 года пароход входил в состав Государственного Каспийского пароходства, а с 1923 года А/О «Каспар». С 1930 года судно находилось в составе А/О «Совторгфлот».
Во время очередного ремонта в 1930-1931 годах пароход получил новую энергетическую установку - два дизеля по 600 л.с., обеспечивающих теплоходу «Москва» скорость хода в 11,6 узла. С 1934 года судно находилось в составе Каспийского морского пароходства. В 1935 году теплоход принимал на борт 17 пассажиров в каютах 1-го класса, 56 в каютах 2-го класса, 85 в помещениях 3-го класса и 340 палубных пассажиров.
В начале Отечественной войны судно в августе 1941 года было мобилизовано и в качестве корабля ВНОС с названием
«ВН-12» включено в состав Каспийской военной флотилии. Его вооружение состояло из двух 45 мм, одного 20 мм орудий, одного 12,7 мм и четырех 11,43 мм пулеметов. С 12 октября 1941 года корабль с прежним названием «Москва» переформировали в транспорт. Он интенсивно использовался в перевозке воинских подразделений и грузов, эвакуировал мирное население. В июне 1942 года «Москва» была передана медицинской службе Каспийской военной флотилии. До расформирования в феврале 1943 года санитарно-транспортное судно «Москва» выполнило 12 эвакуационных рейсов (Баку-Красноводск и Махачкала-Красноводск). Общее количество эвакуированных-4181 человек, в среднем 348 чел за рейс. 24 октября 1943 года судно находилось в порту Красноводска под разгрузкой. Во время пожара взрывчатых веществ, скопившихся на причалах порта, произошла их детонация и взрыв. Теплоход получил тяжелые повреждения.
Теплоход «Москва»
Теплоход «Москва», начало 70-х годов
В 1958 году он был восстановлен на судоремонтном заводе им. Паркоммуны в Баку. На теплоходе установили два дизеля по 800 л.с. Скорость возросла до 13,7 узлов, а вместимость судна увеличилась до 1722 брт. Теплоход теперь мог принимать на борт 18 пассажиров в каютах 1-го класса, 48/8 в каютах 2-го класса, 184 в каютах 3-го класса и 42 палубных пассажира. Экипаж 50 человек. Судно снова вышло на грузопассажирские линии Каспийского моря. В июле 1972 года его списали и вскоре отправили на разборку.
Москва, 2002 год